Голос и мимика как инструмент воздействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 13:27, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы ответить на следующие вопросы: что же такое педагогическая техника? Психологическая и физическая свобода педагога? Что такое голос и мимика ? Для реализации поставленной цели нужно выполнить следующие задачи: во-первых, определить сущности понятия педагогической техники; во-вторых, в чем заключается психологическая и физическая свобода педагога; в-третьих, определить какую роль играют голос и мимика в профессиональной деятельности.

Содержание

Введение 3
1. Понятие педагогической техники 5
2. Психологическая и физическая свобода человека 11
3. Голос педагога как инструмент воздействия 14
4. Мимика педагога как инструмент воздействия 18
Заключение 21
Список использованных источников 22

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по пед технологии.docx

— 35.11 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал)

федерального  государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования 

«Оренбургский государственный университет»

 Факультет заочного обучения

     Кафедра педагогики и психологии

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Педагогические технологии»

Вариант №4

 

БГТИ (филиал) ОГУ 050501.65.6013.075 ОО

 

 

 

Руководитель  работы

___________ Семенова С.И.

«___»______________2013г.

Исполнитель

 студент  гр. з 09 ПО

_____________Колбашева А. Д.

«____»______________2013г.

Нормоконтроль

___________ Максимова  С.М.

«___»_____________2013г.

Бузулук 2013

 

Содержание

 

Введение 3

1. Понятие педагогической техники 5

2. Психологическая и физическая свобода человека 11

3. Голос педагога как инструмент воздействия 14

4. Мимика педагога как инструмент воздействия 18

Заключение 21

Список использованных источников 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тело  педагога – его профессиональный инструмент. И в сказанном нет ничего необычного либо обидного для педагога. Назовем ряд профессий, в которых психофизический аппарат играет столь же большую роль: актеры, танцовщики, музыканты, политики, телекомментаторы, менеджеры, продавцы, чиновники...

Телодвижения  сообщают окружающим о нашем состоянии, о наших намерениях, даже о нашем  характере. Тело, как сосуд, наполненный  драгоценным содержанием, создает образ личностного проживания этого драгоценного наполнения. В повседневном общении мы черпаем неосознанно информацию о человеке благодаря его телодвижениям. Мы часто называем такое познание другого человека интуитивным. Нам кажется, что мы каким-то особым чутьем угадываем скрытые движения человеческой души. На самом же деле наши глаза фиксируют пластику и мимику человека, уши слышат тонкие изменения в интонациях речи и мелодике голоса – невидимые отношения оказываются доступными восприятию. Мы воспринимаем мельчайшие детали проживаемого человеком и отраженного в его внешнем облике отношения. Воплощенное в жесты, мимику, интонации, пластику, наше отношение материализуется и обретает способность к восприятию и фиксированию своего качества. Мы не догадываемся об отношении – мы воспринимаем отношение, невзирая на нематериальную субстанцию отношения, потому что оно, отношение, руководит нашими действиями, придает эмоциональную окраску мимике, диктует ритм нашей пластике, сдерживает либо растормаживает наши жесты, рождает вполне определенную мелодику голоса и интонации речи.

Цель  данной работы заключается в том, чтобы ответить на следующие вопросы: что же такое педагогическая техника? Психологическая и физическая свобода педагога? Что такое голос и мимика ?

Для реализации поставленной цели нужно выполнить  следующие задачи: во-первых, определить сущности понятия педагогической техники; во-вторых, в чем заключается психологическая и физическая свобода педагога; в-третьих, определить какую роль играют голос и мимика в профессиональной деятельности.

При выполнении работы были изучены труды ученых И.Ф. Харламов, А.Г. Ковалев, П.Ф. Ласгофт, Н.Е. Щуркова, а так же некоторые из статей различных интернет источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие педагогической техники

 

Педагогика  вышла из «стен» школы, и воспитание является одним из главных дел жизни людей. Проблемы и вопросы педагогики рассматриваются в настоящее время в теории таких наук, как психология, социологии и философия. Педагогической науке посвятили свои работы известные педагоги, как Э.М. Моносзон, И.Ф. Харламов, А.Г. Ковалев, П.Ф. Ласгофт, С.П. Баранова и др.

Воспитание  по своей природе является общечеловеческим процессом и направлено на гармоничное  развитие личности.

Моделирование обновленной программы воспитания происходит не только в теории, но и  в практике. Создаются гимназии, лицеи, частные школы, авторские  школы, удовлетворяющие потребности  детей, семьи, общества.

Ответственность за организацию и реализацию новой  воспитательной теории и практики несет  общество и различные социальные институты.

Большую роль в защите детства, детской субкультуры  по профилактике асоциального поведения  детей, подростков, молодежи могут сыграть  социальные работники, социальные педагоги. Для успешного решения данных проблем необходимо владеть теоретическими навыками, методами, средствами воспитания, педагогической техникой.

Педагогическая  техника способствует гармоничному единству внутреннего содержания деятельности педагога и внешнего его выражения. Мастерство педагога – в синтезе  духовной культуры и педагогически  целесообразной внешней выразительности.

Техника – совокупность приемов. Ее средства – речь и невербальные средства общения. Овладение педагогической техникой помогает решить важные педагогические задачи, стоящие перед педагогом.

«Педагогическая техника» состоит из двух групп методов.

1 группа – это умение педагога управлять своим поведением: владение организмом (мимика), управление эмоциями, настроением (снятие психологического напряжения, создание творческого самочувствия); социально-перцентивные способности (внимание, наблюдательность, воображение); техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).

2 группа педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и коллектив и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения: организаторские, коммуникативные умения, технологические приемы предъявления требований, управление педагогическим общением, организации коллективных творческих дел и прочее.

Педагогическая  техника – это комплекс умений, который позволяет воспитателю ярко выразить себя и успешно воздействовать на воспитанников, добиться эффективного результата. Это – умение правильно и выразительно говорить (общая культура речи, ее эмоциональная характеристика, экспрессивность, интонация, внушительность, смысловые акценты); умение мимикой и пантомимикой ( выразительными движениями лица и тела) – жестом, взглядом, позой передать другим оценку, отношение к чему-либо; умение управлять своим психическим состоянием – чувствами, настроением, аффектами, стрессами; умение видеть себя со стороны.

 

2. Психологическая и физическая свобода человека

 

Возможность педагога как субъекта проявлять  волю, быть непринужденным, не испытывать стеснения, а следовательно, наиболее плодотворно осуществлять профессиональную деятельность, во многом зависит от умения педагога овладевать физической и психической свободой в. нужной момент профессиональной работы.

Физическая  свобода обеспечивается снятием  физической зажатости мышечной системы («расслабиться»), а психическая  свобода предполагает отсутствие закрепощенности  протекания психических процессов («релаксация»). Такая свобода нужна  педагогу не только ради его личного  самочувствия – хотя, конечно же, это немаловажно. Способность вводить себя в состояние физической и психологической свободы имеет профессионально-педагогическую значимость. И вот почему.

Психологическая и физическая закрепощенность лишают возможности двух субъектов (педагога и детей) выйти на свободное взаимодействие, в ходе которого индивидуальность полностью  проявляет себя, обогащая своим присутствием каждый миг взаимодействия. Однако достаточно одному из субъектов обрести  свободу, избавившись от физической закрепощенности и аннулировав  психологическую закованность, как  другой субъект, зеркально воспроизводя партнера по взаимодействию, тоже обретает некоторую способность свободно проявлять свое «Я» во взаимодействии с партнером.

Педагог определяет характер взаимодействия, поэтому ему как профессионалу  надо уметь сохранять свободу  личностного проявления и умение обретать в сложных ситуациях  физическую и психологическую раскрепощенность.

В особой мере это касается субъекта застенчивого – а среди педагогов достаточное количество застенчивых людей, которым такое милое отличие их характера мешает свободно профессионально работать.

Скованное тело - это препятствие для восприятия окружающего мира (человек не видит, не слышит, не замечает, сковано лицо, скупы реакции, тяжелы движения) и  включенность из общения с другим человеком. Однако педагогам более, чем кому-либо из сферы другой профессии, свойственна привычная телесная и психологическая скованность.

Крепкая связь физического и психологического состояния выступают залогом  решения поставленного вопроса. Иногда трудно сказать, что первично в закованность тела человека, его ли мышечная зажатость, его ли психическое состояние, заковавшее мышцы. Поэтому не следует рассматривать изолированно то и другое, а в желании обрести свободу своего психофизического аппарата направлять внимание можно на одну из этих сторон телесного аппарата: снимая физическую скованность, субъект уже тем самым частично освобождается от психологической зажатости. Как только педагог освободился от зажатых кулаков, окаменевшего лица, затвердевшей позы с втянутой в плечи головой, он уже обрел иное психическое состояние и сделал небольшой шаг вперед к психологической свободе.

Дополнительными средствами, которые мог бы использовать педагог, помимо собственных усилий, для обретения физической (а значит, частично и психологической) свободы  являются тщательный уход за телом, свободная, не стесняющая движений и не отвлекающая  внимания одежда, музыкальное звучание, ароматное дуновение, красивый интерьер. Очень важное средство – занятия физическими упражнениями, развивающими мелкие мышцы, работа которых и обеспечивает линию свободных движений.

Психологическая свобода не обретается без физической, но тем не менее может автономно развиваться с помощью аутотренинга, самооценки, самоприказа. Колоссальное значение имеет осознание педагогом своей уникальности, неповторимости («Я - единственный такой, каким являюсь, тем и замечателен»).

 

3. Голос педагога как инструмент воздействия

 

Голосом называют то звучание, которое производит человек при помощи колебания  связок, находящихся в горле. Это  звучание и есть техническое обеспечение  речи педагога. Понятно, что характер звука влияет на восприятие речи. Голос  педагога имеет огромное значение: он является средством, которое может  возвысить значимость речи, но он нередко  выступает средством и нивелировки  значимости речи, преобразует ее потенциальное  позитивное влияние в нечто противоположное  – в агент разлагающего воздействия.

Голос может  быть звучным, красивым, сильным, гибким, мелодичным, мягким, Волнующим... Но столь, же возможностей у голоса стать резким, отрывистым, слабым, тусклым, раздражающим...

Выделим основные характеристики профессионального  голоса педагога. Подчеркнем: «основные» характеристики – те, которые объективно востребованы особенностями профессиональной деятельности педагога.

Артикуляционная чистота, обеспечивающая внятность  речи педагога, зависит от работы, органов  речи (языка, губ, голосовых связок, мягкого нёба). Упражнения для развития данных органов обусловливают ясность  и четкость, легкость и внятность  произнесения звуков. Педагог не должен говорить громко – он должен уметь говорить так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не доставлял детям огромных усилий и сильного напряжения, чтобы каждое произнесенное слово звучало ясно и четко.

Артикуляционная чистота обеспечивает голосу педагога такую характеристику, как внятность. Для того, кто работает с группой, с аудиторией, это чрезвычайно  важно, так как открывает возможность  не говорить громко, но быть услышанным всеми; не напрягая органы речи, свободно и без микрофона

Ученица пришла домой и сообщила маме, что  она теперь знает, как звучит по-английски  слово «дети». И произнесла так, как  услышала от учителя английского  языка – «чалдоны».

Интонационная широкая палитра голоса, обусловленная  интонационной насыщенностью, позволяет  педагогу очень скупыми лексическими способами отреагировать на случившееся  или произвести лаконичное воздействие, наполненное богатыми отношениями. Интонационное ударение, выделяющее определенные слова и фразы, понятия  и суждения, термины и выводы, наделяет педагогическую речь ясностью и запоминаемостью.

...До  сих пор помню правило постановки  двоеточия в сложном предложении, - заявляет взрослый человек, - потому  что до сих пор слышу голос  учительницы, которая нам объясняла  так: «...а именно!...- открываем  ворота-двоеточие и описываем  то, что скрывается за воротами»...

Умение  ставить логическое ударение, выделять отдельные слова, значимые для содержания сказанного, обеспечивают выразительность  педагогической речи, так как в  ее строении очевидны связи между  словами, значимость произносимых слов, а также выявленная суть описываемого явления.

Попробуем произнести одни и те же строчки  при поочередной смене интонационного ударения. Например, стихотворение  Р. Бернса:

- Где  ты была сегодня, киска?

Информация о работе Голос и мимика как инструмент воздействия