Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 15:29, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть особенности воспитания приемного ребенка в семье.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть семейное воспитание ребенка и его значении.
2.Охарактеризовать особенности адаптации приемного ребенка в семье.
3. Раскрыть психолого-педагогические особенности приемного ребенка.
4. Проанализировать особенности воспитания ребенка в приемной семье.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1Теоритические аспекты изучения воспитания детей в семье и его значение……………………………………………………………………………5
1.1 Семейное воспитание…………………………....……………………………5
1.2 Особенности воспитания приемного ребенка в семье……………………11
Глава 2 Приемный ребенок в семье………………………………………….…17
2.1 Понятие, условия и порядок усыновления………………………………...17
2.2 Адаптация приемного ребенка в семье…………………..………………..20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………………………...27
Приложения А…………………………………………………………………….
Приложение Б……………..
Приложение В…………………………………
И какие драгоценности мы с вами найдет на наших занятиях, будет зависеть только от Вас.
ПРИЛОЖЕНИЯ Б
Тема: Каждый сам за себя или дружная семья.
Цель: Осознание родителями восприятия их собственными детьми, осознание стиля взаимодействия с ребенком, создание ситуации сотрудничества
Время: 2 часа
Я рада снова нашей встречи. Скажите, пожалуйста, куда мы с вами отправимся сегодня, да мы отправляемся на болота, но поверьте мне и там есть сокровища. Но сначала, я хочу вас познакомить с одной очень интересной семьей семьей Ложкиных.
Упр. «Семья Ложкины»
Цель:
Время: 10 минут
Необходимый материал: Приготовьте на одну ложку меньше, чем участников игры. Пусть участники игры сядут в кружок на корточках, руки за спиной. Посередине по кругу положите ложки ( на одну меньше, чем частников игры). История про семью.
Инструкция: Услышав слово “ложка”, дети должны как можно скорее схватить одну из ложек. Тот, кому не досталось ложки, выбывает из игры. Затем ложки опять кладутся на прежнее место и игра продолжается. Не забудьте при этом отложить одну ложку в сторону, а потом история продолжается. Семьи рассаживаются в круг через одного, так чтоб не получилась, что члены семьи одной сидят рядом. Жила-была одна семья. Фамилия у них была Ложкины…
Однажды в воскресенье Ложкины решили съездить на детско-родительскую школу «Семейный Очаг». Каждый нарядно оделся, только маленький Олег не захотел расстаться со своей пижамой. “Если ты немедленно не оденешься, то получишь ложкой по лбу!” - сказал папа, рассердившись. Но Олег упрямо стоял на своем. Мама сказала: “А мы с тобой после обеда будем есть мороженое маленькими ложечками” - и уговорила внука. Олег переоделся и все сели в машину. Место называлось “Белая сова” а в программе было указана «Золотая ложка», но это семью не расстроило. Там все было очень красиво, и персонал вел себя необыкновенно солидно. За одним из номеров жила дама с рыжей собачонкой, а напротив нее господин, ее муж, который облизывал свою ложку. “Взгляни, дорогая, - сказал он даме, увидев, как семя Ложкиных спускается на тренинг – удивительно, сколько детей – и всего одна ложка!” После все пошли на обед и взяли с собой всего одну ложку. Подали еду. Только папа собрался налить маме стаканчик вина, как младший сынишка потянул за скатерть. Хаос вышел отменный. На пол полетели тарелки, вилки, ножи стаканы и ложки. Прибежал ужасно взбудораженный официант. Он успокоился только после того, как папа Ложкин за все заплатил. Семье Ложкиных пришлось уйти из кафе. Они пошли прямиком в номер, а по дороге продавали сосиски, они поели жареных колбасок, очень вкусных. Только брат ничего не получил: в наказание ему пришлось просто смотреть. Вот такая интересная история случилась с семьей Ложкиных.
Вместо ложек можно поиграть в другие предметы, например, в каштаны, плюшевых верей, кубики и т.д. Важно только, чтобы они находились от детей на одинаковом расстоянии. Участники непременно должны держать руки за спиной и обращаться друг с другом аккуратно. Бережно.
Упр. «Семейный рисунок»
Цель: Сплочение семьи.
Время: 15 минут
Необходимый материал: 20 ленточек связывать руки между собой, черно белая семейная картинка, цветные карандаши.
Инструкция: Каждая семья связывается руками по кругу, так чтобы не было свободных рук, в центр кладут рисунок семьи и каждому в руку дают по карандашу, задача семьи раскрасит рисунок за короткое время.
Обсуждение:
Какую тактику вы выбрали для выполнения задания?
Сложно было раскрашивать? Кто управлял всем процессом?
Упр. «Моя она моя семья»
Цель:
Время: 20 минут.
Необходимый материал: Из картона вырезанные куклы, одежда.
Инструкция: Вот она ваша замечательная семья, какая она? Перед вами лежат фигуры, возьмите каждый себе и подпишите ее (мама, папа, старший брат) Вы как чистый лист давайте его заполним. Напишите, пожалуйста, на правой руке самое лучшее ваше качество. И возьмите предмет в эту руку который вам нравиться (цветы, сумка, мешок, кубок, и т.д.) И передайте затем по кругу, пусть каждый член вашей семьи напишет то качество, в этом предмете, за которое он вас любит, уважает.
К сожалению, мы все с вами не идеальны, но говорят что человека любят не за достоинства а за недостатки, Согласитесь любить человека который идеальный очень легко, а вот любить такого какой он есть со своими недостатками и достоинствами это настоящее сокровище. Напишите на левой руке то качество, которое вам в вас не нравиться или оно вам создает сложности, потом дайте предмет в руку и передайте его своим домочадцам пусть заполнят они.
Какой предмет вы взяли чтоб вам написали ваши хорошие качества? А какой предмет для плохих. (ведущий отмечает на ватмане количество предметов.) Большинство людей выбирают для положительных качеств большие предметы, связанные с хорошим (цветы, кубок) для плохих мелкие. Как вы думаете почему?
Посмотрите у каждого из вас по нескольку качеств, с которыми домочадцам сложно ужиться, но подстраиваться под каждого это очень сложно, да и не зачем, так как у них на следующий день появятся новые пожелания к вам. Обсудите пожалуйста в своем кругу и выберете всего одно качество над которым вам стоит подумать. Напишите его с обратной стороны предмета который в левой руке, и переверните его. Пусть у вас на сегодняшний день будет только одно качество, а с остальным что делать вы подумаете завтра. Ответьте мне на вопрос если бы этого качества не было, это могло бы отразиться плохо (необходимо в каждом качестве отрицательном найти «+»)
Но у вас есть еще много талантов. Какой талант есть у вас (вкусно, готовить, говорить комплимент, складывать дрова, играть в футбол, находить в доме пропавшие вещи и т.д.) Выберете головной убор и напишите на нем. Затем выберете одежду и пусть ваша семья напишет на ней ваши таланты.
Каждый из вас делает непосильный вклад в то чтоб ваша семья была такой какая она есть: дружная, веселая, крепкая. Что помогает сохранить вашу семью такой, напишите пожалуйста, Выберете пожалуйста основание (обувь) и напишите. Высказывания записываются на отдельном листе.
Самое значимое для людей ищущих клад это раскрыть разгадать чей либо секрет. Сами того не зная вы поделились секретами семейного счастья и это мы можем положить в наш сундук, а так же среди множества сокровищ ваших талантов, качеств и любви мы смогли найти простые камни и дать им Золотое обрамление. А это тоже стоит дорогого.
Упр. «Переместитель людей»
Время: 30 минут
Цель упражнения: Создание условий для формирования у приемных родителей (или у потенциальных приемных родителей) представлений и переживании ребенком процесса отделения от уже сформировавшейся привязанности при переходе в новую семью.
Оборудование и материалы: Листы бумаги А4 по числу участников, письменные принадлежности, музыка.
Инструкция 1: «Это упражнение выполняется каждым участником занятия самостоятельно и последовательно по моим инструкциям, которые будут сменять друг друга каждые 2-3 минуты.
Подумайте о своем доме и вашей жизни в нем.
Напишите, что больше всего вам нравится у себя дома (люди, с которыми вы живете, как обставлен ваш дом, его расположение, ваши соседи)».
Инструкция 2: «Скорее всего, у вас дома есть что-то, что вам не нравится и Ниже напишите об этом (поведение ли это членов вашей семьи, какие-то изменения, ремонт, который необходимо сделать, комната, требующая Покраски, или мебель, которую нужно заменить)».
Инструкция 3: «Что вы испытываете, живя дома рядом с вещами, которые вам не нравятся? Ниже опишите свои чувства».
Инструкция 4: «Представьте, что вам дали шанс все изменить. Цолшебник-Переместитель предлагает вам покинуть свой дом и жить в Новом доме с новой семьей. Эта новая семья и дом будут лучше ваших ; нынешних. Там не будет ничего из того, что вам не нравится сейчас в вашем доме. Эта новая семья уверена, что вы будете с ней счастливы. Опишите чувства, которые возникли в связи с этим».
Инструкция 5: «Представьте, что вы дали согласие на переезд и вас уже Перемещают в новый дом. Но вы успели оставить записку вашей прежней семье. Напишите в ней, почему вы уходите и что чувствуйте, уходя».
Инструкция 6: «Вот вы на улице, где раньше никогда не бывали. Вы Подъезжаете к большому дому, медленно выходите из машины. Медленно подходите к двери. Переместитель стучит в новую дверь. Ниже опишите свои чувства».
Инструкция 7: «Переместитель говорит вам, что в этом доме - ваша Новая семья, и собирается уходить. Опишите, что вы чувствуете.
Возможно, что вы не верите, что это происходит с вами. Может быть, сердитесь на Переместителя или на членов вашей новой семьи. Или вы недовольны тем, что позволили втянуть себя в эту ситуацию. Возможно, и 1.1 беспокоитесь, смогут ли ваши друзья или прежняя семья произвести изменения и вытащить вас из этой ситуации. Не исключено, что вы действительно были несчастливы дома и рады, что приехали в новую семью. Или, вероятно, беспокоитесь за людей, которых вы оставили, чувств) вину, ваши чувства противоречивы».
Инструкция 8: «Какими бы ни были ваши чувства, теперь вы в новом доме. Дом хорош, люди рады вам и пытаются сделать вас счастливым. Ho скучаете по вашей прежней семье, вашим друзьям и вашему старому дому
Давайте приостановим нашу работу с воображением.
Вы знаете, что покинули дом не по-настоящему. Вы знаете, что эти не происходят на самом деле.
Надеюсь, это упражнение дало вам возможность понять, что, несмотря на какие-то вещи, которые вам не нравятся в вашей семье, в ваших друзьях или в вашем доме, для вас нет места лучше, чем дом.
Теперь вы знаете, что происходит с теми, кто встретил на своем Переместителя.
Обсуждение:
Хотелось бы закончить нашу встречу, словами что несмотря у каждого из нас есть какие то недостатки и может они не совсем нам нравятся, но рядом с нами находятся те люди которые ценят нас и любят такими какие мы есть. Если бы не это то вам было бы незнакомо слово Семья. А вы те люди которые не только знают его но и могут поделиться секретами семейного счастья.
Упр. «Семейный Дождь»
Цель:
Время: 7 минут
Необходимый материал: -.
Инструкция: Сегодня вы молодцы и поработали отлично, вы действительно доказали, что даже жизненное болото не сломит вас и вы готовы решать проблемы а не уходить от них. На нас надвигается дождь улыбок и понимания давайте послушаем этот дождь. Все встают в круг и повторяют движения по кругу.
У каждого из нас есть возможность создать мир семьи. Но для этого создания необходимо обладать «повышенными душевными качествами». И тогда общение родителей с детьми и детей с родителями будет не натянуто-напряженным, а теплым и дружественным. Заканчивая нашу встречу, хотелось бы сказать:
Дом- это там где нас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом-
Это твой дом.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Тема: Отцы и дети - дуэт поколений
(Дискуссия родителей и детей)
Цель: Содейство укреплению взаимопонимания детей и родителей, повышению педагогической культуры родителей.
Время: 1 час 30 минут
Помещение: Столовая
Оформление: Чтоб приблизить атмосферу к вечернему ужину можно использовать скатерть, посуду, свечи.
Чаще всего все семейные вопросы решаются на кухне за ужином. Вот и я вас приглашаю на семейный ужин. За окном уже темнеет, вся семья собралась за семейным столом и начинают обсуждать: как у них прошел день, какие победы или преграды они взяли, чему научились. А иногда за ужином обсуждаются вопросы семейных отношения и чаще сего вопрос понимания отцов и детей. И наш ужин пройдет под девизом «Отцы и дети - дуэт поколений»
Правила дискуссии: Каждая группа обсуждает вопрос затем один представитель представляют мнение группы.
Задание «Я есть. Ты есть. Он есть»
Оборудование: Мультимедийная презентация (электронный ресурс), к.ф. «Ты есть. Реж. Вл. Макеранец, текст рассказа В. Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть»
Инструкция:
Участники образуют три группы, в которых они будут работать: Родители и 2 группы детей.
Послушайте пожалуйста стихотворение Э.Асадова.
Отец поздравил сына с днем рожденья:
-Тебе- семнадцать. Ну, совсем большой!
Что ж, через год получишь разрешенье
На «прегрешенья» взрослых: на куренье
И на бокал вина, мой дорогой!
Сын посмотрел задумчиво в окно:
-Спасибо, папа, за слова привета,
Но сигареты, водку и вино-
Уж года три, как бросил я все это.
Да оно вызывает улыбку, но вместе с тем оно сразу заставляет задуматься над проблемой….Какой?
Обсуждение в группах.(5минут)
Задание «Коралина»
Необходимый материал: Мультфильм «Коралина».
Время: 20 минут
Инструкция: Группы смотрят отрывок мультфильма, где показывают быт семьи.
Обсуждение: Как вы думаете, какие проблемы в семье? И во что это может выльется? 7 минут