Программа «Изобразительное искусство
и художественный труд» под редакцией
академика Б.М. Неменского [24]
Художественная деятельность
органически присуща - синкретична
всей жизнедеятельности ребенка.
Именно это положение лежит
в основе программы по изобразительному
искусству для I класса. Так, например,
игры детей всегда связаны с организацией
специального пространства: они устраивают
себе домики из окружающей мебели, строят
из кубиков или песка, то есть, ведут себя
как маленькие архитекторы. И потребность
рисовать, что-то изображать, а также рассматривать
картинки - необходимый и специфичный
способ познания мира. Ребенок не столько
создает некое произведение, сколько проживает
свое состояние в процессе рисования.
В это время учитель имеет уникальную
возможность сопереживать вместе с ребенком,
на равных с ним создавать особую реальность
на листе бумаги или в куске пластилина.
Художественная деятельность ребенка
предполагает особую установку учителя
на творческое сотрудничество, на доверительность
отношений, на отход от бытующей методики
обучения детей: создание конкретных поделок
и рисунков по образцам, когда ребенок
боится не справиться или нарушить заданное
правило исполнения. Поэтому сама атмосфера
и цели художественных занятий с детьми
I класса предполагают свободные игровые
формы общения.
Игровой элемент присущ внутренней
природе искусства. Это сутьевая
характеристика художественной
деятельности. Поэтому занятия искусством
несут в себе огромное компенсирующее
воздействие, но могут и терять
его в условиях строго регламентированного
общения.
Художественные занятия в
период школьной адаптации первоклассников
должны иметь различные формы.
- Прогулки и экскурсии в парк
или лес с целью развития
навыков восприятия, эстетического
любования и наблюдательности,
а также сбора природных материалов для
дальнейших художественных занятий.
Вся программа по изобразительному
искусству первой четверти I класса
основана на художественном разглядывании
- вглядывании в природу. При
этом задачи, здесь поставленные,
связаны с развитием навыков художественного
изображения и образного видения и отличаются
от задач природоведения. Дети учатся
видеть в природе выразительные ритмы
и различный характер линий, разглядывая,
например, ветви деревьев, чтобы впоследствии,
используя впечатления, осваивать азы
линейного рисунка. Учатся видеть выразительность
пятна, силуэта, разнообразие и красоту
природных фактур, природных узоров, разнообразие
красок и форм листьев и т.д.
Во время прогулок дети
также собирают корни, ветки,
сучки, шишки, камушки, ягоды, листья
и т.д. в качестве природных материалов
для художественного конструирования.
Задача учителя научить детей чувствовать
особый выразительный характер природного
материала, видеть богатство его форм,
фактур, разнообразие красок, чтобы на
основе этого создавать художественные
образы. Это развивает у детей воображение
и творчество, будит разнообразные ассоциации
из сказок, фильмов, из переживаний и впечатлений
собственной жизни. Рассматривание своих
находок формирует у детей умение анализировать
форму. Очень важно, организуя общение,
сразу нацеливать на выражение характера
увиденного персонажа: не только «кто?»,
но и «какой?» - веселый, хитрый, испуганный
зверушка, шаловливая лошадка. А также,
какой материал еще может потребоваться,
чтобы довести увиденный образ. Разглядывание
леса с позиций «Мастера Изображения»,
нахождение «природных скульптур» в виде
пней и коряг, удивление перед красотой
природы всегда производят на детей большое
впечатление, в том числе и на тех, у кого
был уже соответствующий опыт. Если поездки
в лес не доступны из-за дальности, то для
опытного учителя искусства «природных
чудес» найдется достаточно и в окружающих
школу дворах.
- Для организации детского общения,
умения понимать друг друга,
умения договариваться, выражать
свои идеи, для снятия комплекса «не умею»
и заниженной самооценки, для особого
переживания радости совместного творческого
дела и радости от успеха общей работы,
обычно намного превышающей возможности
индивидуальной, - необходимо применять
на занятиях по изобразительному искусству
методы коллективных работ, подробно описанных
в методических пояснениях к программе.
- К важным условиям организации
обучения следует отнести взаимосвязи
на занятиях по изобразительному
искусству с другими видами
художественной деятельности: игрой-драматизацией,
придумыванием сказок, веселых или грустных
историй, сочинением или чтением стихов,
органичного включения музыки для понимания
характера образа и способов его выражения,
для внутреннего проживания образа.
- Чтобы ребенок понял и создал художественный
образ, ему надо в него воплотиться, его
изобразить через движения своего тела.
Все это создает, в свою очередь, разнообразие
форм деятельности и полноту впечатлений
на уроках изобразительного искусства,
способствуя снятию напряжения от излишней
для начинающего школьника формализации
учебного процесса.
- Целенаправленная демонстрация
слайдов по соответствующей теме
занятий и их коллективное
обсуждение. Большой и общий для
всех экран воспринимается первоклассниками
лучше, чем маленькие персональные
экраны. Большое изображение легче удерживает
внимание, дети могут подходить к экрану,
видеть, как меняется восприятие вблизи
и издалека, трогать изображение руками:
какой широкий ствол дерева, как высоко
тянутся ветки.., могут обводить руками
контуры, увидеть внутреннее многоцветие
пятна… Дети легче осваивают навыки изображения,
их впечатления ярче.
- Уже в первой четверти возможно
посещение художественного музея.
Программа «Изобразительное
искусство и художественный труд»
под редакцией Т.Я. Шпикаловой [43]
Все восемь занятий первой
четверти посвящены теме «Восхитись
красотой нарядной осени». Изобразительный
материал в УМК подобран так,
чтобы учитель имел возможности
для проведения занимательных,
интересных занятий, в процессе
которых шестилетний школьник участвует
в различных игровых ситуациях, любуется
картинами родной природы, фантазирует,
создает красивые рисунки и декоративные
изделия.
Игровой прием доминирует, чтобы
облегчить вчерашнему дошкольнику
переход к новым учебным ритмам
школьной жизни.
Так,
на занятиях 1-3 предлагается сочинить
разные картины, связанные с
красотой золотой осени, с настроениями
праздника урожая. Создать непринужденные
игровые ситуации на этих занятиях
могут помочь Кисточка и Красочная
осень,
Кисточка
как фантастический образ оживает
и играет с детьми, превращая
упражнение на различные приемы
рисования кистью в увлекательное
занятие. Толстые и тонкие кисточки
весело двигаются по бумаге, оставляя
разные следы. Дети определяют,
как двигается веселая Кисточка: вот
она протопала, оставляя след во всю длину
ворса; затем прошлась «на цыпочках», оставляя
точки и кружочки; пролетела как стрела,
прочертив прямую дорожку; закружилась
в веселом танце по кругу.
Повторив
упражнение за Кисточкой на
отдельном листе, дети раскрепощаются,
начинают фантазировать, как следы Кисточки
помогут им нарисовать свою золотую осень.
Красочная осень приглашает их полюбоваться
деревьями в саду, картинами художников
и произведениями народных мастеров. Они
ответили на вопросы Красочной осени.
(Вопросы предлагаются в учебнике. Учитель
читает и варьирует свои вопросы).
Другой
вариант игры с кисточкой и
красками ожидает детей, когда
игра заканчивается сюрпризом:
раздельный мазок превращается
в художественное изображение
осеннего листа и яблока. Они вновь выполняют
за Кисточкой упражнение на отдельном
листе. В творческой тетради они рисуют
свою композицию, применяя прием раздельного
мазка. Красочная осень дает оценку детским
рисункам.
Восхищение
красотой нарядной осени не ограничивается
творческой работой в тетради и по учебнику.
Экскурсии в природу, живые наблюдения
за изменением окружающего пейзажа, сбор
листьев и сухих трав - все становится
предметом наблюдения и детского восхищения.
На занятиях по художественному
труду в этот период также учитывается
воздействие красоты осенней природы.
Дети создают осенний пейзаж, «рисуя»
ножницами панно из осенних листьев, лепят
украшение - бусы. Новые материалы по сравнению
с уроками изобразительного искусства
открывают новые возможности в создании
художественного изображения. Мы знакомим
детей с художественным приемом уподобления,
который очень широко и разнообразно отражен
в народном творчестве: ковш-птица, конь-качалка,
корабль-птица, свистулька-конь. В осенней
теме раскрывается необычайно емкий прием
уподобления: лист-дерево, цветок-дерево,
трава-дерево. Этот художественный прием
помогает понять и почувствовать глубинные
связи художественного образа с миром
природы, с поэтическим восприятием мира
народным мастером.
В этой связи героем игровых
ситуаций на занятиях может
стать народный мастер, обладающий
волшебной силой воображения
и превращающий обычную бумагу
или листья в сказочно-прекрасный
осенний лес, кусочки глины - в рябиновые
бусы, речные камешки - в полосатого кота.
На каждом уроке учитель
сочиняет маленькие сказки, отмечает
удивительные свойства мастера:
он делится секретами своего
мастерства с детьми (показывает,
как выполнить красивые прорези-веточки;
показывает, как подготовить глиняные
бусинки к окраске); он озадачивает детей
своими вопросами, чтобы они выполнили
коллективную работу и создали из осенних
листьев сказочный лес, в котором живут
сказочные птицы и звери, о которых дети
могли бы сочинить маленькие сказки.
Заключительные занятия первой
четверти посвящены встрече с
Хохломой, «В золоте Хохломы -
золото осени». Мы совершаем путешествие
в мастерские мастеров.
Радостное открытие мира
родной природы в узорах Хохломы
начинается со встречи с потомственным
народным мастером Степаном Павловичем
Веселовым. С первых шагов в мир народного
творчества младшего школьника окружают
произведения народного искусства, и главным
проводником в этом мире становится сам
народный мастер. От лица мастера в игровой
форме учитель помогает детям понять язык
орнаментальных мотивов, раскрыть секреты
рождения художественного образа и дать
задание ученику. Создание такой игровой
ситуации предполагает погружение учителя
в мир труда, искусства и быта народного
мастера. Народный мастер - наше национальное
богатство, наше духовное достояние. «Народный
мастер - это особая творческая личность,
духовно связанная со своим народом, с
культурой и природой края; это носитель
традиции коллективного опыта, носитель
народного эпоса. Это «человек трудолюбивой
души». Такое определение особенно примечательно,
поскольку мастерство, как правило, включает
в себя «духовный опыт» - так отзывается
о народных умельцах известный искусствовед
М.А. Некрасова. Эти слова могут служить
для педагога путеводным ориентиром в
его работе с учащимися I-IV классов по усвоению
духовного наследия, без которого немыслимо
чтить историю и культуру своего народа,
учиться уважать себя и других.
И с первых заданий детское
творчество развивается в определенной
последовательности на основе принципов
народного творчества: повтор - вариации
- импровизации.
Народный мастер не случайно
предлагает первое задание с
ласковым названием «Петушок - золотой
гребешок». Это дает возможность
обратиться к народным сказкам,
поговорить и выслушать детей о том, в
каких сказках живет петушок, какой этот
герой в сказках, шутках (потешках), прибаутках,
загадках. В народном декоративно-прикладном
творчестве петушок, птица - образ солнечного
света, огня. И в хохломской росписи он
передан в огненно-теплой цветовой гамме.
В создании своего золотого петушка детям
помогает волшебная Кисточка, напоминая
движение длинных и коротких мазков.
В мастерской другого мастера,
Людмилы Васильевны Орловой, предлагается
задание на повтор элементов
травного узора Хохломы. Мастер показывает,
как нарисовать эти элементы кистью. Элементы
располагаются на рисунке мастера с нарастающей
степенью трудности: «травинки», «капельки»,
«усики», «завитки».
На уроках художественного
труда также происходит знакомство
с Хохломой. Из бумаги дети моделируют
ковш-птицу. Следует оговориться, что более
подробные художественно-технологические
картины готовятся в издании тетради по
художественному труду. Первоклассники,
представляя себя мастерами, совершают
чудесное превращение бумаги в ковш-птицу.
Мы вновь обращаемся к приему уподобления
в народном творчестве.
Учитель в роли народного
мастера напоминает о некоторых
особенностях декоративной формы
ковша из бумаги и расположения
элементов хохломского узора
для его украшения: заостренность
силуэта птицы, вырезанной из бумаги, а
не выточенной из дерева, разнообразие
ритма элементов росписи для разных частей
сосуда-птицы (грудки, хвоста, туловища).
В момент вырезания силуэта-развертки
ковша-птицы мастер кратко повествует
о значении этого древнего сосуда на торжественных
праздниках в давние времена.
По завершении работ желательно
полюбоваться всем вместе многоголосным
звучанием орнаментальной росписи
на многочисленных ковшах. Поиграть,
подвигать бумажные ковши, находя
наиболее выигрышные положения их на поверхности
стола.
Поставить в самые красивые
из них небольшие пучки осенних
сухих травинок, колосков.
Обратите внимание родителей
на духовную значимость этой
небольшой работы первоклассников,
которая помогает установить
связь поколений, открыть красоту в праздничных
обрядах прошлого. Пусть и в современной
квартире найдется место для этого чудо-сосуда,
созданного ребенком.
Таким образом, все сказанное
подтверждает положение о том,
что период адаптирования к
новым условиям пребывания шестилетних
детей в школе предполагает создание различных
игровых ситуаций, доброжелательной атмосферы
на занятиях изобразительным искусством
и художественным трудом с учетом психологических
особенностей этого возраста (цельность
взгляда на мир в единстве познания и эмоционального
восприятия; способность естественно
принимать правила игры; легкость перевоплощения
и обмена ролями). Это требует создания
определенных педагогических условий.
Среди них можно отметить особенно важные:
- уметь непосредственно, заинтересованно
и эмоционально воспользоваться игровыми
приемами: «О чем могла рассказать нарядная
Осень и Кисточки» с опорой на художественно-дидактические
таблицы;