Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:19, научная работа
Цель работы - поиск эффективных педагогических условий воспитания гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста, где объектом являлся педагогический процесс, направленный на воспитание этих чувств.
Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития общества.
Исследования отечественных
Целью моей работы являлся
поиск эффективных
Воспитание гуманных чувств детей 5-7 лет на основе проблемных ситуаций
Современный
детский сад – это место,
где ребенок получает опыт
широкого эмоционально-
Избирательное
отношение к сверстникам
В конце среднего, начале старшего дошкольного возраста происходит значительная перестройка дружеских взаимоотношений. Дети старшего дошкольного возраста придают большое значение нравственным качествам сверстников, начинают оценивать друг друга по поступкам, пытаются разобраться в мотивах дружбы.
Я считаю,
что детей необходимо не
Каждый
педагог стремится найти
Хочется
отметить, что условия детского
сада позволяют не только
Обучение детей способам
В процессе работы с детьми
небесполезно представить им
значение овладения какими-
Развитие
познавательной активности не
происходит спонтанно, само по
себе. Поэтому наиболее важной
задачей в моей работе
Проблемная ситуация – это начальный момент мыслительного процесса детей, когда у них появляется потребность что-то понять, осмыслить.
Главный момент проблемной ситуации – неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения задания, для выполнения нужного действия.
Педагог должен создать такие
условия, чтобы ребенок мог
самостоятельно проявить
Поэтому большое значение в
воспитании гуманных отношений
детей дошкольного возраста
Таким образом, я сочла
Педагогические
условия использования
Для реализации поставленной
цели мною было разработано
перспективное планирование (План-программа),
включающее систему
При организации работы я
- принцип систематичности: воспитание гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста будет успешно проходить только при систематическом усвоении знаний и умений;
- принцип активности: воспитание гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста будет эффективно только при познавательной активности детей;
- принцип доступности: при организации педагогического процесса, направленного на воспитание гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития детей;
- принцип рациональности: сочетание коллективных и индивидуальных форм в работе по воспитанию гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста необходимо использовать разнообразные формы работы воспитания и обучения (коллективные, групповые, индивидуальные);
- принцип прочности: для углубления и закрепления полученных знаний и умений необходимо организовывать повторение, но так, чтобы уже в известном материале ребенок мог находить что-то новое.
Также были созданы следующие условия:
- использование метода
решения проблемных ситуаций (реально-практических,
имитационно-игровых и условно-
- чтения и анализа
литературных произведений: выделение
героев с различными
- проигрывание этюдов, игр-упражнений, передающих различные гуманные качества.
2. Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, гибкая линия руководства:
от демонстрации и обучения действиям к активизации детей для самостоятельного выбора
действий.
Мною был введен персонаж
Таким образом, разработанная система мероприятий помогали детям задуматься о нравственных и безнравственных поступках, отличать хорошее от плохого, прочувствовать на себе высокомерие и доброту, заботу и эгоизм и т.д. решая проблемные ситуации, дети учились анализировать действия, предвидеть последствия безнравственных поступков, делать правильный моральный выбор. В процессе постоянно организуемой совместной деятельности при решении проблемных ситуаций у детей старшего дошкольного возраста успешно формировались способы активного взаимодействия, отношения равноправного партнерства: умения проявлять инициативу, убеждать сверстников в справедливости своих предложений и в то же время принимать во внимание их интересы, поддерживать мнения участников совместной деятельности, стремиться к получению качественного результата всей группой, оказывая необходимую помощь или обращаться за советом к партнерам.
Опыт работы показал, что
В качестве условия передачи
содержания является
После проведенной работы с
детьми, я сделала вывод, что
воспитание гуманных чувств на
основе проблемных ситуаций
Разработанная мною План-программа воспитания гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста на основе проблемных ситуаций апробировалась в течение двух лет – 2009/2010 уч.гг. (старшая группа) – 2010/2011 уч.гг. (подготовительная к школе группа) в моем дошкольном учреждении (МАДОУ «ЦРР-детский сад № 116» г. Сыктывкара), где я продолжаю работать и в настоящее время.
План-программа по воспитанию гуманных чувств детей 5 – 7 лет на основе проблемных ситуаций
Цель: воспитание гуманных чувств детей на основе проблемных ситуаций.
месяц |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
Старшая группа | ||||
Сентябрь |
Занятие «Наша группа»Программное содержание. Формировать чувство товарищества, доброжелательности, причастности к общим делам, привязанности к детскому саду, сверстникам. |
Рассказывание произведения В.Катаева «Цветик-семицветик». Цель: формирование интереса детей старшего дошкольного возраста к решению нравственных проблем. Игра «Вежливые слова» Цель: обогащать и активизировать словарь детей за счет слов приветствия, прощания, выражения просьбы. |
Занятие «Дружба»Цель: уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить»; научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы существующим нормам поведения; познакомить с пословицами и поговорками о дружбе. |
Этюд «Встреча с другом» Цель: формирование навыков общения в различных жизненных ситуациях, обогащение эмоциональной сферы. Игра «Школа улыбок»Цель: развитие эмпатии навыков культурного общения. |
Октябрь |
«Что такое доброта?» Задачи: формирование представлений детей о добре, нравственных качествах, которые его характеризуют; развивать эмпатию, сочувствие и содействие; Учить делать правильный моральный выбор в проблемной ситуации Разыгрывание ситуаций (по произведению В.Осеевой «Просто старушка»): а) как поступила бы девочка, если бы она была одна и увидела упавшую старушку; б) мальчик помогает старушке (ситуация, данная в рассказе); в) мальчик и девочка помогают вместе. |
Обсуждение и формулирование правил доброты Задачи: обобщение полученных знаний о гуманных качествах; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума |
Ролевое проигрывание ситуаций Цель: конкретная проработка, применение средств понимания, развитие эмпатии, сочувствия, сострадания. |
Игра «Кто больше?»Цель: обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные черты характера. Игра «Угадай, кто это»Цель: познакомить с нравственными качествами проявляющимися в отношении к другим людям. |
Информация о работе Воспитание гуманных чувств детей 5-7 лет на основе проблемных ситуаций