Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 08:40, курсовая работа
Цель исследования: изучение проявлений гендерных стереотипов в образовании.
Задачи исследования:
1) изучить факторы способствующие формированию гендерных стереотипов;
2) изучить гендерные проблемы современного образования;
3) изучить влияние гендерных стереотипов на образовательную деятельность.
Введение……………………………………………………….…........................с.3
1.Факторы, способствующие формированию гендерных стереотипов…….с.5
2. Гендерные проблемы современного образования………………………….с. 12
3. Влияние гендерных стереотипов на образовательную деятельность……..с.20
3.1. Проблемы смешанных классов………………………………………..с. 27
3.2. Формы учебной работы с учетом гендерного подхода……………... с. 31
Заключение……………………………………………………………………….
Изучая личностные особенности детей, необходимо проводить диагностику функциональной асимметрии полушарий и создавать индивидуальный латеральный профиль учащегося, что определить ведущий тип мышления, позволит учесть гендерное своеобразие конкретного ученика, определит психофизиологическое место каждого учащегося в классе, что значительно облегчит учителю выбор и разработку классных и домашних заданий, оптимальных как для девочек, так и для мальчиков, и повысит качество усвоения учебного материала.
Диагностика функциональной асимметрии полушарий головного мозга позволяет выявить у учащихся либо преобладание одного из полушарий (правополушарность, левополушарность, равнополушарность), что определенным образом влияет на особенности усвоения учебного материала и результативность обучения. Это следует учитывать при предъявлении видов заданий учащимся с различными типами функциональной асимметрии головного мозга. Так, при составлении заданий, предназначенный для учащихся правополушарного типа (мальчиков), стоит предусматривать следующие возможности:
- замены словесного объяснения картинками, диаграммами, схемами;
- визуализации (закройте глаза и представьте себя в космическом полете, на дне океана, в эпоху динозавров, в кратере вулкана, в грозовой туче и т.д. Что видите? Что чувствуете? Что слышите?);
- инсценировки (изобразите походки животных, круговорот воды в природе, тающий снег, прорастание семени и т.д.);
- иллюстрации (нарисуйте рыбу, фрукт, овощ - конкретное понятие, тепло, музыку, вежливость - абстрактное понятие);
- аналогии;
- использования практических умений и навыков в различной деятельности (вылепите из пластилина буквы, соберите гербарий; выразите свои мысли с помощью движения языка и тела);
- изучение математики на примерах истории;
- придумывания задач на основе жизненных ситуаций, эмоционально близких детям;
- приобретения
Задания, ориентированные на школьников левополушарного типа, свойственного в основном девочкам, преимущественно отличаются логичностью, четкой структурированностью и предусматривают:
- сортировку, группировку и классификацию (например, создать иерархическую систему овощей, фруктов по определенному признаку);
- аналогии;
- конструирование (
- изобретение (придумайте машину времени, звездолет);
- творческие задания
(придумайте способ
- решение логических задач;
- анализ понятий.
Не менее значимым направлением реализации гендерного подхода является ориентация источника информации в обучении на конкретного обучающегося. Например, гендерный подход позволяет переориентировать ведущий источник информации с сигнально-словесного на зрительно-образный, либо сочетает различные источники информации. Если традиционная современная система организации учебно-воспитательного процесса в качестве ведущего инструмента использует условный сигнал - слово (книжные формы, вербальные формы подачи информации), что ориентировано на левополушарный способ обучения и более доступно для девочек, то гендерный подход указывает на то, что преобладание вербальных каналов обучения не соответствует биологическим закономерностям функционирования головного мозга ребенка, основанным на межполушарной синхронизации и предполагает разработку системных методов обучения детей [17, с. 91].
В связи со сказанным, становится очевидной необходимость определения стиля изложения учебного материала в учебниках и учебных пособиях, используемых учащимися в качестве источника знаний. Как показывает практическое наблюдение за учащимися, наиболее эффективное усвоение нового материала происходит при активном взаимодействии левого и правого полушарий. Такое взаимодействие предполагает получение информации ребенком через разные каналы восприятия: визуальный - яркость таблицы, разнообразие цветов; слуховой - диалог с партнером в паре, проговаривание вслух; кинестетический, или тактильный, - вождение пальцем по клеткам таблицы. При использовании подобных учебников и практических пособий у детей непроизвольно включаются разные виды памяти и мышления, что значительно повышает продуктивность работы, сокращает время усвоения материала.
Таким образом, теоретические исследования и обобщение опыта гендерного образования (Бреслав Г. М., Хасан Б. И., Хризман Т.П. Еремеева В. Д., Каган В. Е. и др.) показали, что реализация гендерного подхода к обучению школьников способствует цели повышения уровня их обученности и, соответственно, росту уровня их успеваемости. Также раздельное и гендерное образование благоприятно влияет на состояние физического и психического здоровья учащихся.
Изучение влияния совместного обучения на личностные характеристики учеников показало, что смешанное воспитание формирует некое «усредненное» существо, в характере которого отсутствуют специфически мужские или женские черты. Мальчики при таком воспитании лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, а девочки - нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов. «Бесполое» воспитание приводит к феминизации мужчин и маскулинизации женщин. Мужчины оказываются не способны играть правильную роль в браке: всю ответственность за существование семьи, за воспитание детей они перекладывают на плечи женщины. Женщины же наряду с мужской деловитостью демонстрируют такие качества как грубость, агрессивность, конфликтность, неумение поддерживать теплый эмоциональный фон. Рост числа разводов - один из показателей издержек существующей педагогической системы. Поэтому в процессе воспитания необходимо формирование типично мужских качеств в характере мальчика (ответственности, стойкости, активности, независимости) и типично женских в девочке (мягкости, заботливости, хозяйственности), что способствовало бы упорядочиванию социальной жизни государства, нормализации семейно-брачных отношений.
Раздельное обучение детей разного пола, одна из форм построения образовательного процесса, с помощью, которой возможно повысить уровень обученности школьников. Вместе с тем, эта форма обучения может создает реальные условия для формирования у школьников значимых для общества гендерных ролей.
Заключение
Целью нашей работы являлось изучение проявлений гендерных стереотипов в образовании.
Теоретический анализ литературы показал, что изучение культур различных эпох позволило ученым выделить факторы, которые оказали влияние на половую стратефикацию, а это послужило почвой для развития дальнейшего глубокого изучения полоролевых различий, и впоследствии выделению отдельной отрасли психологической науки – гендерной психологии. Современное же понятие гендера предполагает четыре группы характеристик: биологический пол, поло-ролевые стереотипы, поло-ролевые нормы, поло-ролевую идентичность.
Проблема гендерного образования и воспитания, гендерного равенства и иные вопросы, связанные с гендерной политикой государства, для нашей страны являются достаточно новыми и весьма острыми. Можно выделить три основные гендерные проблемы современного образования, это:
1) феминизация образования,
2) содержание образования (открытый и скрытый сексизм),
3) взаимодействие преподавателей
с учащимися, основанное на
гендерных стереотипах (
Поэтому одним из существенных
недостатков организации
Теоретические исследования и обобщение опыта гендерного образования показали, что реализация гендерного подхода к обучению школьников способствует цели повышения уровня их обученности и, соответственно, росту уровня их успеваемости. Раздельное обучение детей разного пола, одна из форм построения образовательного процесса, с помощью, которой возможно повысить уровень обученности школьников. Вместе с тем, эта форма обучения может создает реальные условия для формирования у школьников значимых для общества гендерных ролей.
Обучение с учетом гендерных особенностей учащихся требует отбора такого содержания учебного материала и применение таких методов и форм обучения, которые соответствовали бы разному типу функциональной асимметрии мозга в восприятии информации девочками и мальчиками, отвечали бы запросам и тех, и других в отношении к учебной работе. При построении процесса обучения на основе учета идей гендерного подхода следует руководствоваться тем, что при одних и тех же методах обучения, при одном и том же учителе мальчики и девочки приходят к знаниям и умениям разными путями, используя разные стратегии мышления.
. В контексте гендерного подхода к обучению школьников прослеживается необходимость соответствия между типами изложения материала в учебниках и учебных пособиях, типом мышления и стилем учителя в изложении материала.
Особенно важно, что реализация гендерного подхода к обучению требует изменения акцентов в деятельности учителя, требует овладения и использования им специальных методик, способствующих выявлению гендерных особенностей учащихся.
Теоретическое иследование проблемы гендерного подхода к обучению школьников имеет принципиальное значение для повышения продуктивности учебного процесса. Анализ влияния совместного обучения мальчиков и девочек на их личностные характеристики позволил сделать вывод, что «бесполое» воспитание приводит к феминизации мужчин и маскулинизации женщин. В результате мальчики лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, а девочки - нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов. Благодаря гендерному подходу к обучению школьников происходит оптимизация учебного процесса.
Гендерная
проблематика в образовании
Библиография
1) Абраменкова В. В.
Половая дифференциация и
2) Агеев В. С. Психологические
и социальные функции
3) Александрова А.Г. Гендерный подход к организации полового воспитания учащихся общеобразовательной школы. Монография. – 2-е изд., пераб. И доп. Саров, 2004. С. 136.
4) Александрова А. Г.
Полоориентированное
5) Барчунова Т. Сексизм в букваре. - ЭКО. Новосибирск, 1995, N3.
6) Бендас Т. В. Гендерные исследования лидерства. // Вопросы психологии.- 2000.- №1, январь-февраль.
7) Бендас Т.В. Б 46 Гендерная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 431 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
8) Берн Шон Гендерные различия // Берн Ш. Гендерная психология СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК,2004.-320с.
9) Бреслав Г. М. Романтическая любовь и зрелая личность // Родник. 1987. № 2. С. 63— 66.
10) Бужигеева М. Ю. Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения // Педагогика. - 2002. - № 8. - С. 29-35.
11) Виноградова
Т. В., Семенов В. В. Сравнительное
исследование познавательных
12) Доронина
Т.А. Гендерная социализация
г. Кривой Рог, Украина.
13) Евланова В. Обучение: совместное или раздельное // Медицинская газета. - 12 апреля 2006 год. - № 26. [Электронный ресурс ].
14) Еремеева В. Д. Вместе трудно. А врозь? (Раздельное обучение мальчиков и девочек «за» и «против») // На путях к новой школе. На стороне подростка. - 2003. - № 1. [Электронный ресурс ]
15) Заглада Л. «М»
и «Ж». Раздельное образование:
16) Н.В. Зотикова Н.В., к.пс.н., доцент кафедры психологии и педагогики СарФТИ
Гендерные аспекты в образовательном процессе.
17) Каган Е. В. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. - 1984. - № 4. - С. 89-95.
18) Компейре Г. Отрочество, его психология и педагогия. СПб. 1910.
19) Кордуэлл М. К 66 Психология. А – Я: Словарь – справочник / Пер. с англ. К.С. Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999 – 448 с.: ил.
20) Котлова Т.Б.,
Рябова Т.Б. Библиографический
обзор исследований по
22) Материалы
заседаний Комиссии по
в Российской Федерации при Правительстве
РФ 2003 год.К заседанию Комиссии по вопросам
положения женщин в Российской Федерации.
Информация об освещении гендерных вопросов в системе образования.
23) Мишель А. Долой стереотипы! Преодолеть сексизм в школьных учебниках. - Париж: ЮНЕСКО, 1991.
24) Нартова-Бочавер
С.К. Дифференциальная психология.
– М.: Флинта, Московский психолого-
25) Паньшина Т.В. Восточно-Казахстанский государственный университет г.Усть-Каменогорск Гендерные проблемы современного образования.
26) Плахотнiк О.В. Фiлософiя, освiта, гендер: пошуки мiсця зустрiчi (По-русски: философия, образование, гендер: точка сборки?)// Науковi записки Харкiвського вiйськового унiверситету: Соцiальна фiлософiя. Психологiя. Вип.XIV. - Харкiв: ХВУ, 2002. -- С.145-150.