Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 18:17, курсовая работа
Цель работы :выяление наиболее эффективных средств народной педагогики, направленныых на формирование нравственных качеств у младших школьников.
Задачи:
1.Изучить и проанализировать литературные источники по теме исследования;
2.Определить место средств народной педагогики в современной начальной школе;
3. Обосновать необходимость использования средств народной педагогики в начальных классах;
4.Разработать путем использования средств народной педагогики повышение уровня нравственного поведения младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Нравственное воспитание школьников как психолого - педагогическая проблема. 6
1.1. Сущность и природа нравственности. 6
1.2. Проблемы нравственного воспитания у младших школьников. 12
1.3. Задачи нравственного воспитания. 16
1.4. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности. 18
1.5. Средства народной педагогики. 19
2.1. Подготовительный этап проведения опытно - экспериментальной работы. 36
2.2.Констатирующий эксперимент. Обсуждение итогов работы. 42
Заключение. 48
СПИСО К ЛИТЕРАТУРЫ: 50
И
наконец, все афоризмы, отражающие условия
материальной жизни общества, сокровенные
чувства, мысли, чаяния народа, создают
условия для обеспечения связи
воспитания с жизнью.
Главное в народной педагогике - это процесс
воспитания и обучения молодого поколения.
Большой научно - педагогический интерес
представляют вопросы о том, как народ
понимает сущность воспитания, какими
приёмами и методами пользуется в процессе
воспитания, каково представление народа
о трудовом, нравственном, умственном,
физическом и эстетическом воспитании.
Народ всегда верно представлял себе сущность
воспитания подрастающего поколения,
его трудности, радости и благородство
конечной цели. В народе говорят : "Воспитание
- бесценное богатство".
Трудное дело - воспитать человека, оно
требует заботливого и внимательного
отношения, определённых знаний и умений.
В народе существует много изречений,
касающихся этих трудностей, но все их
можно выразить одним выводом : "Кто
не закалит своего сердца, тот не воспитает
ребёнка".
Если время для начала воспитания упущено
или воспитание велось неправильно, приходится
перевоспитывать, а это задача более трудная.
Недаром в народе говорится : "Даже полководцы
не могут справиться с сыновьями и внуками,
которые ведут разгульный образ жизни.
"
Самовоспитание в народном представлении
имеет большое значение в жизни человека.
Педагоги, чьи имена известны всему миру,
указывали на огромную роль воспитания
в раннем детстве. К. Д. Ушинский писал,
что "Характер человека более всего
формируется в первые годы его жизни, и
то, что ложится в характер в эти годы,
- ложится прочно, становится второй натурой
человека. Всё что усваивается человеком
в последствии, никогда не имеет той глубины,
какой отличается всё усвоенное в детские
годы ".
Характерно, что народные воспитатели
позаботились, чтобы в свои афоризмы включить
различные педагогические категории :
наставление, предупреждение, упрёк, даже
определённые педагогические условия,
при соблюдении которых можно рассчитывать
на успех в любом деле. Эти условия обычно
детерминируются словом "если". Казахи
считают "Если возвратился из путешествия
шестилетний, его должен навестить шестидесятилетний".
Каракалпаки на основе житейской мудрости
и философии советуют : "Если посеял
просо, не жди пшеницы".
Распространённым методом народной педагогики
является приучение. "Вещи моют водой,
ребёнка воспитывают приучением", -
говорит народ. Приучение типично для
раннего детства. Приучают, например, в
семье вечером вовремя ложиться спать,
а утром рано вставать, содержать игрушки
и одежду в порядке; приучают к навыкам
культурного поведения : сказать "спасибо"
за услуги взрослым, "доброе утро",
"добрый день" родителям, старшим
быть вежливым со сверстниками т. т. д.
Приучая ребёнка, взрослые дают детям
поручения, проверяют примеры и образцы
поведения и действия.
Убеждение как метод воспитания содержит
в себе разъяснение (объяснение) и доказательство,
т. е. показ конкретных образцов, с тем
чтобы ребёнок не колебался и не сомневался
в разумности определённых понятий, действий,
поступков, постепенно накапливал нравственный
опыт и потребность руководствоваться
им.
Поощрение и одобрение как метод воспитания
широко применялись в практике семейного
воспитания. Ребёнок всегда испытывал
потребность в оценке своего поведения,
игры, труда. Устная похвала и одобрение
родителей - это первое поощрение в семье.
Зная роль похвалы как средства поощрения,
народ замечает: "Дети и боги любят бывать
там, где их хвалят". Родители обычно
одобряют поведение, учебные и трудовые
успехи детей словами "молодец", "хорошо",
"очень хорошо". При этом народ педагогически
очень разумно установил, что эти слова
одобрения и похвалы должны произносится
с улыбкой на лице. Если работа выполнена
не на должном уровне, родители скажут:
"Ничего", "Ладно, сойдёт", но
без улыбки. Дети без труда понимают, как
оценена их деятельность.
Учитывая воспитательную силу и эффективность
намёка, народ создал свои поучительные
сказки. Как верно замечает Г. Н. Волков,
"педагогическая ценность намёка в
том, что о недостатках поведения того
или иного мальчика они позволяют говорить
в безобидном тоне". Можно смело сказать,
что в намёке выразился педагогический
такт народа, его интуиция.
Личный пример (особенно родителей) - это
самый радикальный, самый действенный
метод народного воспитания. Нравственный
облик родителей, их труд, общественная
деятельность, взаимоотношения в семье,
отношение к окружающим людям, отношение
к вещам, искусству - всё это служит примером
для детей и оказывает влияние на формирование
их личности. Народная мудрость говорит
о том, что в воспитании следует использовать
положительный пример : "Если у тебя
взрослый сын - веди дружбу со скромным
человеком, если у тебя взрослая дочь -
веди дружбу с мастерицей"
В народе чаще применялось словесное осуждение
плохих поступков, опрометчивых действий.
Осуждение сопровождалось внушением,
чтобы ребёнок осознал свои ошибки и устранил
их. Укор родителей применялся редко, в
основном как одна из воспитательных мер
предупреждения.
Итак, народные афоризмы рассматривают
воспитание как "бесценное богатство
" человека. Народ имеет определённое
представление о целях, задачах, приёмах,
методах и навыках воспитания детей с
учётом их возрастных и психологических
особенностей. Особое значение придаётся
воспитанию в раннем детстве; отмечается
важность игровой деятельности детей.
Народ эмпирическим путём определял причины
детской лени и капризов, с пониманием
относился к трудностям воспитания в переходном
возрасте, особое внимание придавал воспитанию
девочки - подростка. Эмпирически определив,
практически проверив, народ широко применял
в условиях семейного воспитания самые
разнообразные приёмы и методы воспитания
: приучение, показ, поощрение, порицание,
личный пример, благославление и другие,
не противоречащие, а совпадающие с принципами
научной педагогики.
Загадки.
Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли эти функции более или менее в равной степени. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание.
Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из разных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании важно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности. Народ всегда был высокого мнения о загадках: «Загадка – разгадка, да семь верст правды». Упражнения в отгадывании и придумывании загадок считались чрезвычайно полезными занятиями.
Загадки
представляют собой комбинированные
средства воздействия на сознание,
имеющие своей целью
Этнопедагогические
миниатюры – пословицы и
Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его обращенному мышлению, быстроте умственных реакций. Развивает наблюдательность.
Особое
место в процессе воспитания детей
занимает диагностическая функция
загадки: она позволяет воспитателю
без каких-либо специальных тестов
и анкет выявить степень
Без рук, без ног Черная корова
Под окном стучится, Весь мир поборола,
В избу просится. А белая подняла.
(Ветер) (День и ночь).
Народные песни.
Народные песни отличаются необыкновенной образностью. В них высшая поэзия. И блеск звезд, и лунный свет, и животворящая сила земли, и дуб в логу глубоком, и утренняя роса, от которого братья рослыми стали, и молва людская, что людям голову кружит, и дом отцовский – белый дом, шелком белым конопачен, и печь у матери – печь белая, молоком да мелом побелена, и труд – святой, в нем горе и радость, и спасение; все это: и картины родной природы, тонкие нравственные движения души, и вековые традиции, сберегающие народ, - находит в народной песне поэтическую, высокохудожественную форму. Народные песни – это целый поэтический и философский мир. В них – душа народа. Без песни не жил ни один человек, он рождался и умирал, окруженный родными напевами.
Песни - более сложная форма народного поэтического творче ства, чем загадки и пословицы. Главное назначение песен - при вить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Песенное творчество молодежи всемерно стимулировалось и поощрялось пожилыми. «Она не стала еще девушкой, у ней нет своей песни», - говорили старые чуваши. Понимание прекрасного в слове и мелодии, по народному представлению, предполагает творческое отношение к нему: в процессе исполнения песни до пускалось улучшение текста и мелодии.
Песне
присуща высокая поэтизация всех
сторон народной жизни, включая и
воспитание подрастающего поколения.
Педаго гическая ценность песни в
том, что красивому пению учили,
а оно, в свою очередь, учило прекрасному
и добру. Песней сопро вождались
все события народной жизни - труд,
праздники, игры, похороны и т. п. Вся
жизнь людей проходила в песне,
которая наилучшим образом
Комплексное воздействие песни
Песня
- сложная форма народного
В
песнях раскрывается внешняя и внутренняя
красота челове ка, значение прекрасного
в жизни; они - одно из лучших средств
развития эстетических вкусов у подрастающего
поколения. Кра сивые мелодии
усиливают эстетическое воздействие
поэтического слова песен. Влияние
народных песен на крестьянскую молодежь
всегда было огромно, причем их значение
никогда не исчерпыва лось только
красотой стиха и мелодии (внешней
красотою, красо той формы). Красота
мыслей, красота содержания относятся
так же к сильным сторонам народных
песен. И сами слова песен, и условия
и характер их исполнения спо собствуют
укреплению здоровья, развитию трудолюбия.
В пес нях воспевается
Неоценимо значение песни в трудовом воспитании детей и мо лодежи. Как уже было сказано выше, песни сопровождали и стиму лировали трудовой процесс, они способствовали согласованию и объединению трудовых усилий работающих. В этом отношении особенная роль принадлежала трудовым песням, которых у всех народов очень много. Что же касается песен как средств, раскры вающих значение труда в жизни, то в этом велика роль и хоровод ных, и посиделочных, и даже свадебных и застольных песен. В них рассказывается о видах труда. Так, например, в одной из чуваш ских песен, в веселой и шутливой форме, сообщается о местных ремеслах. В песне поется: «Мы, чуваши, живущие около Марпоса да, занимаемся бондарным делом», далее говорится о живущих около Цивиля и занимающихся плетением корзин, об абашевских кулеткачихах, о производителях кирпича, о тех, кто живет вдоль Волги и занимается рыболовством.
Во
многих песнях называются и трудовые
операции и вырази тельно описывается
целый трудовой цикл. Так, например,
в песне о льне содержатся вопросы
вроде - «Как сеют лен» и ответы - «Его
сеют вот так», демонстрируются
Песни, как уже было сказано выше, - эффективное средство эстетического воздействия на подрастающее поколение, причем дело не только в красоте поэтических форм песен, но и в красоте их содержания: они призывали к труду, к красивым поступкам, нравственному поведению и т. п. В песнях содержатся, и призывы в труде создавать прекрасное (красивые ткани и вышивки, кра сивые предметы домашнего обихода) и красиво выполнять лю бую работу. В песнях прекрасное - цель, а сам труд - средство. Через труд устанавливается связь эстетического с нравственным, умственным и физическим воспитанием.
В песне опоэтизированы национальные традиции и обычаи, приводятся пословицы и благопожелания.
В ней выступают в единстве многие стороны формирования личности, где труд занимает главенствующую позицию. В труде и благодаря нему укрепляется здоровье, развиваются эстетический вкус, лучшие черты характера, формируется коллективизм, обога щается ум.
Есть
немало песен, в которых специально
говорится об уме, о нравственности.
Песни так же, как и пословицы,
неоценимы в умственном воспитании
подрастающего поколения: с одной
стороны, они призывают к овладению
богатым интеллектуаль ным
При
всем многообразии средств народной
педагогики в ней все дифференцировано,
все тщательно продумано, все - на
месте. Бес толковое, случайное отбрасывается
- тысячелетиями происходит естественный,
интеллектуальный, эстетический и этический
отбор средств воспитания. Песня
в этом ряду средств занимает особое
место. Ее поют все от мала до велика.
Каждому возрасту соответст вуют
свои песни. Она сопровождает человека
от рождения до смер ти. Воздействуя
на чувства человека, она одновременно
влияет на его сознание и поведение.
Вот почему ее с полным основанием
можно отнести к
Воспитатель
и учитель начальных классов
должен знать раз личные колыбельные
песни, уметь убеждать родителей
в необхо димости разучивать их с
детьми. Он может дать тексты колыбель
ных песен родителям, показать, как
можно изменить текст в соот ветствии
с индивидуальными
Сказки.
Сказки,
являясь художественно-