Воспитание приемного ребенка в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть особенности воспитания приемного ребенка в семье.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть семейное воспитание ребенка и его значении.
2.Охарактеризовать особенности адаптации приемного ребенка в семье.
3. Раскрыть психолого-педагогические особенности приемного ребенка.
4. Проанализировать особенности воспитания ребенка в приемной семье.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1Теоритические аспекты изучения воспитания детей в семье и его значение……………………………………………………………………………5
1.1 Семейное воспитание…………………………....……………………………5
1.2 Особенности воспитания приемного ребенка в семье……………………11
Глава 2 Приемный ребенок в семье………………………………………….…17
2.1 Понятие, условия и порядок усыновления………………………………...17
2.2 Адаптация приемного ребенка в семье…………………..………………..20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………………………...27
Приложения А…………………………………………………………………….
Приложение Б……………..
Приложение В…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 2003.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

Взаимодействие  сводных братьев и сестер зависит  от умелого поведения родителей, разницы в возрасте детей и  возможности каждому предоставить собственное изолированное место  или комнату. Чем больше разница между детьми, тем менее конкурентными будут отношения между ними, так как внимание, которое они требуют от родителей, различно. Отношение родителей предполагает, что они ежедневно будут находить время не только для общения со всеми детьми вместе, но и с каждым в отдельности. Возможность получения персонального внимания по принципу «только я и мама и никого больше» имеет огромное значение для психического развития ребенка.

Таким образом, важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка.

 

 

 

    1. Особенности воспитания приемного ребенка  в семье

При усыновлении ребенка приемным родителям понадобится умение создать для него благоприятную семейную обстановку. Это значит, что они должны не только помочь ребенку адаптироваться в новых для него условиях и почувствовать себя полноправным членом усыновившей его семьи. Вместе с тем новые родители должны способствовать тому, чтобы ребенок мог понять свою родную семью и не прерывать контактов с ней, поскольку довольно часто детям очень важно знать, что у них все-таки есть родные родители, являющиеся как бы составной частью их представлений о самих себе.

Приемным родителям  могут потребоваться и навыки взаимодействия с детьми старшего возраста, если до усыновления они жили в  тех или иных детских учреждениях, которые заменяли им семью. Поэтому у них могли возникнуть индивидуальные эмоциональные проблемы, справиться с которыми приемные родители смогут лишь при наличии у них специальных знаний и навыков воспитания. Приемные родители и усыновленный ребенок могут принадлежать к различным расовым и этническим группам. Соответствующие родительские навыки помогут усыновленным или приемным детям справиться с чувством разлуки и оторванности от своего прежнего мира.

Иногда взятые на воспитание дети могут не знать, как общаться с приемными родителями из-за плохих взаимоотношений в родной семье. Они ожидают, что их будут жестоко наказывать за мелкие проступки или, что взрослым будет безразлично, чем они занимаются, до тех пор, пока им не мешают. Некоторые дети могут быть враждебно настроены по отношению к приемным родителям, потому что либо им кажется, что все сговорились, чтобы забрать их из родной семьи, либо потому, что не могут справиться с гневом, страхом и причиняющими боль чувствами, которые они испытывают к своим собственным родителям. Или же дети могут враждебно относиться к самим себе и совершать поступки, которые вредят в первую очередь им самим. Они могут пытаться скрыть или отрицать эти чувства, отстранившись от приемных родителей или проявляя к ним полное равнодушие.

Ощущение замешательства, которое испытывают дети, с одной стороны, из-за чувства любви и тоски по своей семье и, с другой стороны, ненависти к родителям и самим себе за воображаемые и реальные поступки, носит очень болезненный характер. Находясь в состоянии эмоционального стресса, эти дети могут совершать агрессивные действия в отношении приемных родителей. Все это должны знать те, кто решился на серьезный шаг усыновления ребенка, расставшегося со своей родной семьей.

К тому же у ребенка  могут быть умственные, психические  и эмоциональные отклонения, что также потребует от приемных родителей специфических знаний и умений.

Очень часто  дети, особенно до десяти лет, абсолютно  не понимают, почему их забирают из родной семьи и помещают на воспитание в чужую. Поэтому позднее они начинают фантазировать или придумывать различные причины, что само по себе деструктивно. Нередко эмоциональное состояние детей характеризуется целой гаммой негативных переживаний: любовь к родителям смешанна с чувством разочарования, потому что именно их асоциальный образ жизни привел к разлуке; чувство вины за происходящее; низкая самооценка; ожидание наказаний или безразличия со стороны приемных родителей, агрессия и т. д. Этот «шлейф» негативных переживаний тянется за ребенком в приемную семью, даже в том случае, если ребенок достаточно долго находился в центре и прошел курс реабилитации и подготовки к жизни в новом окружении. Очевидна, также, неизбежность влияния этих переживаний на атмосферу приемной семьи, требующая пересмотра сложившихся отношений между ее членами, взаимных уступок, специфических знаний и навыков. С большой долей вероятности можно заключить, что родители, способные осознать сущность новых взаимоотношений, в которые они вступают, взявшие на себя инициативу в этом процессе, смогут лучше прогнозировать и анализировать процесс воспитания, что в конечном итоге приведет к творческой и успешной семейной жизни.

Большая часть  ответственности за процесс социального  формирования ребенка, а также его  личностное и психологическое развитие лежит на приемных родителях.

Как приемным детям, так и приемным родителям, а также  их родным детям тоже нужно время, чтобы адаптироваться к привычкам и особенностям взятого на воспитание ребенка. При этом родные дети не меньше приемных нуждаются в защите своих интересов и прав. В развитии отношений между приемным ребенком и родными детьми очень важно то, чтобы последние имели право голоса при решении о принятии в семью еще одного ребенка. Родные дети могут оказать неоценимую помощь при уходе за ним, если они, во-первых, осознают важность выполняемой ими задачи и, во-вторых, уверены, что обладают прочными позициями в семье. Очень часто родные дети гораздо лучше, чем родители, могут помочь новичку привыкнуть к распорядку дня семьи, выразить свои чувства, познакомиться с соседями и пр. Родные дети могут служить для приемного ребенка примером взаимодействия с родителями, особенно если отношения взятого ребенка с взрослыми в его прежней семье оставляли желать лучшего.

Сложная ситуация складывается в приемной семье, в  которой родители постоянно сравнивают своих детей с приемными. В момент сравнения «плохой» ребенок вынужден быть плохим и бессознательно поступает плохо. Родители настораживаются, начинают воспитывать, запрещать, угрожать - отсюда опять плохой поступок из-за страха, что от него откажутся.

Поэтому следует  отдельно остановиться на характере  детско-родительских отношений именно в тех семьях, которые по разным причинам спустя определенное время  отказываются от приемного ребенка  и возвращают его в приют. Особенности, характерные для данной группы семей, проявляются в первую очередь при изучении мотивов семейного воспитания и родительских позиций.

Итак, приемный ребенок пришел в новую семью. Это знаменательное и радостное  событие является в то же время  серьезным испытанием. Если в семье есть другие дети, то родители обычно не предполагают осложнений, они спокойны, так как рассчитывают на свой сложившийся опыт воспитания. Тем не менее, и они могут быть неприятно удивлены и дезориентированы таким, например, фактом, что у ребенка нет гигиенических навыков или он плохо засыпает, будит всю семью ночью, то есть, требует от родителей большого терпения, внимания и заботы. На этот первый критический момент некоторые родители, к сожалению, реагируют неадекватно, сравнивая приемных детей с родными не в пользу приемных. Вздыхать и говорить подобное при детях весьма опасно для всей будущей совместной жизни.

Если же у  родителей нет детей, то ситуация возникает несколько другая. Обычно приемные родители, никогда не имевшие  своих детей, перед тем как взять на воспитание приемного ребенка, изучают много статей, брошюр, однако смотрят на все только «теоретически», с определенной тревогой за практику. Первый приемный ребенок ставит перед родителями гораздо больше задач, чем первый родной ребенок, так как приемный ребенок удивляет своими привычками, требованиями, потому что не жил в этой семье со дня своего рождения. Перед приемными родителями стоит сложная задача: постичь индивидуальность ребенка. Чем меньше ребенок, тем скорее он привыкает к новой семье. Однако отношение к семье приемного ребенка вначале бывает настороженным, в первую очередь из-за его тревоги потерять семью. Такое чувство возникает даже у детей того возраста, в котором они не могут еще это ощущение полностью осознать и сказать о нем словами.

Процесс вживания приемного ребенка в семью  зависит от личности усыновивших его родителей, от общей семейной атмосферы, а также от самого ребенка, прежде всего от его возраста, характера и предшествующего опыта. Маленькие дети, приблизительно до двух лет, быстро забывают о своем прежнем окружении. К маленькому ребенку у взрослых людей быстрее возникает теплое отношение.

Дети от двух лет до пяти лет помнят больше, кое-что  остается у них в памяти на всю жизнь. Ребенок относительно быстро забывает обстановку детского дома, социально-реабилитационного центра (приюта). Если же он привязался там к какой-то воспитательнице, то потом может вспоминать ее достаточно долго. Постепенно новая воспитательница, то есть его мать, в своем каждодневном контакте с ребенком становится для него самым близким человеком. Воспоминания ребенка о своей семье зависят от возраста, когда он был взят из этой семьи.

В большинстве  случаев у детей сохраняются  плохие воспоминания о покинувших их родителях, поэтому вначале в принявшей их семье они бывают недоверчивыми по отношению к взрослым. Некоторые дети принимают оборонительную позицию, некоторые проявляют наклонность к обману, к грубой форме поведения, то есть к тому, что они видели вокруг себя в родной семье. Однако встречаются дети, которые с грустью и слезами вспоминают своих, даже бросивших их родителей, чаще всего мать. У приемных родителей это состояние вызывает тревогу: привыкнет ли к ним этот ребенок?

Подобные опасения беспочвенны. Если ребенок в своих воспоминаниях проявляет положительное отношение к своей родной матери, то будет абсолютно неправильно исправлять его взгляды или высказывания в связи с этим неудовольствие. Наоборот, надо радоваться, что чувства ребенка не отупели, потому что его мать хотя бы частично удовлетворяла его основные физические и психологические потребности.

На воспоминания ребенка о родной семье можно  не обращать внимания. На возможные  его вопросы лучше, не вспоминая  родную мать, говорить, что у него теперь есть новая мама, которая всегда будет заботиться о нем. Этим объяснением, а главное приветливым, ласковым подходом, можно успокоить ребенка. Через некоторое время его воспоминания сгладятся, и он сердечно привяжется к новой семье.

Дети старше пяти лет многое помнят из своего прошлого. У школьников особенно богатый социальный опыт, так как у них были свои учителя, одноклассники. Если со дня своего рождения ребенок находился под опекой определенных детских учреждений, то приемная семья для него как минимум пятая по счету жизненная обстановка. Это, безусловно, нарушило формирование его личности. Если ребенок до пяти лет жил в своей семье, то пережитые им ситуации оставили определенный след, который надо учитывать при ликвидации у него нежелательных различных привычек и навыков. К воспитанию таких детей с самого начала необходимо подходить с большой терпимостью, последовательностью, постоянством в отношениях, пониманием. Ни в коем случае нельзя прибегать к жестокости. Нельзя втиснуть такого ребенка в рамки своих представлений, настаивать на требованиях, превышающих его возможности.

Изучив особенности  воспитания приемного ребенка в  семье, мы видим,  что оно отличается от воспитания родных детей. Так как  приемный ребенок уже имеет свое представления о жизни и семье, свой характер, свои обиды и переживания, не знакомые семье, которая его принимает. Именно здесь возникают сложности и непонимания. Но если семья считает детей необходимой составляющей жизни, то, конечно, нужно брать детей и воспитывать. Брать и принимать, не обращая внимания на диагнозы и привычки, внешний вид и плохие  слова. Это все - следствие прошлой жизни этих детей. А у семьи есть шанс подарить малышу будущую жизнь, полную новых впечатлений, открытий и опытов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ПРИЕМНЫЙ РЕБЕНОК В СЕМЬЕ

2.1 Понятие, условия и порядок усыновления

Дети – это  самое большое счастье, которое  только может быть в жизни человека. Но, к сожалению, порой у семейной пары по тем или иным причинам не получается родить своего собственного малыша. Одни супружеские пары годами продолжают дорогостоящее лечение и делают попытки родить ребенка, другие смиряются с этим положением вещей и навсегда смиряются и расстаются с надеждой стать папой и мамой.

Однако существует и третий выход из этой непростой  ситуации. Это, конечно же, усыновление ребенка. Усыновление ребенка из дома малютки – это реальная возможность для бездетных пар ощутить радость быть родителями. Что же необходимо сделать в первую очередь парам, решившим усыновить ребенка? Не стоит опрометчиво цепляться за эту идею – так, например, усыновление ребенка из роддома зачастую бывает поспешным и необдуманным. Тщательно взвесьте все «за» и «против», а также заручитесь поддержкой всех членов вашей семьи – это поможет избежать недоразумений и размолвок в будущем [Герасимов].

Российское  законодательство рассматривает усыновление  в качестве приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения  родителей. Усыновление и удочерение влекут одни и те же правовые последствия  и подчиняются единым правилам, поэтому  в законодательстве термин «усыновление» применяется к принятию в семью, как мальчиков, так и девочек.

 Усыновление  – это оптимальная форма устройства  детей-сирот и брошенных детей,  так как в результате усыновления  ребенку обеспечиваются условия  воспитания, близкие к условиям в родной семье, а подчас и значительно лучше [Беспалов].

 Усыновление  – это принятие в семью чужих  детей в установленном законом  порядке. В результате усыновления  между лицом, усыновляющим ребенка  (усыновителем), и его родственниками, с одной стороны, и усыновляемым ребенком, с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родственниками по происхождению. Отсюда следует, что усыновление влечет за собой следующие правовые последствия:

Информация о работе Воспитание приемного ребенка в семье