Воспитание и воспитательный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:36, реферат

Краткое описание

Педагогика – одна из интереснейших социальных дисциплин, которая дело с самыми широкими социальными процессами. Эти процессы наполнены шумом голосов, деянием рук человеческих. И за всем этим космосом чувств, диалогов – реальные люди, реальные дети, реальные воспитатели.
Сталкиваются не просто отдельные личности, коллективы – сталкиваются поколения. Поколения воспитателей и воспитуемых. И даже поколения тех, кто претендует на лидерство в педагогических спорах.

Содержание

Введение
1. Процесс воспитания.
1.1. Содержание процесса воспитания.
1.2. Особенности воспитательного процесса.
1.3. Воспитательный процесс, как система и его роль в целостном педагогическом процессе.
1.4. Личностный подход к воспитанию.
3. Перевоспитание личности.
3.1. Сущность перевоспитания.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

воспитание и воспитательный процесс.docx

— 29.15 Кб (Скачать файл)

Принцип личностного подхода в  воспитании требует, чтобы воспитатель:

1) постоянно изучал и хорошо  знал индивидуальные особенности  темперамента, черты характера, взгляды,  вкусы, привычки своих воспитанников.

2) имел диагностировать и знал  реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.

3) постоянно привлекал каждого  воспитанника к посильной для  него и все усложняющейся по  трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности.

4) своевременно выявлял и устранял  причины, которые могут помешать  достижению цели, а если эти  причины не удалось вовремя  выявить и устранить – оперативно  изменял тактику воспитания в  зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств.

5)  максимально опирался на  собственную активность личности

6) сочетал воспитание с самовоспитанием  личности, помогал в выборе целей,  методов, форм самовоспитания.

7) развивал самостоятельность,  инициативу, самостоятельность воспитанников,  не столько руководил, сколько  умело организовывал и направлял  ведущую  к успеху деятельность.

Проектируя будущие результаты воспитания, надо помнить о постепенном  снижении потенциальных возможностей воспитанников при выработке  ряда качеств из-за уменьшения с  возрастом пластичности нервной  системы, нарастания психологической  сопротивляемости  внешнему воздействию  и необратимости сензитивных периодов.

Учитывая возросший уровень  знаний современных школьников, их разнообразные интересы, воспитатель  и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для  своих воспитанников высоким  примером нравственности, носителем  человеческих достоинств и ценностей.

 

3. Перевоспитание личности.

 

3.1. Сущность перевоспитания.

 

«Педагогическая энциклопедия» определяет перевоспитание как систему воспитательных воздействий педагогов, направленных на переделку, «перековку» неправильно  сформировавшейся личности воспитанника, на исправление тех его качеств, привычек и черт, которые противоречат нормам и требованиям общества. Односторонность  такой формулировки очевидна: все  сведено к исправлению негодной личности; ребенку отводится пассивная  функция – изменяться под воздействием воспитателя.

Первая задача перевоспитания  –  включить подростка в жизнь коллектива.

При этом условии перевоспитание органически  входит в общую систему воспитательной работы школы и начинает плодотворно  воздействовать на поведение и сознание трудного подростка. Причем связь между воспитанием и перевоспитанием построена на прямой и обратной зависимости: воспитание включает в себя элементы перевоспитания, а перевоспитание опирается на достигнутые в воспитании результаты. Взаимосвязь воспитания и перевоспитания может быть выражена так: нормализация и повышение качества воспитательного процесса – главное условие и решающий фактор перевоспитания.

В воспитании важную роль играет слово. В перевоспитании действие слова  ограничено. Здесь воздействуют в  первую очередь примеры и организация нового опыта поведения.

В перевоспитании существует цепь последовательно  связанных между собой элементов:

-         Анализ  положительных и отрицательных  свойств характера подростка,  исследование его потребностей, отклонений в поведении.

-         Изучение  педагогической обстановки, среды  окружения ребенка с последующей  нейтрализацией или устранением  вредных влияний и усилением  положительных воздействий окружающей  среды. Подростка необходимо поставить  в положение активного сопротивления  неблагоприятным условиям внешней среды.

-         Перестройка  отрицательного стереотипа. Переключение  сил и способностей на полезные  дела, изменение окружающей среды  (перевод из школы в школу,  из класса в класс.) Надо, чтобы  в результате такой перестройки  подросток не мог проявлять  свои недостатки и пороки, чтобы  вся его жизнь требовала применения  положительных качеств, сил и  способностей.

-         Изменение  привычного поведения подростка  путем вовлечения его в новые  виды деятельности. В результате  должны усиленно развиться положительные качества.

-         На базе  ускоренного развития положительных  качеств осуществляется устранение  недостатков. Быстрыми темпами  должно идти общее развитие. Пока  не будет устранена односторонность развития возможен рецидив.

Сущность перевоспитания заключается  не только в борьбе с недостатками подростка и искоренении пороков  и отрицательных качеств, но и  в нормализации всей психической жизни подростка, в ускоренном развитии всего положительного фонда личности.

Вокруг центрального звена перевоспитания концентрируются и все остальные  элементы. При изучении личности подростка  мы не столько должны отыскивать в  нем недостатки, сколько находить то положительное, на базе которого будет строиться перевоспитание.

Анализ процесса перевоспитания позволяет  выделить в нем четыре основные функции: восстановительную, компенсирующую, исправительную и стимулирующую.

Процесс восстановления положительных  качеств требует постоянного возвращения памяти подростка к тем добрым делам, которые он в свое время совершал.

Компенсирующая функция перевоспитания призвана дополнить восстановительную. У трудного подростка не всегда удается восстановить все его духовные силы.   Необходимость компенсации вытекает из ощущения подростком слабости,  в какой либо области.

Каждый трудный подросток стремиться компенсировать тот или другой недостаток усилением деятельности в той  или иной области, которую любит, в которой может добиться быстрых успехов.

При этом осознанно или неосознанно  подросток развивает те качества, которые он считает сильной стороной своей натуры.

Компенсация всегда связана с тремя  факторами в перевоспитании: необходимостью изменить свое поведение в новых  условиях, желанием добиться успеха в  заинтересовавшей подростка деятельности и , наконец, утвердить себя в глазах сверстников как личность, достойную уважения.

Стимулирующая функция перевоспитания тесно связана с восстановительной и компенсационной. Стимулирование должно помочь активизировать действия ученика в той области, где проявляются его положительные качества, осудить отрицательные поступки подростка.

Исправительная функция перевоспитания – наиболее важная среди всех остальных. Сущность исправления состоит в  том, чтобы трудный подросток  как можно скорее освободился  от груза отрицательных качеств.

При перевоспитании не обойтись без  наказания. Но главная основа исправления, а  стало быть, уничтожения недостатков  – опора на положительное. Необходимо фиксировать внимание ребенка на положительных сторонах его личности, усиливая в нем веру в свои силы и строя свою работу с ним не на подчеркивании того, что не следует делать, а наоборот, на хороших сторонах характера.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Высшей ценностью любого общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей и дарований, совершенствовании  личных качеств является не только главнейшей целью, но и непременным условием государства.

В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально меняются.

Нет единства и сегодня: наше общество, а вместе с ним и школа переживают  трудный период постижения объективной истины.

Всеобщее обязательное среднее  образование означает повышение  ответственности работников школы  и родителей за судьбы тех учеников, которые различным причинам становятся педагогически запущенными. Именно такие школьники наиболее податливы  антиобщественным влияниям, и это  чаще всего служит причиной совершения ими правонарушений.

Гуманизм, оптимизм, интенсификация гармонического развития личности, максимальное использование  воспитательных возможностей социальной среды, детских объединений, опережающее развитие положительных качеств в борьбе с отрицательными – все это составляет общую стратегию воспитания и перевоспитания.

Методика перевоспитания предполагает создание и накопление социально  ценного жизненного опыта путем  включения трудного подростка социально  ценную деятельность, в систему ответственных  зависимостей в коллективе сверстников, других социально здоровых объединениях детей и взрослых.

Деятельность есть главный инструмент перестройки духовного мира личности, коллектив – главное воспитательное средство в руках педагога.

 

 

 

 

                Список использованной литературы.

 

1.     Азаров Ю.П.  Искусство  воспитания – М: “Просвещение”, 1985г.

2.     Баженов В.Г. Воспитание  педагогически запущенных  подростков.

- Киев:  Рад. шк, 1986г.

3.     Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических  Вузов в 2х книгах – М, 1999г.

4.     Раттер М. Помощь трудным детям: Общая редакция А.С. Сливоковской – М: Прогресс, 1987г.

5.     Родгчанин Е.Г, Зязюн И.А. Гуманист. Мыслитель. Педагог.                Об идеалах В.А. Сухомлинского - М: “Педагогика”, 1991г.

6.      Сухомлинский В.А.  Сердце отдаю детям. Рождение  гражданина – Кишинев: “Лумина”, 1979г.

7.  Хофман, Франц.  Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика.                 - М: “Педагогика”, 1979г.


Информация о работе Воспитание и воспитательный процесс