Воспитательные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 21:01, курсовая работа

Краткое описание

Идея «педагогики общей заботы» была выдвинута И.П. Ивановым, Ф.Я. Шапиро и их последователями в конце 50-х гг. XX в. В основу ее положены следующие принципы: сотрудничество взрослых и детей, социально полезная направленность, многоролевой характер и романтизм деятельности, творчество.
Кроме того, «педагогика общей заботы» поддерживала такие идеи коллективного творческого воспитания, как единое целеполагание, общее участие в организации дела, ситуации-образцы, эмоциональное насыщение жизни коллектива. Суть каждой из этих идей заключается в коллективной творческой направленности деятельности, выработке и осмыслении взрослыми и детьми целей и идеалов своей совместной жизни. Эмоциональная насыщенность жизни коллектива предусматривала увеличение эмоционального напряжения, возникновение чувств единения, доверия, душевного подъема при помощи специальных средств (символы, традиции, обряды).

Вложенные файлы: 1 файл

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

   Особое  место в школе-комплексе занимает школа раннего развития, в которой  по индивидуальным программам обучаются все будущие ученики I класса. Они обязательно проходят педагогическое диагностирование особенностей, интересов и возможностей с целью последующей дифференциации и индивидуализации обучения.

   В начальной школе учащиеся знакомятся с разнообразными видами творческой деятельности: музыкой, живописью, хореографией, сценическим искусством, прикладным искусством и т.д. Дети, проявившие на ранних этапах обучения особые склонности к музыке или другим видам искусства, продолжают обучение по специальным программам (с учетом пожеланий родителей).

   Большинство учащихся школы первой ступени обучаются  по основной (базисной) учебной программе, но с обязательной внутриклассной дифференциацией. При необходимости в каждой параллели  создаются классы облегченного уровня преподавания (выравнивания, коррекции). По итогам каждого года обучения проводится диагностика. Родители имеют право обратиться к педсовету с просьбой о переводе ребенка в класс с более развернутой программой или наоборот. Педсовет принимает решение только в интересах школьника.

   По  завершении обучения в школе первой ступени проводится итоговая диагностика  всех детей. Учащиеся, не усвоившие  программу начальной школы, могут  быть переведены в класс преемственности (IV класс).

   В V и последующих классах неполной средней школы (вторая ступень) продолжается реализация дифференцированного подхода через программы углубленного, базисного (основного) и облегченного (коррекционного) уровней. Индивидуализация осуществляется через разнообразные спецкурсы, факультативы, дополнительные предметы по выбору (шахматы, ЭВТ и информатика, второй иностранный язык, история искусств и т.д.). Сохраняется за учащимися право перехода в классы более глубокого или облегченного уровня обучения (каждое полугодие). Основанием для перевода служат согласие ученика и письменное заявление родителей. Перевод осуществляется только по решению педагогического совета.

   В школе третьей ступени решается задача предпрофессиональной подготовки. Для этого формируются профильные классы, работающие по специальным учебным планам. Возможна разработка индивидуальных учебных планов для школьников, отлично успевающих по основным предметам базисного учебного плана.

   Формированию  познавательных интересов, расширению кругозора, определению тем исследовательских работ помогает широкое привлечение ученых, преподавателей высшей школы к занятиям по вариативной части учебного плана. Индивидуализация обучения осуществляется посредством формирования групп учащихся, которые работают по особой программе под руководством преподавателей высшей школы. Такие группы могут состоять из 2 - 7 человек.

   Новые подходы реализуются  и в построении учебного процесса:

   • в расписании количество общеобразовательных  уроков не превышает четырех в  день с I по XI классы. Все остальные  занятия выносятся во вторую половину дня. Используется двухзвенная система уроков-блоков, особенно в старших классах, с целью сокращения объема домашней подготовки. Применяется "погружение" в предмет (два-три раза в год), используется методика опорных сигналов, позволяющих усвоить главное, существенное;

   • введены межпредметные и разновозрастные  уроки, интегрированные курсы;

   • создана система уроков, проводимых преподавателями высшей школы (в  академических и педагогических классах), имеются филиалы кафедр университета для работы с одаренными учащимися;

   • введен институт учителей-ассистентов  для работы в классах с углубленным  изучением предметов и др. 

   Музыкальная, художественная и хореографическая школы также работают по двухуровневым  программам - общей и специальной. Работа этих школ начинается с 14.00, после полуторачасового перерыва.

   Общие занятия посещают все учащиеся с I по III класс. Специальные занятия  посещают учащиеся, проявившие особую склонность к тому или иному виду искусства.

   Спортивная  школа функционирует в режиме разнообразных видов спорта (баскетбол, волейбол, футбол, теннис, плавание, парусный спорт и т.д.), определяемых желанием учащихся. На основе избранных видов спорта формируются отделения спортшколы. В каждом отделении три возрастные группы: младшая, средняя и старшая. Школьники посещают избранные отделения школы по расписанию, составленному с таким расчетом, чтобы физическая нагрузка реализовывалась ежедневно для каждого ученика в объеме не менее часа. Группы-секции формируются по разновозрастному принципу. В конце каждого полугодия учащиеся сдают зачет по общей физической подготовке.

   Производственный  комплекс представляет собой объединение  школьных мастерских (по дереву, металлу, швейной и кулинарии) и созданных  на их базе малых предприятий по производству мягкой мебели, индивидуальному пошиву одежды, изготовлению кондитерских изделий, оранжереи, а также лечебно-восстановительного центра с кабинетами лечебного массажа, подводного массажа, душа Шарко и циркулярного душа, ингалятория. В комплекс входит и стационарный лагерь труда и отдыха на базе совхоза "Овощевод".

   На  первой ступени производственного  комплекса в мастерских трудятся учащиеся I-III и V-IX классов в соответствии с программами, выполняя практические задания, удовлетворяющие потребности  младших товарищей-дошкольников, семьи, школы, микрорайона, шефствующих предприятий. На малых предприятиях ребята трудятся исключительно по желанию и в соответствии со своими потребностями. Труд на малых предприятиях оплачиваемый.

   На  второй ступени учащиеся X-XI классов работают в производственном комплексе в соответствии с избранным профилем: техническим или гуманитарно-педагогическим.

   Работа  в летнем лагере труда и отдыха, организуемая на принципах самоуправления, хозрасчетной деятельности и расчета  коэффициента трудового участия, замыкает весь производственный цикл.

   Итак, опыт школы-комплекса № 18 г. Йошкар-Олы  позволяет определить условия, в  которых ее воспитательная система  может успешно развиваться. К  ним относятся четкая формулировка целей деятельности, освоение этих целей всеми субъектами деятельности, взаимная увязка этих целей; наличие квалифицированных кадров и постоянный рост их профессионального мастерства; создание отношений сотрудничества и диалога, доброжелательности; предоставление детям свободы выбора видов деятельности и форм выбора; выбор педагогически целесообразных технологий; организация педагогически целесообразного взаимодействия между структурами воспитательной системы и между субъектами деятельности; использование воспитательных возможностей среды и др.

   Особую  роль в школе-комплексе призваны играть разновозрастные объединения, значимость которых для детей  не менее высока, чем коллектива сверстников. Школа-комплекс - это не только интеграция усилий, но и в  первую очередь важный фактор развития самой среды. 

   Анализ  различных зарубежных и российских современных  воспитательных систем показывает, что в  их основе лежат различные  философские, психологические, педагогические теории и идеи, но их объединяет целостный взгляд на ребенка, стремление развивать личность в гармонии с обществом и самой собой.

   Воспитательная  система может  быть создана в  рамках любой школы  как образовательного учреждения, но она  не обязательно является атрибутом последнего. Хорошая как образовательное  учреждение школа  может не иметь сложившейся воспитательной системы, охватывающей всех педагогов и школьников.

   Воспитательные  системы - системы  открытые, связанные  и зависящие в  своем развитии от среды, ее социальных, этнических, культурных, природных характеристик. Это обстоятельство предполагает знание среды, ее воспитательного потенциала, возможностей его повышения за счет максимального использования среды и превращения ее в воспитательное пространство.

   Создание  воспитательной системы - не самоцель. Она  создается и совершенствуется в целях личностного развития школьников и зависит, главным образом, от совместных усилий педагогов, детей и их родителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Воспитательные системы