Воспитание толерантности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 18:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследовательской работы – проанализировать опыт практической деятельности по воспитанию толерантности младшего школьника.
Задачи:
1. Изучить сущность толерантности как социально-педагогического явления.
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности младшего школьника.
3. Проанализировать деятельность учителей в воспитании толерантности младшего школьника на примере МОБУ

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания толерантности младшего школьника…………………………………………………………………………5
1.1 Воспитание толерантности как социально-педагогическая проблема…………………………………………………………….……………..5
1.2 Психолого-педагогические особенности младшего школьника ……………………………………………………………………………………..10
Выводы по главе первой………………………………………………………...21
Глава 2. Педагогический опыт воспитания толерантности младшего школьника………………………………………………………………………...24
2.1 Деятельность педагога по воспитанию толерантности у младшего школьника………………………………………………………………………...22
2.2 Воспитание толерантности младшего школьника на примере 29
Выводы по главе второй…………………………………………………………33
Заключение…………………………………………………………………………35
Список используемой литературы ………………………………………………37
Приложения ………………………………………………………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа воспитание толерантности младшего школьника.docx

— 128.75 Кб (Скачать файл)

 

 

Список используемой литературы

 

1. Андриенко Е.В. Социальная  психология / Е.В. Андриенко – М.: Просвещение, 2003.

2. Безюлева Г.В. Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение / Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова – М.: Вербум-М, 2003.

3 . Вопросы теории и  практики дошкольного образования:  Сб. науч. тр. Вып. IV. – Саратов: ИЦ «Наука», 2008. – 104 с.

4.  Возрастная и педагогическая  психология / Под ред. А.В. Петровского.- М.: Просвещение, 1989

5. Вульфов В.З. Воспитание  толерантности: сущность и средства / В.З.Вульфов.-М.: Внешкольник. – 2002. - №6. – С. 12-16.

6. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский – М.: Просвещение, 1996.

7. Голованова Н.Ф. Социализация школьников как педагогическое явление / Н.Ф. Голованова  – М.: Просвещение, 1998.

8. Декларация принципов толерантности: утв. резолюцией 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995г. // Защити меня! – 2004. – С. 6-11.

8.  Донцов А.И. Психология  коллектива / А.И.Донцов – М.: Просвещение, 1984.

9. Мечинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет / Н.А. Мечинская – М.: ИПП, 1998

10.  Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб.для студ. пед.вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., доп. – М.. Издательский центр «Академия», 2005. – 200 с.

11.   Новикова Л.И. Школа и среда / Л.И. Новикова – М.: Просвещение, 1985.

12. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности. Под редакцией Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. – 112 с. Авторы-составители: Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Прокофьева Т.Ю., Кравцова О.А.

13.  Пчелинцева И. Толерантность, как она формируется?/ И.Пчелинцева – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2001.

14. Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич – Мн.: «Современное слово», 2005. – 720 с.

15. Социально-педагогический словарь. Авторы-сост.: М.Н. Бурмистрова, Л.Л. Васильева, А.В. Кащеева, Н.П. Кириленко, Л.Ю. Петрова, Т.Н. Черняева, З.В. Шуралева. – Саратов: ИЦ «Наука», 2007. – 116 с.

16. Социальный педагог в школе (из опыта работы) / авт.-сост. Л.Д. Баранова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 187 с.

17. Социология: Основы общей теории: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Ю. Мягкова. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2003. – 256 с.

18.Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: Методические материалы /Л.Г. Федоренко – СПб.: КАРО, 2007, - 128

19. Шишковец Т.А. справочник социального педагога / Т.А. Шишковец – М.: ВАКО, 2005. – 208 с. (22)

20. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности / С.Д. Щелкодина – М.: «Ось-89», 2004.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Практические  мероприятие "Все мы разные, но мы все вместе"

Цель: стимулировать потребность в самопознании и познании особенностей окружающих, сформировать представления о "факторе объединения" данной группы, толерантность к себе и к одногруппникам.

Упражнение "мировое приветствие".

Приветствовать одногруппников  без слов принятыми в различных странах способами:    

  • Россия – объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки.    
  • Китай – легкий поклон со скрещенными на груди руками.    
  • Франция – рукопожатие и поцелуй в обе щеки.    
  • Индия – легкий поклон, ладони вытянуты по бокам.    
  • Япония – легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам.    
  • Испания – поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера.    
  • Германия – простое рукопожатие и взгляд в глаза.    
  • Малайзия – мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев.    
  • Эскимосская традиция – потереться друг о друга носами.

Упражнение "Я  – хороший, ты – хороший"

Участники находятся в  кругу, у ведущего в руке мяч. Ведущий  подбрасывает мяч вверх и называет свое положительное качество, начинающееся на первую букву имени. Затем кидает мяч другому и называет положительное  качество этого человека, начинающееся на первую букву его имени. Мяч  должен побывать у всех.    

  • Какие чувства вы испытывали, когда мяч оказался у вас в руках и было необходимо назвать свое положительное качество?    
  • Какие чувства испытали, когда вы делали комплимент другому?
  • Какие чувства испытывали, когда комплимент сделали вам?

"Разные миры – одна  планета"

Цель: развить навыки общения, необходимые для установления педагогического взаимодействия на основе толерантности

Упражнение "Добрый день, шалом, салют"

Необходимо приготовить  для каждого участника карточку, где написано слово "здравствуйте" на разных языках, (возможно с помощью  членов группы расширить список слов-приветствий.) Если работа происходит в поликультурной группе, то можно вписать на карточку среди прочих приветствия, "родные" для участников.

Следует попросить участников начать игру, встав в круг. Пройти по кругу, держа в руках (или в  шляпе) заготовленные карточки, и  пусть каждый вытащит, не глядя по одной. Необходимо предложить членам группы прогуляться по комнате и при  этом здороваться с каждым встречным: сначала поприветствовать его, затем  назвать собственное имя. В заключение можно предложить участникам кратко обменяться впечатлениями.

  • Италия: Bon giorno
  • Швеция: Gruezi
  • США: Hi
  • Англия: Hello
  • Германия: Guten Tag
  • Испания: Buenos Dias
  • Гавайи: Aloha
  • Франция: Bonjours, Salut
  • Малайзия: Selamat datang
  • Россия: Здравствуй
  • Чехия: Dobry den
  • Польша: Dzien
  • Израиль: Shalom
  • Египет: Asalamu Aleikum
  • Чероки (США): Schijou
  • Финляндия: Hyva paivaa
  • Дания: Goddag
  • Турция: Merhaba

 

Занятие «Пазлы»

Попросите детей  собрать мозаику.

Какой части не хватает?

Почему порой  вы - дети не принимаете в свой круг общения других 
детей (из-за цвета кожи, из-за того,    как ребенок одевается, какой религии придерживается).

Какая связь между мозаикой и нашими взаимоотношениями?

- Как из разных звеньев мозаики мы можем составить единое целое 
(картинку),   так   из   вас   всех   разных   можно   собрать   единый   сплоченный 
коллектив, объединенный общими целями, интересами.

- А что у всех детей общее?

(Учеба, получить образование,  игры, интересы)

И чтобы добиться этой цели (сплоченный коллектив, объединенный общими целями и интересами), нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно.                                                                                

 

Вывод: невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все дети в классах были преданными друзьями. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д.  Мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, то есть быть толерантным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Воспитание толерантности