Влияние семьи на формирование личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 08:23, курсовая работа

Краткое описание

Семья является особой социальной средой, в которой действуют правила и нормы поведения, может существовать своя иерархия, именно в семье ребёнок находит свои первые примеры для подражания, видит первую реакцию людей на свои поступки. Не имея ни социального, ни личного опыта, ребёнок не может оценить ни своё поведение, ни проявления личностных качеств других людей.
Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими педагогами, психологами, психотерапевтами, психоневрологами. Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психических качеств личности; у этих детей могут возникать различные проблемы: состояние повышенной тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении и многие другие.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава I Влияние семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста…………………………………………………………. 5 1.1 Формирование и развитие личности ребенка………………………….... 5 1.2 Сущность и основные функции семьи…………………………………….10
1.3 Влияние семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста…………………………………………………………………………...14
Глава II Эмпирическое исследование влияния семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста……………………………….. 23 2.1 Организация и характеристика методов исследования…………………23
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………..26
Выводы…………………………………………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………………...37
Литература………………………………………………………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.Влияние семьи на формирование личности ребенка.docx

— 212.07 Кб (Скачать файл)

 

 2.2 Анализ результатов исследования

 

Чтобы выявить уровень представлений о роли родителей в их жизни был проведен опрос детей. Опрос проходил индивидуально с каждым ребенком, в спокойной обстановке, с детьми были установлены доверительные отношения. Дети охотно соглашались на беседу. Опрос детей, участвующих в эксперименте показал:

  • 60 % опрошенных детей удовлетворены общением с родителями, при этом общение у 50% преобладает с матерью, и лишь 20% в основном общаются с отцом;
  • 30 % считают, что их настроение зависит от взаимоотношений в семье;
  • 50 % хотели бы быть похожим на мать или отца, при этом 35% хотели бы перенять у родителей только отдельные черты, но15% детей ответили отрицательно.

Анализ рисунков теста «Моя семья» осуществлялся по количеству баллов, набранных при наличии определенных симптомов, по следующим показателям:

  1. Благоприятная семейная ситуация;
  2. Тревожность;
  3. Конфликтность в семье;
  4. Чувство неполноценности в семейной ситуации;
  5. Враждебность в семейной ситуации.

На основании этих показателей выявили наличие у ребенка указанных симптомов (табл. 1) и уровни влияния на него семейных отношений.

Таблица 1

Анализ результатов теста «Моя семья»

№ семьи

Имя Ф.

Благоприятная семейная ситуация

Тревожность

Конфликтность в семье

Чувство неполноценности в семейной ситуации

Враждебность в семейной ситуации

1

Юра С.

0,5

0,4

0,1

0,1

0,2

2

Света А.

0,7

0,4

0,3

0,2

0,1

3

Галя К.

0,3

2,5

2,0

0,1

0,4

4

Настя К.

0,8

0,1

0

0

0

5

Саша З.

0,5

0,2

0,1

0,2

0,2

6

Коля М.

0,7

0,5

0,3

0,2

0

7

Игорь Р.

0,2

4,5

2,3

0,5

0,5

8

Оля В.

0,6

0,3

0,3

0,2

0,2

9

Надя Ц.

0,6

0,3

0

0,2

0

10

Юля М.

0,6

0,5

0

0,2

0

Всего

 

5,5

9,7

5,4

1,9

1,6


 

Из таблицы видно, что в семье №1 ребенок чувствует тревожность 0,4 что, впрочем, присутствует наравне с благоприятной семейной ситуацией. В семье №2 несмотря на благоприятную ситуацию (0,7) ребенок ощущает тревожность. В семье №3 ситуация с ребенком очень тревожная, так как высокие показатели по всем неблагоприятным параметрам. В семье №4 ситуация самая благоприятная - 0,8 баллов.

В семье №5 несмотря на общую благоприятную ситуацию ребенок ощущает тревожность по всем показателям. В семье №6 ребенок, несмотря на благоприятную ситуацию, также ощущает повышенную тревожность. В семье №7 ребенок ощущает резко выраженную тревожность в семье. В этой семье очень высокий уровень тревожности, а также выраженная конфликтность и самое большое количество баллов по параметру враждебность в семейной ситуации - 0,5 баллов.

В семье №8 ребенок ощущает повышенную тревожность и враждебность. В семьях №9 и №10 семейная ситуация благоприятная, но при этом также проявляется тревожность. Общая сумма баллов по отношению к комплексам: наибольшее количество баллов -9,7 по симптомокомплексу тревожность; затем 5,5 баллов по симптомокомплексу благоприятная семейная ситуация; конфликтность -5,4 балла; чувство неполноценности - 1,9 баллов и враждебность -1,6 балла.

Для того чтобы представить более общую картину, семьи по полученным данным, разделили на группы по уровню детско-родительских отношений.

К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка - сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка - улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.

Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта), а также в свои рисунки они добавляют животных и родственников, не проживающих с ними (дядя, тетя).

Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок. Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д.

Анализ рисунков показал, что из 10 семей к высокому уровню детско-родительских отношений можно отнести только 1 семью - это семья Насти К., которая помещает себя в центр в окружении папы и мамы. Изображает себя и родителей весёлыми, счастливыми, все линии чётко прорисовывает, на рисунке много цветов. Это свидетельствует о благополучии в детско-родительских отношениях. К среднему уровню детско-родительских отношений отнесено7 семей. Например, на рисунке Дениса С. нарисована вся семья, все члены семьи улыбаются, кроме него самого (у него вообще отсутствует рот). Руки у всех расставлены в стороны. Всё говорит о том, что ребёнку не очень комфортно в этой семье. К низкому уровню детско-родительских отношений мы отнесли 2 семьи.

Так, на рисунке Игоря Р. изображен только он сам и папа, к тому же они достаточно удалены друг от друга, что говорит о чувстве отверженности. Помимо этого, папа занимает достаточно агрессивную позицию: руки раскинуты в стороны, пальцы длинные, подчёркнутые. Мама на рисунке отсутствует. Анализируя этот рисунок, можно понять, что ребёнок не удовлетворён своим положением в семье и отношением к нему родителей. А на рисунке Гали К. она сама отсутствует. Причиной отсутствия ребенка на рисунке могут быть трудности самовыражения при общении с близкими людьми, отсутствие чувства общности с семьей.

Анализируя рисунки, отметим также, что у части детей проявляется снижение самооценки - дети рисуют себя дальше от семьи, чем других ее членов.

Итак, по результатам методики «Моя семья», сделан следующий вывод:

Группа I - высокий уровень детско-родительских отношений - 1 ребенок (10%) - семья №4 - состояние в семье ребенком определяется как благоприятное.

Группа II - средний уровень детско-родительских отношений - это 7 детей (70%) - семьи, где наравне с благоприятным микроклиматом у детей проявляются и другие комплексы, такие как тревожность, (семьи №1, 2, 5, 6, 8,9, 10).

Группа III - низкий уровень детско-родительских отношений у 2 детей (20%) - это семьи, в которых резко выражена тревожность детей, а также дети испытывают чувство неполноценности и враждебность (семьи №3 и 7).

Таким образом, можно сделать вывод, что в исследуемых семьях большинство детей, наряду с благоприятной ситуацией, проявляют тревожность, чувство неполноценности в семейной ситуации связанную с взаимоотношениями в семье, конфликтность, а иногда и враждебность.

Результаты данного теста представлены в рисунке 1.

 

 

Рис. 1 - Уровень детско-родительских отношений (по тесту «Моя семья»)

 

По результатам этого теста можно говорить о том, что далеко не во всех семьях царит атмосфера положительных детско-родительских отношений. В основном они носят переменный характер. Таким образом, в ходе исследования рисунков, было выявлено, что 2 ребенка из десяти детей не удовлетворены своим положением в семье. Семеро детей периодически испытывают дискомфорт родительского отношения, но в целом удовлетворены взаимодействием с родителями. Один ребенок полностью удовлетворен отношениями с родителями.

Далее был проведен тест родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин). По результатам проведения данной методики были сделаны следующие выводы.

  1. Шкала «Принятие / Отвержение». Из десяти исследуемых семей 6 показали высокие результаты (от 24 до 33). Это свидетельствует о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы. Двое родителей набрали низкий балл (от 0 до 8). Это говорит о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка.
  2. Шкала «Кооперация». 90% исследуемых набрали высокий балл (от 7 до 8). Это признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.
  3. Шкала «Симбиоз». 60% испытуемых не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, стараются всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей. 20% (многодетная, неполная семья) напротив, устанавливают значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботятся о нем.
  4. Шкала «Контроль». Все 10 родителей показали средний балл по данной шкале. Это говорит о том, что контроль за действиями ребенка установлен в меру, нет строгих дисциплинарных рамок.
  5. Шкала «Отношение к неудачам ребенка». 30% испытуемых считают, что ребенок - это маленький неудачник и относятся к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства детей кажутся им несерьезными, поэтому родитель игнорирует их.

Наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как кооперация - это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных. К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу «симбиоз» и «маленький неудачник».

Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности. К отрицательному уровню родительских отношений мы отнесли такой тип родительских отношений, как отвержение и «авторитарная гиперсоциализация». Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.

Результаты проведения опроса родительского отношения к детям (А.Я. Варга и В.В. Столин) представлены в таблице 2. 
Таблица 2

Уровень родительских отношений

№ семьи

Имя Ф.

Тип семейного воспитания

1

Юра С.

симбиоз, принятие-отвержение

2

Света А.

кооперация, принятие-отвержение

3

Галя К.

контроль, принятие-отвержение

4

Настя К.

кооперация

5

Саша З.

принятие-отвержение, симбиоз

6

Коля М.

симбиоз, кооперация

7

Игорь Р.

принятие-отвержение

8

Оля В.

кооперация

9

Надя Ц.

симбиоз, кооперация

10

Юля М.

маленький неудачник, симбиоз


 

Преобладающие типы родительского воспитания в семьях обследуемых детей приведены в таблице 3 и графически отображены на рисунке 2.

Таблица 3

  Преобладающие типы родительского  воспитания

Типы воспитания

Кооперация

Симбиоз

Контроль

Принятие-отвержение

Маленький неудачник

 

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

 

3

30,0

3

30,0

1

10,0

2

20,0

1

10,0


 

Рис. 2 - Преобладающие типы родительского воспитания

(по  методике А.Я. Варга и В.В. Столин)

Итак, по результатам этой методики можно  сделать вывод о том, что:

  • оптимальные родительские отношения наблюдаются в 3 семьях (30%);
  • к нейтральному уровню отнесены - 5 семей (50%);
  • родительские отношения, которые носят отрицательный характер, проявляются в 2 семьях (20%).

Преобладающими типами воспитания является «кооперация», самый благоприятный тип воспитания в семье и «симбиоз» - который является нейтральным. Однако, настораживает, что достаточно большое количество родителей определили свой стиль воспитания как «принятие-отвержение», т.е., с одной стороны, родители любят своего ребенка, а, с другой стороны, он раздражает их своим поведением. Это говорит о том, что многие семьи используют неэффективные отношения с ребёнком, что приводит к появлению у детей тревожности.

Результаты данного теста представлены в рисунке 3.

Рис. 3 - Уровень родительских отношений

(по  методике А.Я. Варга и В.В. Столин)

Суммируя полученные результаты проведенного исследования,  выявлено, что преобладает нейтральный (средний) уровень детско-родительских отношений, характеризующийся недостаточными взаимоотношения родителей с детьми. Родители видят своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремятся удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.

Информация о работе Влияние семьи на формирование личности ребенка