Воспитание толерантности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 18:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследовательской работы – проанализировать опыт практической деятельности по воспитанию толерантности младшего школьника.
Задачи:
1. Изучить сущность толерантности как социально-педагогического явления.
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности младшего школьника.
3. Проанализировать деятельность учителей в воспитании толерантности младшего школьника на примере МОБУ

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания толерантности младшего школьника…………………………………………………………………………5
1.1 Воспитание толерантности как социально-педагогическая проблема…………………………………………………………….……………..5
1.2 Психолого-педагогические особенности младшего школьника ……………………………………………………………………………………..10
Выводы по главе первой………………………………………………………...21
Глава 2. Педагогический опыт воспитания толерантности младшего школьника………………………………………………………………………...24
2.1 Деятельность педагога по воспитанию толерантности у младшего школьника………………………………………………………………………...22
2.2 Воспитание толерантности младшего школьника на примере 29
Выводы по главе второй…………………………………………………………33
Заключение…………………………………………………………………………35
Список используемой литературы ………………………………………………37
Приложения ………………………………………………………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа воспитание толерантности младшего школьника.docx

— 128.75 Кб (Скачать файл)

В младшем школьном возрасте нравственные чувства характеризуются  тем, что ребенок не всегда достаточно отчетливо осознает и понимает нравственный принцип, по которому следует действовать, но вместе с тем его непосредственное переживание подсказывает ему, что  является хорошим, а что плохим. Поэтому-то, совершая недозволенные поступки, он испытывает обычно переживания стыда, раскаяния и иногда страха. То есть за период младшего школьного возраста происходят серьезные сдвиги в интересах ребенка, в его доминирующих чувствах, в объектах, которые его занимают и волнуют.

Волевая сфера. В учебной  деятельности и в коллективе сверстников  у младшего школьника в первую очередь формируются такие волевые  черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, выдержка.

Важное волевое качество младшего школьника - сдержанность. Проявляется  эта черта сначала в умении подчиняться требованиям взрослых. Многие учащиеся уже могут самостоятельно готовить уроки сдерживая желания погулять, поиграть, почитать, не отвлекаясь, не занимаясь посторонними делами.

У младшего школьника наблюдается  противоположная сдержанности отрицательная  черта характера - импульсивность. Импульсивность как результат повышенной эмоциональности  в этом возрасте проявляется в  быстром отвлечении внимания на яркие  неожиданные раздражители, на все, что  своей новизной захватывает ребенка.

У младших школьников нередко  наблюдается отсутствие уверенности  в своих действиях. Неуверенными и робкими младшие школьники  бывают в новой, незнакомой для них  обстановке, при отсутствии твердых  знаний, в результате часто повторяющихся неудач.

Настойчивость, как важнейшая  черта характера, особенно обнаруживается, в III классе. Благодаря ей учащиеся добиваются значительных успехов.

В младшем школьном возрасте в волевых поступках большую  роль играют чувства, которые нередко  становятся мотивами поведения. Развитие воли и чувств на этом этапе проходит в постоянном взаимодействии. В одних  случаях чувства способствуют развитию воли, в других - тормозят. Так, например, бурное развитие нравственных чувств под влиянием школьного коллектива (чувства долга, товарищества и др.) становится к III классу мотивом волевых  поступков учащихся. Сначала эти эмоциональные побуждения определяются личными мотивами. Ученик I--II класса на вопрос, почему он не пошел гулять, отвечает так: «Мама будет ругаться», «Боюсь, завтра «двойку» получу», «Интересный рассказ читал» и т. д. К III классу чувства становятся более социальными: «Надо выучить урок, а то схвачу «двойку», звено подведу».

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного  поведения, происходит усвоение моральных  норм и правил поведения, начинает формироваться  общественная направленность личности.

Нравственная сфера личности (единство сознания, поведения, чувств и привычек) наиболее успешно формируется  в специально организованной системе  воспитания, где не только сочетаются нравственное просвещение и практическая деятельность школьников, но где в  этой деятельности специально проецируются, координируются нравственные отношения  детей друг с другом, с коллективом, с обществом. В этих условиях дети не просто усваивают сумму приведенных  правил и норм, но и накапливают  личный опыт нравственного поведения, нравственных привычек, превращающихся в мотивы поведения, в нравственные убеждения.

С точки зрения психологии [1, с.32], изучая поведение человека, анализируя его поступки, можно выяснить их мотивы, которые позволяют судить о том, насколько закономерен  или случаен для человека данный поступок, прогнозировать возможность  его повторения, предотвратить возникновение  одних и поощрить развитие других черт личности. На психологическом  уровне толерантность представляется в виде внутренней установки, добровольного  выбора на отношения к человеку вообще, к другим людям и коллективам, которые не навязываются, а приобретаются  каждым через систему воспитания и жизненный опыт.

Установка – готовность, предрасположенность определенным образом воспринять, понять, осмыслить  объект или действовать с ним [2, с.37].

Повторение установочных ситуаций через контакты в семье, социальной группе, школе создает  условия для постепенного складывания  фиксированных установок, которые  неприметно для человека и определяют его жизненную позицию в целом  ряде случаев, и служат ориентиром в  ситуациях взаимодействия.

В детстве очень многие установки развиваются в соответствии с родительской моделью, окончательную  форму они приобретают к концу  юношеского возраста, а «выкристаллизовываются»  к 25-30 годам, после чего меняются с  большим трудом. Поговорка «старого учить – что мертвого лечить»  имеет определенный психологический смысл.

Установки, которых мы придерживаемся по отношению к различным фактам общественной жизни, событиям, людям, определяют наши положительные и отрицательные  эмоции, наши реакции и поведение. Они могут носить позитивный характер или негативный характер предубеждения и предвзятости.

Человек постоянно находится  в ситуациях непрекращающегося  общения и подвергается влиянию  педагогов, друзей, семьи, коллег по работе, средств массовой информации, пытающихся осознанно или бессознательно сформировать или изменить его установки, а  он в свою очередь оказывает влияние  на других или изменяет собственное  восприятие фактов с тем, чтобы сохранить  соответствие между ними и своим  поведением. Человек стремится сохранить гармоничное равновесие в самом себе и в отношениях с другими людьми, избегая таких фактов, которые привели бы к нарушению и конфликтам между поведением и внутренними мотивами. Можно предположить, что установки определяют степень человеческой толерантности, подразумевающей осознание своих интересов и интересов оппонента, понимание необходимости выработки и реализации процедур согласия, причем речь не идет об отказе от собственных взглядов и убеждений. Толерантность является одновременно и целью межличностного общения, и средством преобразования ситуации [8, с.14].

По мнению психологов Е. Смирновой  и В. Холмогорова, главным методом  социально-эмоционального воспитания детей является усвоение моральных  норм и правил поведения. Считается, что на материале сказок, рассказов  или драматизаций взрослые должны учить  детей оценивать поступки, «что такое  хорошо и что такое плохо». Предполагается, что тем самым ребенок будет  стремиться к совершенствованию. Однако практика показывает: все не так  просто. Да, большинство детей уже  в три-четыре года отличают «хорошие»  поступки от «плохих», прекрасно знают: с товарищами нужно делиться, надо уступать и помогать слабым. Однако в реальной жизни поступки в основном далеки от этих правил поведения. Кроме  того, доброжелательность и отзывчивость вовсе не сводятся только лишь к  выполнению определенных правил поведения.

Основа гуманного отношения к людям, способность к сопереживанию, к сочувствию проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому считается, что у детей нужно сформировать не только представление о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребенка можно научить принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои.

Таким образом, в младшем школьном возрасте относительно спокойное и равномерное физическое развитие, но активно развиваются психические процессы, появляется новый вид ведущей деятельности – учение. Закладывается фундамент нравственного и толерантного поведения.

 

Выводы по первой главе

Младшим школьным возрастом  принято считать возраст детей  примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует  годам его обучения в начальных  классах.  В  младшем школьном возрасте относительно спокойное и  равномерное физическое развитие, но активно развиваются психические процессы, появляется новый вид ведущей деятельности – учение. Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. В этот период закладывается фундамент нравственного и толерантного поведения. На психологическом уровне толерантность представляется в виде внутренней установки, добровольного выбора на отношения к человеку вообще, к другим людям и коллективам, которые не навязываются, а приобретаются каждым через систему воспитания и жизненный опыт.

 Понятие толерантность  является предметом изучения  многих наук. В своем широком  смысле слово «толерантность»  означает терпимость к чужим  мнениям и поступкам, способность  относиться к ним без раздражения.  Толерантность неотъемлемо связана  с самой концепцией прав человека. Она формируется на основе  утверждения прав и основных  свобод человека, плюрализма (в том  числе культурного), демократии. По  определению А.И. Тишкова “толерантность  – это личностная или общественная  характеристика, которая предполагает  осознание того, что мир и социальная  среда – многомерны и, следовательно,  взгляды на этот мир различны  и не могут и не должны  сводиться к единообразию или  в чью-то пользу”. Он определил,  что толерантность выражается  на психологическом уровне (как  внутренняя установка и отношение  личности и коллектива) и политическом  уровне (как действие или осуществленная  норма). Толерантность — интегрированное  качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных  ситуациях и по отношению ко  всем людям.

 Выделяют разные формы толерантности - личная, общественная, проявляющаяся в морали, нравах, менталитете, сознании, государственная, отраженная в законодательстве, политической практике [16,с.115]. Так как человек постоянно находится в ситуациях непрекращающегося общения и подвергается влиянию педагогов, друзей, семьи, коллег по работе, средств массовой информации, то толерантность является одновременно и целью межличностного общения, и средством преобразования ситуации [8, с.14].

   Главным методом  социально-эмоционального воспитания  детей является усвоение моральных  норм и правил поведения.  У  детей нужно сформировать не  только представление о должном  поведении или коммуникативные  навыки, а прежде всего нравственные  чувства. Только в этом случае  ребенка можно научить принимать  и воспринимать чужие трудности  и радости как свои.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Педагогический опыт воспитания толерантности младшего школьника

 

2.1 Деятельность  педагога по воспитанию толерантности у младшего школьника

Воспитание толерантности  у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный педагогом процесс. Ребенок, поступая в школу, входит в мир человеческих отношений, и его позитивная социализация является необходимым основанием для развития в будущем демократического, правового общества.

Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении  потребности и готовности к конструктивному  взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые  объединены в два взаимосвязанных  блока:

I. Воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними                                взаимодействовать:

1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;               

2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;               

3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;                                                                                                                                                                                                4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями  социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;                                                                  

5)обучение подрастающего  поколения традициям и нормам  поведения, принятых у носителей иных языков и культур; не только с целью развития умения «принятия инаковости», но и с целью выработки умений адекватного реагирования на поведение инокультурного собеседника.

II. Создание толерантной  среды в обществе и в сфере образования:

  1. профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;
  2. гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания;
  3. включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности;
  4. реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности у детей и подростков.

Анализируя работы многих авторов изучающих толерантность, можно убедиться, что главным  методом социально-эмоционального воспитания детей авторы считают  усвоение моральных норм и правил поведения. Дети сами по себе не могут  являться источниками предубеждений, деструктивных проявлений в межнациональных  отношениях. Они только воспроизводят  установки, которые получили в своих  семьях или которые распространены в обществе. Педагог по своему профессиональному долгу призван быть носителем и транслятором высших нравственных ценностей и идеалов и содействовать выработки их у воспитанников. Поэтому формирование начал нравственного сознания в младшем школьном возрасте полностью зависит от установок, ценностей, транслируемых ближайшим микросоциумом, в первую очередь родителями и педагогами. Изучение особенностей ближайшего окружения младших школьников составляет важнейшую задачу социально-педагогических исследований.

Для успешного формирования толерантности педагог должен вести свою деятельность в трех направлениях:

1.  работа с личностью;

2.  работа ближайшим окружением;

3.  работа с коллективом (группой).

Начинать свою деятельность по формированию толерантности у младших школьников педагог должен с диагностирования. Оно включает в себя как социологические, так и психологические методики. Самым распространенным и естественным методом в работе педагога является метод наблюдения. Данный метод используется для изучения внешних проявлений поведения человека. Наблюдение важно проводить в естественных условиях: в общении, игре, на уроке и т.д.

В своей деятельности педагог довольно часто использует такой метод, как беседа. Этот метод получения и непосредственной корректировки информации в процессе словесного общения является способом проникновения во внутренний мир личности и дает возможность для понимания того, насколько личность толерантна.

Информация о работе Воспитание толерантности