Воспитание культуры поведения школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 08:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть проблему воспитания культуры поведения детей разного возраста .
Задачи:
-раскрыть понятие и компоненты культуры поведения.
-рассмотреть освоение культуры поведения детьми разного возраста;
-охарактеризовать методы и приемы воспитания культуры поведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 1. Понятие и компоненты культуры поведения…………………………...6 1.1 Освоение культуры поведения детьми разного возраста…………….10 1.2.Нравственное воспитание школьника………………………………….14 Глава2Теоретические основы воспитания культуры поведения школьников 2.1Сущность и особенности воспитания культуры.......................................18 2.2 . Методы и средства воспитания культуры поведения……………..... 27 Заключение………………………………………………………………..…..35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по педагогике..doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

Данные  навыки должны быть твердо привиты у детей младшего школьного возраста и быть само собой разумеющимися поступками. То есть во многом культура поведения и общения закладывается и развивается именно в детском саду. Впоследствии в школьном возрасте она совершенствуется и усложняется, ребенок начинает понимать, что в зависимости от ситуации и с разными людьми (например, разного возраста) вести себя нужно по-разному.

Ежедневно ребенку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь т.д. Во всех этих ситуациях дети не только практически  овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников, что им пригодится в дальнейшем в школьном возрасте, т.е. элементарными основами культуры поведения и общения должен владеть каждый первоклассник, для этого в семье должно быть уделено существенное внимание развитию культуры ребенка, т.к. только совместными усилиями воспитателей и родителей и других членов семьи ребенок поступит в школу уже со сформированными навыками культурного поведения. Однако к сожалению, зачастую так получается, что этими навыками не обладают даже старшеклассники.

Воспитатель на конкретных примерах объясняет детям  необходимость и целесообразность каждого правила поведения. Осознав  ценность правил, дети начинают активно  ими пользоваться, и постепенно следование этим правилам становиться для них нормой поведения.

Приобщение  детей к истокам русской национальной культуры происходит путем занятия  разными видами народного творчества – музыкой, танцами, пением, театрализованной деятельностью, народными подвижными играми, народным изобразительным творчеством, что благотворно влияет на психофизический статус ребенка, его социально-эмоциональное развитие. Использование народного фольклора раскрепощает детей, способствует формированию духовно-нравственного здоровья воспитанников.

Создание  культурных привычек необходимо начинать с воспитания аккуратности и чистоплотности. Уже с трёхлетнего возраста ребенок  может сам с некоторой помощью  взрослых одеваться, застелить свою кровать, может помогать в уборке комнаты .

Культура  еды, умение культурно принимать  пищу – один из первых навыков, который  должен воспитываться у ребенка. Перед едой обязательно вымыть руки, уметь пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать скатерти и одежды во время еды – всё это можно воспитывать только путём постоянного наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых, причем, прежде всего, речь идет о родителях, которые должны в первую очередь подавать в этом плане положительный пример со своей стороны. Ведь именно родители обладают наибольшим авторитетом для ребенка.

Что касается воспитания культуры поведения  в школьном возрасте, необходимо отметить, что именно в начальных классах  закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются красивые манеры, умение культурно вести себя в школе, доме, на улице и в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позже приходится заполнять этот пробил и нередко проводить более тяжелую работу: перевоспитывать школьников, в которых укоренились негативные привычки.

Отсутствие  элементарных привычек у детей затрудняет работу над воспитанием у них  более тонких и сложных проявлений культурного поведения: такту, деликатности, непринужденности, отборности манер  и так далее Культура поведения тесно связана с внутренней культурой человека, требованиями эстетики, с общепринятыми тенденциями и обычаями. Внутренняя культура во многом определяет внешнее поведения человека, но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру — вынуждает человека быть выдержанным, внутренне собранным, уметь владеть собой. Небрежность во внешнем виде, грубость, невнимательность бестактнисть постепенно формируют соответствующие негативные качества личности. Поэтому из раннего возраста необходимо вооружить детей знаниями правил культурного поведения, привычками их выполнения.

Нужно отметить, что у многих школьников заметное отставание навыков и привычек культурного поведения от знания соответствующих правил. Поэтому  в работе с учениками нужно обращать внимание в первую очередь на выработку навыков и привычек поведения. Достигается это систематическим учениям школьников к выполнению правил. Для этого необходима такая организация жизни в школе, чтобы ученики постоянно накапливали опыт правильных моральных отношений. В работе с младшими школьниками возможны проведение и специальные упражнения для планомерного отрабатывания отдельных навыков культурного поведения. Но упражнение — это не только простое повторение.

Для того чтобы повторение закрепляло то или другое действие, привычку поведения, необходимо, чтобы оно подкреплялось позитивными эмоциями, приятным переживанием. Иногда это молчаливое одобрение взрослого, поощрение коллектива, товарищей. Повторение только тогда становится упражнением, когда сам ребенок активно стремится к получению определенного результата в своих действиях, сам хочет поступать правильно. Другими словами, воспитание должно быть связано с самовоспитанием.

 

 

 

 

 

 

1.3 Нравственное воспитание школьника

Огромное  значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А.Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва  добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение : «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер,  стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.

Однако  из педагогов – классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал преобразующую роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. Он писал: « Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но, увы я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания. Могли сделать гоголевского городничего честным человеком, и совершенно убеждён, что будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или  политической экономии, он останется тем же весьма вредным для общества пронырой. Нет одного ума и одних познаний ещё не достаточно для укоренения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который иногда согласно с рассудком, а часто и в противоречие с ним, связывает людей в честное, дружное общество». (Ушинский К.Д. О нравственном элементе в воспитании.)

На  огромную роль нравственного воспитания в процессе обучения и формирования личности указывал В.Г.Белинский. Он отмечал, что образование и приобретаемые  человеком знания и умения принесут большую  или меньшую пользу в зависимости от того, какую нравственность он усвоит. Ребёнок находится в состоянии тихой, скрытой от посторонних глаз душевной работы – работы роста и развития. Под дождём, градом так же, как под палящими лучами солнца, плохо растёт молодое деревце. Так и ребёнку вредны для нормального развития постоянные эмоциональные встряски, в том числе разносы и неумеренные похвалы.

Лишь  единство интеллектуального, эмоционального, нравственного развития делает человека способным к прекрасным, возвышенным  формам душевного состояния, которые нужно сохранять в ребёнке и лелеять, это чувства патриотизма, любви к природе, людям, Родине.

Нравственное  воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви, благодарности, а не путём  обучения нравственным истинам. Разговоры о долге, поучения, если они предшествуют нравственным поступкам, - как тени, появляющиеся при закате солнца раньше действительных вещей, утверждал Песталоцци.

Не  гармоничность развития Белинский  оценивал как скрытое от глаз уродство. У одного человека, отмечал он, ум едва заметен из-за сердца, у другого сердце как будто поместилось в мозгу; Этот страшно умён и способен на дело, да ничего сделать не может, потому что у него нет воли: а у того страшная воля, да слабая голова, и из его деятельности выходит или вздор, или зло.

Исключительно важная задача учителя – волевое  развитие каждого школьника. Не будет  сформирована воля – человек вырастет пустоцветом, ни к чему не пригодным  существом. Все его благие порывы будут разбиваться об его же собственное малодушие, трусость  и лень.

В процессе профориентации школьникам можно предложить ответить на анкету, позволяющую оценить  уровень развития волевых качеств.

Именно  достижение цели, преодоление препятствий  на пути к ней свидетельствуют о сильной воле. Однако  следует различать волю и упрямство. Бывает, что стремление добиться чего-либо, настоять на своём «я» приобретает болезненный характер и становиться более важным, чем конечный результат задуманной деятельности. Вспомните главных героев Гоголя – Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича – настоящих упрямцев. Упрямство – нецелесообразная настойчивость – отрицательное качество личности. Развивая волю, надо обязательно помнить об одном из самых важных законов жизни – законе целесообразности.

Проводимые  в школе факультативы этики и  эстетики,   позволяют учащимся более глубоко изучить историю  культуры поведения человека в обществе и в быту, узнать о чести и  долге, справедливости и о манере общения. Необходимо учащимся знать, что  придя в трудовой коллектив, первое впечатление о его характере у коллег сложиться по манере общения с окружающими. Для этого нужно научить школьников организовывать своё общение, соблюдая следующие правила.

1.Важно  научиться слушать другого человека, не перебивая его во время разговора.

2.Важно  понимать другого человека. Индусские  философы  придумали такое правило  спора. Каждый собеседник должен  сначала изложить мысль своего  противника в споре и, только  получив от него подтверждение,  что его мысль

понятна, может её опровергать. Этим  правилом очень полезно пользоваться хотя бы в тех случаях, когда спорящие вкладывают разный смысл в одни и те же слова.

3.Нужно  научиться искренне, ценить людей.  Культурный  и развитый человек  всегда найдёт в другом хорошие  качества. Важно быть щедрым на похвалу, высоко оценивать истинные достоинства людей.

4.Нужно  быть внимательным к людям.  Говорят: лучше лишить человека  пищи, чем внимания.

5.Общение  – это воспитание полезных  привычек, тренировка поступков,  достойного поведения. Поэтому  в общении всё важно: как вы одеты, как сидите, как ходите, танцуете, разговариваете с соседями.

Всё это и многое другое формирует  детский характер.

Анализ  вышесказанного показывает, что с  социально – эстетической точки  зрения содержание воспитания нравственной культуры должно, прежде всего включать в себя вовлечение учащихся в такие виды деятельности, как общественно - политическая, патриотическая, трудовая, материальная, природоохранительная и общение.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава2.                                                                                                                         Теоретические основы воспитания культуры поведения школьников.....

2. Сущность и особенности воспитания культуры

Сегодня в центр школьной образовательно-воспитательной системы ставится развитие всей совокупности качества личности, которая будет формировать культуру поведения.

Цель  школы – разбудить, вызвать к  жизни внутренние силы и возможности, использовать их для более полного  и свободного развития личности. «Концептуальные положения педагогики отражают важнейшие тенденции, согласно которым развивается воспитание в современной школе:

- Превращение  школы Знания в школу Воспитания,

-  Постановка личности школьника  в центр всей воспитательной  системы,

- Гуманистическая  ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей,

-  Возрождение национальных и культурных  традиций;

-  Сочетание индивидуального и  коллективного воспитания»;

Каждый  педагог должен точно знать весь объем и основные направления  воспитания;

-  «Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения;

-  Потребность выполнять Правила  для учащихся, соблюдать нормы  культурного поведения;

-  Непримиримость к безнравственным  поступкам людей, нетерпимое отношение  к нарушениям норм и правил  культурного поведения, понимание необходимости самому удерживаться от плохих поступков;

-  Соблюдение режима для овладение  санитарно-гигиеническими знаниями  и нормами».                                    Сегодняшняя жизнь показывает, что воспитание культуры поведения ведется не на должном уровне, зачастую бессистемно. Видимо, поэтому сегодняшние школьники грубы и развязны, невежливы и распущены, нередко нарушают общественный порядок. И мы склонны думать, что происходит это не оттого, что такие плохие наши дети, а от элементарного незнания правил, от равнодушия взрослых, которые предпочитают чаще всего не видеть и не слышать (пока самих не касается) грубости, брани, неопрятности, хамства…

Информация о работе Воспитание культуры поведения школьника