Волшебные сказки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:03, контрольная работа

Краткое описание

6. Поэзия второй половины ХIX в. в детском чтении (Ф. Тютчев, А. Фет, Аполлон Майков, А. Плещеев).
Поэтам, группировавшимся вокруг Н.А.Некрасова, таким, как И.С.Никитин, А.Н.Плещеев, И.З.Суриков, ближе всего были традиции реализма; они разделяли идею открытой гражданственности и демократизма, тяготели к социальной проблематике.
2. Определить различные течения в поэзии второй половины 19 века

Вложенные файлы: 1 файл

экзамен дет ская литература.docx

— 34.98 Кб (Скачать файл)

6. Поэзия  второй половины ХIX в. в детском чтении (Ф. Тютчев, А. Фет, Аполлон Майков, А. Плещеев).  
 
Развитие поэзии для детей идет двумя путями, получившими условное название «поэзии чистого искусства» и «некрасовской школы» (т.е. народно-демократической поэзии). Помимо пейзажной лирики получает широкое распространение гражданская лирика. В поэзию для детей начинает проникатьсатира. В стихах все еще звучит главным образом голос взрослого лирического героя, но уже появляется герой-ребенок, что будет характерно для детской поэзии XX века. 
 
В круг детского чтения к началу 60-х годов уже широко и прочно вошли лучшие образцы русской классической поэзии (Крылов, Жуковский, Пушкин, Кольцов, Лермонтов, Ершов). Да и современные юным читателям поэты, тоже ставшие впоследствии классиками, - это Тютчев, Фет, А.К.Толстой, А.Н.Майков... А так же поэты, которые стремились рассказать детям о народе и его нуждах, о жизни крестьян, о родной природе: Некрасов, Суриков, Никитин, Плещеев... 
 
^ 1. Под знаком «чистой поэзии», «чистого искусства» выступали те, кто развивал романтические традиции русской литературы и ее философскую, общечеловеческую направленность. Это Ф.И.Тютчев, А.А.Фет и другие поэты.  
 
^ Федор Иванович Тютчев (1803-1873) сложился как поэт в конце 20-х - начале 30-х годов. 

  •  
    Страстный порыв человеческой души и сознания к освоению бесконечного мира в лирике Тютчева - особенно созвучен юной, развивающейся душе.
  •  
    Близки детям и те стихи, где поэт обращается к образам природы.

 
Люблю грозу в  начале мая,  
 
^ Когда весенний первый гром,  
 
Как бы резвяся и играя,  
 
Грохочет в небе голубом. 

  •  
    Умение передать «душу природы» сказочные олицетворения природы («Зима недаром злится...»).

 
Тютчев беспредельно свободен в  своем поэтическом языке и  образности: он легко и гармонично сближает слова разного лексического ряда; метафора объединяет у него далекие друг от друга явления в цельные и яркие картины. 
 
Вполне правомерно, что стихи ^ Афанасия Афанасьевича Фета (1820-1892) входят в детские хрестоматии и сборники:  

  •  
    именно малышам свойственно чувство радостного постижения мира. 
  •  
    А в таких его стихотворениях, как «Кот поет, глаза прищуря...», «Мама! глянь-ка из окошка...», присутствуют и сами дети - со своими заботами, своим восприятием окружающего.

 
Многие его стихи -это непревзойденные по красоте картины природы. Лирический герой Фета полон романтических чувств, окрашивающих и пейзажную его лирику. В ней передается то восхищение природой, то светлая грусть, навеянная общением с нею. 
 
В детское чтение вошли такие стихи ^ Аполлона Николаевича Майкова (1821-1897), которые отмечены благотворной печатью простоты и рисуют «пластические, благоуханные, грациозные образы».  
 
«Летний дождь»: 
 
«Золото, золото падает с неба!» - 
 
Дети кричат и бегут за дождём...  
 
- Полноте, дети, его мы сберём,  
 
Только сберём золотистым зерном  
 
В полных амбарах душистого хлеба! 
 
«Сенокос»,«Ласточка примчалась...». 

  1.  
    Поэтам, группировавшимся вокруг Н.А.Некрасова, таким, как И.С.Никитин, А.Н.Плещеев, И.З.Суриков, ближе всего были традиции реализма; они разделяли идею открытой гражданственности и демократизма, тяготели к социальной проблематике.

 
Детским стихам ^ Алексея Николаевича Плещеева (1825 – 1893) характерны конкретность и свободная разговорная интонация. («Скучная картина», «Нищие», «Дети», «Родное», «Старики», «Весна», «Детство», «Бабушка и внучек»). 
 
В 1861 выходит сборник «Детская книга», а в 1878 году Плещеев объединяет свои произведения для детей в сборник «Подснежник». (Стремление к жизненности и простоте, большинство стихотворений сюжетны, содержание многих составляют беседы стариков с детьми). 
 
...Много их сбегалось к деду вечерком;  
 
Щебетали, словно птички перед сном:  
 
«Дедушка, голубчик, сделай мне свисток».  
 
«Дедушка, найди мне беленький грибок».  
 
«Ты хотел мне нынче сказку рассказать».  
 
«Посулил ты белку, дедушка, поймать».  
 
-«Ладно, ладно, детки, дайте только срок,  
 
Будет вам и белка, будет и свисток!» 
 
^ Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877) придавал большое значение воспитанию детей в духе гуманистических идеалов и служения народу.  
 
С 1864 по 1873 год он написал семь стихотворений для детей, которые предполагал издать отдельной книгой.  
 
В 1870 году появилось самое, пожалуй, известное детское стихотворение Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».  
 
Интонация доброжелательного рассказчика, характерная для всего детского цикла Некрасова, в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» особенно выразительна: 
 
^ Дети, я вам расскажу про Мазая.  
 
Каждое лето домой приезжая,  
 
Я по неделе гощу у него.  
 
Нравится мне деревенька его... 
 
Вся она тонет в зеленых садах;  
 
Домики в ней на высоких столбах... 
 
Некрасов всегда тщательно работал над воспитательной стороной детских стихов, но, кроме того, сами эти его стихи - урок бережного обращения с психикой ребенка. Ведь ребенок тоже часть природы, которую так горячо призывал Некрасов любить и защищать. («Дедушка Мазай и зайцы», «Дедушка Яков», «Генерал Топтыгин», «Пчёлы», поэма Железная дорога»). 
 
Отдельно можно выделить чтихи Некрасова, которые он не предназначал специально маленьким читателям, тем не менее в них встречаются образы детей – (в детях он видел надежду на лучшее будущее, но их судьба часто 
 
тревожила и огорчала поэта). «Школьник» (1856). «Плач детей» (1860), поэме «Крестьянские дети» (1861).  
 
«Плач детей» (1860) - стихотворение, исполненное скорби и гнева. Поэт обращается к современникам: 
 
Равнодушно слушая проклятья  
 
В битве с жизнью гибнущих людей,  
 
-Из-за них вы слышите ли, братья,  
 
Тихий плач и жалобы детей? 
 
^ 7. Серебряный век. "Тропинка".  
 
Эпоху между 1892 и 1917 годами принято называть серебряны веком. Это сложный и насыщенный период в истории отечественной культуры. Никогда еще картина литературного мира не была столь пестрой. Множество значительных имен представляли разнообразные течения - реализм, символизм, акмеизм, футуризм и пр. Объединяло деятелей культуры предчувствие глобальных перемен в масштабах всей Земли. 
 
Детство стало одной из ведущих тем литературы. Символисты видели в ребенке современного Сфинкса, т. е. существо-загадку, поскольку будущее клубилось в тумане неизвестности и угадывалось только интуитивно. 
 
Реалисты М.Горький, Л.Андреев искали ответ на загадку будущего, исходя из социальных условий детства; они показывали, как «свинцовые мерзости» уходящей в прошлое жизни закаляют детский характер (повесть «Детство» М.Горького) или губят детскую душу недостижимостью мечты о лучшей жизни (рассказа «Ангелочек», «Петька на даче» Л.Андреева). 
 
Акмеист О.Мандельштам провозгласил детское сознание желанной нормой человека нового времени: 
 
Только детские книги читать,  
 
Только детские думы лелеять, 
 
Всё большое далеко развеять,  
 
Из глубокой печали восстать... 
 
Футурист Маяковский саму революцию назвал «детской» («Ода Революции»), а впоследствии назовет СССР «страной-подростком». 
 
Несмотря на возросшую роль темы детства во взрослой литературе, литература для детей переживала не лучшие времена из-за ужесточения двойной цензуры - политической и педагогической. Количество детских книг и периодических изданий возросло, но это была в основном так называемая массовая литература, не обладавшая большими художественными достоинствами, зато тематически привлекательная. 
 
Несколько выше стояла литература, создаваемая для детей писателями-модернистами, такими, как К. Бальмонт, А. Блок, Ф.Сологуб. Центром модернистской детской литературы стал журнал «Тропинка». Новые литературные течения принесли детям сравнительно немного высокохудожественных творений (среди них и стихотворения Есенина, Саши Черного).  
 
Однако и в этих произведениях то или иное течение проявилось неотчетливо, будто поэты сами чувствовали, что язык модернизма не может быть понятен ребенку. Ярче всего стиль модернизма был выражен в сказке-поэме Чуковского «Крокодил» - в качестве предмета пародирования. 
 
В 10-е годы возвращается мода на старинное народное искусство. Благодаря увлечению писателей стариной дети получили книги, дающие излюбленную пищу для их воображения и чувств. Среди произведений, адресованных непосредственно детям, назовем короткие сказочки костромского крестьянина Ефима Честнякова - «Иванушко», «Сергиюшко», «Лесное яблоко». Они отличаются прямым родством с народной культурой. Это единственные в своем роде авторские произведения для самых маленьких. По ясности языка и нравственного смысла они могут сравниться с фольклорными детскими сказками. 
 
Увлечение стариной сопровождалось вниманием к миру раннего детства, в котором совершается наиболее интимное, сокровенное познание родины -через речь, сказки и песни нянек, корми лиц (о роли кормилицы очень сильно сказал поэт Владислав Ходасевич в стихотворении «Не матерью, но тульскою крестьянкой...»). Образ няни был вновь поднят на ту высоту, которую некогда задал в своих стихах Пушкин. 
 
Искания модернистов значили очень многое для расцвета детской литературы в 20-30-х годах нашего века, для ее обновления в 80-90-е годы.  
 
(Литература для детей  
 
стала быстрее и точнее реагировать на современную жизнь, началось освоение языка художественной публицистики). 
 
утратила деление по сословиям,  
 
обрела подлинную демократичность.  
 
Писатели стали больше доверять маленьким читателям и писать для них произведения с глубоким подтекстом, сложные по художественному строению.

 

Характерная примета лирики Тютчева  — пейзажи, яркие, выразительные. Особенно привлекательны картины изменчивых, переходных состояний природы.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом...

(Весенняя гроза)

Словно специально создано для детей стихотворение  “Зима недаром злится”, рисующее смену времен года как противоборство молодой Весны и уходящей Зимы — “ведьмы злой”:

Зима еще хлопочет

И на весну ворчит,

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит...

Певцами природы  называют А.К.Толстого (1817—1875), А.А.Фета (1820—1892), А.Н.Майкова (1821—1897). В пейзажной лирике они достигли высочайшего мастерства. Майков писал: “Чувство природы, возбуждаемое в нас ее созерцанием, везде одно... У нас в русской природе это чувство живее и непосредственнее оттого, что там вокруг лес, луга и нивы, и все это жужжит, шумит, шелестит, интересничает с вами”iii. Это высказывание Майкова — своего рода эпиграф к его стихам и стихам его современников.

В хрестоматии, сборники стихов для детей младшего школьного  возраста вошли стихотворения Алексея Константиновича Толстого “Вот уж снег последний в поле тает”, “Осень. Обсыпается весь наш бедный сад”, “Колокольчики мои, цветики степные”. Афанасии Афанасьевич Фет представлен непревзойденными по чистоте и прозрачности слога стихами “Ласточки пропали...”, “Чудная картина...”, “Я пришел к тебе с приветом...”. В творчестве Фета появляется герой-ребенок (“Мама! глянь-ка из окошка...”), возникают сценки домашней жизни:

Кот поет, глаза прищуря,

Мальчик дремлет на ковре.

На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе...

Эти поэтические  миниатюры отличаются особенно теплой, мягкой интонацией и в первую очередь  привлекают маленьких читателей.

Приметой детской  поэзии Аполлона Николаевича Майкова стали стихотворения “Сенокос”, “Осень” (“Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу...”), “Весна” (“Уходи, Зима седая”), “Летний дождь” (“Золото, золото падает с неба...”). Особой оригинальностью отличается его “Колыбельная песня”, в которой покой младенца оберегают сказочно могучие силы природы:

Спи, дитя мое, усни!

Сладкий сон к себе мани:

В няньки я тебе взяла

Ветер, солнце и орла.

Неповторимое  своеобразие имеет творчество Ивана Саввича Никитина (1824—1861), выходца из мещанской среды (родился и жил в Воронеже), поэта некрасовской школы. Близость поэта к народной жизни, к русской природе сказалась в его поэзии. В стихах Никитина звучит открытое чувство горячей любви к родной земле, восхищения силой и стойкостью народного характера. Достоянием детской литературы стали такие стихотворения Никитина: “Утро” (“Звезды меркнут и гаснут. В огне облака...”), “Дедушка” (“Лысый, с белой бородою, дедушка сидит...”), “Утро на берегу озера”, “Жена ямщика”, “Помню я: бывало, няня...”. Произведения поэта органично включают мотивы и образы народных лирических песен. Не случайно на стихи Никитина создано более 60 песен и романсов. Среди них “Русь”, “На старом кургане, в широкой степи...”. Особенно широко известной стала детская песня “Встреча зимы” (“Здравствуй, гостья-зима!”).

В русле некрасовских традиций развивалась поэзия для  детей А.Н.Плещеева (1825—1893) и И.З.Сурикова (1841— 1880). В их творчестве соединились  мотивы русской природы и крестьянского  труда, зазвучала тема деревенского детства. Оба поэта проявляли  интерес к современной им детской  литературе, активно участвовали  в работе журналов “Детское чтение”, “Семья и школа”, “Детский сад”, “Игрушечка”.

Алексеи Николаевич Плещеев, известный поэт, переводчик, прозаик, литературный и театральный критик, к детской литературе обратился в 70-е годы. Он составил и издал для детей несколько сборников своих произведений, среди них “Подснежник” (1878) и “Дедушкины песни” (1891). Его стихи полны любви к детям и не могут не вызывать ответного чуства. Вот маленький попрошайка, которого пожалел и накормил собрат по несчастью (“Нищие”) , больной мальчик, мечтавший о весне, о тепле, о маме (“Ожидания”). Дети, разные, кроткие и живые, шумные, любознательные, — главные персонажи поэтических произведений Плещеева. Маленькие герои окружены, как правило, любящими их людьми — папами, мамами, дедушками и бабушками, нянями. Поэт рисует запоминающиеся картины семейной жизни: возвращение детей из школы, встреча с барбоской у крыльца, расспросы родных (“Из жизни”), восторженный рассказ кудрявого Вани о школе (“Бабушка и внучек”), разговоры деда с маленькими внуками, сказки “про лису, про колобка, да про квакушку-лягушку, да про мышкин теремок” (“Ненастье”).

Глазами ребенка  Плещеев видит природу. В его  стихах все подвижно, изменчиво: “Травка  зеленеет,/Солнышко блестит,/ Ласточка с весною/ В сени к нам летит”, поют соловьи и жаворонки, бегут ручьи, разговаривают дождевые капли. “Краски плещеевского пейзажа скромны и умеренны, они привлекают своей естественностью. Пейзаж его прост и прозрачен, высоко эмоционален и часто контрастен, сопоставляя бурю и тишину, спокойствие и тревогу” iv. Стихи Плещеева музыкальны и так же, как и никитинские, многие из них стали популярными песнями и романсами.

Под влиянием Плещеева обратился к поэзии для детей Иван Захарович Суриков, талантливый поэт-самоучка, родившийся в крестьянской семье на Ярославщине. В деревне прошли первые счастливые 8 лет его жизни, в целом суровой и нерадостной (умер он в 39 лет от чахотки). Впечатления деревенского детства, светлые воспоминания о тепле родительского дома, о счастливых днях, проведенных в,поле, в ночном, на рыбалке, питали творчество поэта. Это пивная тема его чистых и бесхитростных стихотворений: “Детство”, “В ночном”, “На реке”, “Зимой”. Стихотворение “Детство”, пожалуй, самое известное у Сурикова, стало главной приметой его поэзии.

Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой...

Стихотворение при  кажущейся простоте написано рукой  мастера. Всего две картины рисует поэт: веселые забавы с друзьями мальчишками и вечер дома:

В уголке, согнувшись,

Лапти дед плетет;

Матушка за прялкой

Молча лен прядет.

А “бабушка седая” внуку сказку говорит:

Как Иван-царевич

Птицу-жар поймал,

Как ему невесту

Серый волк достал...

Внешних событий  мало, но они так эмоционально наполнены, что день, как это бывает только в детстве, кажется безграничным:

Зимний вечер длится,

Длится без конца...

Воспоминания  одного дня вырастают в обобщенный образ детства.

Весело текли вы,

Детские года!

Вас не омрачали

Горе и беда.

Стихи поэтов 60—70-х  годов прошлого столетия при всем разнообразии мотивов, интонаций удивительно  добры и человечны. Они воссоздают гармоничный мир единения человека и природы, теплоту семейных отношений, передают веру в доброе начало, стремление к знанию, к счастливой жизни. Каждый ребенок, едва переступив школьный порог, запоминал и с трепетом произносил строки плещеевского стихотворения:

Шел вчера я мимо школы.

Сколько там детей, родная!

Как рассказывал учитель.

Долго слушал у окна я.

Слушал я — какие земли

Есть за дальними морями...

Города, леса какие

С злыми, страшными зверями.

Он рассказывал: где жарко,

Где всегда стоят морозы,

Отчего дожди, туманы,

Отчего бывают грозы...

Лучшие стихи поэтов этого времени хорошо знакомы  и любимы многими поколениями  россиян, бережно передавались от старших  к младшим, без преувеличения  можно утверждать, вошли в генетическую память народа, стали бесценным национальным культурным богатством.

2. Определить различные течения  в поэзии второй половины 19 века

Русская поэзия XIX века пережила в своем развитии по крайней мере три подлинных подъема. Первый, условно говоря, падает па начало века и осенен именем Пушкина. Другой давно признанный поэтический взлет приходится на рубеж двух столетий - девятнадцатого и двадцатого - и связан прежде всего с творчеством Александра Блока. Наконец, третья, по выражению современного исследователя, «поэтическая эпоха» - это середина 19 века, 60-е годы, хотя именно в поэзии так называемые «шестидесятые годы» хронологически ощутимее сдвигаются к началу 50-х.

Информация о работе Волшебные сказки