Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 15:04, курсовая работа
Приступая к исследованию, мы выдвигаем следующую гипотезу:
воспитание нравственных поступков школьников в ситуациях выбора будет осуществлено в том случае, если:
а) учащиеся действуют целенаправленно при выполнении учебных заданий;
б) их действия приобретают осознанный характер;
в) используют приобретенный опыт для решения учебных задач.
Введение
Глава 1. Нравственное воспитание школьников
1.1 Нравственное воспитание школьников как педагогическая проблема
1.2 Формирование нравственности учащихся
Глава 2. Воспитание нравственных поступков старших школьников в ситуациях выбора
2.1 Воспитание нравственных поступков старших школьников
2.2 Методы исследования нравственных поступков старших школьников в ситуации выбора
Заключение
Список использованной литературы
- 22% (4 человека) опрошенных, сравнивая себя с идеальным человеком, считают, что у них эти качества выражены слабо (коэффициент корреляции от 0 до 0,4);
- 66% (12 человек) имеют завышенные представления о себе и своих нравственных качествах, т.е. приближают оценку своей нравственной сферы и поведения к идеальному.
Также нами были получены данные, свидетельствующие о том, что наиболее характерными для идеального человека старшеклассники считают следующие нравственные качества: честность, ответственность, достоинство, вежливость, честь, совесть и справедливость. Наименее значимыми для идеального человека, с точки зрения старшеклассников, являются такие нравственные качества, как принципиальность, терпимость и патриотизм. Оценивая себя, старшеклассники отдают предпочтение таким качествам как достоинство, честь, ответственность, справедливость, гуманизм. Также мы обнаружили, что наименее развитыми и менее проявляющимися в их поведении являются такие качества, как патриотизм, чуткость и принципиальность.
В целом мы можем говорить о том, что в данной группе старшеклассников показатели по шкале “Идеал” соответствуют показателям по шкале ”Я”, т.е. представления об идеальном человеке адекватно соотносятся с представлениями о себе и своих собственных личностных качествах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важнейшими компонентами нравственного сознания и поведения являются нравственная потребность и воля, желание, настойчивость, умение реализовать нравственный выбор в жизни. Вне нравственной воли не может быть нравственного поведения. Слепое послушание, бездумное исполнение приводит к слабоволию, бесхарактерности и, в конечном счете, к безнравственности. Только убежденность, согласие с собственной совестью и волевая твердость обеспечивают в совокупности возможность подлинно нравственного поступка. [2;323].
Воспитание нравственных поступков эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.
Воспитание нравственных поступков в ситуациях выбора эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание и самосовершенствование школьников. Самовоспитание представляет собой целенаправленное воздействие человека на самого себя с целью выработки желаемых черт характера. В этих целях дети прибегают к радикальным средствам, ставят себя в экстремальные ситуации для закалки мужества, укрепления воли, дисциплинированности, выдержки. [2;327].
В юности происходит стабилизация главных, основообразующих нравственных свойств, качеств личности. В юношеском возрасте возникает стремление к самореализации в живом конкретном деле, к применению на практике, в настоящей жизни накопленных знаний, умений и социального опыта. Многие старшие подростки, юноши и девушки занимаются самовоспитанием, испытывают сильное воздействие внутренних моральных стимулов и побуждений, пользуются самозапретом, самоконтролем, переживают мучения совести. Используя приобретенный опыт, приобретя осознанный характер действий, школьники действуют целенаправленно при выполнении упражнений - это и ведет к формированию в них нравственных поступков, что и подтверждает выдвинутую выше гипотезу.
Целостность же воспитания нравственных поступков в ситуациях выбора достигается, когда основой, источником и материалом педагогического процесса является сама, сложная и противоречивая, жизнь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск.гос.пед.ун-т - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.
2. Аристотель. Сочинения в 4-х томах -М: 1984 , т.4.
3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.
4. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988.
5. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.
6. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1979.
7. Болотина Л.Р. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1987.
8. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1978.
9. Даль В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка- М: 1979, т. 11.
10. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького - Омск:ОГПИ, 1991
11. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М.: Просвещение,1977.
12. Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процес-се воспитания. - М.: Просвещение, 1979.
13. Кантарбаев С.Е. Формирование учебной деятельности как средства трудового воспитания: Автореферат. - Алматы, КазГУ им. С.М. Кирова, 1996.
14. Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1987. - 386с.
15. Козлов Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников. Изд-во Ростовского ун-та, 1983.
16. Краткий словарь по философии -М: 1982
Информация о работе Воспитание нравственных поступков старших школьников в ситуациях выбора