Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:03, контрольная работа
6. Поэзия второй половины ХIX в. в детском чтении (Ф. Тютчев, А. Фет, Аполлон Майков, А. Плещеев).
Поэтам, группировавшимся вокруг Н.А.Некрасова, таким, как И.С.Никитин, А.Н.Плещеев, И.З.Суриков, ближе всего были традиции реализма; они разделяли идею открытой гражданственности и демократизма, тяготели к социальной проблематике.
2. Определить различные течения в поэзии второй половины 19 века
6. Поэзия
второй половины ХIX в. в детском чтении
(Ф. Тютчев, А. Фет, Аполлон Майков, А. Плещеев).
Развитие поэзии для детей идет двумя
путями, получившими условное название «поэзии чистого
искусства» и «некрасовской школы» (т.е.
народно-демократической поэзии). Помимо пейзажной
лирики получает широкое распространение гражданская
лирика. В поэзию для детей начинает
проникатьсатира.
В стихах все еще звучит главным образом
голос взрослого лирического героя, но
уже появляется
герой-ребенок, что будет характерно
для детской поэзии XX века.
В круг детского чтения к началу 60-х годов
уже широко и прочно вошли лучшие образцы
русской классической поэзии (Крылов,
Жуковский, Пушкин, Кольцов, Лермонтов,
Ершов). Да и современные юным читателям
поэты, тоже ставшие впоследствии классиками,
- это Тютчев, Фет, А.К.Толстой, А.Н.Майков...
А так же поэты, которые стремились рассказать
детям о народе и его нуждах, о жизни крестьян,
о родной природе: Некрасов, Суриков, Никитин,
Плещеев...
^ 1. Под знаком «чистой поэзии»,
«чистого искусства» выступали те,
кто развивал романтические традиции
русской литературы и ее философскую,
общечеловеческую направленность. Это
Ф.И.Тютчев, А.А.Фет и другие поэты.
^ Федор Иванович Тютчев (1803-1873) сложился как поэт в конце
20-х - начале 30-х годов.
Люблю грозу в
начале мая,
^ Когда весенний первый
гром,
Как бы резвяся и
играя,
Грохочет в небе
голубом.
Тютчев беспредельно свободен в
своем поэтическом языке и
образности: он легко и гармонично
сближает слова разного лексического
ряда; метафора объединяет у него далекие
друг от друга явления в цельные и яркие
картины.
Вполне правомерно, что стихи ^ Афанасия Афанасьевича Фета (1820-1892) входят в детские
хрестоматии и сборники:
Многие его стихи -это непревзойденные
по красоте картины природы. Лирический
герой Фета полон романтических чувств,
окрашивающих и пейзажную его лирику.
В ней передается то восхищение природой,
то светлая грусть, навеянная общением
с нею.
В детское чтение вошли такие стихи ^ Аполлона Николаевича
Майкова (1821-1897), которые отмечены благотворной
печатью простоты и рисуют «пластические,
благоуханные, грациозные образы».
«Летний дождь»:
«Золото, золото падает с неба!» -
Дети кричат и бегут за дождём...
- Полноте, дети, его мы сберём,
Только сберём золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!
«Сенокос»,«Ласточка примчалась...».
Детским стихам ^ Алексея Николаевича
Плещеева (1825 – 1893) характерны конкретность и свободная
разговорная интонация. («Скучная
картина», «Нищие», «Дети», «Родное», «Старики»,
«Весна», «Детство», «Бабушка и внучек»).
В 1861 выходит сборник «Детская книга»,
а в 1878 году Плещеев объединяет свои произведения
для детей в сборник «Подснежник». (Стремление
к жизненности и простоте, большинство
стихотворений сюжетны, содержание многих
составляют беседы стариков с детьми).
...Много их сбегалось к деду вечерком;
Щебетали, словно птички перед сном:
«Дедушка, голубчик, сделай мне свисток».
«Дедушка, найди мне беленький грибок».
«Ты хотел мне нынче сказку рассказать».
«Посулил ты белку, дедушка, поймать».
-«Ладно, ладно, детки, дайте только срок,
Будет вам и белка, будет и свисток!»
^ Николай Алексеевич
Некрасов (1821-1877) придавал большое значение
воспитанию детей в духе гуманистических
идеалов и служения народу.
С 1864 по 1873 год он написал семь стихотворений
для детей, которые предполагал издать
отдельной книгой.
В 1870 году появилось самое, пожалуй, известное
детское стихотворение Некрасова «Дедушка
Мазай и зайцы».
Интонация
доброжелательного рассказчика, характерная
для всего детского цикла Некрасова, в
стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы»
особенно выразительна:
^ Дети, я вам расскажу
про Мазая.
Каждое лето домой
приезжая,
Я по неделе гощу
у него.
Нравится мне деревенька
его...
Вся она тонет в зеленых
садах;
Домики в ней на высоких
столбах...
Некрасов всегда тщательно работал над воспитательной стороной
детских стихов, но, кроме того, сами
эти его стихи - урок бережного обращения
с психикой ребенка. Ведь ребенок тоже
часть природы, которую так горячо призывал
Некрасов любить и защищать. («Дедушка
Мазай и зайцы», «Дедушка Яков», «Генерал
Топтыгин», «Пчёлы», поэма Железная дорога»).
Отдельно можно выделить чтихи Некрасова,
которые он не предназначал специально
маленьким читателям, тем не менее в них
встречаются образы детей – (в детях он видел
надежду на лучшее будущее, но их судьба
часто
тревожила и огорчала
поэта). «Школьник» (1856). «Плач детей»
(1860), поэме «Крестьянские дети» (1861).
«Плач детей» (1860) - стихотворение, исполненное
скорби и гнева. Поэт обращается к современникам:
Равнодушно слушая проклятья
В битве с жизнью гибнущих людей,
-Из-за них вы слышите ли, братья,
Тихий плач и жалобы детей?
^ 7. Серебряный век.
"Тропинка".
Эпоху между 1892 и 1917 годами принято называть
серебряны веком. Это сложный и насыщенный
период в истории отечественной культуры.
Никогда еще картина литературного мира
не была столь пестрой. Множество значительных
имен представляли разнообразные течения
- реализм, символизм, акмеизм, футуризм
и пр. Объединяло деятелей культуры предчувствие
глобальных перемен в масштабах всей Земли.
Детство стало одной из ведущих тем литературы. Символисты видели
в ребенке современного Сфинкса, т. е. существо-загадку,
поскольку будущее клубилось в тумане
неизвестности и угадывалось только интуитивно.
Реалисты М.Горький,
Л.Андреев искали ответ на загадку будущего,
исходя из социальных условий детства;
они показывали, как «свинцовые мерзости»
уходящей в прошлое жизни закаляют детский
характер (повесть «Детство» М.Горького)
или губят детскую душу недостижимостью
мечты о лучшей жизни (рассказа «Ангелочек»,
«Петька на даче» Л.Андреева).
Акмеист О.Мандельштам
провозгласил детское сознание желанной
нормой человека нового времени:
Только детские книги читать,
Только детские думы лелеять,
Всё большое далеко развеять,
Из глубокой печали восстать...
Футурист Маяковский
саму революцию назвал «детской» («Ода
Революции»), а впоследствии назовет СССР
«страной-подростком».
Несмотря на возросшую роль темы детства
во взрослой литературе, литература для
детей переживала не лучшие времена из-за ужесточения
двойной цензуры - политической и педагогической.
Количество детских книг и периодических
изданий возросло, но это была в основном
так называемая массовая
литература, не обладавшая большими
художественными достоинствами, зато
тематически привлекательная.
Несколько выше стояла литература, создаваемая
для детей писателями-модернистами,
такими, как К. Бальмонт, А. Блок, Ф.Сологуб.
Центром модернистской детской литературы
стал журнал «Тропинка». Новые
литературные течения принесли детям
сравнительно немного высокохудожественных
творений (среди них и стихотворения Есенина,
Саши Черного).
Однако и в этих произведениях то или иное
течение проявилось неотчетливо, будто
поэты сами чувствовали, что язык
модернизма не может быть понятен ребенку.
Ярче всего стиль модернизма был выражен
в сказке-поэме
Чуковского «Крокодил» - в качестве
предмета пародирования.
В 10-е годы возвращается мода на
старинное народное искусство. Благодаря
увлечению писателей стариной дети получили
книги, дающие излюбленную пищу для их
воображения и чувств. Среди произведений,
адресованных непосредственно детям,
назовем короткие сказочки костромского
крестьянина Ефима Честнякова - «Иванушко»,
«Сергиюшко», «Лесное яблоко». Они отличаются прямым родством
с народной культурой. Это единственные
в своем роде авторские произведения для
самых маленьких. По ясности языка
и нравственного смысла они могут сравниться
с фольклорными детскими сказками.
Увлечение стариной сопровождалось вниманием
к миру раннего детства, в котором
совершается наиболее интимное, сокровенное познание
родины -через речь, сказки
и песни нянек, корми лиц (о роли кормилицы
очень сильно сказал поэт Владислав Ходасевич
в стихотворении «Не матерью, но тульскою
крестьянкой...»). Образ няни был вновь
поднят на ту высоту, которую некогда задал
в своих стихах Пушкин.
Искания
модернистов значили очень многое
для расцвета детской литературы в 20-30-х
годах нашего века, для ее обновления в
80-90-е годы.
(Литература для
детей
стала быстрее и
точнее реагировать на современную жизнь,
началось освоение языка художественной
публицистики).
утратила деление по сословиям,
обрела подлинную демократичность.
Писатели стали больше доверять маленьким
читателям и писать для них произведения
с глубоким подтекстом, сложные по художественному
строению.
Характерная примета лирики Тютчева — пейзажи, яркие, выразительные. Особенно привлекательны картины изменчивых, переходных состояний природы.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом...
(Весенняя гроза)
Словно специально
создано для детей
Зима еще хлопочет
И на весну ворчит,
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Певцами природы
называют А.К.Толстого (1817—
В хрестоматии, сборники стихов для детей младшего школьного возраста вошли стихотворения Алексея Константиновича Толстого “Вот уж снег последний в поле тает”, “Осень. Обсыпается весь наш бедный сад”, “Колокольчики мои, цветики степные”. Афанасии Афанасьевич Фет представлен непревзойденными по чистоте и прозрачности слога стихами “Ласточки пропали...”, “Чудная картина...”, “Я пришел к тебе с приветом...”. В творчестве Фета появляется герой-ребенок (“Мама! глянь-ка из окошка...”), возникают сценки домашней жизни:
Кот поет, глаза прищуря,
Мальчик дремлет на ковре.
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе...
Эти поэтические миниатюры отличаются особенно теплой, мягкой интонацией и в первую очередь привлекают маленьких читателей.
Приметой детской поэзии Аполлона Николаевича Майкова стали стихотворения “Сенокос”, “Осень” (“Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу...”), “Весна” (“Уходи, Зима седая”), “Летний дождь” (“Золото, золото падает с неба...”). Особой оригинальностью отличается его “Колыбельная песня”, в которой покой младенца оберегают сказочно могучие силы природы:
Спи, дитя мое, усни!
Сладкий сон к себе мани:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.
Неповторимое
своеобразие имеет творчество И
В русле некрасовских
традиций развивалась поэзия для
детей А.Н.Плещеева (1825—1893) и И.З.Сурикова
(1841— 1880). В их творчестве соединились
мотивы русской природы и
Алексеи Николаевич Плещеев, известный поэт, переводчик, прозаик, литературный и театральный критик, к детской литературе обратился в 70-е годы. Он составил и издал для детей несколько сборников своих произведений, среди них “Подснежник” (1878) и “Дедушкины песни” (1891). Его стихи полны любви к детям и не могут не вызывать ответного чуства. Вот маленький попрошайка, которого пожалел и накормил собрат по несчастью (“Нищие”) , больной мальчик, мечтавший о весне, о тепле, о маме (“Ожидания”). Дети, разные, кроткие и живые, шумные, любознательные, — главные персонажи поэтических произведений Плещеева. Маленькие герои окружены, как правило, любящими их людьми — папами, мамами, дедушками и бабушками, нянями. Поэт рисует запоминающиеся картины семейной жизни: возвращение детей из школы, встреча с барбоской у крыльца, расспросы родных (“Из жизни”), восторженный рассказ кудрявого Вани о школе (“Бабушка и внучек”), разговоры деда с маленькими внуками, сказки “про лису, про колобка, да про квакушку-лягушку, да про мышкин теремок” (“Ненастье”).
Глазами ребенка Плещеев видит природу. В его стихах все подвижно, изменчиво: “Травка зеленеет,/Солнышко блестит,/ Ласточка с весною/ В сени к нам летит”, поют соловьи и жаворонки, бегут ручьи, разговаривают дождевые капли. “Краски плещеевского пейзажа скромны и умеренны, они привлекают своей естественностью. Пейзаж его прост и прозрачен, высоко эмоционален и часто контрастен, сопоставляя бурю и тишину, спокойствие и тревогу” iv. Стихи Плещеева музыкальны и так же, как и никитинские, многие из них стали популярными песнями и романсами.
Под влиянием Плещеева обратился к поэзии для детей Иван Захарович Суриков, талантливый поэт-самоучка, родившийся в крестьянской семье на Ярославщине. В деревне прошли первые счастливые 8 лет его жизни, в целом суровой и нерадостной (умер он в 39 лет от чахотки). Впечатления деревенского детства, светлые воспоминания о тепле родительского дома, о счастливых днях, проведенных в,поле, в ночном, на рыбалке, питали творчество поэта. Это пивная тема его чистых и бесхитростных стихотворений: “Детство”, “В ночном”, “На реке”, “Зимой”. Стихотворение “Детство”, пожалуй, самое известное у Сурикова, стало главной приметой его поэзии.
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой...
Стихотворение при кажущейся простоте написано рукой мастера. Всего две картины рисует поэт: веселые забавы с друзьями мальчишками и вечер дома:
В уголке, согнувшись,
Лапти дед плетет;
Матушка за прялкой
Молча лен прядет.
А “бабушка седая” внуку сказку говорит:
Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал...
Внешних событий мало, но они так эмоционально наполнены, что день, как это бывает только в детстве, кажется безграничным:
Зимний вечер длится,
Длится без конца...
Воспоминания одного дня вырастают в обобщенный образ детства.
Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.
Стихи поэтов 60—70-х годов прошлого столетия при всем разнообразии мотивов, интонаций удивительно добры и человечны. Они воссоздают гармоничный мир единения человека и природы, теплоту семейных отношений, передают веру в доброе начало, стремление к знанию, к счастливой жизни. Каждый ребенок, едва переступив школьный порог, запоминал и с трепетом произносил строки плещеевского стихотворения:
Шел вчера я мимо школы.
Сколько там детей, родная!
Как рассказывал учитель.
Долго слушал у окна я.
Слушал я — какие земли
Есть за дальними морями...
Города, леса какие
С злыми, страшными зверями.
Он рассказывал: где жарко,
Где всегда стоят морозы,
Отчего дожди, туманы,
Отчего бывают грозы...
Лучшие стихи поэтов этого времени хорошо знакомы и любимы многими поколениями россиян, бережно передавались от старших к младшим, без преувеличения можно утверждать, вошли в генетическую память народа, стали бесценным национальным культурным богатством.
2. Определить различные течения в поэзии второй половины 19 века
Русская поэзия XIX века пережила в своем развитии по крайней мере три подлинных подъема. Первый, условно говоря, падает па начало века и осенен именем Пушкина. Другой давно признанный поэтический взлет приходится на рубеж двух столетий - девятнадцатого и двадцатого - и связан прежде всего с творчеством Александра Блока. Наконец, третья, по выражению современного исследователя, «поэтическая эпоха» - это середина 19 века, 60-е годы, хотя именно в поэзии так называемые «шестидесятые годы» хронологически ощутимее сдвигаются к началу 50-х.