Вияние социальных сетей на развитие подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 23:29, курсовая работа

Краткое описание

социальная сеть - Это социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются и социальные объекты, и связей между ними. Этот термин получает широкое распространение, и во второй половине XX века становится общеупотребительным в английском языке

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
§1.Характеристика социальных сетей……………………………………5
§2. Изучение интересов молодежи к социальным сетям………………
§3. Положительное и отрицательное влияние социальных сетей на развитие подростков …………….………………………………….…….
§ 4. Методы защиты от негативного влияния социальных сетей на современных подростков ………..………………………………………
Заключение………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Зырина О Влияние социальных сетей на развитие подростков.docx

— 406.24 Кб (Скачать файл)

Основными пользователями социальных сетей является молодое поколение, что объясняется их общей зависимостью от Интернета, развлечений и в то же время серьезной потребностью в общении с другими индивидуумами. Именно социальные сети дают возможность совместить и те, и другие желания нашего подрастающего поколения, а потому среди именно этой категории населения их популярность особенно велика. Пребывание в сети дает возможность ощутить себя в роли творца, пересоздать собственную жизнь и окружающий мир. Здесь можно  выбрать для себя любую роль, надеть любую маску и ваш собеседник возможно никогда не узнает, кто за этой ролью, маской. Можно стать любимым положительным героем или злодеем, проигрывая положительные или отрицательные качества своей натуры. Возможность не открывать себя делает подростков абсолютно защищенными и позволяет пробовать «примерять» себе разные роли, безнаказанно оскорблять и говорить непристойности, выступать с критическими высказываниями – самоутверждаться, как только может.

Таким образом, молодое поколение начинает чувствовать себя более раскрепощённо и непосредственно, чем в реальной жизни, где они скованы определенными социальными ролями, предъявляемыми требованиями и нормами. Социальные сети помогают в самореализации, самопознании, помогают заводить новые знакомства без обязательств, именно поэтому пользуются большой популярностью среди молодого поколения.

 

 

§2 Изучение интересов  молодежи к социальным сетям

XХI век - век высоких технологий выводит на совершенно новый уровень развития наше общество: обмен информацией, общение между людьми, способы построения отношений, поиск работы, да собственно и сама работа, отдых переходят из реального мира в мир виртуальный.

 Темпы роста всемирной сети  Интернет высоки и продолжают  динамически нарастать как за  счёт увеличения количества пользователей  во всех регионах земного шара, так и за счёт роста объёмов  информации в самом Интернете,  ставшим удобным способом удовлетворения  многочисленных и разнообразных  потребностей современного человека. Присутствуя практически в каждом  доме, Интернет значительно расширяет  наши возможности – особенно  это касается так называемых  социальных сетей, которые с  каждым годом приобретают все  большую популярность.

Можно сказать, что социальные сети, выступая особым социальным пространством, являются той сферой, где трансформируются традиционные формы социализации и  социальных отношений, а общение  как вид досуговой занятости  становится возможным не в традиционном виде непосредственного живого общения, а приобретает черты простой  коммуникации. В сети человек может  быть таким, каким он хочет казаться, но не является таковым на самом деле. В связи с тем, что  социальные  сети имеют большую популярность среди современной молодежи, было проведено комплексное исследование на  выявление популярных социальных сетей и на зависимость от них. Объектом анкетирования является молодёжь в возрасте 12-15 лет. Целью анкетирования было определение степени влияния социальных сетей на процесс становления личности.

Задачи исследования состояли в  следующем:

1. Исследовать, знает ли молодёжь о понятии социальная сеть

2. Выяснить, в каком возрасте первый раз зарегистрировались.

3. Выяснить, как часто посещают социальные сети

4. Выяснить сколько времени в  среднем тратят на социальные  сети.

5. Узнать какие сайты социальных  сетей наиболее популярны.

6. Проанализировать с какой целью  молодёжь посещает социальные  сети.

7. Выяснить считает ли молодёжь  общение в сети достойной заменой  реальному общению  

8. Определить помогают ли социальные  сети решать проблемы молодёжи.

9. Проанализировать какие темы наиболее популярны в интернет-общении среди молодежи.

10. Узнать, как предпочитает проводить  свободное время современная  молодежь

11. Выяснить, как бы расходовали  свое свободное время молодые  люди если бы не было социальных  сетей.

Основным инструментом исследования является анкета, состоящая из 16 вопросов, которая позволяет решить поставленные задачи. В анкетировании в соответствующих пропорциях по критерию возраста и пола приняли участие 55 человек.

Анализ результатов анкетирования показал, что на сегодняшний день социальные сети занимают значительное место в жизни современной молодёжи. Об этом свидетельствуют данные, полученные в ходе исследования. Так абсолютно все опрошенные (100%) имеют представление о том, что такое социальная сеть и регулярно ими пользуются. Большинство из опрошенных -  76,4 % посещают социальные сети и во время учебы. Чтобы установить на какой возраст приходился пик популярности социальных сетей для участников опроса, им предлагалось указать возраст, когда они впервые зарегистрировались в социальных сетях. Большинство участников опроса зарегистрировались впервые в социальных сетях 11-12 лет.

При ответе на вопрос: «Как часто вы посещаете социальные сети?» большинство  ответили, что посещают социальные сети несколько раз в день – 80%. Только 9,1 % опрошенных, посещают сети только один раз в день; лишь 5,5 % заходят несколько раз в неделю; всего лишь 3,6%  посещают сети только один раз в неделю; и 1,8% не пользуются социальными сетями. (см.Рис.1.)

 

Рис.1. Распределение ответов респондентов на вопрос «Как часто Вы посещайте социальные сети?»

 

Результаты опроса говорят о том, что практически повсеместная доступность различного рода социальных сетей привела к тому, что молодые люди практически все свое свободное, да и не только свободное, но и рабочее время, проводят  online: общаются, ищут информацию, организуют досуг и т.п. При этом интересно, что подобное распределение одинаково соответствует всем возрастным категориям и полу.

Для того чтобы выяснить сколько  же времени молодые люди тратят на социальные сети в день, им предлагалось ответить на вопрос: «Сколько времени  вы проводите в социальных сетях?»  При анализе результатов опроса: ответы были различными. Так - 29,1% опрошенных проводят в сети от 5 до 30 минут, и  примерно столько же опрошенных 25,5% проводят в сетях более 3 часов. Примерно равное количество опрошенных, проводят в сети от 1-3 часов. И лишь 1,8% не пользуются социальными сетями. (см.Рис.2.)

Рис.2. Распределение ответов  на вопрос: «Сколько времени вы проводите  в социальных сетях?»

Интересным фактом является то, что юноши проводят в сети времени меньше чем девушки. Так среди юношей 42,8%  проводят в социальных сетях от 5 до 30 минут и лишь 14, 3% проводят в социальных сетях более 3 часов. Среди девушек 32,4% проводят в социальных сетях более 3 часов; и 20,6% от 5 до 30 минут.(см. Рис.3.)

Рис.3. Распределение в  гендерной специфике ответов на вопрос: «Сколько времени вы проводите в социальных сетях?»

Среди социальных форм включенности в Интернет лидирует увлечение  социальными сетями 87,3% опрошенных. В настоящее время социальные сети  настолько прочно захватили умы посетителей Глобальной сети, что стало сложно найти человека, который хотя бы один раз не слышал о таких ресурсах, как «Одноклассники», «В контакте» и др. Действительно, можно назвать это поколение «поколением социальных сетей». Ресурс практически оптимально удовлетворяет потребность в общении, поиске новых знакомств и обмене информацией. Между тем подобного рода сайтов намного больше, чем может показаться. Фактически на данный момент обзавестись своей личной социальной сетью стремятся все крупные порталы, а некоторые уже сделали это. На самом деле стремление объединить людей, раскиданных временем по разным частям не только страны, но и мира, можно оценить как положительную тенденцию.

Второе место по популярности занимают сайты рекомендаций или сайты –поисковики – 26,6%.

Так же в результате анализа было установлено, что основной целью  посещения социальных сетей молодёжью  является общение с другими людьми: так ответило 70,9% опрошенных; 45,5% ищут полезную информацию; 32,7% заходят в  социальные сети ради развлечений.(см.Рис.4.)

В сумме должно быть 100%, а здесь намного больше, что-то не так

Рис.4. Распределение ответов  на вопрос: «С какой целью Вы посещаете  социальные сети?»

Несмотря на то, что 80% так 80 или 70,9??опрошенных посещают социальные сети для того чтобы общаться с другими людьми, реальное общение среди молодежи приветствуется больше. Так при ответе на вопрос: «Какое общение Вы предпочитаете?» все опрошенные ответили, что они предпочитают реальное общение виртуальному.

Ещё одним подтверждением того, что  социальные сети занимают в жизни  современных людей не последнее  место говорит то, что большинство  опрошенных – 60% прибегают к помощи социальных сетей при решении  проблем. (см.Рис.5)

При опросе: «Помогают ли вам социальные сети решать проблемы?» при положительном  ответе просилось указать, каким  образом социальные сети помогают решать проблемы. Основными причинами использования  социальных сетей в решении своих  социальных проблем, для тех, кому они  действительно помогают, являются –  во-первых, вариант ответа «так проще

сформулировать свои мысли», на втором месте – предоставляется  возможность подумать, и понятие  того, что в виртуальности всё  легче и проще, чем в реальном мире – и на третьей позиции  располагается мнение, что в виртуальном  мире можно скрыть свои эмоции. Так  же указывали на то, что в виртуальном  мире всё проще свести к шутке, проще обмануть собеседника. 

 

Рис.5. Распределение ответов  на вопрос: «Помогают ли Вам социальные сети решать проблемы?

 

Некоторые респонденты заявили, что только в виртуальности они могут быть собой. К тому же, среди причин использования социальных сетей в качестве помощника в решении своих проблем указывались такие: так проще общаться с друзьями, которые сидят дома, возможность пообщаться с человеком, которого не знаешь, и который не знает всех твоих проблем. С одной стороны можно считать что это, плюсы общения в социальных сетях, но, если проанализировать эти результаты, то можно понять, что все эти положительные моменты на самом деле являются негативными. Ведь всё это отрывает людей от реального общения, так необходимого для развития человека как полноценной личности. Так же это учит людей не борьбе в решении своих проблем, а путям пассивности и ухода от проблемы.

Интересным является тот факт, что  подавляющее большинство молодых  людей - 87,3% ничего серьёзного не обсуждают  в сети, а просто болтают с друзьями и знакомыми. На втором месте – 27,3% обсуждение проблем связанных с  учебой. Третье место занимает обсуждение взаимоотношений между полами – 9.1%. (см.Рис.6.)

Рис.6. Распределение ответов  на вопрос: «Какие темы вы чаще всего  обсуждаете в социальных сетях?»

 

Интересным так же является и  то, что в зависимости от пола меняются и темы обсуждения в сетях. Так 44,1% опрошенных девушек обсуждают  в сетях проблемы с учебой; 14,7% обсуждают вопросы моды и стиля; 11,7% обсуждают взаимоотношения полов  и вопросы культуры. Среди юношей лидирующую позицию занимает просто общение  с друзьями-90% (см.Рис.7)

А как это просто общение ни о чем??? Это же нонсенс

Рис.7. Распределение ответов юношей и девушек на вопрос: «Какие темы вы чаще всего обсуждаете в социальных сетях?».

Выяснив, какие темы чаще всего  молодые люди обсуждают в социальных сетях, необходимо  подробнее остановиться на ценностях в жизни молодёжи. Система ценностных ориентаций, выражает отношение человека к социальной действительности.

В связи с этим предлагалось ответить на вопрос: «Укажите, что для вас  является наиболее ценным в жизни?»

Первое место занимает здоровье – 47.1% респондентов, второе место занимает любовь – 33,1% респондентов; третье место занимает дружба – у 9,1% респондентов, так же с жизни современная молодежь стремиться к независимости – 7,1% респондентов. (см.Рис.8)

Рис.8. Распределение ответов  на вопрос: «Укажите, что для Вас  является наиболее ценным в жизни?»

 

Для более глубокого анализа рассматривалась зависимость ответов по вопросу «Что является для Вас наиболее ценным в жизни» в сравнении ответов юношей и девушек. И в результате было выявлено, что ценности практически совпадают. Так для мужского пола главную тройку ценностей составляют – во-первых, здоровье, во-вторых –любовь, и на третьем месте -дружба. Для респондентов женского пола на первом месте стоят –любовь, на втором месте – здоровье, и на третьем – дружба.

Так же нас интересовало, что является наиболее ценным не только в жизни, но и виртуальном мире. В результате оказалось, что ценности не совпадают. Так в виртуальном мире тройку лидеров ценностей открывают -  отношения с людьми (любовь) – 29,7%. На втором месте - дружба – 23,1% и замыкает тройку лидеров ценность честности – 15,2. Помимо этого 14,4% затруднились ответить, что для них является ценным в виртуальном мире. 9,7% ответили, что и в виртуальном мире для них ценным является здоровье.  Подобные результаты ещё раз доказывают, что социальные сети нужны молодым людям только для развлечения и простого общения на не серьёзные темы. (см.Рис.9)

Рис.9. Распределение ответов  на вопрос: «Укажите, что для Вас  является наиболее ценным в виртуальном  мире?»

Очевидно различие ценностей в виртуальном мире для юношей и девушек. Для мужского пола на первом месте стоит – любовь – 66,6%, на втором –дружба – 23,8%, и на третьем – здоровье19%. Для женского пола на первом месте – дружба-32,3%, на втором месте – честность20,6%, на третьем –любовь – 11,7%.

Для того, чтобы оценить состояние  зависимости от социальных  сетей  у современной молодежи, им предлагалось ответить на вопрос: «Как Вы предпочитаете  проводить своё свободное время?» -78,2% опрошенных сказали, что они  предпочитают свое свободное время  проводить в компании друзей. На втором месте – прослушивание  музыки – 43,6%; третье место занимает – общение в социальных сетях  – 38,2%. По результатам опроса можно  сделать вывод, молодежь 20-22 лет предпочитает реальное общение виртуальному. Хорошо бы сравнить с подростками, ведь о них писали в 1 параграф, но это потом. Так же довольно большое количество опрошенных, сказали, что в свободное время предпочитают смотреть телевизор – 36,4%; и посещать кинотеатры и клубы – 34,5%. Варианты ответов, как чтение книг и посещение музеев, набрали чуть больше 10%. (см.Рис.10.)

Информация о работе Вияние социальных сетей на развитие подростков