Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 20:01, курсовая работа
Объектом исследования являются средства народной педагогики в воспитательном и обучающем процессах, а предметом исследования –деятельность педагога, применяющего средства народной педагогики, как с воспитательной целью, так и с целью обучения и развития.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи.
1 Проанализировать теоретические и практические аспекты народной педагогики.
2 Выявить значение средств народной педагогики в воспитательном и обучающем процессах;
Введение……………………………………………………..……………………….3
1Теоретические и прикладные идеи народной педагогики в России………….…6
1.1Сущность и содержание народной педагогики………………………….6
Средства народной педагогики…………………………….……………..9
Особенности психологических особенностей младших школьников..22
Значение малых средств народной педагогики в обучении младших школьников……………………………………………………………………...….26
Народная педагогика в современной школе……………………………31
1.6Нравственное воспитание учащихся начальных классов в учебной деятельности…………………………………………………………….………….34
2 Воспитание средствами народной педагогики младших школьников как проблема педагогической науки…………………………………………….…….38
2.1 Историко-педагогическое осмысление системы народного воспитания и закрепление знаний о средствах народной педагогики…………………..……38
Заключение………………………………………………………………………….59
Список используемых источников……………………………..…………………
Поговорки, пословицы и сказки оказывают воспитательное воздействие не сами по себе, а при условии, если родители личным примером соблюдают, поддерживают принципы выраженные в них. Каждая пословица и поговорка, каждое любимое изречение, сказка, если они разумны и к месту звучат, соответствуют духу и традициям семьи, выражают её истинные стремления, если они понятны и близки к сердцу детей, становятся прекрасным, поучительным нравственным уроком в семье. Как примеры кратких и метких выражений поговорки и пословицы можно использовать и в целях развития речи детей, приучая их запомнить и использовать как эпиграфы в сочинениях, примеры в логических доказательствах.
Ни одна из приведённых пословиц и поговорок и народных сказок о воспитании вообще, о трудовом, нравственном, умственном, эстетическом воспитании в частности по своей идее и содержанию не противоречит данным научной педагогики. Более того, будучи бесценным творением гения своего народа, они имеют весьма широкое распространение среди масс.
Важно, чтобы учителя и родители чаще стремились в общении с детьми использовать эти образные выражения, поясняя их смысл и значение с точки зрения современных задач. Устное народное творчество содержит различные явления языка, логические единицы, художественные миниатюры, поэтические образные обобщения социально – исторического опыта. Они выражают нравственные, этические и эстетические взгляды народа. В силу этого они представляют реальную основу для изучения народной психологии.
Идеи народного творчества способствуют патриотическому, нравственному воспитанию, формированию этических понятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог данной курсовой работы, можно сделать следующий вывод, что народная педагогика является одним из важных факторов воспитания, обучения, развития личности и духовности у младших школьников.
В народной педагогике Руси, создаваемой веками, раскрываются исторические и природные условия жизни, быта, традиций, взаимоотношения людей. «Педагогические ценности опредмечены в многочисленных произведениях народного искусства, обычаях, обрядах, нравах, типичном поведении русских людей, что составляет существо этнопедагогической культуры» [19, 15]
Исходя из вышеизложенного, воспитательное значение народной педагогики заключается в следующем:
– развитие народной культуры создает условия воспитания и развития личности ребенка;
– личность выступает в качестве субъекта культурно-исторического наследия;
– личность в народной культуре развивает тем больше, чем больше его деятельность в этом направлении, тем большее значение приобретает его культурное наследие.
В соответствии с вышесказанным можно сделать вывод, что построение воспитательной системы и включение средств народной культуры в разнообразные формы жизнедеятельности детей в современной обществе (овладение технологией использования традиций народной педагогики; выявление путей, форм, методов использования народной педагогики; опора на прогрессивные традиции народной педагогики; организация многоуровневых форм культурно-досуговых и празднично-ритуальных видов деятельности в микросреде), использование средств народной педагогики дают возможность для создания целостного учебно-воспитательного процесса в среде, становление богатой нравственно-воспитательной личности, способной реализовать себя как в школе, так и в микросреде. Не растерять, сохранить то богатство, каким испокон веков владел каждый народ, приобщать детей к народному творчеству – одна из задач современного обучения и воспитания. Только усвоив свои национальные культурные ценности, можно понять идеалы других времен и народов.
Средства народной педагогики несут в себе не только воспитательный потенциал, но и влияют на культуру поведения на нравственность и духовность младших школьников.
Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи в самом широком понимании, его организации и корректировке.
Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, детективами, фантастикой, ложными кумирами и понятиями, что зачастую порождает агрессивность, жестокость, культ насилия. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить своего маленького ученика слушать, говорить, сочинять и писать
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Антонова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики. - Якутск, 1995. – 218 с.
2. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа, М:, 1969 г. – 196с.
3. Виноградов, Г.Н. Этнография детства и русская народная культура в Сибири [Текст]. – М.: Вост. лит., 2009. – 896 с.
4. Волков, Г.Н. Этнопедагогика [Текст]. – М.: Академия, 2001. – 168с.
5. Вакаев В.А. Нравственное воспитание молодого поколения средствами этнопедагогики // Материалы всероссийской научно-практической конференции. – М.: Изд. МГУ, 2004. – 381с.
6. Гаврилова, Е.11. Влияние традиция народной педагогики на развитие нравственной культуры личности младшего школьника. дипломная работа, 2007 г. Ижевск. 2006. –166 с.
7. Гилязов Д. Традиции народной - в действии. // Воспитание школьников. 2000 № 6. – 142с.
8. Изотова В.А. Сила воспитательного воздействия на младшего школьника устного народного творчества русского народа. // Начальная школа. № 5.М.: 2000. –218с.
9. Измайлов А.Э. Народная педагогика. М: «Педагогика» 1991г. – 96с. 10. Кузина Т. Ф., Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 144с.
11. Крысъко, В.Г. Психология и
педагогика. – СПб.: Питер, 2007. – 272 с.
12. Лебедева О.В. Воспитание патриотизма
и культуры межнационального общения
школьников: Учебное пособие [Текст] /О.
В. Лебедева. – М.: ТЦ Сфера,2007. -188 с.
13. Лунина Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры:учеб.- методическое пособие/ Г. В. Лунина. –М. :ЦГЛ,2005. – 125с.
14. Лазутин С.Г. О морфологическом аспекте в изучении языка народной поэзии // Русская литература, 1956 г. №3 – 186 с.
15. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека /Г.Н. Сериков. - М.: Мнемозина, 2002. – 416 с.
16.Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения – М.:1980, т.2. – 212 с.
17.Сахипова Р. А. Воспитание и обучение на традициях народной педагогики:учеб. пособие/ Р. А.Сахипов. – М. : Изд – во МПСИ,2005. – 143 с.
18. Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования. // Педагогика. М.: 1998. – 168с.
19.Ушинский К. Д. Собрание сочинений – М.: 1985,т.2. – 196с.
20. Шорыгина Т. А. Общительные сказки : Социально – нравственное воспитание/Т. А.Шорыгина. – М.:Книголюб,2005. –80 с.
21. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие
личности в обучении. - М., 1999. –232с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Внеклассное воспитательное мероприятие
Внеклассное воспитательное мероприятие с использованием идей народной педагогики «Сказка - для светлого ума закваска» для младших школьников
Цель: Расширять знания детей о богатстве устного народного творчества; формировать углубленное смысловое восприятие сказки; развивать аналитическое мышление, память и речь.
Ход занятия:
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались на несколько необычное занятие. Нам предстоит поговорить о сказке.
(звучит музыка)
У сказки чистая душа,
Как ручеек лесной.
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной
Родной народ ее творец,
Народ - хитрец, народ - мудрец,
В нее мечту свою вложил,
Как золото в ларец!
Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать.
Сказки сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям, а те передавали сказку дальше, и шагала она по свету из уст в уста, яркая, умная, веселая. Сегодня она пришла в гости к нам!
- Ребята, а вы любите сказки?
- Вы их читаете?
- Если вы были внимательны, то заметили, что у нас приготовлена для вас небольшая выставочка книг. Вы их смотрели?
- Какие бывают сказки? (Дети называют: русские, английские, французские…)
- Вот если их написал автор? Как они называются? (авторские)
- Всегда ли у сказок есть автор? Как вы считаете?
- Нет, конечно, правильно ребята! Как такие сказки называются? (народные)
- Сегодня одна из таких сказок пришла к нам! Встречайте!
(Звучит музыка и ребята
показывают кукольный
Представление заканчивается словами:
«СКАЗКА- ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК»!
- Вы согласны с этим?
Или современный вариант: «СКАЗКА - ДЛЯ СВЕТЛОГО УМА ЗАКВАСКА».
- Давайте с вами немножечко порассуждаем: «подквасим ваши мозги».
1. - Как вы считаете, кто главный герой сказки?
А) Дед или Бабка?
Б) Внучка, Жучка, Кошка?
С) Репка?
Д) Мышка?
(Детям нужно дать понять, что все персонажи в сказке главные, что именно все вместе они сила и поэтому смогли справиться с трудным делом).
2. - Так о чем же эта сказка?
А) О труде!
Б) О дружбе!
С) О взаимопомощи!
(Дать возможность каждому
ребенку высказать свое мнение.
После этого сконцентрировать внимание детей на том, что именно совместный труд и дружеские взаимоотношения помогают людям добиваться положительных результатов, т. е. УСПЕХА.
- Так к какому выводу мы с вами пришли?
(Дети обобщают сказанное).
- Заметили ли вы, что в этой сказке Репка говорит?
Напоминаем слова Репки:
Я расту, расту, расту,
К небу листики тяну,
Солнца силу наберу,
В корешке приберегу,
Выше, выше! Шире, шире!
Я расту, стараюсь,
Соком наливаюсь!!!
Все! Устала я чуть - чуть…
Теперь можно отдохнуть.
Раздаем текст со словами Репки и даем домашнее задание: поработать над образом Репки.
- Ребята, что вы нового узнали на нашем занятии?
(Даем возможность каждому ребенку высказаться.)
Звучит музыка - занятие на этом заканчивается.
Раздается стук в двери - это пришел почтальон, он принес нам телеграмму:
«Жду в гости к себе в октябре. Ваша Любимая Сказка.»
- Ребята, Хотите побывать в гостях у сказки?
- Да, - отвечают дети!
- Значит, в следующий раз мы отправимся путешествовать в страну сказок! До свидания!