Воспитание толерантности у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:12, доклад

Краткое описание

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в социальном центре, школе да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что дети все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, но дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад из опыта работы на тему_ «Воспитание толерантности у подр.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

·        Изучение прав и обязанностей человека; (дискусии, круглые столы)

·        Правила общения, конфликты и способы их разрешения; (тренинги)

·        Культура народов и государств мира, их взаимоотношения; взаимовлияние культур и традиций; многообразие культур своей страны, края; (проведение уроков, фестивалей)

·        Работа с родителями: организация психолого-педагогического просвещения, работа по созданию благоприятной атмосферы в семье, организация совместной деятельности родителей и детей. (общешкольные конкурсы «Родители и дети», «Бабушки и внуки», «Минута славы»)

При организации  работы по воспитанию толерантности педагогами учитываются:

§        Индивидуальные особенности каждого ребёнка, особенности воспитания в семье, семейной культуры;

§        Национальный состав коллектива учащихся;

§        Проблемы в отношениях между детьми и их причины;

§        Культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях.

Принцип целенаправленности

Воспитание  толерантности требует четкого  осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели воспитателей. Формирование данного качества, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей воспитателя и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности.

Правила

  • развитие интереса к проблеме толерантности;
  • развитие мотивации к самосовершенствованию и формированию у себя толерантности;
  • четкое определение конечного результата воспитательных воздействий;
  • постановка целей (дальней, конкретной и рабочей), исходя из интересов, потребностей, особенностей учащихся;

Учет  индивидуальных и половозрастных особенностей

Воспитание  толерантности во многом зависит  от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д. При формировании толерантности следует учитывать прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности.

Правила:

  • тщательное изучение особенностей личности воспитанника;
  • организация педагогических действий на опережение (предупреждение интолерантного поведения, чтобы оно не закрепилось в сознании);
  • определять методы, приемы и формы воспитания толерантности в соответствии с индивидуальными и половозрастными особенностями, сочетая их с самовоспитанием;

Принцип культуросообразности

В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать  культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интеграции воспитания в культуру народа, семьи, мира. Воспитание толерантности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.

Правила:

  • опираться на положительный опыт взаимодействия ребенка с миром;
  • учитывать культурный уровень микросреды ребенка;
  • отдавать приоритет национальной культуре и этнопедагогике;
  • использовать потенциал культуры мира

Принципы связи воспитания толерантности с жизнью

Воспитание  толерантности во многом зависит  от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь  ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолерантности  в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.

Правила:

  • подготовка воспитанников к реальным взаимоотношениям с окружающим миром;
  • демонстрация последствий толерантности и интолерантности;
  • поиск способов решения, сотрудничество и диалог;
  • возложение ответственности за свое поведение (толерантные или интолерантные действия).

Принцип уважительного отношения к личности

Независимо от позиции  ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым  принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

Правила:

  • организация общения с позиции педагогического такта, доброжелательности, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах.

Принцип опоры на положительное в ребенке

Воспитывая  толерантность, необходимо поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толерантности у детей и подростков становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых конструктивных умений взаимодействия с людьми.

Правила:

  • выявлять, поддерживать и развивать у воспитанников установки на толерантность;
  • создание ситуации успеха

Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности

Воспитание  толерантности во многом обусловлено  влиянием социальной среды. Чем менее  толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы.

Правила:

  • изучение возможностей, особенностей и потенциала микросреды;
  • опираться на возможности и уровень социальной среды;
  • интеграция микросреды в воспитательный процесс по формированию толерантности.

 

Принцип единства знания и поведения

Данный принцип  требует построения воспитательного  процесса по формированию толерантности  на двух взаимосвязанных уровнях: информационном и на поведенческом, составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толерантности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия.

Правила:

  • соблюдение взаимосвязи уровней формирования толерантности;
  • перевод толерантности из области знания в область действия.

Принцип диалогичности и сотрудничества

Диалогизация  образовательного пространства и опора  на сотрудничество как ведущий тип  взаимодействия являются обязательными  для соблюдения принципами воспитания толерантности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: воспитатель-воспитанник, воспитатель-воспитанник-среда, воспитатель-воспитанник-культура.

Правила:

  • актуализация, стимулирование потребности воспитанников к самовоспитанию толерантности;
  • организация активных форм и методов воспитания толерантности.

Принцип воспитывающей рефлексии

Формируя толерантные  установки и поведение необходимо создавать условия для рефлексии  воспитанникам произошедших с ним  изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе.

Правила:

  • побуждать воспитанников к осмыслению и осознанию собственных действий, приемов, способов деятельности
  • Таким образом, учитывая все принципы и правила воспитания толерантности в центре, я организую воспитательную работу, добиваясь высоких результатов

приложение

Методы  и приемы, направленные на формирование межэтнической толерантности у воспитанников. 

Методы  воспитания толерантности – это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам.

В интеллектуальной сфере необходимо формировать знания о ценностях толерантности: идеалы терпимости, принципы отношений с людьми иных социальных и национальных групп. При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимости толерантного поведения. Воспринимая и оценивая предложенную информацию, воспитанники или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, воспитанники формируют свою систему взглядов на отношения между людьми. Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности, используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни, как при проведении уроков, так и предметных недель. Убеждению соответствует самоубеждение – метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребёнком.

В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребёнка, является внушение и связанные с ним приёмы аттракции.

Под внушением  понимают такое психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. Через внушение в сознание входят стереотипы, создаётся настроение. Метод внушения может реализоваться через использование цитат из библии, высказываний великих людей, музыкальных произведений, использование речёвок, заучивание лозунгов и т.д. Процесс внушения часто сопровождается самовнушением, когда ребёнок пытается сам себе внушать ту или иную эмоциональную оценку своему поведению, как бы задавая себе вопрос: «Что бы мне сказал в этой ситуации учитель, или родители?»        

 Методы воздействия  на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого лежит формирование у детей осознанных побуждений их жизнедеятельности. Стимулирование может осуществляться в различных вариациях. Одобрительный взгляд, одобрительная фраза, когда ребёнок изменяет своё поведение в позитивную сторону. Стимулирует толерантное поведение организация общения и совместной деятельности представителей различных национальных и социальных групп.        

 В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации толерантного поведения: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения. Для воспитания толерантности более эффективно использование косвенного требования (совета, просьбы, намёка, доверия, одобрения и т.д.). Требование существенно влияет на процесс самовоспитания человека, и следствием его реализации являются упражнения – многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений – навыки и привычки – устойчивые качества личности.        

 В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести своё поведение с другими, самоконтроль и др. К методам воздействия на сферу саморегуляции можно отнести метод коррекции поведения. Он направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребёнок внесёт изменения в своё поведение в отношениях с людьми. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка учащегося с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. В качестве модификации этого метода можно рассматривать пример педагога, который должен выступать эталоном толерантного поведения. Коррекция невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал, пример, сложившиеся нормы, ребёнок может сам изменить своё поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием.         

Информация о работе Воспитание толерантности у подростков