Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 18:19, курсовая работа
Цель исследовательской работы – проанализировать опыт практической деятельности по воспитанию толерантности младшего школьника.
Задачи:
1. Изучить сущность толерантности как социально-педагогического явления.
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности младшего школьника.
3. Проанализировать деятельность учителей в воспитании толерантности младшего школьника на примере МОБУ
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания толерантности младшего школьника…………………………………………………………………………5
1.1 Воспитание толерантности как социально-педагогическая проблема…………………………………………………………….……………..5
1.2 Психолого-педагогические особенности младшего школьника ……………………………………………………………………………………..10
Выводы по главе первой………………………………………………………...21
Глава 2. Педагогический опыт воспитания толерантности младшего школьника………………………………………………………………………...24
2.1 Деятельность педагога по воспитанию толерантности у младшего школьника………………………………………………………………………...22
2.2 Воспитание толерантности младшего школьника на примере 29
Выводы по главе второй…………………………………………………………33
Заключение…………………………………………………………………………35
Список используемой литературы ………………………………………………37
Приложения ………………………………………………………………………39
Анкетирование – письменный метод сбора информации. По содержанию анкета должна охватывать только определенную проблему, в данном случае терпимое отношение к окружающим.
Тестирование – это метод исследования с использованием стандартизированных заданий. Используется для выявления уровня толерантности личности, либо группы в целом.
Чтобы предупредить возможный скепсис относительно деятельности педагога, необходимо заручиться поддержкой коллег-учителей, психологов, сотрудников правоохранительных органов, родителей и самих учащихся [12, с.77].
Деятельность педагога начинается с:
1. Развития интереса к проблеме толерантности. Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты.
2. Развития мотивации к самосовершенствованию и формированию у себя толерантности. Только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель) возможно формирование толерантности.
3. Определения конечного результата воспитательных воздействий.
Для этого необходимо ставить цель исходя из интересов, потребностей, особенностей учащихся.
4. Применения положительного опыта взаимодействия ребенка с миром. Необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Необходимо единство социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.
5. Учета культурного уровня микросреды ребенка (класс, семья, друзья).
6. Использования потенциала культуры мира.
7. Демонстрации последствий толерантности.
8.Организации общения с позиции педагогического такта, доброжелательности, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах. Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым условием воспитательного процесса. При формировании толерантности этот условие приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.
9.Выявления, поддержки и развития у воспитанников установки на толерантность. Воспитывая данное нравственное качество, педагог должен поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации.
10. Создание ситуации успеха.
11. Опоры на возможности и уровень социальной среды. Воспитание толерантности во многом обусловлено влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы.
12. Использования в деятельности таких методов как совет, просьба, анализ воспитывающих ситуаций, поручений и др.
13. Создания атмосферы ненасилия и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе, в отношениях учителей и учащихся.
14. Использования демократического стиля педагогического руководства. Организация диалога и сотрудничества в коллективе.
15. Организации активных форм и методов воспитания толерантности. Необходимо побуждать учащихся к осмыслению и осознанию собственных действий, приемов, способов деятельности.
16. Учета индивидуальных, возрастных и гендерных особенностей учащихся.
Таким образом, для успешного воспитания толерантности педагог должен организовывать общение с детьми с позиции педагогического такта, доброжелательности, ориентироваться на гуманное отношение в любых обстоятельствах, использовать демократический стиль педагогического руководства.
2.2 Воспитание толерантности младшего школьника на примере МОБУ
В 2010-2012 учебном году в рамках методического объединения учителей начальных классов начала работу творческая группа «Воспитание толерантности младших школьников» под руководством
Целью
работы данной группы является
воспитание в подрастающем
Работа в этой группе началась со сбора материала по данному вопросу, диагностики учеников, целью которой было определение уровня толерантности ребят. Далее учителя проводили тренинги, внеклассные мероприятия, уроки, воспитывающие у детей миролюбие, принятие и понимание других людей, формирующие негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме.
Необходимую
помощь в этой работе
Работа творческой группы освещалась на МО учителей начальных классов и совещании учителей МОБУ .
Свои результаты работы учителя лицея показали на Всероссийском заочном конкурсе творческих учителей «Воспитание толерантности младших школьников», где заняли первое место на первом этапе.
В своей деятельности педагогический коллектив опирается на следующие подходы:
- личностно-ориентированный: признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение; признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими; опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, "Я-концепцию" партнера; |
- деятельностный: опора на активность, сознательность и самостоятельность; ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка; обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов; построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей. |
Творческой группой учителей были выделены функции толерантности: Креативная - обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности; создает условия для безопасного проявления дивергентности, творческой активности; создает условия для творческого самоутверждения. Регулирующая —
позволяет сдержать
неприязнь в сочетании
с отложенной позитивной
реакцией, либо заменить ее на позитивную; Воспитательная - обеспечивает
передачу опыта позитивного Культуросохраняющая — обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества. Мирообеспечивающая -
определяет многомерность
среды и разнообразных
взглядов; обеспечивает
гармоничное мирное Психологическая — служит основой
для нормализации психологической Коммуникативная - развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию; позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения. [12;57] Работа творческой группы включает в себя два блока: 1 блок «Моя родина - Оренбург», 2 блок «Я - гражданин России». Задача первого блока - это создание у учащихся образной картины своего многонационального города. Приоритетным на этом этапе является чувственно-эмоциональное переживание школьниками красоты Оренбургского края, погружение в мир музыкальной и художественной культуры города, знакомство с обрядами и традициями прошлого и настоящего своего многонационального народа. Реализация работы первого блока осуществлялась через экскурсии, концерты, подбор игр, пословиц, поговорок, текстов этнического и краеведческого характера, использование которых на уроках чтения, русского языка и математики, иностранного языка передавали бы мир культурно-национальных ценностей своего народа. Задача второго блока - создать такую образовательную среду, которая позволила бы раскрыть перед детьми на примере жизненного пути выдающихся … прошлого и настоящего, возможности самореализации и самосозидания человека, воспитания толерантности. Решение этой задачи - через программу практических занятий - тренингов, уроки толерантности, классные часы, мероприятия. Творческой группой учителей начальных классов были разработаны и даны открытые уроки: - урок ознакомления с окружающим миром «Путешествие по Уралу», 2 класс. Урок-путешествие по реке позволяет в увлекательной форме систематизировать знания о воде, воспитывать экологическую культуру, развивать интерес детей к судьбе малой Родины, формировать целостное представление о природном и социальном окружении детей - урок по чтению «Рассказы В.Осеевой», 2 класс. Содержание урока раскрывает силу слова и воспитательного смысла рассказов В.Осеевой. Урок проводится в рамках традиционной системы обучения в начальных классах, с целью воспитания у учащихся нравственных качеств будущего гражданина – урок по русскому языку «Имя прилагательное. Изменение имен прилагательных», 3 класс. Урок-тренинг с элементами толерантного отношения, настраивающий на добрые эмоции, с элементами психологической разгрузки – урок по русскому языку «Неопределенная форма глагола», 4 класс. Урок - путешествие с введением нового понятия совершенного и несовершенного вида глагола, на основе создания эмоционального настроя; включение чувств, осознания личного отношения друг к другу Было проведено внеклассное мероприятие в 4 классе «Все мы разные, но мы все вместе», целью которого являлось стимулировать потребность в самопознании и познании особенностей окружающих, сформировать представления о "факторе объединения" данной группы, толерантность к себе и к одногруппникам (Приложение 1). Таким образом, в воспитании толерантности младшего школьника необходимо опираться на личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Выводы по второй главе |
Воспитание толерантности у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный педагогом процесс. Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Главным методом социально-эмоционального воспитания детей - усвоение моральных норм и правил поведения. Дети сами по себе не могут являться источниками предубеждений, деструктивных проявлений в межнациональных отношениях. Педагог по своему профессиональному долгу призван быть носителем и транслятором высших нравственных ценностей и идеалов и содействовать выработки их у воспитанников. Поэтому формирование начал нравственного сознания в младшем школьном возрасте полностью зависит от установок, ценностей, транслируемых ближайшим микросоциумом, в первую очередь родителями и педагогами.
Для успешного воспитания толерантности педагог должен организовывать общение с детьми с позиции педагогического такта, доброжелательности, ориентироваться на гуманное отношение в любых обстоятельствах, использовать демократический стиль педагогического руководства.
В своей деятельности педагог может опираться на следующие подходы:
личностно-ориентированный, деятельностный.
Выделяют следующие функции толерантности: креативная, воспитательная, культуросохраняющая, мирообеспечивающая, психологическая, коммуникативная
Заключение
Современная социокультурная ситуация определила насущную необходимость в воспитании толерантности в качестве условия выживаемости человечества в будущем; как ценности социокультурной системы; как нормы гуманных человеческих отношений, как мировоззрения и осознанного ориентира построения взаимоотношений с окружающим миром. Это позволяет рассматривать толерантность как многокомпонентное явление объективной реальности.
Воспитание в духе толерантности,
прежде всего, решает задачу раскрытия
смысла бытия человека в мире через
понимание характера и способов
его взаимодействия с этим миром.
Процесс воспитания в толерантной
среде состоит в осмыслении человеком
своего места в мире, в овладении
способами взаимодействия с ним.
В конечном счете, речь идет о восприятии
толерантности как личностно-
В младшем школьном возрасте (7до 10 -11 лет) относительно спокойное и равномерное физическое развитие, но активно развиваются психические процессы, появляется новый вид ведущей деятельности – учение. Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. В этот период закладывается фундамент нравственного и толерантного поведения. На психологическом уровне толерантность представляется в виде внутренней установки, добровольного выбора на отношения к человеку вообще, к другим людям и коллективам, которые не навязываются, а приобретаются каждым через систему воспитания и жизненный опыт. Воспитание толерантности в образовательных заведениях имеет определенную специфику, которая состоит в том, что эта идея получает здесь дополнительную межличностную окраску. В качестве особой ценности образования рассматривается взаимодействие с другими людьми, в ходе которого происходит личностное взаимообогащение и развитие.
Воспитание толерантности
это – поэтапный процесс
Задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка.
Главным методом социально-
Для успешного воспитания толерантности педагог должен организовывать общение с детьми с позиции педагогического такта, доброжелательности, ориентироваться на гуманное отношение в любых обстоятельствах, использовать демократический стиль педагогического руководства.
В своей деятельности педагог может опираться на следующие подходы:
личностно-ориентированный, деятельностный.
Выделяют следующие
функции толерантности: