Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 18:19, курсовая работа
Цель исследовательской работы – проанализировать опыт практической деятельности по воспитанию толерантности младшего школьника.
Задачи:
1. Изучить сущность толерантности как социально-педагогического явления.
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности младшего школьника.
3. Проанализировать деятельность учителей в воспитании толерантности младшего школьника на примере МОБУ
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания толерантности младшего школьника…………………………………………………………………………5
1.1 Воспитание толерантности как социально-педагогическая проблема…………………………………………………………….……………..5
1.2 Психолого-педагогические особенности младшего школьника ……………………………………………………………………………………..10
Выводы по главе первой………………………………………………………...21
Глава 2. Педагогический опыт воспитания толерантности младшего школьника………………………………………………………………………...24
2.1 Деятельность педагога по воспитанию толерантности у младшего школьника………………………………………………………………………...22
2.2 Воспитание толерантности младшего школьника на примере 29
Выводы по главе второй…………………………………………………………33
Заключение…………………………………………………………………………35
Список используемой литературы ………………………………………………37
Приложения ………………………………………………………………………39
Список используемой литературы
1. Андриенко Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко – М.: Просвещение, 2003.
2. Безюлева Г.В. Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение / Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова – М.: Вербум-М, 2003.
3 . Вопросы теории и
практики дошкольного
4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского.- М.: Просвещение, 1989
5. Вульфов В.З. Воспитание толерантности: сущность и средства / В.З.Вульфов.-М.: Внешкольник. – 2002. - №6. – С. 12-16.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский – М.: Просвещение, 1996.
7. Голованова Н.Ф. Социализация школьников как педагогическое явление / Н.Ф. Голованова – М.: Просвещение, 1998.
8. Декларация принципов толерантности: утв. резолюцией 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995г. // Защити меня! – 2004. – С. 6-11.
8. Донцов А.И. Психология коллектива / А.И.Донцов – М.: Просвещение, 1984.
9. Мечинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет / Н.А. Мечинская – М.: ИПП, 1998
10. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб.для студ. пед.вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., доп. – М.. Издательский центр «Академия», 2005. – 200 с.
11. Новикова Л.И. Школа и среда / Л.И. Новикова – М.: Просвещение, 1985.
12. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности. Под редакцией Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. – 112 с. Авторы-составители: Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Прокофьева Т.Ю., Кравцова О.А.
13. Пчелинцева И. Толерантность, как она формируется?/ И.Пчелинцева – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2001.
14. Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич – Мн.: «Современное слово», 2005. – 720 с.
15. Социально-педагогический словарь. Авторы-сост.: М.Н. Бурмистрова, Л.Л. Васильева, А.В. Кащеева, Н.П. Кириленко, Л.Ю. Петрова, Т.Н. Черняева, З.В. Шуралева. – Саратов: ИЦ «Наука», 2007. – 116 с.
16. Социальный педагог в школе (из опыта работы) / авт.-сост. Л.Д. Баранова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 187 с.
17. Социология: Основы общей теории: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Ю. Мягкова. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2003. – 256 с.
18.Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: Методические материалы /Л.Г. Федоренко – СПб.: КАРО, 2007, - 128
19. Шишковец Т.А. справочник социального педагога / Т.А. Шишковец – М.: ВАКО, 2005. – 208 с. (22)
20. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности / С.Д. Щелкодина – М.: «Ось-89», 2004.
Приложение 1
Практические мероприятие "Все мы разные, но мы все вместе"
Цель: стимулировать потребность в самопознании и познании особенностей окружающих, сформировать представления о "факторе объединения" данной группы, толерантность к себе и к одногруппникам.
Упражнение "мировое приветствие".
Приветствовать одногруппников без слов принятыми в различных странах способами:
Упражнение "Я – хороший, ты – хороший"
Участники находятся в кругу, у ведущего в руке мяч. Ведущий подбрасывает мяч вверх и называет свое положительное качество, начинающееся на первую букву имени. Затем кидает мяч другому и называет положительное качество этого человека, начинающееся на первую букву его имени. Мяч должен побывать у всех.
"Разные миры – одна планета"
Цель: развить навыки общения, необходимые для установления педагогического взаимодействия на основе толерантности
Упражнение "Добрый день, шалом, салют"
Необходимо приготовить
для каждого участника
Следует попросить участников начать игру, встав в круг. Пройти по кругу, держа в руках (или в шляпе) заготовленные карточки, и пусть каждый вытащит, не глядя по одной. Необходимо предложить членам группы прогуляться по комнате и при этом здороваться с каждым встречным: сначала поприветствовать его, затем назвать собственное имя. В заключение можно предложить участникам кратко обменяться впечатлениями.
Занятие «Пазлы»
Попросите детей собрать мозаику.
Какой части не хватает?
Почему порой
вы - дети не принимаете в свой круг
общения других
детей (из-за цвета кожи, из-за того,
как ребенок одевается, какой религии придерживается).
Какая связь между мозаикой и нашими взаимоотношениями?
- Как из разных звеньев
мозаики мы можем составить единое целое
(картинку),
так из вас всех разных
можно собрать единый сплоченный
коллектив, объединенный общими целями,
интересами.
- А что у всех детей общее?
(Учеба, получить образование, игры, интересы)
И чтобы добиться этой цели (сплоченный
коллектив, объединенный общими целями и интересами),
нужно относиться друг к другу по-доброму,
дружелюбно, терпеливо, уважительно.
Вывод: невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все дети в классах были преданными друзьями. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, то есть быть толерантным.