Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 06:47, курсовая работа
Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности - все эти качества приобретаются в семье.
Семейное воспитание - общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия.
Типы родителей представляют по своей сути абстрактные обобщения общих признаков. В жизни они намного разнообразнее, редко можно встретить чистые формы и чаще смешанные (различных степеней важности).
Каждая форма воспитания и родительская роль не предопределены судьбой, а могут меняться в течение времени.[19]
В заключении хочется отметить что, в родительском труде, как и во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье - это также жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.
1.3 Воспитание ребёнка в семье.
Основой всех основ является нравственное воспитание ребёнка.
В основе понятия нравственное воспитание лежат термины мораль и нравственность.
Мораль – это традиционная содержательная
форма общественного сознания и отношений
между людьми, одобряемая и поддерживаемая
групповым, классовым, общенародным общественным
мнением. Мораль определяется характером
общественных отношений. Она содержит
в себе общепринятые нормы, правила, законы,
заповеди, табу, запреты, которые с раннего детства
внушаются растущему человеку.
Мораль обеспечивает
приспособление ребенка к условиям общественной
жизни, удерживает его в рамках
общепринятых норм и правил
поведения. [10]
Нравственность – это
понятие, которое является синонимом морали.
Однако мораль рассматривается как форма
сознания, а нравственность - это сфера
нравов, обычаев, практических поступков.
Нравственность – это неотъемлемая сторона
личности, обеспечивающая добровольное
соблюдение ею существующих норм, правил
и принципов поведения. Она находит выражение
в отношении к Родине, обществу, коллективу
и отдельным людям, к самому себе, труду
и результатам труда. Нравственность
как свойство личности не является врожденным,
её становление начинается в детстве,
в условиях специально организованного
развития.[6]
Нравственное развитие
представляет собой процесс, с помощью
которого дети интернализируют общественные
понятия о правильном и неправильном.
Разрабатывая вопросы педагогики, Иоганн Герберт (1776 - 1841) на первый план выдвинул нравственное воспитание. Примечательно, что, ратуя за привитие детям покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти, он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове – нравственность». [4]
Нравственная ценность - это набор ценностных установок, которые в будущем становятся нравственными правилами поведения ребенка. Ценностные установки - это то, что в отцовском и материнском доме признается как возможное и как невозможное, это те запреты и разрешения, которые ребенок запоминает в раннем возрасте и хранит в себе вплоть до образования собственной семьи.
От того, что вложили родители в душу этого ещё не сформировавшегося человека, будет зависеть, как он будет строить свои отношения с окружающими, какой будет его жизнь.[26]
Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти понятия очень тесно связаны между собой. Их можно расположить в такой последовательности: семья – ребёнок – общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились детки. Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми, порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества. Поэтому мы должны стараться воспитывать своих детей в первую очередь на своём личном примере.
Жизнь и деятельность ребёнка организуется в естественной воспитательной среде – в семье.
Известно, что человек уже с младенческого возраста развивается, как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источником развития. Семейная среда, многогранна, она включает в себя предметно – пространственное, социально – поведенческое, информационное окружение ребёнка. Родители, как только могут, создают среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание, приобретают игрушки, книги, комнатные растения, аквариум и другие средства воспитания, заботятся о положительных примерах и образцах поведения.) От организации среды воспитания, зависят методы воздействия на ребёнка, их эффективность для его развития. Например, обезопасив пространство, убрав из поля зрения ребёнка лекарства, ножницы, иголки, порошки, шампуни, родители исключают из своих воспитательных приёмов одёргивание, окрики, предупреждения, которые могут напугать малыша и в дальнейшем он может стать нерешительным.
Вся жизнь семьи складывается из множества социальных ситуаций, прощание на ночь, приветствие по утрам, расставание перед уходом на работу, в школу, детский сад и многое другое.
Умение родителей придавать целевую направленность той или иной социальной ситуации превращает её в педагогическую ситуацию, когда фактором воспитания становится всё, как в помещении расположена мебель, события семейной жизни, способы общения, традиции, обычаи и многое другое.
Вот, например день рождения папы. Можно просто подойти и поцеловав в щёчку поздравить на словах, тогда педагогический эффект будет минимальным. А можно заранее вместе с ребёнком приготовить подарок, например, нарисовать своими руками открытку, купить красивую рубашку или галстук и при этом научить ребёнка держать всё это втайне от папы. Дать ребёнку представление, что такое сюрприз. Таким образом, эта очеловеченная домашняя среда – воспитательная среда – это богатейшая пища для развития чувств, мыслей, поведения ребёнка.
Социальные ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она воспитательной средой, ареной саморазвития и самореализации ребёнка.
Особенность воспитательной деятельности семьи – в её непреднамеренности, естественной включённости в жизнедеятельность этой малой психолого – социальной группы. Специальные воспитательные «мероприятия», направленные на развитие, коррекцию каких – либо свойств, качеств личности ребёнка в современной семье занимают незначительное место, хотя в домашнем воспитании утвердились определённые требования, запреты, наказания и поощрения. И тем не менее в каждый момент жизни вплетаются те или иные воздействия взрослых воспитывающего или обучающего характера. Чем младше ребёнок, тем ограниченнее сочетаются процессы ухода, присмотра, обучения, воспитания. Это даёт как правило хороший эффект, потому что родители чувствуют настроение ребёнка, знают что он может, а чего ещё нет.
Домашнее воспитание сугубо индивидуально, конкретно, персонализованно; благодаря этому оно создаёт благоприятные условия для активности ребёнка. [12]
Активность ребёнка, реализуясь в той или иной деятельности – основа формирования социально-психологических новообразований в структуре его личности, ведь человеческие свойства и качества развиваются лишь в процессе взаимодействия ребёнка со средой, в процессе его собственной активной деятельности. Например, мама готовит малышку к купанию. Она ласковыми словами побуждает её к активному участию в процедуре раздевания: «Подними, Дашенька ручки. Давай снимем футболочку. Теперь снимаем штанишки сначала с одной ножки, а потом с другой. Вот какая у нас послушная девочка. А теперь потрогай водичку, какая она тёпленькая. Дашу здесь ждут уточки, они тоже будут купаться»
Мама настраивает дочь на предстоящее купание и создаёт состояние радостного ожидания: «Вот сядем в водичку, побулькаем ручками, ножками. Умоем наши глазки, ушки…» Создаёт комфортное, спокойное состояние для ребёнка, чтобы ни в коем случае её не напугать.
Идеалом воспитания является разностороннее воспитание детей, которое осуществляется как в семье, так и в общественных образовательных учреждениях. Но каждый из этих социальных институтов обладает определенными преимуществами в воспитании у детей тех или иных свойств, качеств личности, формировании способов поведения и деятельности. Семья, будучи первой воспитательной средой в жизни ребенка, принимает на себя основной труд, обеспечивая тот или иной уровень развития. Исследования свидетельствуют, что в семье создаются наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к культуре в самом широком понимании этого слова.[12]