Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 10:31, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности нарушений голоса у детей с дизартрией.
Объектом исследования является речь детей с дизартрией.
Предметом исследования выступают особенности нарушений голоса у детей с дизартрией.
Введение……………………………………………………………………….4
Глава I. Теоретические основы изучения особенностей нарушений
голоса у детей с дизартрией…………………………………………………..6
1.1 Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией……...6
1.2 Характеристика дизартрии как речевого нарушения…………………..8
1.3 Физиологические основы голосообразования и виды нарушений
голоса у детей с дизартрией…………………………………………………12
Глава II. Экспериментальная работа по изучению особенностей голоса
у детей с дизартрией……………………………………………………….....22
2.1 Методики выявления нарушений голоса у детей с дизартрией……….22
Заключение……………………………………………………………………29
Библиографический список………………………………………………….31
2.
Папилломы - это новообразования
в виде "цветной капусты", распространяющиеся
не только на областях самих
связок, но и на другие отделы
гортани, так называемый
3. Опухоли гортани и голосовых связок.
4. Стеноз (сужение пространства) гортани как результат перенесенного дифтерита, а также следствие ожога, ранения или какой-либо другой травмы.
5.
Частичное или полное удаление
гортани в связи со
6.
Расщелины мягкого и твёрдого
нёба, нарушающие нормальное
К центральным органическим нарушениям голоса относятся афония и дисфония при различных формах анартрии и дизартрии (бульбарной, псевдобульбарной, мозжечковой и подкорковой).
Дизартрия
у детей проявляется двумя
основными синдромами - нарушением
фонетической стороны речи и её ритмико-медико-интонационной
окраски. В клинической характеристике
дизартрии обнаруживается общность
двигательного и речевого расстройства,
то есть патология эфферентной и
афферентной регуляции
Нарушение просодической стороны речи является основным и наиболее стойким признаком дизартрии. Именно мелодико-интонационные расстройства в наибольшей степени влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность и даже семантическую структуру речи больного.
Причина нарушения голоса при дизартрии - патология эфферентного и афферентного звеньев управления интонацией.
Выявляются следующие клинические формы дизартрии на основе ведущего синдрома поражения речевой моторики:
спастико-паретическая (снижение силы и амплитуды произвольных артикуляционных движений);
спастико-регидная
(изменение мышечного тонуса наряду
с явлениями спастического
спастико-
спастико-атактическая (артикуляционные движения теряют свою точность, координированность);
атактико-
Данная
классификация разработана с
учетом особенностей деятельности центральной
нервной системы. Кора головного
мозга функционирует в
Функциональные
нарушения голоса не связаны с
органическим повреждением голосового
аппарата, а обусловлены лишь изменением
его функции. Эта группа голосовых
расстройств также делится на
центральные и периферические. У
детей эти нарушения
Функциональные нарушения голоса периферического характера чаще всего бывают связаны с перенапряжением голосовых связок, особенно в условиях неправильного пользования голосом.
К
центральным функциональным расстройствам
голоса относятся такие его нарушения,
которые имеют психогенное
Во-первых,
ещё до возникновения голосового
расстройства у больного появляется
своего рода предрасположенность к
нему в виде уже возникшего невротического
состояния, невротического фона. В этом
отношении здесь можно провести
некоторую параллель с
Во-вторых,
всегда имеет место какой-то "пусковой
момент", вызывающий первичное нарушение
нормального голосообразования. В
такой роли в разных случаях могут
выступать самые различные
В-третьих,
мгновенная потеря голоса или неправильное
голосообразование, однажды возникшее
или многократно возникавшее, закрепляется
в виде патологического условного
рефлекса и в дальнейшем является
основой для существования
Помимо деления голосовых расстройств на органические и функциональные, учитывая их причинную обусловленность, эти расстройства принять классифицировать и по внешним признакам, то есть по особенностям непосредственного проявления нарушений голоса. В соответствии с этим последним принципом выделяются следующие наиболее часто встречающиеся расстройства голоса.
Истерический мутизм - внезапная и полная потеря голоса при невозможности даже шёпотной речи, связанная с психической травмой.
Афония
- отсутствие звучного голоса при наличии
шёпотной речи. Её непосредственная причина
- отсутствие смыкания или неполное
смыкание голосовых связок. Она может
быть вызвана как органическими,
так и функциональными
Дисфония - расстройство голоса, выражающееся в нарушении его основных характеристик - высоты, силы и тембра. В отличие от афонии, при дисфонии голос образуется, но становится неполноценным. Он может быть слабым, сиплым, хриплым, срывающимся, дрожащим, фальцетным, монотонным, "бубнящим", глухим, сдавленным, "квакающим", "металлическим", с носовым оттенком и т.п.
При дисфонии качественная характеристика голоса страдает неравномерно, часто меняется в зависимости от действия различных внешних и внутренних факторов (самочувствия больного, его настроения, времени года, времени дня, погоды и т.д.). Своеобразно проявляется дисфония при перенапряжении голоса и истерическом неврозе.
В
основе дисфонии могут лежать и органические
и функциональные причины. Если вовремя
не обратить на это внимание, то нарушение
может принять затяжной характер
и привести к возникновению органических
изменений в голосовом
Фонастения
- нарушение голоса, выражающееся в
его быстрой утомляемости, прерывании
и сопровождающееся неприятными
ощущениями в горле. Чаще всего фонастения
является профессиональным заболеванием
голоса у людей, имеющих большую
голосовую нагрузку, особенно при
условии неправильного
Также
к функциональным расстройствам
относится и патологическая мутация
голоса. Периоды становления
голоса. Патологический характер мутации
может быть обусловлен эндокринными
нарушениями или несоблюдением
гигиены голоса: ранним курением, употреблением
спиртных или других раздражающих слизистую
оболочку гортани напитков в период
уже начавшейся мутации голоса, перегрузка
голосового аппарата, продолжение занятий
пением, инфекционные заболевания, вредные
факторы (пыль, дым), нарушение функции
щитовидной железы. Данное голосовое
расстройство можно классифицировать
как пограничное между
Голос
ларингоэктомированных больных, то
есть больных с удаленной гортанью.
Это органическое расстройство голоса,
вызванное грубыми
Глава II. Экспериментальная работа по изучению особенностей голоса
у
детей с дизартрией
2.1. Методики выявления нарушений голоса у детей с дизартрией
Обследование больных с нарушениями голоса носит комплексный медико-педагогический характер. В нём обязательно участвуют отоларинголог, невропатолог, логопед (фониатр), психолог. Основной задачей обследования является выяснение причины и механизма голосового расстройства и определение на этой основе наиболее рациональных путей коррекционного воздействия.
Методы исследования голоса, обеспечивающие адекватную диагностику, были разработаны рядом авторов, среди которых Д.К.Вильсон, Е.С. Алмазова [2,5]. Основными показателями при диагностике дизартрии по степени поражения являются мимика, дыхание, голосообразование, рефлекторные движения языка, его формоположение, удержание артикуляционной позы; произвольные движения языком, губами; мягкое небо, гиперкинезы; оральные синкенезии, звукопроизношение.
Так, по мнению Е.С. Алмазовой, при атактической форме дизартрии голос монотонный, немодулированный, прерывистый, хриплый, недоступны звуковысотные модуляции и изменения по силе, в то время как при неречевой фонации голос сильный, звонкий. Дисфония при различных формах дизартрии у детей характеризуется своеобразным и сложным нарушением высоты, силы и тембра голоса со многими нейродинамическими наслоениями. Основной причиной расстройства голоса в одних случаях является асинхронность в деятельности артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, а в других — паретичность движений голосовых складок и артикуляционной моторики. Изучение нарушении голоса при различных формах дизартрии у детей может быть важным диагностическим признаком определения формы дизартрии. К периферическим органическим расстройствам голоса относятся нарушения голоса, связанные с патологоанатомическими изменениями в гортани, надставной трубе и снижением слуха. При патологоанатомических изменениях в надставной трубе наблюдается ринолалия и ринофония. Дифференциальная диагностика ринолалии и ринофонии не представляет значительной трудности. Ринолалия—это патологическое изменение тембра голоca и искаженное произношение звуков речи, а ринофония — изменение оттенка, тембра голоса, обусловленное нарушением взаимосвязи носовой полости с ротоглоточным резонатором в процессе фонации. В отличие от ринолалии в понятие ринофонии входит нарушение артикуляции и произношения. И рионолалия, и ринофония имеют место в речевой патологии и проявляются своеобразным нарушением тембра голоса и фонетической стороны речи. Ринолалики, стесняясь своей речи, стараются говорить тише, в результате чего голос приобретает однотонный, слабый, приглушенный оттенок. Имеется и ряд других специфических симптомов [2].
Логопедическое обследование, начиная со сбора анамнестических данных, направлено на изучение особенностей просодической стороны речи и речевого слуха.
В ходе обследования обращают внимание на отношение испытуемого к исследованию (положительное, отрицательное, безразличное), его активность (активен, малоактивен, пассивен, формален), эмоциональное состояние, контактность (легко вступает в контакт, затруднительно, тяжело).