Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 23:12, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – выявить педагогические условия, обеспечивающие эффективность использования подвижных игр с правилами для формирования воли детей 5-6 лет.
Объект исследования – подвижные игры правилами детей 5-6 лет.
Предмет исследования – влияние подвижной игры с правилами на формирование воли детей 5-6 лет.
Гипотеза – если использовать подвижные игры с правилами, то формирование воли у детей 5-6 лет будет происходить более интенсивно.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ПРАВИЛАМИ………………………………………………..……………………7
1.1 Теоретические подходы к проблеме формирования воли у детей 5-6 лет………………………………………………………………………………...7
1.2 Сущность понятий воли и особенности её формирования у детей 5-6 лет.…………………………………………….……………………………….….16
1.3 Роль подвижных игр с правилами в формировании волевых качеств дошкольников. ………………………..…………………………………18
1.4 Условия, обеспечивающие формирование воли в проведении подвижных игр с правилами у детей 5-6 лет…………………………………………….……………………………………...21
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ……….………………….27
2.1 Организация и методика исследования.……………………………………..27
2.2 Анализ полученных результатов исследования …………………….…..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..…………...35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….……..36
- учить ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата.
- спрашивать с ребенка результат работы, проверять, отмечать успехи (поощрять).
Выделяют основные направления в развитии воли дошкольника, на которые следует обратить особое внимание. Это развитие целенаправленности действий, определение соотношения между целью действий и их мотивом и возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий. Следует похвалить ребенка за проявленное волевое усилие, помощи при затруднении, при неудаче — выразить уверенность в конечном успехе, помочь добиться его. Ведь в формировании целенаправленности он очень важен. Развитию воли способствуют разные виды деятельности дошкольника и прежде всего — игровая. Каждая игра требует выполнения правил, которые имеются подвижных играх. Подчинение им вырабатывает у детей выдержку, терпение, самостоятельность, настойчивость, самоограничение и другие волевые качества.
Выводы по главе
Многое в нашей жизни происходит по правилам, которые сначала бессознательно, а потом и сознательно усваивает ребенок. Поэтому сознательное действие по правилу означает, что ребенок не только знает, что и как нужно делать, но и хочет все делать правильно. В период старшего дошкольного возраста начинают формироваться основные волевые качества личности: упорство и настойчивость, которое понимается в стремлении достичь необходимого, в том числе успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам; решительность, характеризующаяся как отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь; выдержка, то есть, отсутствие горячности в поведении при возникновении конфликта, устойчивое проявление способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, не поддаваться искушению; а также самостоятельность, ответственность, дисциплинированность.
Без волевых качеств и
твердого характера нельзя добиться
постоянного успеха. Большой интерес
для формирования волевых качеств
дошкольников в процессе обучения представляют
подвижные игры с правилами, которые
заставляют думать, предоставляют возможность
ребенку проверить и развить
свои способности, включают его в
соревнования со сверстниками. Участие
дошкольников в подвижных играх
способствует их самоутверждению, развивает
настойчивость, стремление к успеху
и различные мотивационные
Для того чтобы игра дошкольника способствовала развитию волевых качеств это должна быть: игра по правилам или с правилами; коллективная, партнерская игра, в которой партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые; в ней должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии; в игре должна ставиться цель – выиграть (т.е. это всегда либо соревновательная игра, либо игра-достижение).
Формирование волевых
качеств дошкольника является одним
из условий его развития в обучении.
Необходимо взаимодействие педагогов
и родителей по программе формирования
волевых качеств детей. Спонтанно
развиваемые волевые качества могут
влиять на появление аффекта
Поэтому формирование волевых качеств старших дошкольников в процессе игровой деятельность процесс сложный, многогранный и длительный. В нем должны быть задействованы и педагоги, и психологи, и родители.
Глава 2. Исследовательская работа по формированию волевых качеств личности у дошкольников в процессе опытно-экспериментального исследования
2.1 Организация и методика исследования
Опытно – экспериментальная работа по изучению влияния подвижной игры с правилами на формирование воли детей 5-6 лет проводилось на базе ГУО «Ясли-сад №43 с углубленным направлением в работе (эстетическим) города Барановичи», среди воспитанников старшей группы. Выборка испытуемых составила 20 человек, из них 11 девочек и 9 мальчиков.
Эксперимент проходил в три
этапа: констатирующий, формирующий
и контрольный. На констатирующем этапе
дети были поделены на две подгруппы:
экспериментальную и
При выполнении диагностических методик необходимо выполнять несколько основных правил, без которых результаты исследования не будут достоверными:
Цель констатирующего этапа – выявить уровень сформированности воли детей 5-6 лет.
На данном этапе нами проводилась методика "Не подглядывай", с целью выявления уровней развития таких волевых качеств как упорство и целеустремленность.
Ребенку сообщалось, что ему принесли интересную игру, но, прежде чем начать в нее играть, нужно подождать, пока к игре будет приготовлено все необходимое. Главное – не подглядывать, что делает взрослый, "а то будет неинтересно играть". Ребенку предлагалось посидеть 3 мин с закрытыми глазами, а в это время создавалась видимость активной подготовки к игре (перекладывание деталей конструктора, стук). Через 3 мин ребенок получал обещанную игру. Если дошкольник не выдержал и открыл глаза раньше, делался вид, что нарушение правил не замечено, и игра отдавалась ребенку. Если дети все 3 мин не открывали глаза, испытание продлялось до 4 мин, но не более.
При обработке результатов учитывалось время, которое смог выдержать каждый ребенок, не открыв глаза (время ожидания), и количество подглядываний каждого ребенка. Затем подсчитывалось, сколько детей выдержали 3 минуты, затем 2 и 1 минуту, также подсчитывалось количество подглядываний по группе.
Полученные результаты сравнивались со стандартными оценками уровней:
I высокий уровень – время ожидания более трех минут, ни одного подглядывания;
II средний уровень – время ожидания от 2 до 3 минут, 1-2 подглядывания;
III низкий уровень – время ожидания менее 2 минут, более 3 подглядываний.
Данные, полученные в результате проведения методики "Не подглядывай" отражены в таблице 1 (см. Приложение А).
Диаграмма 2.1 – Результаты исследования по Методике «Не подглядывай»
Цель формирующего этапа – апробировать эффективность использования подвижных игр с правилами для выявления их влияния на развитие воли детей 5-6 лет.
На данном этапе нами было проведено исследование с экспериментальной группой детей, где использовались следующие подвижные игры с правилами:
«Не давай мяч водящему».
Все играющие встают в круг на расстоянии вытянутых рук. Один назначается водящим. Он идет в середину круга. У стоящих по кругу большой мяч. Играющие перебрасывают мяч в разных направлениях по воздуху и по земле с тем, чтобы водящий не мог коснуться мяча. Водящий, бегая в середине, круга, стремится дотронуться до мяча, находящегося в воздухе, на земле или в руках у кого-либо из играющих. Если водящему удается коснуться мяча, то на его место идет ребенок, при броске которого мяч запятнан. Водящий становится на его место.
Правила игры. Мяч можно перебрасывать по воздуху (не выше поднятых вверх рук), и перекатывать по земле. Если мяч вылетит из круга, то играющие должны быстро поднять его и, вернувшись на свои места, продолжать игру.
«Ловля бабочек».
Воспитатель выбирает четырех
играющих, это — дети с сачками.
Остальные играющие — бабочки. Дети
с сачками отходят в сторону.
Около них воспитатель
Правила игры. Пойманным считается тот, кого дети сумели окружить и обхватить сомкнутыми руками. Ловить, можно только по сигналу воспитателя «Лови!».
«Огородники»
Дети строятся в 2–3 колонны по 6 человек за линией на одной стороне площадки. Стоящие первыми в колоннах держат в руках по 5 небольших кружков, вырезанных из картона или сделанных из ивовых прутьев. У вторых детей в руках – ведерки с мелкими кубиками или камешками, у третьих – ведерки с песком, у четвертых – лейки, у пятых – пустые ведерки, шестые – без инвентаря. На расстоянии 5–6 м от линии, за которой стоят дети, проведена еще одна черта. По сигналу воспитателя стоящие в колонне первыми бегут ко второй линии, раскладывают за ней кружки – как бы делают лунки – на расстоянии шага один от другого. Затем быстро возвращаясь в конец своей колонны, на ходу дотрагиваются рукой до стоящих вторыми. Вторые игроки бегут за линию и кладут в каждый кружок по кубику или камешку («сажают картофель»). Стоящие третьими бегут и сыплют в каждый кружок горсть песка («удобряют посадки»). Четвертые игроки подбегают с лейками и делают имитационные движения, как бы поливают каждую посадку. Пятые бегут с ведерками, «собирают урожай» (складывают в ведра кубики) и возвращаются в конец колонны. И, наконец, последние быстро собирают кружки. Выигрывает та колонна, которая быстрее «посадит овощи» и «соберет урожай».
Правила: начинать игру по сигналу воспитателя; не бежать, если еще не дотронулся предыдущий игрок; раскладывать предметы аккуратно.
«Не ошибись».
Несколько играющих кладут (каждый себе) палочки длиной 40 см и встают от них справа. Под счет воспитателя и остальных детей прыгают, смещая ноги вправо и влево от палочки. Тот, кто ошибся (наступил на палочку, прыгал не под счет), выходит из игры.
Правила: прыгать ритмично, чередуя прыжки в правую и левую сторону.
В ходе формирующего этапа было выявлено, что 3 человек (15%) имеет высокий уровень сформированности воли, 8 человек (40%) – средний и 9 человек(45%) – низкий. (ПРИЛОЖЕНИЕ Б)
Рисунок 1 – Уровни развития воли.
На контрольном этапе
перед нами стояла цель – выявить
эффективность влияния
На данном этапе использовался тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе эксперимента.
2.2 Результаты исследования
Как видно из результатов, отраженных в таблицах 2.1 и 2.2, проведенных на констатирующем этапе, результат времени ожидания 3 мин. и более без единого подглядывания показали всего 3 человека (15%).
Почти половина обследуемых – 8 человек (40%) показали результат ожидания от 2 мин. 2 сек. до 2 мин. 57 сек., количество подглядываний – 1-2.По результатам проведения методики в экспериментальной группе видно, что 2 человека(20%) показало высокий уровень сформированности воли, 4 человека (40%) – средний и 4 человека (40%) – низкий уровень.
По результатам обследования
в контрольной группе, можно сделать
вывод, что высокий уровень
Самый низкий результат ожидания от 0 мин. 44 сек. до 1 мин. 58 сек. показали 9 детей (45%), количество их подглядываний варьирует от 1 до 5.
Таким образом, всего 3 человека (15%) имеют высокий уровень развития упорства и целеустремленности, средний уровень имеют 8 человек (40%). И, наконец, большая часть группы, 9 человек (45%) показали низкий уровень развития упорства и целеустремленности.
Итак, полученные в результате исследования данные позволили выделить три группы детей, различающихся по уровню развития таких волевых качеств как упорство и целеустремленность.
Для дошкольников, у которых отмечается слабое развитие таких волевых качеств, как упорство и целеустремленность характерна эмоциональная неустойчивость, что сказывается на качестве выполнения задания. Необходимость выполнять определенное действие (сидеть с закрытыми глазами) в течение длительного времени, стало препятствием на пути этих детей к достижению цели (дождаться, пока им дадут игру).
Дети не владеют подчинением своего поведения определенной цели, не могут проявить силу воли для достижения цели. Неразвитость такого волевого качества как упорство, характеризуется тем, что дети выдерживали с закрытыми глазами короткий промежуток времени. Соблазн узнать, что же происходит вокруг, какую игру получит ребенок, проявлялся в том, что дети начинали активно подглядывать, думая, что этого никто не видит. Эти дошкольники обладают низким уровнем развития волевых качеств.
Информация о работе Влияние подвижной игры с правилами на формирование воли детей 5-6 лет