Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 07:44, реферат
Патриотическое воспитание – это формирование патриотического сознания (знаний, взглядов, убеждений, суждений, оценок, идеалов), морально-волевых черт характера (намерения, установки, мотивация, решения) и ориентированного поведения (действия и поступки, навыки и привычки) граждан РФ. Для того, чтобы яснее увидеть проблемные вопросы государственно-патриотического воспитания во всех сферах жизни нашего общества, которые изложены в Государственной Программе "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005гг." и пути их решения, нужно детально рассмотреть исторический опыт России, а также решение аналогичных вопросов в истории и современной геополитике развитых зарубежных стран.
Особое внимание в американской армии уделяется морально-этическому воспитанию офицерского состава. При этом акцент делается на воспитании у офицеров чести и верности. "Я убежден, - пишет полковник ВВС США Мэлкэм М.Уэйкин в статье "Этика командования-2", - что честь - это фундаментальная добродетель для военачальников, если они хотят успешно развивать в своих подчиненных чувство верности и повиновения". По мнению военного командования США, офицер должен быть исключительно честным и искренним. На формирование этих качеств нацелен и военно-педагогический процесс в американских военно-учебных заведениях. Например, в Клятве чести академии ВВС США говорится: "Мы не будем лгать и обманывать или терпеть тех, кто лжет или обманывает. Сверх того, я обязуюсь исполнять свой долг перед государством и жить честно, и да поможет мне Господь!"
Немаловажное значение в американских вооруженных силах придается воспитанию у личного состава пленоустойчивости. С этой целью осуществляется планомерная подготовка военнослужащих, направленная на усвоение правил поведения в плену у неприятеля. Эта работа строится, прежде всего, на основе Кодекса поведения военнослужащих. Большое внимание уделяется разъяснению личному составу ответственности за нарушение той или иной статьи Кодекса: оказание помощи врагу; участие в преступных сговорах; подстрекательство или попытки подстрекательства к неповиновению старшим по званию и измене и т.д. Особый акцент делается на строгое соблюдение наиболее часто нарушаемой V статьи, которая гласит: "Я не сделаю ни одного устного или письменного заявления, предательского по отношению к моей стране и ее союзникам или вредящего их делу". Тем американским военнопленным, которые уже не имеют больше сил сопротивляться плену, рекомендуется "временно отступить", т.е. пойти на незначительные уступки своим тюремщикам. С тем чтобы свести к минимуму успех врага, их учат "...писать или произносить слова неправильно, так, чтобы любой американец, читая или слушая подобное заявление, сразу понял, что оно было сделано под давлением".
Все это свидетельствует о том, что воспитательная работа патриотической направленности в вооруженных силах США носит ярко выраженный конкретный, практический характер.
Проведенный анализ позволяет выявить следующие основные тенденции развития системы патриотического воспитания личного состава вооруженных сил США:
Во-первых, усиление практической направленности воспитания патриотизма. Командиры всех степеней и их "помощники" по работе с личным составом прежде всего нацелены на формирование у подчиненных высоких гражданско-патриотических качеств.
Во-вторых, все возрастающая деидеологизация и гуманизация процесса патриотического воспитания личного состава. Наиболее ярко эта тенденция проявляется: в отказе военного командования США от формирования стереотипов "образа врага" в сознании своих солдат и офицеров по мере изменений, происходящих в мире; в признании американского военнослужащего как личности со всеми человеческими потребностями, в воспитании его на общечеловеческих ценностях.
В-третьих, укрепление материально-технической базы патриотической работы с военнослужащими, гражданским персоналом вооруженных сил и членами их семей (снабжение частей и подразделений новейшими техническими средствами пропаганды, например, обеспечение всех кораблей ВМС видеотеками; широкое использование в телевидении и радиовещании каналов космической связи; увеличение объема выпуска военно-периодической печати и т.д.).
В-четвертых, усиление социальной направленности воспитательной работы с военнослужащими. Эта тенденция проявляется в том, что в работе с личным составом военное командование США все больший акцент делает главным образом не на организацию воспитательного воздействия (с помощью слова), а на создание таких условий жизнедеятельности военнослужащих, которые бы в максимальной степени стимулировали у них исключительно ревностное отношение к исполнению своих военно-профессиональных и гражданских обязанностей.
Итак, деятельность командования, специалистов по работе с личным составом вооруженных сил США по патриотическому воспитанию носит целеустремленный, многоплановый и хорошо продуманный характер. Она оказывает существенное влияние на морально-психологическое состояние американских военнослужащих. Как показывает практика, в результате этого сильными сторонами морального духа личного состава вооруженных сил США становятся: а) гордость военнослужащих за принадлежность к своей стране и ее вооруженным силам; б) убежденность американских военнослужащих в исключительности социально-экономического строя в США и готовность к его защите; в) высокий уровень личной профессиональной подготовки подавляющего большинства военнослужащих и постоянное стремление к его повышению; г) приверженность традициям вооруженных сил и своей части; д) уверенность в своем оружии, непревзойденности американской боевой техники; е) военный практицизм, находчивость, изобретательность, техническая культура, высокая спортивность; ж) психологическая готовность к началу боевых действий.
№№№№№№№№№№№№
ГЛАВА L ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ XVIII-XX СТОЛЕТИЯ §1-1.1. Воспитание и развитие личности во Франции 17 §1 - 1.2. Воспитание и развитие личности в Великобритании 35 §2. Воспитание и развитие личности в России 59 ГЛАВА П. ЗАДАЧИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ XVIII-XX СТОЛЕТИЯ §1. Вс^нно-патриотическое воспитание в странах Европы 76 §2. А) Военно-патриотическое воспитание в дореволюционной России 101 Б) Военно-патриотическое воспитание B^OJfH новой России 114 ГЛАВА ІП.СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ §1. Содержание и методы военно-патриотического воспитания в дореволюционной России 133 §2. Содержание и методы военно-патриотического воспитания в СССР 153 §3. Содержание и методы военно-патриотического воспитания в новой России 169 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 191 БИБЛИОГРАФИЯ 206 ПРИЛОЖЕНИЕ 220 |
Введение к работе: |
России -«не подлежит ослабевать в военном деле» (Петр I) Долг перед Отечеством - святыня человека (ВЛ.Сухомлинский) Актуальность проблемы. Противоречивость социально-экономической политики современной России влияет на все области жизнедеятельности человека. Происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни общества и, прежде всего, в духовной. Разрушение старой системы ценностей создало духовный вакуум. Эрозии подвергаются традиционные ценности народной жизни, отечественной истории и культуры. Обесцениваются идеи патриотизма, самоотверженного служения Отечеству. В современных условиях острой проблемой общества и государства стала проблема содержания воспитательной работы, обеспечивающей формирование высоких патриотических качеств у молодого поколения россиян. Сегодня тысячи детей являются беспризорниками, другие - содержатся в детских домах, многие из подростков попадают в зону криминогенного влияния. В молодежной среде часто заметна неуверенность в завтрашнем дне, утрата интереса к учению, труду, агрессивность. Изменение в мотивации поведения, выборе ценностных ориентации - показатель ухудшения нравственного, психического и физического здоровья российского общества. В системе учебных заведений, в связи с осложнением проблем морально-психологической подготовки молодежи к жизни, неотъемлемой стороной образовательного процесса является воспитание патриотизма, чувства долга, ответственности и дисциплинированности. Основньыи направлениями патриотического воспитания становятся: • отношение к государству (государственно-патриотическое воспитание, ориентированное на национальные интересы - патриотизм, чувство долга); • отношение к обществу (гражданское воспитание, ориентированное на воспитание социальных качеств личности - гражданственности, уважения к закону, социальной активности и ответственности); • отношение к культуре (приобщение к культурным ценностям и достижениям, воспитание духовности, национальной самобытности, восприятия красоты и гармонии) ; • отношение к профессии 1 (понимание общественной значимости своей профессии, ответственности за качество своего труда). • отношение к своей собственной личности как уникальной ценности1. Исследуемая нами проблема - патриотическое воспитание будущих защитников Родины. Любовь к Родине воплощается в служении ее коренным интересам и является силой, которая укрепляет связь между ее народами. История свидетельствует, что воспитание патриотизма, готовности защитить свою Родину от врагов во все времена являлось гарантом безопасности государства, т.к. человечество, поднимаясь по бесконечным ступеням общественного прогресса, тысячелетиями тащило за собой длинный шлейф войн и конфликтов. Ученые полагают, что за последние пять тысяч лет на Земле произошло более 15,5 тысяч войн, в которых погибло свыше четьрех миллиардов человек, почти столько же, сколько насчитывает все современное население планеты 2. Как указано в «Харперской энциклопедия военной истории» в период 1945 -1975 возникают проблемы сверхдержав в Ядерный век: конфронтация сверхдержав, технологическая революция; политические и экономические революции; экспансия мирового коммунизма; стремление к полицентризму; борьба за сохранение всеобщего мира (ООН) и американская экспансия и др. В период 1975 - 1997 гг. доминирует проблема технического вооружения, а также миротворчество (ООН), деятельность по разоружению. В то же время на территории бывшего Советского Союза возникают внутренние конфликты и войны. Во все времена, когда общества были объединены в государства, военно-патриотическое воспитание было важной частью подготовки граждан к защите и укреплению своего государства во всей истории человечества. Ярким историческим примером военно-патриотического воспитания граждан было воспитание в Спарте (государство Лакедемон), где весь образ жизни определял ориентацию государства на постоянную боевую готовность. Когда житель Спарты достигал возраста семи лет, государство брало на себя всю заботу о его воспитании и обучении. Задачей государства была подготовка воинов, способных как к защите собственных границ, так и к захвату новых территорий. В этот период возникает идея противника (будь то варвары или представители сопряженных государств). Патриотическое воспитание молодежи в России издавна было обусловлено тем, что на долю нашего Отечества за его многовековую историю выпало немало тяжких испытаний. Уже с детства каждый мальчик готовился стать воином-защитником. В нем воспитывалась ответственность за семью, свое поселение. Чувство долга поднимало юношей на зашиту родной земли. В древнем памятнике русской истории «Велесовой книге» написано: «...трижды Русь погибающая вставала» 1. На протяжении столетий проблема зашиты рубежей страны имела решающее значение. Поэтому из века в век сменявшие друг друга несчетные поколения воспитывали своих патриотов, давали им военную подготовку, готовили армию защитников Отечества для расширения и укрепления его границ, что не было самоцелью, но было, по сути, средством выживания народов, населявших беззащитное евроазиатское пространство России. История показывает, что проблема военно-патриотического воспитания в России всегда стояла на первом месте. Военно-патриотическое воспитание как предмет научного обсуждения требует включения таких понятий как «патриотизм», «гражданственность», «идеология», а также понятия «противник». При исследовании понятия «патриотизм» было проанализировано большое число источников. В зависимости от социально-политической системы государства эти определения различны. Так, в энциклопедическом словаре Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона, изданном в царской России, "возраст" патриотизма исчисляется многими тысячелетиями и превышает оседло-земледельческий стаж человечества. Здесь задействованы не только кровно-родственные, биологические факторы, но и идеологические, духовно-мистические символы веры и героизма предков2. По определению В.Даля в словаре живого великорусского языка патриот - «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб»3. А в словаре русского языка С.И.Ожегова патриотизм - это «преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины»4 . В этих определениях понятие «патриотизм» означает просто «любовь к Родине», здесь оно не имеет идейно-политического подтекста. Определение патриотизма периода социализма обусловлено социальными ценностями, идеологией и общественной психологией советского общества: Советский патриотизм - «чувство любви советских людей к социалистической Родине. Он неразрывно связан с пролетарским интернационализмом и несовместим с любым проявлением буржуазного национализма, шовинизма, космополитизма»1. «Идейной основой советского патриотизма является марксизм-ленинизм. Советский патриотизм - могучая движущая сила в развитии и укреплении СССР. Проявлением животворного советского патриотизма явились героические подвиги советских народов в тылу и на фронте в период Великой Отечественной войны»2. В постсоветский период в условиях социального обновления российского общества понятие «патриотизм» определяется как «любовь к Родине, привязанность к месту своего рождения, месту жительства»3. Философия определяет патриотизм как «одну из форм диалектического сочетания личных и общественных интересов, единения человека и общества»4. Чувство патриотизма, выражаемое, прежде всего, в привязанности к родным местам, малой родине известно уже с древних времен. С развитием государства патриотизм наполнился политическим смыслом, связанные с требованием стойкости и мужества в войнах, в отстаивании интересов Отечества, а с углублением социальных антагонизмов патриотизм приобрел классовое содержание, где интересы классы были важнее интересов Родины. В СССР угроза Великой Отечественной войны выявила потребность в активизации патриотических чувств как важного средства идейно-психологической консолидации народа в противостоянии внешнему врагу. С распадом СССР в его бывших республиках, да и в самой России появились националистические организации под лозунгами патриотического движения. Такая ситуация опасна тем, что приводит к разжиганию национальной розни. При анализе специфики военно-патриотического воспитания в Советском Союзе и современной России была рассмотрена: 1- Синкретичность /нерасчлененность/ понятия «патриотизм» в СССР и в новой России. 2- Как расходятся эти понятия. Синкретичность понятия «патриотизм» в СССР и новой России: понятие «патриотизм» определяется как «любовь к Родине в 21 случае из 30; «преданность своему Отечеству, своему народу - 7 определений из 30; «стремление служить его интересам - 12 из 30; «сознание гражданской ответственности за судьбу Отечества» - 5 из 30; «уважение к историческому прошлому, национальным и культурньм традициям» - 10 из 30; «готовность защищать свою Родину» - 13 определений из 30. При исследовании - как расходятся понятия патриотизма в СССР и в новой России, было определено, что в СССР понятие «советский патриотизм» - это «беззаветная любовь к отечеству трудящихся, к родине социализма» встречается в 4 случаях из 30; «преданность делу социализма и коммунизма» - 5 определений из 30; понятие патриотизма как принципа коммунистической морали - 3 определения из 30; «социалистический патриотизм органически связан с интернационализмом и противоположен буржуазному национализму, а также космополитизму» - 7 определений из 30. В новой России, которая постепенно входит в мировое демократическое пространство, понятие «патриотизм» определяется как «одна из форм диалектического сочетания личных и общественных интересов, единения человека и общества. Угроза ядерного самоуничтожения или экологической катастрофы потребовала переосмысления патриотизма как принципа, повелевающего каждому способствовать вкладу своей страны в сохранение планеты и выживание человечества»- 3 определения из 30; «пренебрежительное отношение к патриотизму, как показало развитие России в первой половине 90-х годов, чревато активизацией стремления к обособлению отдельных республик от государства, забвением политиками национальных интересов и распадом государственности» - 1 случай из 30. Анализируя понятие «патриотизм» в исследуемых источниках, можно сказать, что наряду с различиями здесь присутствуют сходные значения, с помощью которых можно вывести оптимальное определение понятия "Патриотизм». Это; • любовь и преданность Отечеству; • уважение к культуре и лучшим национальным традициям; сознание гражданской ответственности за судьбу Отечества; • готовность защищать интересы Родины. Можно сделать вывод, что при всех социально-политических государственных системах это определение патриотизма является оптимальным. Нам представляется, что именно эти патриотические качества необходимо прививать воспитанникам в процессе военно-патриотического воспитания. Гражданственность - сознание своих прав и обязанностей по отношению к государству. Согласно Конституции РФ в понятие «обязанность по отношению к государству» входит определение: «защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина»1. Таким образом, понятия «патриотизм» и «гражданствен -ность» органично связаны друг с другом. Военно-патриотическое воспитание - это подготовка к защите Родины. Она актуальна и в мирное время. В новый исторический период проблема подготовки молодежи к защите рубежей современной России, военно-патриотического воспитания остается. Сегодня употребление понятия «вероятный противник» считается некорректным, однако, понятие «противник» остается (противник - тот, кто противодействует кому или чему-нибудь, враждебно относится к кому-чему-нибудь). «В сложившейся ситуации конкретных врагов России прямо назвать, может быть, и нельзя. В то же время в военной науке существует понятие «эвентуальный противник»,- пишет адмирал В.П.Еремин. - И таковым может быть любое соперничающее государство, когда при отстаивании национальных интересов России перестанут быть действенными невоенные методы и средства безопасности. В этих условиях государство вынуждено будет со всей решительностью демонстрировать готовность защищать свои интересы и с применением военных сил и средств»1. Сегодня, по сведениям военных, вдоль границ России размещается более 500 дивизий других стран, отношения с которыми не приобрели однозначного дружественного характера. Это более чем внушительный инструмент угрозы...2. Поэтому остается в силе суждение Д.И.Менделеева о том, что «..России следует быть сильной военной державой, не страшась потребных для этого пожертвований»3. Формирование патриотических качеств и военная подготовка подрастающего поколения российской молодежи сегодня так же актуальны, как и в прежние времена. Для решения современных педагогических задач по воспитанию патриотизма у молодежи возникает необходимость обращения к педагогической мысли предыдущих веков, как России, так и стран Западной Европы с целью использования педагогического опыта предшествующих поколений. Основной базой исследования послужили архивные документы, материалы, монографии и другие источники дореволюционного и последующих периодов, периодическая печать. В работе над диссертацией изучались и анализировались научные работы, посвященные исследованиям закономерностей формирования и развития личности в Англии (Р.Баден-Пауэлл, А.Бэн, Н.Коупленд, Д.Ланкастер, Д.Локк, Р.Оуэн и др.), во Франции (А.Бине, К.А.Гельвеций, Э.Демолен, Д.Дидро, Ж.Лакан, Ж.-П.Сартр, Сен-Симон, С.Френе, Ш.Фурье и др.) и в России (П.П.Блонский, Е.В.Бондаревская, К.Н.Вент цель, В.В.Зеньковский, Э.А.Здановская, П.Ф-Каптерев, И. А. Колесникова, Н.К.Крупская, П.Ф.Лесгафт, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.), посвященные исследованиям по теории и практике педагогического образования (Дж.Бэдли, Дж.Грэй, Э.Лавлей, М.Леклерк, А.Леон, Ф.Магнус, К.Маклаф-лин, Т.Нанн, М.Реберыо, Б.Саймон, Д.Стоу и др.). Проблемы воспитания патриотических качеств воспитанников военно-учебных заведений дореволюционной России нашли свое отражение в ряде педагогических исследований, а также в работах историков (Н.И.Алпатов, А.Н.Антонов, П.О.Бобровский, А. Д.Бутовский, П.А.Галенковский, В.Данченко, О.Левитский, И.Ф.Павловский, А.Д.Ромашкевич, В.Ф.Святловский и др.). При исследовании проблемы мы исходим из предположения, что в истории отечественной и зарубежной педагогической науки и практики осуществления воспитательной работы можно найти много полезного и возможно применимого в современных условиях, как в теоретическом плане, так и в практическом. Связано это, на наш взгляд, с тем, что в истории развития России были периоды значительных изменений в развитии страны, в решении экономических и социальных проблем, что приводило и к изменению политики в области народного образования. И вполне возможно, что именно таким опытом располагали военно-учебные заведения России - Кадетские корпуса - XVIII-начала XX вв., в которых концентрировалось все лучшее, что было достигнуто в области педагогической теории и практики того времени. Предполагается, что изучение и применение, как в теории, так и на практике, этого опыта возможно на основе анализа процесса воспитания патриотических качеств, исследования социально-педагогических условий, обеспечивающих воспитание патриотических качеств, определения основных тенденций и путей патриотического воспитания кадетов дореволюционной России, т.к. сегодня воспитание у молодежи патриотизма, осознанных целей служения Отечеству порой не приносят желаемого результата ввиду недостаточной разработанности теории и требований практики. Поэтому в изменившихся условиях современного российского общества у воспитателей и воспитуемых - нечеткое понимание критериев и показателей воспитания патриотизма, в достаточной мере не обозначены пути и средства формирования необходимых качеств личности защитника Отечества. К исследуемой проблеме, как показывает анализ литературы, обращались многие исследователи. Задачи патриотического и военно-патриотического воспитания гражданской молодежи и учащихся представлены работами А.Анохина, А.А.Ароно- ва, Л.Арзанова, А.К.Бруднова, А.Г.Голева, И.Ковтуна, И.Короткова, Д.Кузнецова, В.И.Лутовинова, О.Павловой-Росляковой и др. Вопросы нравственного и патриотического воспитания военнослужащих получили освещение в ряде исследований А.В.Барабанщикова, В.К.Бахтина, В.Д.Голикова, В.П.Жуковского, Г.С.Карнеева, В.Н.Кузьмина, В.Ф,Кулакова, В.Л.Манилова, А.Смирнова и др. По проблемам истории общего и военного образования в работе над диссертацией также изучались и анализировались труды З.А.Алферьевой, К.Ш.Ахиярова, А.В.Барабанщикова, В.А.Бухвалова, Б.Л.Вульфсона, А.Н.Джуринского, Н.Ефимова, З.А.Мальковой, Г.Никитина, В.Н.Сорока-Росинского, К.Д.Ушинского и др.). Отдавая должное вкладу всех названных исследователей в разработку теории и практики патриотического воспитания, необходимо отметить, что подавляющее большинство из них изучали различные аспекты формирования патриотизма прошедших этапов развития нашего общества или узкоотраслевые задачи. Концепция воспитания патриотизма у молодежи в условиях реформирования современного общества, его Вооруженных Сил в настоящее время разработана недостаточно, без учета изменений, происходящих в сознании людей, и слабо личностно ориентирована. Потребность быть полезным своему народу, Отечеству является нравственным стержнем личности. Воспитание ценностных личных качеств, патриотизма начинается уже в детстве. Современная педагогика определяет понятие «воспитание» как целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека г. В широком смысле оно включает в себя весь процесс формирования личности и подготовки ее к активному участию в производственной, общественной и культурной жизни. В таком понимании воспитание охватывает не только воспитательную работу школы, молодежных организаций, семьи, но и влияние всего уклада жизни общества, его идей, воздействие обучения, образования, литературы, искусства, кино, радио, телевидения. В узком смысле воспитание означает формирование мировоззрения, нравственного облика, развитие эстетическое и физическое. Однако оно находится в органическом единстве с обучением, в процессе которого не только усваиваются знания, но и формируются убеждения, моральные качества, черты характера. Индивидуальное развитие человека в педагогике определяется как ряд последовательных количественных и качественных изменений, претерпеваемых его орга ниэмом от момента зарождения и до конца жизни, становление человека как социального существа. Это очень сложный процесс, который выражается и определяется внутренними и внешними, естественными и общественными условиями 1. Чем полнее воспитание охватывает и организует многообразные действенные отношения растущей личности к окружающей естественной и общественной среде, тем успешнее протекает всестороннее развитие личности. Человек в детские и юношеские годы не обладает опытом, знаниями, умениями и навыками поведения, которые необходимы ему для приобщения к труду и общественной жизни, он приобретает этот опыт, проходя длинный путь обучения /в семье и обществе/. Искусство воспитания заключается в том, чтобы обеспечить ребенку успех в его деятельности по изучению родного края, народного искусства и приобщению его к историко-культурному наследию. Это обеспечит успех в воспитании патриотов своей Родины. Патриотизм — это свойство личности, определяемое знанием (истории родного народа, его обычаев, традиций и т. д.); отношением к ним (стали ли эти знания потребностями и мотивами личности, пошли ли в систему ее ценностных ориентации и установок); поведением (в какой мере эти отношения — любовь к Отчизне, гордость за свой народ, желание быть полезным своей стране — реализуются личностью в конкретных поступках и действиях)2. Патриотизм, по мнению русского мыслителя И.А.Ильина, живет в той душе, для которой на земле есть нечто священное. И, прежде всего, в святынях народа. «Именно духовная жизнь есть то, за что и ради чего можно и должно любить свой народ, бороться за него и погибнуть за него. В ней сущность Родины, та сущность, которую стоит любить больше себя»3. «Наше будущее,- говорил Иоанн Кронштадтский, - зависит от того, сумеем ли мы восстановить историческую преемственность русской жизни, осознать себя., хранителями и защитниками духовных сокровищ тысячелетней российской истории»4. Патриотическое и военно-патриотическое воспитание тесно связаны в содержательном и организационном отношениях - ведь это целое и его составная часть. Патриотическое воспитание, как совокупное целое, призвано готовить к труду и обороне, т.е. формировать в молодом человеке граждански активные, социально значупкые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с зашитой государственных рубежей. Военно-патриотическое воспитание, как часть совокупности, имеет четкую целевую установку - готовить именно к обороне, к защите отечества х. Новое теоретическое осмысление основ патриотизма, военно-патриотическое воспитание граждан - актуальная задача настоящего и будущего, в которой решающую роль играет педагогика и педагогическая психология. При определении предмета педагогики часто встречается понимание ее как категории воспитания. Такое понимание характерно для французской педагогической традиции, закрепленной в научной литературе А.Валлоном. В Англии - образование и воспитание называют одним словом - Education. В СССР педагогика разрабатывалась как теория коммунистического воспитания. Педагогика охватывает процессы целенаправленного формирования личностных качеств человека в соответствии со сложившимися в обществе идеалами, традициями и нормами. В процессе военно-патриотического воспитания молодежи военные знания и военное воспитание учащиеся получают в процессе изучения общевоенных и специальных дисциплин. Патриотическое воспитание проходит в учебно-образовательном процессе при изучении предметов гуманитарного цикла. Гуманитарное образование выступает как аксиологическое (ценностное): гуманитарное знание с неизбежностью сталкивается с ценностями человека, культур и эпох 2. Роль педагогической психологии в практике обучения и воспитания была осознана еще Ж.-Ж.Руссо, Дж.Локком и др. Они подчеркивали необходимость построения педагогического процесса на основе психологических знаний о ребенке. В процессе военно-патриотического воспитания новые психолого-педагогические подходы к обучению и воспитанию молодых людей открывают и новые перспективы для реализации потенциальных возможностей каждой личности, каждого коллектива. Психология изучает содержание мотивационной сферы личности учащихся, ее направленности, ценностных ориентации, нравственных установок; различий в самосознании учащихся, воспитывающихся в разных условиях. Особое значение имеет психологический подход в воспитании через коллектив, по мере становления которого создается особая коллективная психология, регулирующая совместную деятельность патриотической направленности. Примерами таких коллективов могут быть команды в военизированной игре «Зарница», «Орленок», скаутские отряды, группы в военно-патриотических объединениях и др. Такого рода социальные общности подобны небольшим воинским коллективам. Совместная деятельность в них является подготовкой к воинской службе. В предлагаемом исследовании нами раскрываются содержание и методы военно-патриотического воспитания молодежи. Проблема исследования состоит в анализе социально-педагогических условий формирования патриотических качеств и чувств у молодых россиян. Объект исследования: воспитание гражданственности и патриотизма в России и Западной Европе в XVIII-XX вв. Предмет исследования: военно-патриотическое воспитание подростков и молодежи в России и Западной Европе. Цель исследования: изучить опыт становления воспитания гражданственности и патриотизма в России и Западной Европе, проанализировав содержание и методы военно-патриотического воспитания и обобщив положительный опыт с целью использования в учебно-образовательном процессе. Этапы исследования: В ходе проведенного исследования можно выделить три основных этапа: 1996-1997 гг. определялись основные подходы к разработке концепции исследования. Изучалась история, психологическая и педагогическая литература, в том числе - зарубежный опыт. 1998-1999 гг. анализировался опыт по
военно-патриотическому 1999-2000 гг. были посвящены анализу
проделанной работы, определению
содержания военно- Гипотеза исследования - процесс формирования патриотических качеств подростков и молодежи может быть результативньм при реализации следующих социаль но-педа гогических условий: направленность образовательного и воспитательного процесса на формирование гражданской позиции, патриотических качеств; использование воспитательного потенциала общеобразовательных и специаль ных дисциплин в учебных заведениях; формирование патриотических качеств в процессе практической и морально-психологической подготовки к жизни; организация практической деятельности внешкольных общественных объединений патриотической направленности. Задачи исследования: Охарактеризовать основные направления воспитания гражданских и патриотических качеств личности; Раскрыть содержание и методы военно-патриотического воспитания в отечественной и западной педагогике; Изучить социально-педагогические условия учебно-воспитательного процесса по формированию гражданственности и патриотизма; Исследовать социально-педагогические условия формирования гражданственности и патриотизма в России и Западной Европе в условиях внешкольного воспитания. Методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, педагогической, психологической литературы в аспекте изучаемой проблемы. Методологией исследования является принципиальное положение философии, утвердившееся в педагогике и психологии XX в., о детерминации развития условиями и присвоением индивидом материальной и духовной культуры. Научная новизна исследования заключается: Обобщен опыт Великобритании, Франции и России по военно-патриотическому воспитанию за XVIII-XX столетия. Выявлена тенденция, присущая политике данных государств, заключающаяся в ориентации на национальные интересы. В определении комплекса социально-педагогических условий военно-патриотического воспитания молодежи в учебных заведениях дореволюционной, Советской и новой России, с целью возможного использования в педагогической практике. Практическая значимость работы состоит в определении педагогических условий, содействующих становлению гражданской позиции молодежи, а также в готовности служению в Вооруженных Силах. Положения, выносимые на защиту: Военно-патриотическое воспитание представляет собой целенаправленную деятельность государства и социальных институтов в учебных заведениях. - Военно-патриотическое воспитание в процессе внешкольной деятельности есть организованный, управляемый процесс, который формирует личность школьника как гражданина и патриота. - Военно-патриотическое - Подготовка мальчиков к службе
в вооруженных силах - Образовательно-воспитательная во всех изучаемых странах (Великобритании, Франции, России) является специально отработанной системой военно-патриотического воспитания будущих защитников Отечества. Внедрение осуществлялось через: Доклады на заседаниях молодых ученых по проблемам воспитания и развития личности кафедры психологии развития МПГУ; Обсуждение диссертации в лаборатории гражданского воспитания Гос. НИИ Семьи и воспитания Российской академии образования и Министерства труда и социального развития РФ; Публикации и тезисы на VI, VII, VIII конференциях молодых ученых Института развития личности РАО ( Гос.НИИ Семьи и Воспитания РАО и Министерства труда и социального развития РФ); Обсуждение диссертации на объединении молодых ученых и аспирантов МПГУ. Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (256 источников]. приложений. Общий объем диссертации -225 страниц В первой главе диссертации «Проблемы воспитания и развития личности в педагогике XVIII-XX столетия» - рассматривается зарубежный и отечественный опыт воспитания и развития личности в педагогике Англии, Франции и России в XVIII-XX вв., раскрывается история становления системы воспитания гражданственности и патриотизма на Западе и в России. Вторая глава содержит исследование проблемы военно-патриотического воспитания в странах Европы и России. В Англии и Франции анализируется военно-патриотическое воспитание: 1) в процессе вневойсковой добровольной военной подготовки; 2)военной подготовки в военно-учебных заведениях; 3) воспитание в работе общественных организаций скаутов. В царской России военно-патриотическое воспитание рассматривается в учебно-воспитательном процессе военно-учебных заведений - Кадетских корпусов. В СССР воспитание патриотизма анализируется - в школе: в учебно-образовательном процессе, начальной военной подготовке, работе пионерской и комсомольской организаций; деятельности внешкольных патриотических объединений, оборонных организаций, в работе военно-учебных заведений - Суворовских и Нахимовских военных училищ. В третьей главе исследуются содержание и методы военно-патриотического воспитания в дореволюционной России, СССР и новой России конца XX века. Рассматриваются такие формы и методы военно-патриотического воспитания, как военная подготовка в школе (курс «Основы безопасности жизнедеятельности»), военизированные игры «Зарница» и «Орленок», деятельность внешкольных общественных организаций и объединений патриотического назначения (Российская оборонно-техническая организация, патриотические клубы, кружки, скаутские отряды и др.). Анализируется деятельность военно-учебных заведений - Кадетских корпусов, созданных в новой России, готовящих своих воспитанников к службе на гражданском и военном поприще на благо своего Отечества. |
№№№№№№№№№№№№
ВВЕДЕНИЕ...3
ГЛАВА I Теоретические основы процесса воспитания патриотизма у учащихся в историко-краеведческой деятельности...15
1.1. Анализ научных исследований
по проблемам воспитания
1.2. Психолого-педагогические
аспекты развития отечественног
1.3. Сущность, содержание и
особенности воспитания
ГЛАВА II Экспериментальное исследование содержания и методов работы школы по воспитанию патриотизма у старшеклассников в процессе историко-краеведческой деятельности...65
2.1. Характеристика
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования по воспитанию патриотизма у учащихся старших классов в процессе историко-краеведческой деятельности...89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...136
ЛИТЕРАТУРА...143
ПРИЛОЖЕНИЯ...157
|
| |
Введение |
||
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современная политическая, экономическая и социальная обстановка в стране значительно изменила существовавшее до сих пор отношение к воспитанию патриотизма подрастающего поколения. За последнее время появились новые приоритеты воспитания, формирования общественного и личностного национального самосознания. Развитие общественной мысли высветило необходимость вывести всю систему воспитания патриотизма на качественно новый уровень.
Воспитание патриотизма нацеливает личность на активные, конкретные нравственные проявления. Основными компонентами личностного патриотического сознания являются: гуманное отношение к человеку, любовь к Родине, восприятие нравственно-этических норм общества, сложившихся за долгие годы истории его развития, как собственных убеждений, и потребность следовать им.
Сегодня в обществе первостепенное значение имеет нравственное, патриотическое воспитание подрастающего поколения, так как у некоторой его части проявляется межнациональная агрессия, деструктивно влияющая на сознание и нравственные качества личности. В школе и семье необходимо воспитывать у каждого подростка чувство Родины, единения народов нашего полиэтнического государства, уважения к истории Отечества, ценностям культуры.
Особую актуальность приобретает воспитание патриотизма у учащихся старших классов в процессе историко-краеведческой деятельности, содействующей освоению нравственно-патриотических ценностей (любви к Отчизне, малой родине, окружающей природе и др.) в различных видах творческой научной и исследовательской работы. Прежде всего, это: формирование у старшеклассников общественно-значимых патриотических ориентации, сочетание личных и общественных интересов, неприятие чуждых обществу процессов и явлений, нарушающих его прогрессивные традиции и устои.
Цель воспитания патриотизма у учащихся старших классов в процессе историко-краеведческой деятельности видится в становлении граждан с активной
созидательной позицией в обществе, обладающих осмысленно-позитивными ценностями и качествами, способных проявить их на благо Отечества.
Об актуальности исследования говорит и тот факт, что в последнее время стало больше внимания уделяться данной проблеме со стороны государства и общественных объединений, о чем свидетельствуют нормативные документы, связанные с воспитанием патриотизма: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005гг.», пролонгированная до 2010г., Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Московская программа «Патриотическое воспитание молодежи Москвы на 2002-2004гг.», «Общенациональная программа развития воспитания детей до 2010г.» ГосНИИ семьи и воспитания, целевые программы администраций областей и городов по патриотическому воспитанию молодежи. Они во многом отвечают потребностям современного российского общества, заинтересованного в том, чтобы школьники принимали участие в социально-культурном развитии нашего государства, отстаивали принципы гражданственности и патриотизма в различных сферах деятельности, чему способствует широкая историко-краеведческая работа в школе.
Разработанность данной проблемы. В педагогической науке сложились определенные теоретические предпосылки, создающие условия для решения проблемы воспитания патриотизма у старшеклассников в историко-краеведческой деятельности. К таким предпосылкам следует отнести: исследование философских, психолого-педагогических аспектов воспитания патриотизма у старшеклассников и его мировоззренческих позиций (Л.М.Архангельский, Г.Е.Залесский, В.А.Сухомлинский, Э.И.Моносзон, Р.М.Рогова, Г.Н.Филонов, И.В.Метлик и др.); формирование ценностных гражданских ориентации личности (Н.А.Григорьева, Ю.А.Маринкина, Г.А.Самарец и др.); исследование путей приобщения учащихся к национальной культуре через осознание себя ее субъектом, патриотом Отечества (Г.Н.Волков, Г.В.Мухаметзянова, В.А.Мясников, З.Т.Гасанов и др.); формирование граждан-