Голос у детей с дизартрией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 10:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности нарушений голоса у детей с дизартрией.

Объектом исследования является речь детей с дизартрией.

Предметом исследования выступают особенности нарушений голоса у детей с дизартрией.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….4

Глава I. Теоретические основы изучения особенностей нарушений

голоса у детей с дизартрией…………………………………………………..6

1.1 Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией……...6

1.2 Характеристика дизартрии как речевого нарушения…………………..8

1.3 Физиологические основы голосообразования и виды нарушений

голоса у детей с дизартрией…………………………………………………12

Глава II. Экспериментальная работа по изучению особенностей голоса

у детей с дизартрией……………………………………………………….....22

2.1 Методики выявления нарушений голоса у детей с дизартрией……….22

Заключение……………………………………………………………………29

Библиографический список………………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач!!.docx

— 54.75 Кб (Скачать файл)

      2. Папилломы - это новообразования  в виде "цветной капусты", распространяющиеся  не только на областях самих  связок, но и на другие отделы  гортани, так называемый папалломатоз  гортани. После удаления папиллом, как правило, остаются рубцы,  которые также препятствуют нормальному  голосообразованию.

      3. Опухоли гортани и голосовых  связок.

      4. Стеноз (сужение пространства) гортани  как результат перенесенного  дифтерита, а также следствие  ожога, ранения или какой-либо  другой травмы.

      5. Частичное или полное удаление  гортани в связи со злокачественными  новообразованиями.

      6. Расщелины мягкого и твёрдого  нёба, нарушающие нормальное взаимодействие  ротового и носового резонаторов[1].

      К центральным органическим нарушениям голоса относятся афония и дисфония при различных формах анартрии и  дизартрии (бульбарной, псевдобульбарной, мозжечковой и подкорковой).

      Дизартрия у детей проявляется двумя  основными синдромами - нарушением фонетической стороны речи и её ритмико-медико-интонационной  окраски. В клинической характеристике дизартрии обнаруживается общность двигательного и речевого расстройства, то есть патология эфферентной и  афферентной регуляции процессов  речи и голосообразования. Неоднородность клинической картины дизартрии  выявляет своеобразие голосового нарушения  при данном речевом расстройстве.

      Нарушение просодической стороны речи является основным и наиболее стойким признаком  дизартрии. Именно мелодико-интонационные  расстройства в наибольшей степени  влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную  выразительность и даже семантическую  структуру речи больного.

      Причина нарушения голоса при дизартрии - патология эфферентного и афферентного звеньев управления интонацией.

      Выявляются  следующие клинические формы  дизартрии на основе ведущего синдрома поражения речевой моторики:

      спастико-паретическая (снижение силы и амплитуды произвольных артикуляционных движений);

      спастико-регидная (изменение мышечного тонуса наряду с явлениями спастического пареза);

      спастико-гиперкинетическая (явления спастического пареза сочетаются с атетоидными и хореическими гиперкинезами;

      спастико-атактическая (артикуляционные движения теряют свою точность, координированность);

      атактико-гиперкинетическая.

      Данная  классификация разработана с  учетом особенностей деятельности центральной  нервной системы. Кора головного  мозга функционирует в неразрывной  связи с экстрапирамидной системой (подкорковыми образованиями), ретикуляторной формацией и мозжечком. Поражение  экстрапирамидной системы на любом  уровне приводит к нарушению произвольных движений, в том числе и артикуляционной  моторики. Учитывая тесную функциональную зависимость различных уровней  экстрапирамидной системы, выделение  смешанных форм дизартрии можно  считать оправданным. Дисфония при  различных формах дизартрии у  детей характеризуется своеобразным и сложным нарушением высоты, силы и тембра голоса со многими нейродинамическими наслоениями.

      Функциональные  нарушения голоса не связаны с  органическим повреждением голосового аппарата, а обусловлены лишь изменением его функции. Эта группа голосовых  расстройств также делится на центральные и периферические. У  детей эти нарушения встречаются  реже, чем у взрослых.

      Функциональные  нарушения голоса периферического  характера чаще всего бывают связаны  с перенапряжением голосовых  связок, особенно в условиях неправильного  пользования голосом.

      К центральным функциональным расстройствам  голоса относятся такие его нарушения, которые имеют психогенное происхождение  преимущественно результатом психотравмы. Однако чёткую границу между органическими  и функциональными нарушениями  голоса провести очень трудно, поскольку  длительно существующие функциональные расстройства приводят к стойким  органическим изменениям в гортани. Примером тому может быть образование  на голосовых связках "певческих  узелков" в результате иногда довольно длительного неправильного пользования  голосом. Невозможность правильного  голосообразования при органических повреждениях голосового аппарата очевидна. Что же касается функциональных нарушений  голоса, особенно центрально обусловленных, то механизм их происхождения необходимо объяснить. Здесь чаще всего имеет  место сочетание трех неблагоприятных  факторов, следующих один за другим.

      Во-первых, ещё до возникновения голосового расстройства у больного появляется своего рода предрасположенность к  нему в виде уже возникшего невротического состояния, невротического фона. В этом отношении здесь можно провести некоторую параллель с предрасполагающими причинами заикания, при наличии  которых дальше уже становится достаточно лишь небольшого внешнего "толка" для наступления срыва.

      Во-вторых, всегда имеет место какой-то "пусковой момент", вызывающий первичное нарушение  нормального голосообразования. В  такой роли в разных случаях могут  выступать самые различные жизненные  обстоятельства: простудные заболевания  и страх перед тем, что голос  останется осиплым навсегда; сильные  психические потрясения, стрессовые ситуации и многие другие.

      В-третьих, мгновенная потеря голоса или неправильное голосообразование, однажды возникшее  или многократно возникавшее, закрепляется в виде патологического условного  рефлекса и в дальнейшем является основой для существования функционального  нарушения голоса.

      Помимо  деления голосовых расстройств  на органические и функциональные, учитывая их причинную обусловленность, эти расстройства принять классифицировать и по внешним признакам, то есть по особенностям непосредственного проявления нарушений голоса. В соответствии с этим последним принципом выделяются следующие наиболее часто встречающиеся  расстройства голоса.

      Истерический  мутизм - внезапная и полная потеря голоса при невозможности даже шёпотной речи, связанная с психической  травмой.

      Афония - отсутствие звучного голоса при наличии  шёпотной речи. Её непосредственная причина - отсутствие смыкания или неполное смыкание голосовых связок. Она может  быть вызвана как органическими, так и функциональными причинами. При функциональной афонии, в отличие  от органической, у больного имеется  звучный кашель, что лишний раз  свидетельствует о возможности  нормального голосообразования. Характерна здесь и нестойкость, "нестационарность" патологических изменений в гортани: имеющиеся отчётность, покраснение, утолщение голосовых связок и  недостаточность их смыкания носят  преходящий характер, тогда как, например, при органически обусловленном  параличе или парезе голосовых связок они при каждом ларингоскопическом осмотре занимают одно и то же положение. Кроме того, для всех функциональных нарушений голоса характерно наличие  сенсорных расстройств - ощущение сухости, тяжести или инородного тела в  горле, а нередко и болевые  ощущения. Всегда имеются и общеневротические  симптомы, выражающиеся в особенностях поведения больного, в преследующих его мыслях о неизлечимости голосового расстройства, в повышенной раздражительности, мнительности, неустойчивости настроения, нарушениях сна и т.п.

      Дисфония - расстройство голоса, выражающееся в  нарушении его основных характеристик - высоты, силы и тембра. В отличие  от афонии, при дисфонии голос образуется, но становится неполноценным. Он может  быть слабым, сиплым, хриплым, срывающимся, дрожащим, фальцетным, монотонным, "бубнящим", глухим, сдавленным, "квакающим", "металлическим", с носовым  оттенком и т.п.

      При дисфонии качественная характеристика голоса страдает неравномерно, часто  меняется в зависимости от действия различных внешних и внутренних факторов (самочувствия больного, его  настроения, времени года, времени  дня, погоды и т.д.). Своеобразно проявляется  дисфония при перенапряжении голоса и истерическом неврозе.

      В основе дисфонии могут лежать и органические и функциональные причины. Если вовремя  не обратить на это внимание, то нарушение  может принять затяжной характер и привести к возникновению органических изменений в голосовом аппарате.

      Фонастения - нарушение голоса, выражающееся в  его быстрой утомляемости, прерывании и сопровождающееся неприятными  ощущениями в горле. Чаще всего фонастения является профессиональным заболеванием голоса у людей, имеющих большую  голосовую нагрузку, особенно при  условии неправильного пользования  голосом. Её принято относить к функциональным расстройствам голоса, однако по существу она стоит как бы на границе  между функциональными и органическими  нарушениями, поскольку при ней  постепенно нарастают патологические изменения в гортани, появляются узелки на голосовых связках. У детей  фонастения может возникать в  результате криков и неправильного  обучения пению.

      Также к функциональным расстройствам  относится и патологическая мутация  голоса.  Периоды становления  голоса. Патологический характер мутации  может быть обусловлен эндокринными нарушениями или несоблюдением  гигиены голоса: ранним курением, употреблением  спиртных или других раздражающих слизистую  оболочку гортани напитков в период уже начавшейся мутации голоса, перегрузка голосового аппарата, продолжение занятий  пением, инфекционные заболевания, вредные  факторы (пыль, дым), нарушение функции  щитовидной железы. Данное голосовое  расстройство можно классифицировать как пограничное между органическими  и функциональными нарушениями.

      Голос ларингоэктомированных больных, то есть больных с удаленной гортанью. Это органическое расстройство голоса, вызванное грубыми анатомическими изменениями в голосообразующем аппарате. 

Глава II. Экспериментальная работа по изучению особенностей голоса

у детей с дизартрией 

2.1. Методики выявления  нарушений голоса  у детей с дизартрией

        Обследование больных с нарушениями голоса носит комплексный медико-педагогический характер. В нём обязательно участвуют отоларинголог, невропатолог, логопед (фониатр), психолог. Основной задачей обследования является выяснение причины и механизма голосового расстройства и определение на этой основе наиболее рациональных путей коррекционного воздействия.

           Методы исследования голоса, обеспечивающие адекватную диагностику, были разработаны рядом авторов, среди которых Д.К.Вильсон, Е.С. Алмазова [2,5]. Основными показателями при диагностике дизартрии по степени поражения являются мимика, дыхание, голосообразование, рефлекторные движения языка, его формоположение, удержание артикуляционной позы; произвольные движения языком, губами; мягкое небо, гиперкинезы; оральные синкенезии, звукопроизношение.

        Так, по мнению Е.С. Алмазовой, при атактической форме дизартрии голос монотонный, немодулированный, прерывистый, хриплый, недоступны звуковысотные модуляции и изменения по силе, в то время как при неречевой фонации голос сильный, звонкий. Дисфония при различных формах дизартрии у детей характеризуется своеобразным и сложным нарушением высоты, силы и тембра голоса со многими нейродинамическими наслоениями. Основной причиной расстройства голоса в одних случаях является асинхронность в деятельности артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, а в других — паретичность движений голосовых складок и артикуляционной моторики. Изучение нарушении голоса при различных формах дизартрии у детей может быть важным диагностическим признаком определения формы дизартрии. К периферическим органическим расстройствам голоса относятся нарушения голоса, связанные с патологоанатомическими изменениями в гортани, надставной трубе и снижением слуха. При патологоанатомических изменениях в надставной трубе наблюдается ринолалия и ринофония. Дифференциальная диагностика ринолалии и ринофонии не представляет значительной трудности. Ринолалия—это патологическое изменение тембра голоca и искаженное произношение звуков речи, а ринофония — изменение оттенка, тембра голоса, обусловленное нарушением взаимосвязи носовой полости с ротоглоточным резонатором в процессе фонации. В отличие от ринолалии в понятие ринофонии входит нарушение артикуляции и произношения. И рионолалия, и ринофония имеют место в речевой патологии и проявляются своеобразным нарушением тембра голоса и фонетической стороны речи. Ринолалики, стесняясь своей речи, стараются говорить тише, в результате чего голос приобретает однотонный, слабый, приглушенный оттенок. Имеется и ряд других специфических симптомов [2].           

        Логопедическое обследование, начиная со сбора анамнестических данных, направлено на изучение особенностей просодической стороны речи и речевого слуха.

         В ходе обследования обращают внимание на отношение испытуемого к исследованию (положительное, отрицательное, безразличное), его активность (активен, малоактивен, пассивен, формален), эмоциональное состояние, контактность (легко вступает в контакт, затруднительно, тяжело).

Информация о работе Голос у детей с дизартрией