Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 07:44, реферат
Патриотическое воспитание – это формирование патриотического сознания (знаний, взглядов, убеждений, суждений, оценок, идеалов), морально-волевых черт характера (намерения, установки, мотивация, решения) и ориентированного поведения (действия и поступки, навыки и привычки) граждан РФ. Для того, чтобы яснее увидеть проблемные вопросы государственно-патриотического воспитания во всех сферах жизни нашего общества, которые изложены в Государственной Программе "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005гг." и пути их решения, нужно детально рассмотреть исторический опыт России, а также решение аналогичных вопросов в истории и современной геополитике развитых зарубежных стран.
Апробация и внедрение результатов исследования на практике. Материалы опытно-экспериментальной работы освещались в научных докладах на межрегиональной научно-практической конференции, конференциях молодых ученых, а также семинарах педагогов, психологов, руководителей школ, конференциях по музейной педагогике, на страницах общероссийского журнала «Патриот Отечества» и сборников научных трудов ГосНИИ семьи и воспитания. Авторская программа «Воспитание патриотизма у учащихся старших классов в процессе историко-краеведческой деятельности» прошла апробацию в школах г.Москвы, г.Зеленограда (Москва), г.Павловского Посада Московской области, в Народном краеведческом музее сЯрополец Волоколамского района Московской области. Ее реализация осуществлялась путем авторского руководства, организации и участия в мероприятиях историко-краеведческой направленности, проведения уроков по Отечественной истории, факультативных занятий по истории, обществоведению и краеведению, экскурсий, диспутов и походов учащихся, в качестве учителя-экспериментатора по истории (СШ №352) и директора школьного музея Славы «Боевой путь 195 стрелковой Новомосковской Краснознаменной дивизии», семинаров учителей и заведующих по воспитательной работе, сбора и анализа материала. Совместно с учителями-
12
экспериментаторами проводилась коррекционная работа над Программой с целью расширения учебной базы для ее апробации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Основными тенденциями
развития воспитания патриотизм
2. Сущностью воспитания
патриотизма в историко-
13
ществляется непосредственно в своем районе в природоохранной, историко-культурной, благотворительной и других видах деятельности.
3. Эффективность процесса
воспитания патриотизма как
4. Разработанная и
Структура диссертации определена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
14
ГЛАВАI
Теоретические основы процесса воспитания патриотизма у учащихся в историко-краеведческой деятельности
1.1. Анализ научных исследований
по проблемам воспитания
Вопросы воспитания подрастающего поколения в духе любви к своему Отечеству всегда стояли в центре внимания многих мыслителей и ученых на протяжении всей истории человечества. Великие философы, педагоги, психологи уделяли этому большое внимание с древнейших времен. Так, в учении Конфуция, наряду со многими другими общечеловеческими ценностями, выделены такие, как почитание старших, уважение традиций своего народа, любовь к семье и родному Отечеству.
В педагогических концепциях мыслителей Древней Греции основной чертой было рассмотрение человека через призму отношения его к государству. Высшей целью каждого гражданина считалось благо полиса и всего государства. В V веке до н.э. Перикл описывал идеального человека как полноправного гражданина, сочетающего личные интересы с государственными и стоящего на защите устоев полиса, имеющего высокую гражданскую сознательность и богатство духовной культуры. Эти идеи нашли широкое отражение в трудах древнегреческих философов Сократа и Демокрита, в трагедиях Эсхила и Еврипида. Основным лейтмотивом их произведений являлось прославление патриотических чувств и поступков людей на благо полиса, осознающих свое гражданское и нравственно-духовное единство.
Крупнейший педагог Я.А. Коменский считал одну из главных задач воспитания подрастающего поколения - формирование нравственно-патриотических чувств, выработку у ребенка стремления оказывать посильную помощь людям. «Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия» (110. С. 159).
15
В процессе воспитания подрастающего поколения К.А. Гельвеции основное значение придавал не столько умственному развитию детей, сколько воспитанию у них интересов, побуждающих личность на практические дела во благо Отечества. Истинной целью воспитания патриотизма у подрастающего поколения он считал формирование добродетелей граждан, от которого зависит благосостояние общества, понимания ими личного и общественного блага. Общественное воспитание, по его мнению, организованное государством, может сформировать настоящих патриотов, обеспечив личное счастье каждого и благополучие всего государства. «Добродетели цивилизованного человека — любовь к справедливости и к отечеству» (59. С. 259).
В российской науке проблеме воспитания патриотизма у подрастающего поколения в различных его аспектах (нравственное, духовное, гражданское) также уделялось большое внимание. Так, великий русский ученый М.В. Ломоносов внес значительный вклад в развитие педагогических взглядов, выдвинув важнейшую идею о решающей роли нравственно-патриотического воспитания в развитии «просвещенного юношества». Его главными средствами он считал науку и труд на благо Отечества, соотнося коренные преобразования в обществе с воспитанием и просвещением молодежи.
А.Н. Радищев основной задачей воспитания видел в проявлении у учащихся гражданской добродетели, под которой подразумевал действия, направленные на общественное благо. Важнейшим нравственным качеством человека он считал гражданско-патриотическое мужество и утверждал, что «истинный человек и сын отечества есть одно и то же», он «ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью» (185. С. 205-206).
Русский просветитель XIX века, философ, последователь А.Н. Радищева, А.П. Куницын в «Наставлении воспитанникам» отмечал, что для воспитания патриотизма у молодого поколения следует: «водворить в сердце сына праоте-ческие добродетели, учинившие бессмертным целое поколение; даровать со-
16
гражданам истинного соревнователя в общественных пользах...» (129. С. 141). Важнейшей задачей воспитательной работы школы он считал увеличение круга преподавания предметов, которые бы способствовали внушению любви к вере и добродетели, любви к Отечеству (см.: 129. С. 153). Эти положения нашли в дальнейшем широкое развитие в работах известных ученых.
Актуальными и сегодня являются идеи, высказанные еще в XIX в. философом и педагогом И.М. Ястребцовым. Так, например, он выделил особый вид просвещения — гражданственный, в основу которого включал способность личности не только управлять окружающей природой, но и подобными себе. Отмечая суть воспитания патриотизма в целом, он говорил, что долг каждого человека исполнять свои обязанности, которые «состоят в том, чтоб быть полезным человечеству, Отечеству и самому себе». Понятие «Отечество» он определял следующим образом: «оно не есть земля только, на которой человек живет. Оно есть идея, развивающаяся в религии, в государственном телоустройстве, законах, искусствах, языке, науках, нравах того народа, к которому человек принадлежит и для физического благосостояния которого служит известная доля вод и земель с их животными, растительными и минеральными произведениями. Сии произведения кроме физической пользы имеют еще пользу нравственную, содействуя своим образом к развитию общей идеи народа; потому заключены сугубо в круге той симпатии, которая объемлет все принадлежащее к отечеству, все ему споспешествующее, все отечественное...» (258. С. 230-231).
Русский писатель XIX в. А.Ф. Афтонасьев, говоря о цели воспитания патриотизма у подрастающего поколения отмечал, что оно должно приготовить человека для общества и для жизни в государстве, должно «возрастить и образовать в нем понятия, чувствования и волю по духу, законам и требованиям того общества, в котором человек будет жить; по обширности того поприща, на котором он предназначается действовать» (10. С. 394).
Выдающийся русский педагог, основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский в статье «О народности в общественном воспитании»
17