Гендерные стереотипы в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 08:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение проявлений гендерных стереотипов в образовании.
Задачи исследования:
1) изучить факторы способствующие формированию гендерных стереотипов;
2) изучить гендерные проблемы современного образования;
3) изучить влияние гендерных стереотипов на образовательную деятельность.

Содержание

Введение……………………………………………………….…........................с.3
1.Факторы, способствующие формированию гендерных стереотипов…….с.5
2. Гендерные проблемы современного образования………………………….с. 12
3. Влияние гендерных стереотипов на образовательную деятельность……..с.20
3.1. Проблемы смешанных классов………………………………………..с. 27
3.2. Формы учебной работы с учетом гендерного подхода……………... с. 31
Заключение……………………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)


Саровский государственный  физико-технический институт

Гуманитарный факультет

Кафедра психологии и педагогики

 

 

 

 

 

 

 

Гендерные стереотипы

в образовании

Курсовая работа

 

 

 

 

 

                                                                                Автор работы: Тришина В.В.

                                                                                   студентка ГФ группы СПП-2в

                                                                        Научный руководитель:

                                                                             канд. психол. наук, доцент

                                                                       кафедры психологии и

                                                                              педагогики Собор Е.В.

 

 

 

 

 

Саров-2009

Содержание

 

Введение……………………………………………………….…........................с.3

 

1.Факторы,  способствующие  формированию гендерных стереотипов…….с.5

 

2.  Гендерные проблемы  современного образования………………………….с. 12

 

3. Влияние гендерных стереотипов на  образовательную деятельность……..с.20

 

      3.1. Проблемы смешанных классов………………………………………..с. 27

 

       3.2. Формы учебной работы с учетом гендерного подхода……………... с. 31

 

Заключение……………………………………………………………………….с.37

 

Библиография…………………………………………………………………….с.40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

      Актуальность темы. В современном мире актуальной стала проблема стереотипов приписывающихся мужчинам и женщинам, находящихся на разных ступенях социальной лестницы. Изучение психологии мужчины и женщины и их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как таковому, но также ко всему обществу в целом. Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. В обществе происходят процессы демократизации и гуманизации, способствующие созданию равных возможностей для реализации личности независимо от социального происхождения, положения, национальности, возраста и пола.

      Однако сознанию обоих полов присущи стереотипные представления о роде занятий, положении, статусе. Эти стереотипы откладывают свой отпечаток при желании мобилизовать свои возможности и реализоваться как личность. Разработкой вопросов, связанных с проблемой гендера, занимаются как зарубежные исследователи - Ш. Берн, С. Бэм, Э. Игли, И. Броверман, Р. Розеркантц, Ш. Берн, С. Бэм, Э. Игли, И. Броверман, Р. Розеркантц, Р. Ашмор, А. Шеррифс, так и отечественные авторы - Т. В.

Гендерные стереотипы упрощают процесс мышления человека, но при этом резко ограничивают восприятие представителя другого пола, мешают правильно понимать партнёра, эффективно взаимодействовать с ним.

Объектом данного исследования являются гендерные (полоролевые) стереотипы.

Предмет исследования: гендерные стереотипы в образовании.

Цель исследования: изучение проявлений гендерных стереотипов в образовании.

 

      Задачи исследования:

1) изучить факторы способствующие формированию гендерных стереотипов;

2) изучить гендерные проблемы современного образования;

3) изучить влияние гендерных стереотипов на образовательную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Факторы,  способствующие  формированию

гендерных  стереотипов

 

       Гендер – социально – психологический пол человека,  совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии [34, с.12].

        Гендерные стереотипы - это один из видов социальных стереотипов, основанный на принятых в обществе представлениях о маскулинности и феминности и их иерархии. Понятие гендер неотделимо от понятия пол. Гендерные стереотипы – общественные представления, наиболее полно воплощающие модели поведения и набор личностных характеристик, определяемых «полом». Проще – что значит в обществе – «быть мужчиной» или «быть женщиной». Набор этих характеристик, безусловно, варьируется в зависимости от общественной специфики (скорее от характера представленной в нем власти) [12].

       Пол – это термин, который обозначает те анатомо-биологические особенности (в основном в репродуктивной системе), на основе которых люди определяются как мужчины и женщины [34, с.18].

 Во многих обществах женщин и мужчин не только воспринимают, но и оценмвают по-разному, обосновывая гендерными особенностями и разницей в их способностях различия распределения власти между ними [Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина, 34, с.8]. Половые роли связаны с ожиданиями относительно форм поведения мужчин и женщин, обусловленных их биологическими различиями, а также различием функций, связанных с продолжением рода. Гендерные различия касаются психологических черт и поведенческих характеристик, формируемых культурой на основе половых различий. Используя термин гендерные роли, мы говорим о степени, в которой индивид принимает типичные для своего пола формы поведения, предписываемые культурой. Именно гендерные (в отличие от половых) характеристики, включая роли, стереотипы и гендерную идентичность, связаны с культурными факторами.

       Во многих культурах два пола рассматриваются как неравные. Это явление носит название стратификации полов (т.е. их неравенства). Гендерные роли, по мнению  Т.В. Бендас, типичные для мужчин и женщин, различаются во всех культурах. Некоторые стереотипные представления, касающиеся гендерных различий, универсальны для всех культур; к ним относятся представления об агрессивности, силе и эмоциональной невосприимчивости как об отличительных особенностях мужчин, а также о слабости, покорности и эмоциональности как о чертах, присущих женщинам. Однако гендерные исследования показывают, что степень, а в ряде случаев и направленность подобных различий варьирует от культуры к культуре. Иными словами, далеко не всем культурам свойственны одни и те же проявления гендерных различий.                 

       Для каждой этнической группы характерны собственные культурные предпочтения, касающиеся гендерных различий, переплетение старого и нового, традиционного и современного, но степень ее проявления может быть различной, причем она меньше в простых охотничьих и собирательских обществах (где имеется взаимозаменяемость мужчин и женщин), чем в сложных стратифицированных обществах, где существует социо-экономическое и сексуальное неравенство полов.

Н.М. Лебедева (1999) считает, что половая стратификация наблюдается  Во всех культурах, но степень ее проявления может быть различной [6, с.32].

Можно выделить несколько  факторов, которые оказывали влияние на такое положение:

1) половое разделение труда;

2) образование;

3) собственность;

4) обладание властью;

5) отношение церкви и власти в целом;

6) сексуальное поведение.

 1. Половое разделение труда  берет начало еще в сообществах животных. У приматов самки выполняют функцию ухода за детьми, а самцы – защиты от врагов, но у людей к этим функциям добавляются  и другие: у женщин – приготовление пищи, а у мужчин – добыча средств существования. Этнографы объясняют эти различия, во-первых, большой физической силой мужчин, а во-вторых, несовместимостью ухода за детьми с некоторыми видами трудовой деятельности и, в-третьих, взаимосвязанностью различных видов деятельности – к примеру, рыболовства и изготовление рыболовных сетей.

       В первобытном обществе не было полового разделения труда: занятия и обязанности у всех мужчин (за исключением шаманов) и у всех женщин были одинаковыми. Возведение некоторых опасных занятий в ранг престижных (к примеру, охота, война) было необходимо, чтобы нашлись желающие ими заниматься.

На протяжении многих веков отношение к труду постоянно менялось: в античности труд не считался добродетелью, в раннем средневековье  труд считался нормальным состоянием человека, а праздность – тяжким грехом.

Наконец, в средневековье сформировалась иерархия в оценке разных занятий (престижность труда и отдельных занятий). В дальнейшем это привело к половой дискриминации: одни занятии считались мужскими, другие –женски-ми, и очень часто именно первые были престижными, а вторые – нет [3, с.7].

2. Важным фактором, определяющим неравенство полов, было образование.Не только формальное образование, но и знания сами по себе определяли положение человека в обществе. В разных культурах было разное отношение к образованию женщин – в Индии, к примеру, оно было позитивным, а в странах Азии – негативным [3, с.8].

3. Поскольку собственность давала во многих обществах власть и высокий статус, то, что женщины ею не обладали, определяло их подчиненное, бедное имущественное положение, а соответственно и их низкий статус. [3, с.9].

В настоящее время  по-прежнему остается важным экономический  фактор. Он определяет статус женщины  в обществе в целом и в семье в частности.

4. Обладая властью,  мужчины во многих культурах  занимали и занимают господствующее  положение, и в настоящее время  – во властных структурах многих  стран сохраняется гендерное  неравенство. Такое положение  вещей объясняется либо неспособностью женщин управлять, либо их нежеланием этим заниматься. Это распространяется и на статус главы семьи.

5. Отношение церкви, как  института, обладающего властью,  и в целом властных структур  также оказывало влияние на  неравное положение полов. Многие  конфессии в разной степени проповедуют такое неравенство. Самыми непримиримыми по отношению к женщинам считаются католицизм и мусульманство [3, с.10].

6. В какой-то мере  свидетельством половой стратификации  является двойной стандарт, по  которому оценивалось сексуальное поведение мужчин и женщин.

       Мужские, а не женские, гениталии символизировали во многих  древних культурах силу, могущество власть. Сексуальная же роль женщины заключалась в подчинение.  Таким образом, активная сексуальность мужчины повышала его статус, а пассивная сексуальность женщины – снижала его.

Все эти   накопленные знания послужили почвой  для развития  дальнейшего глубокого изучения полоролевых различий,  а в последствии выделении отдельной отрасли психологичксой науки – гендерной психологии [6, с.37].

       Начало формированию теории стереотипизации положили американские ученые. В 1922 году вышла книга Уолтера Липпмана «Общественное мнение», которая ввела в научный оборот понятие “стереотип”. «Стереотипы, - писал У.Липпман, - это предвзятые мнения», которые «решительно управляют всем процессом восприятия. Они маркируют определенные объекты как знакомые или незнакомые, так что едва знакомые кажутся хорошо известными, а незнакомые - глубоко чуждыми. Они возбуждаются знаками, которые могут варьировать от истинного индекса до неопределенной аналогии» [Цит. по: 20].

       В отечественной науке изучение гендерных стереотипов началось сравнительно недавно. Несмотря на немалое количество, весьма ценных работ, где затрагивается эта тема, серьезных трудов, в которых бы рассматривались как универсальные механизмы гендерной стереотипизации, так и специфика функционирования гендерных стереотипов в российском обществе, пока не появилось. Поскольку пол является биологической категорией, социальные психологи часто ссылаются на те гендерные различия, которые обоснованы биологически, как на «половые».

       Гендерная роль – набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин. Стереотип – мнение о личностных качествах группы людей. Стереотипы могут быть чрезмерно обобщенными, неточными и резистентными к новой информации.

       Гендерные стереотипы – сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Термин следует отличать от понятия гендерная роль, означающего набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин. Гендерные стереотипы – это социально конструируемые категории «маскулинность» и «фемининность», которые подтверждаются различным в зависимости от пола поведением, различным распределением мужчин и женщин внутри социальных ролей и статусов, и которые поддерживаются психологическими потребностями человека вести себя в социально одобряемой манере и ощущать свою целостность и непротиворечивость.

       Мужское начало у многих авторов трактуется как зачинающее, женское – восприемлющее; первое – инициативно, второе – рецептивно, первое – деятельное, второе – страдательное, первое – динамическое, второе – статическое. Таким образом, стереотипы – внутренние установки в отношении места мужчин и женщин в обществе, их функций и социальных задач. Можно выделить бинарные оппозиции, стереотипно приписываемые мужчине-женщине: логичность - интуитивность, абстрактность – конкретность, мужественность соотносится с логичностью, а женственность - с интуитивностью (Булгаков; Флоренский; Розанов; Логинов; Хрипкова; Колесов и др.). "Мужское мышление отличается склонностью к обобщениям, абстрактностью… мужчина более рационален" (Логинов). "Мужское и женское самосознание имеет каждое свои отличительные черты: мужчина логичен, полон инициативы; женщина инстинктивна, склонна к самоотданию, мудра нелогической и неличной мудростью простоты и чистоты" (Булгаков). В тоже время, женщин интересуют конкретные вещи, они конкретны в своей мыслительной деятельности. Простор женскому интеллекту обычно открывают прикладные и близкие к практике науки (Логинов). Такой же взгляд на женскую   конкретность   можно проследить   у В. В. Розанова,   С. Н. Булгакова,

Информация о работе Гендерные стереотипы в образовании