Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 12:33, доклад
1. Значение тонкой моторики и графомоторных навыков в развитии и обучении ребенка.
2. Особенности развития графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Пути и средства развития тонкой моторики и формирования графических навыков у детей с ЗПР.
4. Краткие рекомендации по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития.
Родительское собрание № 3
Тема: «Графомоторные навыки наших детей. Пути и способы их формирования».
План проведения:
1. Значение тонкой моторики и графомоторных навыков в развитии и обучении ребенка.
2. Особенности развития графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Пути и средства развития тонкой моторики и формирования графических навыков у детей с ЗПР.
4. Краткие рекомендации по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития.
Цели:
- Формировать систему
воспитательных отношений в
- Создавать социально
– психологические основы
- Формировать положительную
мотивацию обучения и
Оборудование:
1. Выставка литературы по теме.
2. Выставка игр по развитию
мелкой моторики и
3. Памятки и рекомендации для родителей (по проведению дома пальчиковой гимнастики, самомассажа, массажа, игр и упражнений по развитию графомоторных навыков).
Содержание:
«Рука – это вышедший
наружу мозг человека»
И.Кант
1. Значение тонкой моторики и графомоторных навыков в развитии и обучении ребенка.
Дошкольный возраст — период интенсивного формирования всех органов и систем организма. Именно в дошкольном детстве формируются те двигательные качества, умения и навыки ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития.
Двигательный анализатор имеет обширные связи со всеми структурами центральной нервной системы, принимает участие в их деятельности и имеет огромное значение в развитии функций мозга. Нормальное сенсомоторное развитие составляет фундамент всего психического развития ребенка и является тем базисом, над которым надстраивается вся совокупность высших психических функций.
Возможность
познания окружающих предметов у
детей в большей степени
Уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.
Известно, что у многих детей дошкольного возраста наблюдаются отклонения в психомоторном развитии, имеющие различные проявления и причины. Многими исследователями установлено, что отклонения в психическом развитии чаще всего сочетаются с различными нарушениями физического развития.
Ученые отмечают, что нарушение психического развития у ребенка сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладение речью, трудовыми навыками. Одной из основных причин, затрудняющих формирование у детей с нарушениями в развитии двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые в свою очередь отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
Многие учителя отмечают, что поступая в 1-ый класс, дети с задержкой психического развития с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают серьезные трудности в овладении письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и "зеркальное" письмо, когда ребенок не различает понятия "лево", "право", "лист", "страница", "строка", не укладываются в общий темп работы.
К
сожалению, о проблемах с координацией
движений и мелкой моторикой большинство
родителей узнают только перед школой.
Это оборачивается
Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми с задержкой психического развития программы 1 класса и вызывает необходимость еще в дошкольном возрасте организации специальных систематических занятий, цель которых - развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развивать навыки ручной умелости, подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Так же отставание в развитии тонкой моторики рук у детей дошкольного возраста препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги таки образом, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.
2. Особенности развития графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Разностороннее изучение задержки психического развития как специфической аномалии детей позволило получить данные об особенностях их развития в старшем дошкольном возрасте. ЗПР независимо от причин ее возникновения и форм проявляется в ряде общих характерных особенностей.
К этим особенностям относятся:
- незрелость эмоционально-волевой сферы,
- недоразвитие познавательной деятельности,
- недостаточность знаний и представлений об окружающем мире,
- нарушение речевого развития.
Исследователи отмечают также, что у дошкольников с ЗПР в достаточно большом проценте случаев имеется отставание в психомоторном развитии.
У детей отмечается повышенная двигательная активность, моторное беспокойство или медлительность, двигательная пассивность.
При
ЗПР у большинства детей
Неточность моторных актов проявляется преимущественно при выполнении движений в быстром темпе и, особенно при скоростном переключении движений. При выполнении заданий на динамическую и реципрокную координацию движений отмечаются скованность, несоразмерность движений.
Отмечаются частые отклонения в письме (нарушение правильности и точности написания букв, их размера), затруднения при проведении прямых линий, в правильном изображении круга, при раскрашивании и работе с трафаретом и линейкой. Исследование графомоторных навыков у дошкольников с ЗПР свидетельствует о том, что у них затруднено воспроизведение как рядов с одинаковыми элементами, так и рядов с заменяющими друг друга элементами разной величины. При выполнении графических проб у детей наблюдаются напряжение руки, частый отрыв ручки от бумаги, трудности соблюдения размеров графических элементов и их последовательности, замены элементов, невозможность плавного перехода от одного элемента к другому, медленный темп записи. Детям трудно выполнять движения и удерживать ручку, они не соблюдают линейность письма, не овладевают каллиграфией. Не происходит запоминания и автоматизированного воспроизведения двигательных формул букв (кинем).
Такие легкие и латентные формы двигательных нарушений являются следствием раннего органического поражения головного мозга. Истощаемость и утомляемость мышц кистей рук обусловливает изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса. Недостаточная дифференцированность иннервации мышц пальцев и кистей рук делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. В связи с этим ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомления его движения становятся неточными, крупноразмашистыми либо слишком мелкими. Нередко указанные нарушения сочетаются с расстройствами зрительно-двигательной координации, недостаточная сформированность которой, как важной составляющей процесса формирования графомоторных навыков проявляется в следующем:
- невозможность правильно
провести горизонтальную и
- трудность формирования правильной траектории движения при выполнении графического элемента (буквы, цифры, геометрической фигуры);
- неустойчивый почерк (неровные
штрихи, различная высота и
- тремор (дрожание руки),
который проявляется в
Помимо этого, в комплексе с нарушениями зрительно-моторной координации встречаются трудности зрительно-пространственного восприятия, проявляющегося в следующем:
- трудности формирования зрительного образа цифры, буквы, графического элемента (нарушается соотношение элементов, ребёнок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
- плохое выделение
- зеркальное письмо;
- не видит строку, не может правильно расположить графические элементы в строке или переходит с одной строки на другую;
- трудности расположения
заданий по вертикали или
- не может правильно
скопировать букву, цифру,
Важно отметить общность механизмов письма и изобразительной деятельности. Она заключается в следующем: недостаточная сформированность высших психических функций, обеспечивающих становление навыка письма, проявляется и в изобразительной деятельности этих детей. Отмечено низкое качество рисунков, основными чертами которых являлись неточность, упрощённость, схематичность изображений; специфические затруднения при ориентировке на листе бумаги, при передаче пространственных отношений между объектами и их элементами; низкое качество выполнения графических действий (неточность, искривление формообразующих линий, нечёткость контуров изображений, неравномерное нанесение штрихов и т. д.).
Отсюда можно сделать ряд выводов.
1. Детям с
нарушением психического
2. Они самостоятельно не могут преодолеть указанные выше трудности.
3. Под непосредственным руководством педагога (родителей), учитывающего индивидуальные возможности, важно правильно организовать коррекционную работу.
Вышеперечисленные нарушения тонкой моторики у дошкольников с ЗПР затрудняют овладение манипулятивной, конструктивной деятельностью, рисованием и т.д. (а в дальнейшем и письмом) и нуждаются в своевременной коррекции.
Отклонения в развитии моторной сферы обусловливают у детей с ЗПР трудности в учебной деятельности, которые особенно отчетливо проявляются в целенаправленных действиях - при письме, рисовании, ручном труде (Г. Спионек, 3. Тржесоглава и др.).
Таким образом, все вышеперечисленные факты свидетельствуют о необходимости разработки и проведении специальной целенаправленной работы по формированию графомоторных навыков у дошкольников с задержкой психического развития.
3. Пути и средства развития тонкой моторики и формирования графических навыков у детей с ЗПР.
Графомоторные навыки включают в себя:
1. Мелкая мускулатура пальцев
- Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.
Информация о работе Графомоторные навыки детей. Пути и способы их формирования