Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 19:08, контрольная работа

Краткое описание

Одна из задач обучения рисованию в детском саду – научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением изображаемого предмета и оценивает их. Представления, нужные для рисования, образуются в процессе восприятия. Исследования Н. П. Сакулиной показывают, что необходимо учить детей определенному способу восприятия предмета, его обследованию. Однако для того чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 57.11 Кб (Скачать файл)

1.Введение.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Ее решение должно начаться уже в дошкольном возрасте.

Как известно изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ.

Одна из задач обучения рисованию в детском саду – научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением изображаемого предмета и оценивает их. Представления, нужные для рисования, образуются в процессе восприятия. Исследования Н. П. Сакулиной показывают, что необходимо учить детей определенному способу восприятия предмета, его обследованию. Однако для того чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения. Как отмечает Т.С. Комарова: "Можно было бы думать, что движения, направленные на выполнение рисунка, в достаточной степени организуются самим процессом изображения. Однако это не так: технике рисунка детей следует обязательно учить".

Таким образом, освоение техники детьми дошкольного возраста – самостоятельная и важная задача.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие  ребенка дошкольника.

 
           В   формировании   личности   ребенка   неоценимое   значение   имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка,вырезание  из  бумаги  фигурок  и   наклеивание   их,   создание   различных конструкций из природных материалов и т.д. Такие занятия дарят детям радость познания,  творчества.  Испытав  это 
чувство однажды, малыш  будет  стремиться  в  своих  рисунках,  аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.  Изобразительная  деятельность  ребенка,  которой  он  только  начинает 
овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.     Но  чтобы  развить  у  каждого  воспитанника  творческие способности, заложенные  природой,  педагог  должен  сам  разбираться  в  изобразительном искусстве,   в   детском   творчестве,   владеть необходимыми    способами художественной деятельности. 
       Изобразительная  деятельность  дошкольников  как  вид  художественной деятельности  должна  носить  эмоциональный,  творческий характер.  Педагог должен создавать для этого все условия: он прежде  всего  должен  обеспечить эмоциональное,    образное    восприятие   действительности,    формировать эстетические  чувства  и  представления,  развивать  образное   мышление   и воображение,  учить  детей способам  создания  изображений,  средствам   их выразительного исполнения. 
      Процесс  обучения  должен  быть   направлен   на   развитие   детского 
изобразительного  творчества,  на  творческое   отражение   впечатлений   от 
окружающего мира, произведений литературы и искусства. Рисование, лепка,  аппликация  –  виды  изобразительной  деятельности, 
основное  назначение  которой   –   образное   отражение   действительности. 
Изобразительная  деятельность  –  одна  из  самых   интересных   для   детей 
дошкольного возраста. 
      Изобразительная деятельность –  это  специфическое  образное  познание 
действительности.  Как  всякая  познавательная  деятельность  имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение  умением   изображать   невозможно   без   целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения.  
Для  того  чтобы  нарисовать,  вылепить какой-либо  предмет,  надо  предварительно  хорошо   с   ним   ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей. 
       Для умственного развития  детей  имеет  большое  значение  постепенное 
расширение  запаса  знаний  на  основе  представлений  о  разнообразии 

форм пространственного  расположения  предметов   окружающего  мира,   различных величинах, многообразии оттенков цветов.  При организации восприятия  при  организации  восприятия  предметов  и 
явлений  важно  обращать  внимание  детей  на  изменчивость  форм,   величин (ребенок и взрослый),  цветов  (растения  в  разные  времена года),  разное пространственное расположение  предметов  и  частей  (птица  сидит,  летает, клюет  зерна,  рыбка  плавает  в  разных направлениях   и   т.д.);   детали конструкций также могут быть расположены по-разному. 
      Занимаясь  рисованием,   лепкой,   аппликацией   дети   знакомятся   с 
материалами  (бумага,  краски,  глина,  мел  и  др.),   с   их   свойствами, 
выразительными возможностями, приобретают навыки работы.  Обучение   изобразительной   деятельности   без   формирования   таких 
мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. На основе сходства предметов  по  форме  возникает  общность  способов 
изображения  в  рисунке,  лепке.  Например,  чтобы  слепить  ягоду,  орешек, 
неваляшку, яблоко или цыпленка (предметы имеющие  круглую  форму  или  части круглой  формы),  необходимо  раскатать   кусочки   пластилина  или   глины кругообразными движениями. 
      Способность анализа развивается от более общего и  грубого  различения 
до  более  тонкого.  Познание  предметов   и   их   свойств,   приобретаемое 
действенным путем, закрепляется в сознании. 
На занятиях по изобразительной деятельности  развивается  речь  детей: 
усвоение  и  название  форм,  цветов   и   их   оттенков,   пространственных 
обозначений  способствует  обогащению  словаря;  высказывания   в   процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также  при рассматривании иллюстраций, репродукций  с  картин  художников  положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. 
      Как указывают психологи, для осуществления разных видов  деятельности, умственного развития детей  большое  значение  имеют  те качества,  навыки, умения,  которые  они  приобретают  в  процессе  рисования,   аппликации   и конструирования. 
       Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний  об  ихсвойствах и качествах, форме, цвете,  величине,  положении  в пространстве. Дети определяют  и  называют  эти  свойства,  сравнивают  предметы,  находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. 
       Таким образом,  изобразительная  деятельность  содействует  сенсорному 
воспитанию и развитию наглядно-образного мышления.  Детское  изобразительное творчество  имеет  общественную  направленность.  Ребенок  рисует,   лепит,конструирует не только для себя, но и для  окружающих.  Ему  хочется,  чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали.

       Общественная  направленность  детского   изобразительного   творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают  явления  общественной жизни. Значение  занятий  изобразительной  деятельностью  для   нравственного 
воспитания заключается также в том, что в  процессе  этих  занятий  у  детей 
воспитываются нравственно-волевые качества: потребность  и  умение  доводить начатое до конца,  сосредоточенно  и  целенаправленно заниматься,  помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п. 
Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей  доброты,  справедливости,  для  углубления  тех благородных  чувств, которые возникают у них. 
       В  процессе  изобразительной  деятельности  сочетается  умственная   и 
физическая активность. Для создания рисунка,  лепки,  аппликации  необходимо приложить усилия,  осуществить  трудовые  действия,  овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность  дошкольников  учит  их  преодолевать трудности,  проявлять  трудовые  усилия, овладевать   трудовыми   навыками. 
Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти,  к  следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества  – желание получить результат, создать определенное изображение. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых  разнообразных  работ, приобретают  ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными. 
      Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием  таких  волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка.  У  детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию  трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к  занятиям и уборке рабочих мест. 
      Основное значение изобразительной деятельности заключается в том,  что она является средством эстетического воспитания.  В  процессе  изобразительной  деятельности   создаются   благоприятные 
условия для развития эстетического восприятия и эмоций,  которые  постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие  формированию  эстетического отношения к действительности. Непосредственное   эстетическое   чувство,   которое   возникает   при восприятии красивого предмета,  включает  различные  составляющие  элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма. 
      Для эстетического воспитания детей и для развития  их  изобразительных 
способностей   большое   значение   имеет   знакомство   с    произведениями 
изобразительного искусства. Яркость, выразительность  образов  в  картинках, скульптуре,  архитектуре  и  произведениях  прикладного  искусства вызывают эстетические переживания, помогают  глубже  и  полнее  воспринимать  явления жизни и находить образные выражения  своих впечатлений  в  рисунке,  лепке,аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
3. Методика проведения обследование предметов.

 
       В связи с задачами развивающего обучения определены место и характер использования наглядных и словесных методов и приемов. Ведущими, главными в обучении изобразительной деятельности дошкольников являются наглядные методы. Среди наглядных методов и приемов выделяют следующие: наблюдение, рассматривание предмета (обследование), образец, показ картины, показ способов изображения и способов действия.  
        Обследование – целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно – двигательным и зрительным путем. 
Благодаря обследованию предмета у детей формируется представление о нем, которое ложится в основу изображения. То есть смысл обследования в формировании представления об изображаемом предмете. как правило обследование используется при затруднениях в изображении отдельных предметов. Обследовать можно игрушки предметы быта, природы. При изображении человека можно обследовать игрушку – куклу, можно рассматривать фигуры детей. То есть обследование – это целенаправленное рассматривание предмета, который необходимо изображать. 
Однако, смысл его не только, а может быть, не столько в решении сиюминутной изобразительной задачи. Более глубокий и важный смысл – в освоении ребенком самого способа обследования как способа познания окружающего. Овладение самим способом и дает ребенку относительную свободу и самостоятельность в познании. 
        Зрелая изобразительная деятельность немыслима без целенаправленного аналитико-синтетического восприятия окружающего. будущих художников учат смотреть не по житейски, а так что бы грамотно профессионально изображать. Дошкольника невозможно научить зрелому сенсорному, художественному видению, но помочь ему видеть предмет, его изобразительные признаки возможно и необходимо. 
Итак, обследование – метод обучения и в тоже время одна из задач обучения.  
В разных видах изобразительной деятельности цели обследования будут различными. Перед любым видом деятельности воспитатель обращает внимание детей на форму, размер, положение предмета, а затем непосредственно перед занятием рисованием выделяет контур, части предмета, уточняет цвет, если он является характерным для данного предмета. Перед лепкой обследуется объемная форма со всех сторон, слитность и расчлененность ее массы. Для конструирования важно пропорциональное соотношение частей, связь их между собой. 
        Сам процесс обследования включает несколько этапов. В своем исследовании Н. П. Сакулина предлагает пять последовательных этапов: 
восприятие предмета в целом:

- воспитатель в яркой, образной форме дает общую характеристику предмета; 
- обследование с анализом (вначале выделяются крупные части, затем - мелкие, определяется их форма); 
- определение строения предмета — соотношение крупных и мелких частей; 
выделение цвета; 
- рассматривание вновь всего предмета в целом. 
       Конечно, такое деление процесса восприятия на этапы условно и не всегда все они присутствуют в восприятии. Это зависит и от опыта детей, и от стоящих перед ними задач. При повторном изображении такого детального обследования не требуется, проводится только зрительный анализ изображаемого предмета или возможно только словесное описание, а затем дети изображают по представлению, без натуры. 
Для воспитания способности вычленять и находить обобщенные формы в предметах одного вида важно пользоваться сравнением. Сопоставление одного предмета с другими помогает выделению общих признаков. Например, у всех деревьев направление ствола вертикальное, ветви расположены под углом к нему; у большинства животных туловище овальной формы. Восприятие формы предмета познается как зрительно, так и с помощью осязания. Надо учить ребенка глазом или движением руки последовательно охватывать одну часть за другой, обрисовывая контур. В младших группах обязательно включать движение руки, которое поможет детям и при рисовании. У старших детей движения более координированы и подчинены контролю зрения, для них вполне доступно зрительное восприятие контура, они могут проследить основную линию контура. Дети четырех лет не могут этого сделать, их внимание переходит от одной детали к другой, что затрудняет правильное изображение предмета. Легче всего выделяется такой признак формы, как округлость. Воспринимается она осязанием, что положительно сказывается на создании округлых форм в лепке. В рисовании или аппликации восприятие рукой всей массы круглой формы предмета менее эффективно, чем обведение округлости по контуру. 
Движения, производимые при восприятии предмета с гранями, носят другой характер. Здесь они имеют остановки, перерывы на углах, после чего изменяется направление движения. Такое обследование формы, начиная с одночастных несложных предметов, можно проводить с детьми первой младшей группы. Для более старших ребят надо чаще включать зрительное обследование. 
         Это положение вполне объясняется данными психологии о различной роли зрения и осязания на разных этапах возрастного развития ребенка. Если для младшего дошкольника большое значение в познании формы имеет осязание, то у старшего дошкольника ведущим является зрительное восприятие, а рука служит вспомогательным органом. 
Восприятие величины доступно в простых формах уже младшему дошкольнику. Он легко определяет понятия «большой» или «маленький» там, где эта разница значительна. В рисунке величина изображается им в большей части случайно. Произвольная передача величинных соотношений доступна детям старшего возраста (5—6 лет) благодаря развитому зрительному контролю. Восприятие величины, включающее вопрос о пропорциональных соотношениях, также требует и зрительного, и осязательного способов обследования. Причем показатели зрения, осязания должны проверяться в сравнении зрительным путем и действенным — прикладыванием одной части к другой. Вопрос о пропорциональности частей в предмете связан с восприятием строения, конструкции предмета. Важно научить вычленять из целого части, их соотношения между собой (и пропорциональные, и по положению в пространстве). 
Восприятие пространственных отношений с целью дальнейшего их изображения — наиболее сложная задача для освоения детьми. Целенаправленное восприятие пространства проводится с детьми старшей и подготовительной групп, причем легче ими осваивается, если процесс восприятия проходит одновременно с рисованием.  
Восприятие цвета оказывает большое эмоциональное воздействие на ребенка, хотя часто и не относится к числу существенных признаков. Поэтому не всегда надо при обследовании выделять его специально. Но в то же время цвет является в рисунке, аппликации одним из главных выразительных средств. И когда дети хорошо обследуют все другие свойства предмета, надо обратить их внимание и на цвет. В цветовых отношениях дети также могут усвоить эталоны, по которым в дальнейшем будут ориентироваться. Исследования по сенсорному воспитанию показали, что уже в 5 лет дети способны запомнить и выделить при восприятии все цвета спектра, а в 6—7 лет они могут понять, как высветлить насыщенный тон до получения разнообразных оттенков.  
        Педагог должен внимательно подходить к отбору объектов для рассматривания и изображения по всем темам программы. Этот принцип должен учитываться при подборе объектов изображения и определении объема изобразительных умений и навыков для детей каждого возраста. Из всего многообразия жизненных явлений отбираются темы, доступные их пониманию и изображению. Учебный материал в программе расположен с учетом постепенного нарастания сложности объектов изображения от близких, хорошо знакомых ребенку предметов ко все более широкому кругу предметов и явлений. 
В младшем возрасте это отдельные предметы, хорошо знакомые детям, которые они не только зрительно воспринимали, но могли подержать в руках, ощупать их форму, ощутить вес: карандаш, мячик, баранка, флажок, лопатка и др. Все эти предметы очень просты по форме. Изображать предметы, воспринятые издали, мимолетно или со слов взрослого, младший дошкольник не может, так как представления о предмете неточны, внимание неустойчиво и ему недостаточно для создания цельного, ясного образа только зрительных или только слуховых восприятий. 
Простота первых объектов для изображения необходима потому, что только такие несложные формы доступны для восприятия и воплощения в силу неразвитости руки и неумения провести анализ предмета. Все эти моменты не позволяют вводить в программу изображение предметов, имеющих в строении три части. 
Если дети младшей группы могут выделить лишь некоторые признаки предмета, то в средней группе они определяют основные признаки формы, цвета, в старшей и подготовительной группах находят не только основные признаки данного вида, но и характерные детали.Поэтому содержание программного материала по общим для всех групп темам (изображение деревьев, домов и т. п.) будет различным в зависимости от возраста. Например, для младшего возраста при изображении деревьев программой ставится задача передать вертикальное направление ствола и горизонтальное направление ветвей. Для средней группы задача усложняется — дети должны передать толщину ствола и ветвей, цвет листьев летом и осенью. В старшей группе они должны показать в рисунках форму ствола, расположение ветвей у лиственных и хвойных деревьев, цвет ствола, листвы. В подготовительной группе при выполнении данного задания необходимо показать разницу в форме и строении деревьев разных пород, индивидуальные различия у деревьев одного вида, сделать штриховку или раскраску ствола и кроны различными цветами. Так, постепенно от передачи нескольких признаков предмета дети переходят к сложным формам изображения. 
Принцип расположения материала от простого к сложному находит отражение и в отборе объектов изображения.   Например, для младших групп рекомендуется изображение предметов, имеющих простую форму (ленточка — длинная горизонтальная линия, баранка — замкнутая округлая линия, флажок — прямоугольник, соединенный с прямой линией, и т. п.). Анализ этих предметов очень несложен, он доступен трехлетнему ребенку. 
В средней и старшей группах изображаются предметы и явления, более сложные по форме и содержанию.  Обследование предметов имеет некоторые особенности в зависимости от возраста детей, а значит, их возможностей в восприятии и изображении. 
Дети младшего возраста изображают предметы одночастные, форму передают обобщенную, приближающуюся к геометрической фигуре – эталону. Поэтому и содержание обследования очень простое – вычленение формы, цвета. 
        В средней группе при обследовании обращается внимание на строение предмета. Важна так же ориентировка в пространстве, и воспитатель словом уточняет расположение предмета(наверху, внизу, с одной стороны, с другой стороны)Особенно тщательно должно быть обследование предметов, форму которых дети изображают впервые. Дети средней группы в силу большего сенсорного опыта могут быть активнее при обследовании. Важно побуждать их действовать жестом и вслух называть части, формы и т.д. Со средней группы у детей возникает и больше возможностей  к выявлению связей, зависимостей между внешним видом и назначением предмета, его частей и другими его признаками, к обобщению предметов по признаку формы. 
      При обследовании предметов детьми старшего возраста в связи с усложняющимися задачами изображения следует обращать внимание на отношение частей в предмете по ширине, длине, высоте. Основную форму дети передают обобщенно, приближая ее к соответствующей форме геометрической фигуры. Характерный облик предмета создается благодаря включению в изображение некоторых деталей, элементов движения. 
      В подготовительной группе особенно важно в процессе обследования обращать внимание на разнообразие предметов одного типа, учить детей видеть их выразительность, своеобразие. Нужно пояснить детям смысл обследования. В работе с самыми старшими дошкольниками методика обследования зависит от многих факторов: от общего сенсорного развития детей и умения обследовать предметы с целью изображения; от задач изображения; от уровня изобразительных умений и других факторов.

Информация о работе Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка дошкольника