Голос у детей с дизартрией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 10:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности нарушений голоса у детей с дизартрией.

Объектом исследования является речь детей с дизартрией.

Предметом исследования выступают особенности нарушений голоса у детей с дизартрией.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….4

Глава I. Теоретические основы изучения особенностей нарушений

голоса у детей с дизартрией…………………………………………………..6

1.1 Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией……...6

1.2 Характеристика дизартрии как речевого нарушения…………………..8

1.3 Физиологические основы голосообразования и виды нарушений

голоса у детей с дизартрией…………………………………………………12

Глава II. Экспериментальная работа по изучению особенностей голоса

у детей с дизартрией……………………………………………………….....22

2.1 Методики выявления нарушений голоса у детей с дизартрией……….22

Заключение……………………………………………………………………29

Библиографический список………………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач!!.docx

— 54.75 Кб (Скачать файл)

С первых фраз, произнесенных в кабинете, можно составить представление  о качестве голоса, круге интересов  пациента, взаимоотношениях с окружающими, степени фиксации на своих болевых  ощущениях. Правильно -проведенная  беседа позволяет выявить особенности  изменения голоса во время общения, голосовой нагрузки; получить первое представление о личностных индивидуальных качествах пациента.

При определении  характерных особенностей голоса особое внимание обращается на его интенсивность (сильный, нормальный, слабый, иссякающий), характер голосообразования и атаку  голоса (твердая, мягкая, придыхательная), тональность звучания (низкий, нормальный, высокий, фальцет), тембр (чистый, хриплый, напряженный, дрожащий, глухой, назализованный).

       Исследование проводят с использованием различного речевого материала: изолированных звуков, слогов, слов, предложений, вопросно-ответной формы речи, чтения ритмизированных и прозаических текстов. Особое внимание уделяется

изменению голоса при проведении нагрузочных  тестов.

Изучение  речевого слуха

Исследование  речевого слуха предполагает изучение состояния фонематического слуха  по традиционной схеме, а так же исследование интонационного и акцентуального слухового  восприятия.

          Автором модифицирована методика J. Phan (1993) для изучения возможностей восприятия и воспроизведения различных интонационных конструкций и ритмов — как речевых, так и неречевых.

Тестируемому  предъявляют различной степени  сложности стимул и просят его  воспроизвести. Необходимо определить,

насколько верно испытуемый воспринимает изменение  интенсивности, высоты звучания, улавливает различный темп и ритм — неречевой, музыкальный и рёчевой. Результат  заносит в протокол и записывают на магнитофон. Предлагается несколько  попыток. Далее пациент должен оценить  правильность ответных реакций, это  позволяет дифференцировать на- рушение  импрессивной или экспрессивной  речи.

Если  тестируемый слышит, что задание  выполнено неверно, можно предположить, что речевой слух сохранен, а имеются  трудности в плане воспроизведения, т.е, экспрессивной речи.

Результаты  исследования позволяют прогнозировать эффективность восстановительного обучения и определяют коррекционную  программу.

Изучение  дыхания

       При оценке дыхания особое  внимание обращается на координированность  вдоха и выдоха, их характер (через  нос или рот, частоту вдохов), распределение силы выдыхаемого  воздуха во время речи. При  наблюдении за обследуемыми в  процессе общения определяют  тип; дыхания (ключичный, грудной,  брюшной). 

Рассматривая  особенности дыхания, следует учитывать  данные функции внешнего дыхания, жизненный  объем легких (ЖЕЛ), время максимальной фонации, коэффициент С/3 и коэффициент  фонации.

Для определения  времени максимальной фонации (ВМФ) предлагают произнести как можно  длительнее гласный звук после предварительного вдоха. Для объективизации показателя измерение производят 3 раза и высчитывают  средний показатель. Интенсивность  и тональность произносимого  звука не должны вызывать дискомфорта  у обследуемого.

Далее определяют коэффициент С/3. Для этого  измеряют ВМФ звуков «с» и «з»  аналогично описанной выше методике при фонации гласных.

Измерение коэффициента фонации (КФ) проводят по формуле, предложенной М. Hirano (1968):  КФ = ЖЕЛ/ВМФ.

Оценка  тембра голоса

Первоначально проводят акустическую субъективную оценку тембра голоса при проведении первичной  беседы по пятибалльной шкале:

1 - нормальный  голос

2- легкая  степень нарушения тембра

3 - умеренные  нарушения тембра

4 - выраженные  нарушения тембра

5 - афония.

       При этом учитывают наличие добавочных призвуков, охриплость голоса, придыхание, стабильность звучания, назализацию.

Далее специальная аудиторская бригада, состоящая из подготовленных специалистов - фониатров и логопедов, уточняет первичного субъективную оценку нарушения  тембра голоса в процессе проведения нагрузочного теста.

Изменения тембра голоса выявляются при произнесении специально подобранных тестовых заданий  и в спонтанной речи.

Полученные  ранее объективные данные о функциональном состоянии голосового аппарата сопоставляют с субъективной акустической оценкой  голоса.

       Определение гипоназализации предполагает использование предложений, содержащие звуки «м», «н». При выраженной

гипоназализации «м» звучит как «б», «н» как  «д». При нормальной небно-глоточной  функции закрытие ноздрей вызывает гиперназальный глоточный резонанс, но при истинной гипоназализации  закрытие ноздрей не влияет на резонанс. Под- считывают индекс гипоназализации  по числу слов или звуков, при  которых не произошло изменения  резонанса.

Определение гиперназальности проводят с помощью  специальных артикуляционных тестов и на согласных, и на гласных.

Тест  проводят дважды: с открытыми и  закрытыми ноздрями. При наличии  гиперносового резонанса он будет  нарастать при закрытии ноздрей.

           Спектральный анализ гласных звуков - метод исследования, позволяющий разложить сложный звук голоса на отдельные составляющие его обертоны. Прибор, применяемый с этой целью, называется спектрометром, а картина в виде светящихся столбиков, возникающая на его экране при прохождении звука через аппарат, - спектрограммой звука.

С помощью  этого метода можно изучить обертонный состав вокальных и речевых гласных  на форте и пиано в норме  и при различных нарушениях голоса, а также в процессе реабилитации больных с нарушениями голоса.

Производят  запись пяти гласных: «а», «о», «э», «и», «у» после предварительного вдоха, длительно (в течение 6-8 с). Далее  с помощью специального прибора - спектрографа - определяют «высокую»  и «низкую» певческие форманты. Кроме  того, в настоящее время существует целый ряд специальных компьютерных программ, позволяющих произвести спектральный анализ звуков речи (например, «Видимая речь»).

        Сонография - видимая речь. Речевые звуки изображаются в виде спектрограммы, когда к оптической картине анализа добавляется третья величина - время. По оси абсцисс отмечают время, по оси ординат - частоту. Частотный диапазон в пределах 85-8000 Гц. Весь анализ продолжается 5 с. Анализ голосового тембра проводят с помощью вращающегося цилиндрического экрана, специальной трубки или фосфоресцирующей ленты, освещаемой вертикально расположенными лампочками. При воздействии небольших искр на чувствительную к электрическому току бумагу после многократных повторений от низких тонов к высоким формируется картина - сонограмма.

Для оценки интонационных особенностей речи используется прибор ихтонограф. Магнитофонные записи пропускают через осциллограф, преобразованный  сигнал регистрируется на фотобумаге чувствительностью 100 ед., скорость движения бумаги

составляет 20 мм/с. При анализе речевого материала  следует обращать внимание на особенности  изменения частоты основного  тона при произнесении утвердительной фразы, а также на интенсивность  голоса. В каждом случае определяют абсолютный и относительный темп речи, изучаемые при чтении стандартного теста, среднее время произнесения которого было известно по результатам  исследования здоровых обследованных.

Изучение  темпа и ритма речи

Изучается абсолютный и относительный темп речи при чтении стандартного теста, среднее время произнесения которого известно по исследованию здоровых обследованных. Кроме того, исследуется возможность  больных с нарушением голоса

варьировать (ускорять или замедлять) скорость речи. Исследование ритма предполагает изучение точности воспроизведения заданного  ритма, возможности удерживания  задания, способности переключения с одного ритма на другой.

Комплексное обследование ребенка с нарушением голосообразования отоларингологом  и логопедом (фонопедом), взаимопонимание  и согласованность действий этих специалистов позволяют своевременно выявить любую патологию голосообразования  и своевременно начать коррекционные  мероприятия[12]. 

                                      

                                                     
 

                                                     Заключение 

           Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата – является одной из причин голосовых нарушений.  Наступает она из-за того, что язык, губы, нёбо, голосовые связки, диафрагма не могут двигаться в полном объеме. Причиной неподвижности является парез мышц артикуляционного аппарата. Таким образом, дизартрия — симптом органического поражения ЦНС головного мозга, тех его отделов, которые составляют речедвигательную зону. Это тяжелое расстройство всей речевой деятельности. Прежде всего, страдает речевая моторика, все составляющие речедвигательного акта. При дизартрии нарушается не только звукопроизношение (практически всех групп звуков), но страдает и вся просодическая организация речевого акта, так называемая речевая просодика, включающая голос, интонацию, темп, ритм, также интонационно-ритмическая сторона и эмоциональная окраска речи.

      Нарушение речи при самых тяжелых поражениях центральной нервной системы (ЦНС), когда речь становится практически  невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц, называется анартрией. При классификации дизартрии  по степени понятности речи для окружающих (1-я степень, при которой нарушения  речи может выявить только специалист; 2-я, при которой речь понятна окружающим, но всем заметны и нарушения звукопроизношения; 3-я, когда речь понятна только близким  ребенка и лишь частично – окружающим), анартрия относится к четвертой, самой тяжелой степени и в  свою очередь может подразделяться на тяжелую форму анартрии, когда  речь и голос отсутствуют полностью, среднюю, при которой могут присутствовать некоторые звуковые реакции, и легкую, при наличии определенной звуко-слоговой активности.

      На  раннем этапе развития речи у детей  может отсутствовать лепет, появляющиеся звуки имеют гнусавый оттенок, первые слова появляются с опозданием (к 2-2,5 годам). При дальнейшем развитии речи грубо страдает произношение практически  всех звуков.

К нарушениям тембра относят следующие изменения  голоса:  
Голос низкий, беззвучный, приближенный к шепотному, с большой утечкой воздуха; такой голос определяют еще как “глухой”. Д. Вильсон называет такой тембр “придыхательным”. Такое звучание голоса обусловлено неполным смыканием голосовой щели, задний отдел которой остается открытым. Воздух проходит между голосовыми складками, в результате чего появляется шум. Обычно такой голос встречается у глухих детей, с очень малыми остатками слуха.
 

 

                                         

                                      

                                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      Библиографический список 

  1. Алмазова, Е.С. Нарушения голоса у детей и подростков // Расстройства речи у детей и  подростков – М.: 1969. — С. 35-41.
  2. Алмазова, Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М.: Айрис-пресс, 2005. - С 59-109.
  3. Белякова, Л.И., Волоскова, Н.Н. Логопедия. Дизартрия. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009.— С.125-164.
  4. Волкова, Л.С., Селиверстова, В.И. Хрестоматия по логопедии. – М.: Владос, 1998. – C. 189-201.
  5. Вильсон, Д. К. Нарушение голоса у детей. М.: 1990. – С. 34-95.
  6. Винарская, Е.Н. Дизартрия. — М.: АСТ, 2006. — С. 17-39.
  7. Ивановская, Ф.А. Сборник логопедических упражнений при расстройствах голоса. – М., 1961. - С. 32-36.
  8. Карелина, И. Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии // Дефектология. - 1996. - № 5. - С. 10-14.
  9. Лаврова, Е.В. Логопедия. Основы фонопедии. - М.: Академия, 2007. – 35-40.
  10. Лапшин, В.А. Основы дефектологии / В.А.Лапшин. – М.: Просвещение, – 1990. – С. 54-59.
  11. Мастюкова, Е.М., Иполитова М.В. Дизартрия -М.: Просвещение,1977. –С. 47-86.
  12. Орлова, О.С. Нарушения голоса у детей –  М.: Астрель, – 2005. – С. 47-52.

Информация о работе Голос у детей с дизартрией