Воспитание в семье ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 06:47, курсовая работа

Краткое описание

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности - все эти качества приобретаются в семье.
Семейное воспитание - общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА-2.docx

— 98.26 Кб (Скачать файл)

Типы родителей представляют по своей сути абстрактные обобщения общих признаков.  В жизни они намного разнообразнее, редко можно встретить чистые формы и чаще смешанные (различных степеней важности).

Каждая форма воспитания и родительская роль не предопределены судьбой, а могут меняться в течение времени.[19]

В заключении хочется отметить что, в родительском труде, как и во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье - это также жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.

Вспомним свое детство, ведь наше поведение, страхи, комплексы зарождаются именно в детстве. Поэтому, чтобы исправить отношения с ребенком, необходимо разобраться в себе. Многим взрослым стоит научиться быть самостоятельными и независимыми от мнения окружающих.

Часто встречающийся аргумент «меня так воспитывали» не уместен! Естественно, взрослый человек склонен повторять то, что закладывалось в него с детства. Это относится и к манере поведения, и к стилю общения. Хорошо, если в детстве родители воспитывали его, опираясь на любовь, стремление понять, учитывали индивидуальные особенности. Но, к сожалению, часто выросшие уже дети «передают» своим малышам тревожность, авторитарность, телесные наказания, неумение и нежелание слушать. Мы - взрослые люди и способны разобраться в своих детских впечатлениях, простить родителей за допущенные ими ошибки и не повторять их со своим детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Воспитание ребёнка в семье.

 

 «Воспитание — очень легкое дело, воспитание — счастливое дело, никакая работа по своей легкости, по исключительно ценному, ощутимому, реальному удовлетворению не может сравниться с работой воспитания»

                                                                                               А. С. Макаренко

В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяется три стиля (вида) отношений: авторитарный, демократический и попустительский.

Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безаппеляционностью. Угрозы, понукания, принуждение — вот главные средства   этого   стиля.   У   детей   он   вызывает   чувство   страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

В авторитарном типе отношений родителей к ребенку А. С. Макаренко выделял две разновидности, которые он называл авторитетом подавления и авторитетом расстояния и чванства. «Авторитет подавления» он считал самым страшным и диким видом, Жестокость и террор — вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе — таков главный принцип деспотических отношений. Этот способ воспитания неизбежно дает безвольных, трусливых, ленивых, забитых, «слякотных», озлобленных, мстительных и, что нередко, самодурствующих детей.

«Авторитет расстояния и чванства» проявляется в том, что родители либо «в целях воспитания», либо по сложившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей — «чтобы они лучше слушались». Контакты с детьми у таких родителей — явление чрезвычайно редкое: воспитание они поручили бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой родительский престиж, а получают обратное. Начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость.

Либеральный (попустительский) стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником ее является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Попустительский тип отношения А.С. Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего подстраиваться к людям. Это социально опасный способ отношений с детьми. Педагогов, проявляющих такое всепрощенчество по отношению к ребенку, А.С. Макаренко называл «педагогическими бестиями», осуществляющими самый неумный, самый безнравственный вид взаимоотношений.[24]

Основой всех основ является нравственное воспитание ребёнка.

В основе понятия нравственное воспитание лежат термины мораль и нравственность.

Мораль – это традиционная содержательная форма общественного сознания и отношений между людьми, одобряемая и поддерживаемая групповым, классовым, общенародным общественным мнением. Мораль определяется характером общественных отношений. Она содержит в себе общепринятые нормы, правила, законы, заповеди, табу, запреты, которые с раннего детства внушаются растущему человеку. 
 
Мораль обеспечивает приспособление ребенка к условиям общественной жизни,     удерживает его в рамках      общепринятых норм и правил                

поведения. [10] 
 
Нравственность – это понятие, которое является синонимом морали. Однако мораль рассматривается как форма сознания, а нравственность - это сфера нравов, обычаев, практических поступков.  
 
Нравственность – это неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения. Она находит выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу и отдельным людям, к самому себе, труду и результатам труда.   Нравственность как свойство личности не является врожденным, её становление начинается в детстве, в условиях специально организованного развития.[6] 
 
Нравственное развитие представляет собой процесс, с помощью которого дети интернализируют общественные понятия о правильном и неправильном.  

Разрабатывая вопросы педагогики, Иоганн Герберт (1776 - 1841) на первый план выдвинул нравственное воспитание. Примечательно, что, ратуя за привитие детям покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти, он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове – нравственность». [4]

Дальнейшее развитие проблемы нравственного воспитания получили в произведениях Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэна и других.

Русские просветители А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен также уделяли нравственному воспитанию большое внимание, рассматривая его как необходимое условие для гармонического развития личности.

Л.Н. Толстой очень высоко оценивал нравственное воспитание и считал, что из всех наук, которое должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

Однако из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко охарактеризовал роль нравственного воспитания   в    развитии      личности       К.Д. Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «Убеждены в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями… » [30]

Вопросам нравственного воспитания большое внимание уделяют современные педагоги и психологи. Как показали исследования О.С. Богдановой, Л.Р. Болотиной, М.А. Бесовой, В.В. Поповой, Л.И. Романовой эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта. В своих трудах ученые подчеркивают важность воспитания нравственных чувств ребенка, развития нравственных отношений.

Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Нравственная ценность - это набор ценностных установок, которые в будущем становятся нравственными правилами поведения ребенка. Ценностные установки - это то, что в отцовском и материнском доме признается как возможное и как невозможное, это те запреты и разрешения, которые ребенок запоминает в раннем возрасте и хранит в себе вплоть до образования собственной семьи.

Ее нужно формировать в сознании ребенка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребенок всегда будет стремиться к добру.

Еще одной нравственной потребностью, формируемой в семье, является понятие совести (совестливости).

"Совесть - способность  человека к самоконтролю, самооценке  на основе общественных моральных  оценок. Совесть исконно означает  знание общих сведений о человеческом  поведении, его нормах, принципах, сущность  человека и т.п.".

Первейшая задача родителей - воспитать в своих детях глубокое, надежное понимание совести как чувства, являющегося неотъемлемой частицей духовного мира. Знание нравственных потребностей поможет родителям воспитать детей добрыми и счастливыми людьми, приносящими благо обществу.

От того, что вложили родители в душу этого ещё не сформировавшегося человека, будет зависеть, как он будет строить свои отношения с окружающими, какой будет его жизнь.[26]

Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти понятия очень тесно связаны между собой. Их можно расположить в такой последовательности: семья – ребёнок – общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились детки.  Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми, порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества. Поэтому мы должны стараться воспитывать своих детей в первую очередь на своём личном примере.

Жизнь и деятельность ребёнка организуется в естественной воспитательной среде – в семье.

Известно, что человек уже с младенческого возраста развивается, как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источником развития. Семейная среда, многогранна, она включает в себя предметно – пространственное, социально – поведенческое, информационное окружение ребёнка. Родители, как только могут, создают среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание, приобретают игрушки, книги, комнатные растения, аквариум и другие средства воспитания, заботятся о положительных примерах и образцах поведения.) От организации среды воспитания, зависят методы воздействия на ребёнка, их эффективность для его развития. Например, обезопасив пространство, убрав из поля зрения ребёнка лекарства, ножницы, иголки, порошки, шампуни, родители исключают из своих воспитательных приёмов одёргивание, окрики, предупреждения, которые могут напугать малыша и в дальнейшем он может стать нерешительным.

Вся жизнь семьи складывается из множества социальных ситуаций, прощание на ночь, приветствие по утрам, расставание перед уходом на работу, в школу, детский сад и многое другое.

Умение родителей  придавать  целевую направленность той или иной социальной ситуации превращает её в педагогическую ситуацию, когда фактором воспитания становится всё, как в помещении расположена мебель, события семейной жизни, способы общения, традиции, обычаи и многое другое.

Вот, например день рождения папы. Можно просто подойти и поцеловав в щёчку поздравить на словах, тогда  педагогический эффект будет минимальным. А можно заранее вместе с ребёнком приготовить подарок, например, нарисовать своими руками открытку, купить  красивую рубашку или галстук и при этом научить ребёнка держать всё это втайне от папы. Дать ребёнку представление, что такое сюрприз. Таким образом, эта очеловеченная  домашняя среда – воспитательная среда – это богатейшая пища для развития чувств, мыслей, поведения ребёнка.

Социальные ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она воспитательной средой, ареной саморазвития и самореализации ребёнка.

Особенность воспитательной деятельности семьи – в её непреднамеренности, естественной включённости  в жизнедеятельность этой малой психолого – социальной группы. Специальные воспитательные «мероприятия», направленные на развитие, коррекцию каких – либо свойств, качеств личности ребёнка в современной семье занимают незначительное место, хотя в домашнем воспитании утвердились определённые требования, запреты, наказания и поощрения. И тем не менее в каждый момент жизни вплетаются те или иные воздействия взрослых воспитывающего или обучающего характера. Чем младше ребёнок, тем ограниченнее сочетаются процессы ухода, присмотра, обучения, воспитания. Это даёт как правило хороший эффект, потому что родители чувствуют настроение ребёнка, знают что он может, а чего ещё нет.

Домашнее воспитание сугубо индивидуально, конкретно,    персонализованно;  благодаря этому оно создаёт благоприятные условия для активности ребёнка. [12]

Активность ребёнка, реализуясь в той или иной деятельности – основа формирования социально-психологических новообразований в структуре его личности, ведь человеческие свойства и качества развиваются лишь в процессе взаимодействия ребёнка со средой, в процессе его собственной активной деятельности. Например, мама готовит малышку к купанию. Она ласковыми словами побуждает её к активному участию в процедуре раздевания: «Подними,  Дашенька  ручки. Давай снимем футболочку. Теперь снимаем штанишки сначала с одной ножки, а потом с другой. Вот какая у нас послушная девочка. А теперь потрогай водичку, какая она тёпленькая. Дашу здесь ждут уточки, они тоже будут купаться» 

Мама настраивает дочь на предстоящее купание  и создаёт состояние радостного ожидания: «Вот сядем в водичку, побулькаем ручками, ножками. Умоем наши глазки, ушки…» Создаёт комфортное, спокойное состояние для ребёнка, чтобы ни в коем случае её не напугать.

  Идеалом воспитания является разностороннее воспитание детей, которое осуществляется как в семье, так и в общественных образовательных учреждениях. Но каждый из этих социальных институтов обладает определенными преимуществами в воспитании у детей тех или иных свойств, качеств личности, формировании способов поведения и деятельности. Семья, будучи первой воспитательной средой в жизни ребенка, принимает на себя основной труд, обеспечивая тот или иной уровень развития. Исследования свидетельствуют, что в семье создаются наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к культуре в самом широком понимании этого слова.[12]

Информация о работе Воспитание в семье ребёнка