Голос у детей с дизартрией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 10:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности нарушений голоса у детей с дизартрией.

Объектом исследования является речь детей с дизартрией.

Предметом исследования выступают особенности нарушений голоса у детей с дизартрией.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….4

Глава I. Теоретические основы изучения особенностей нарушений

голоса у детей с дизартрией…………………………………………………..6

1.1 Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией……...6

1.2 Характеристика дизартрии как речевого нарушения…………………..8

1.3 Физиологические основы голосообразования и виды нарушений

голоса у детей с дизартрией…………………………………………………12

Глава II. Экспериментальная работа по изучению особенностей голоса

у детей с дизартрией……………………………………………………….....22

2.1 Методики выявления нарушений голоса у детей с дизартрией……….22

Заключение……………………………………………………………………29

Библиографический список………………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач!!.docx

— 54.75 Кб (Скачать файл)

   Нарушения звукопроизношения, обусловленные  артикуляторной апраксией, отличаются двумя характерными особенностями:

  • искажаются и изменяются звуки, близкие по месту артикуляции
  • нарушение звукопроизношения не постоянно, т. е. ребенок может произносить звук и правильно, и неправильно

Выделяют  два варианта артикуляторной апраксии:

  • кинестетическая, связанная с патологией теменных отделов головного мозга, характеризуется трудностями нахождения отдельной артикуляторной позы
  • кинетическая, обусловленная патологией примоторных отделов мозга. Нарушена динамическая организация артикуляторных движений, затруднен переход от одного звука (или коартикуляции) к другому.

   При этом наблюдаются повторы звуков, слогов, пропуски, перестановки, вставки.

   При поражении периферического двигательного  нейрона и его связи с мышцей возникает периферический паралич. При поражении центрального двигательного  нейрона и его связи с периферическим нейроном развивается центральный  паралич.

      Периферический  паралич характеризуется отсутствием  или снижением рефлексов, мышечного  тонуса, атрофией мышц. Все это объясняется  прерывом рефлекторной дуги.

      Центральный паралич возникает при поражении  центрального двигательного нейрона  в любом его участке (двигательная зона коры головного мозга, ствол  головного мозга, спинной мозг). Прерыв пирамидного пути снимает влияние  коры головного мозга, что ведет  к усилению возбудимости периферического  сегментарного аппарата. Для центрального паралича характерна мышечная гипертония, гиперрефлексия, наличие патологических рефлексов и патологических синкинезий.

      При периферическом параличе страдают произвольные и непроизвольные движения, при центральном - преимущественно произвольные.

Для периферического  паралича характерно диффузное нарушение  артикуляционной моторики, при центральном - нарушены тонкие дифференцированные движения.

      Наблюдаются различия и в мышечном тонусе: так, при периферическом параличе тонус  отсутствует, при центральном - преобладают  элементы спастичности.

      При периферическом параличе (бульбарная дизартрия) артикуляция гласных  сводится к нейтральному звуку, гласные  и звонкие согласные оглушены. При центральном параличе (псевдобульбарная дизартрия) артикуляция гласных  отодвинута назад, согласные могут  как озвончаться, так и оглушаться.

      Бульбарная  дизартрия: представляет собой симптомокомплекс речедвигательных расстройств, развивающихся  в результате поражения ядер, корешков или периферических отделов 7, 9, 10 и 12 черепно-мозговых нервов. При бульбарной грубо искажается произношение всех губных звуков по типу их приближения  к единому глухому щелевому губно-губному  звуку. Все смычные согласные  также приближаются к щелевым, а  переднеязычные - к единому глухому  плоскощелевому звуку, звонкие согласные  оглушаются. Эти нарушения произношения сопровождаются назализацией. При  парезах  небно-глоточных  и  небно-язычных  мышц  подъем   небной занавески  в момент речи затрудняется, происходит утечка воздуха  через  нос, голос  приобретает  носовой  оттенок,  искажая  тембр   речи,   недостаточно выражены шумовые признаки речевых  звуков. 

1.3. Физиологические основы голосообразования и виды нарушений голоса у детей 

      Под голосом понимается совокупность любых  звуков, исходящих из гортани человека, начиная от крика, стона, кашля, громкого зевка и кончая хорошо поставленным голосом профессионального оратора  или певца. Голос является важным компонентом речеобразования, поскольку  он обеспечивает, во-первых, слышимость речи и, во-вторых, ее интонационную  выразительность. Интонация оказывает  сильное воздействие на слушателя. Благодаря ей мы понимаем не только непосредственно слова и фразы, но и скрытый под ними подтекст.

      Разнообразие  интонаций достигается изменением высоты, силы, тембра голоса - его основных акустических характеристик. А это  значит, что каждый человек должен научиться владеть своим голосом  и уметь в полной мере использовать для целей речевого общения все  его богатые возможности. Однако воспитанию голоса детей в семье  и школе часто не уделяется  должного внимания, что приводит к  неправильному пользованию голосом  и связанным с этим голосовым  расстройством. Истинную цену голоса знает  тот, кто потерял его или страдает стойкими его нарушениями.

      Сила  голоса определяется амплитудой колебания  голосовых складок, измеряется в  децибелах (Дб). Высота голоса характеризуется  частотой колебательных движений голосовых  складок. Тембр голоса - эмоциональная  окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая  речи многообразные оттенки; удивления, грусти, радости и т.д. Тембр речи, ее эмоциональная окрашенность достигается  путем изменения высоты тона, силы голоса при произношении фразы, текста.

      Тембр характеризуется основным тоном - это  первичный звук, образующийся при  колебаниях всей длины голосовых  складок; обертоном, который образуется при колебаниях отдельных отрезков голосовых складок. Чем больше обертонов, тем богаче, красивей, ярче голос.

      Некоторые звуки, образующиеся голосом, называются тональными. Они образуются при почти  полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука, например: гласные а, э, и, о, у, ы. Некоторые  называются сонорными (звучными). Их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в  их образовании, а шум участвует  в минимальной степени, например: согласные м, м,, н, н,, л, л,, р, р,, i.

      Органы  голосообразования относятся к  периферическому отделу речедвигательного  анализатора. Они через проводящие нервные пути связаны с соответствующими отделами коры головного мозга. Поступающие  от этих органов раздражения, сигнализирующие  об их положении каждый момент покоя  или движения, в коре головного  мозга подвергаются анализу. После  этого из мозга на периферию поступают  двигательные команды, непосредственно  приводящие эти органы в движение.

      Голосовой аппарат человека состоит из следующих  трех отделов:

      органов дыхания, обеспечивающих необходимую  для голосообразования струю  выдыхаемого воздуха;

      гортани с голосовыми связками как непосредственно  голосообразующего аппарата;

      надставной  трубы, то есть полостей рта и носоглотки, которые играют роль резонаторов, усиливающих  образующийся в гортани звук и  придающих ему индивидуальную тембровую окраску[1].

      Резонатором называют полое тело, заполненное  воздухом и имеющее отверстие. Резонатор  усиливает звук и придает ему  тембровую окраску. Основными резонаторами в процессе речеобразования являются грудной, ротовой и носовой, причем грудной резонатор часто называют "фундаментом голоса". Излишнее участие носового резонатора в процессе речеобразования, чаще всего связанное  с наличием нёбных расщелин или парезами мягкого нёба, приводит к появлению  носового оттенка голоса - ринофонии, когда страдает только голос, или  ринолалии, где наряду с голосом  нарушается и звукопроизношение.

      Органом голосообразования является гортань. Голосовые связки, которые расположены  в гортани, могут находится в  двух основных положениях - в сомкнутом  и разомкнутом. Когда мы говорим, расположенные в гортани голосовые  складки смыкаются. Выдыхаемый воздух давит на них, заставляя колебаться. Мышцы гортани, сокращаясь в разных направлениях, обеспечивают движение голосовых складок.

      Механизм  голосообразования: струя воздуха  из легких при вдохе попадает в  подскладочную область гортани  и создает там давление, чем  больше это давление, тем больше возникает напряжение в голосовых  складках, тем большее сопротивление  они оказывают этой воздухоносной  струе. Это происходит в результате расширения гортани и натяжения  голосовых складок.

      По  мере увеличения давления воздух с  усилием прерывистыми мелкими толчками начинает прорываться между голосовыми складками и под давлением  этого воздуха голосовые складки  начинают ритмично колебаться, образуя  этим первичный тон.

      Эти колебания голосовых складок  вызывают колебания частиц воздуха  в резонаторных полостях, которые  сообщаются с гортанью. Все эти  заполненные воздухом полости усиливают  приходящий из гортани звук и придают  ему характерную для каждого  человека индивидуальную тембровую  окраску, зависящую от конкретной величины и формы резонаторов. По этой причине  голос каждого человека глубоко  индивидуален и неповторим, что позволяет  нам легко узнавать людей по голосу. Индивидуальную окраску и характерное  звучание придают голосу верхние  резонаторы: глотка, носоглотка, полость  рта, полость носа и его придаточных  пазух.

      В них образуется основа для каждой звуковой речи. И дополнительные тона, которые, слившись с основным тоном, образуют слышимый нами звук. При шепоте происходит смыкание дыхания передних отделов голосовых складок. В  момент дыхания голосовые складки  находятся в расслабленном состоянии, образуя щель. Но обязательно нужно  учитывать роль центральной нервной  системы в голосообразовании. И  центральная нервная система  обеспечивает координированную работу всех отделов и органов голосообразования.

      Энергетический  отдел является хорошей воздушной  опорой для образования голоса. Надо знать условия правильного голосообразования. Явление импеданса - это создание в надставной трубе, в надскладочной  оболочке определенного давления. При  условии наличия импеданса голосовые  складки работают с малой закрытой энергией, но с хорошим акустическим эффектом. Импеданс является защитным механизмом в работе голосового аппарата. Самый большой импеданс у звуков м, н.

      Разное  звучание гласных и согласных  звуков определяется не только тем, что  полость рта может менять свою форму и объем, а также и  работой гортани.

      При образовании гласных (а, э, о, у, ы, и) выходящая струя воздуха

не встречает  в ротовой полости преграды. И, наоборот, при образовании согласных, выходящая струя воздуха встречает  в ротовой полости различные  преграды. При образовании гласных, сонорных (звучных) согласных и звонких  согласных голосовые связки сомкнуты и вибрируют, при этом образуется голос.

      Изменения тона голоса (интонации) в дошкольном возрасте чрезвычайно разнообразны и эмоциональны. Чрезмерное напряжение голоса у детей дошкольного возраста может привести к различным стойким  его нарушениям, например, голос  может стать хриплым, крикливым, излишне высоким (фальцет) или слабым, излишне низким, грубым.

      Причины расстройств голоса весьма разнообразны: заболевания и травматические повреждения  гортани и голосовых связок; нарушения  резонаторной системы; болезни органов  дыхания; заболевания сердца и сердечно-сосудистой системы; эндокринные расстройства, в частности заболевания щитовидной железы; нарушения слуха, затрудняющие общую "настройку" голосообразующего  аппарата ввиду отсутствия или недостаточности  слухового контроля; длительное курение; систематическое употребление алкоголя; воздействие ядохимикатов; частое пребывание в пыльных помещениях; систематическое  перенапряжение голоса, особенно при  неправильном пользовании им; резкие температурные колебания, в частности, питье холодной воды и особенно холодного  молока и соков в разгоряченном  состоянии; психические травмы.

      Указанные этиологические факторы приводят к  органическим и функциональным нарушениям голоса, между ними бывает трудно провести четкую границу, поэтому такое деление  в некоторой степени условно.

      К органическим нарушениям относят те из них, которые вызывают изменение  анатомического строения голосового аппарата в его периферическом или центральном  отделах.

      К периферическим органическим расстройствам  голоса относятся нарушения голоса, связанные с патологоанатомическими изменениями в гортани, надставной трубе, а также из-за снижения слуха.

      В периферическом отделе голосообразующего  аппарата чаще всего наблюдаются  следующие аномалии:

      1. "Певческие узелки", то есть  небольшие выпячивания, на голосовых  связках препятствующие плотному  их смыканию. Образование таких  узелков чаще всего бывает  связано с перенапряжением, переутомлением  голоса.

Информация о работе Голос у детей с дизартрией