Гувернерство как дидактическая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 17:58, реферат

Краткое описание

Социально-экономические преобразования вызвали необходимость пересмотра старых и создания новых форм и моделей образования, адекватных социальному заказу. В современных условиях разнообразию образовательных потребностей населения соответствует практика вариативного образования. Всё это стало возможным благодаря начавшемуся реформированию системы образования в последние десятилетия XX века.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1.Гувернерство как дидактическая система: история
современность и перспективы…………………………………………………..4

Заключение…………………………………………………………………….….10

Список использованных источников……………

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика реферат.doc

— 68.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………….3

 

1.Гувернерство как дидактическая система: история

современность и перспективы…………………………………………………..4

 

Заключение…………………………………………………………………….….10

 

Список использованных источников……………………………………….…11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Социально-экономические преобразования вызвали необходимость пересмотра старых и создания новых форм и моделей образования, адекватных социальному заказу. В современных условиях разнообразию образовательных потребностей населения соответствует практика вариативного образования. Всё это стало возможным благодаря начавшемуся реформированию системы образования в последние десятилетия XX века.

В то же время следует указать, что далеко не все ожидания, связанные с трансформацией системы образования, совпали с её результатами. Так социологи (Г.С. Денисова, Г.И. Герасимов) отмечают, что наряду с творческим подъемом всех субъектов образовательной деятельности в настоящее время наблюдается прагматизация образования. Это связано с увеличивающейся дистанцией между запросами и образовательными результатами у основных субъектов, что обусловливает появление новых форм образования. Одной из таких форм является гувернёрство, услуги которого стали особенно востребованы с начала 90-х годов XX века. Гувернеры выполняют заказ семьи на образование детей в домашних условиях. Существующая реальность в данной социальной сфере свидетельствует о развитии вариативности образования, что требует своего социологического анализа.

По мнению учёных (Ю.С. Борцов, Ю. Громыко, В. Слободчиков), дальнейшее совершенствование образования станет возможным на основе следующих принципов: фундаментализации; открытости информационному обществу; опережающей научно-исследовательской и проектной деятельности; полноты и вариативности, позволяющий «каждому человеку выбрать и выработать свою собственную образовательную траекторию, становясь субъектом своего развития и саморазвития».

Целью настоящей работы является исследование современного гувернерства как социально - педагогического явления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Гувернерство как дидактическая система: история,

современность и перспективы

 

 

Гувернерство - это индивидуальное воспитание и образование детей приглашенным в семью педагогом.

Глубокие теоретические разработки проблемы гувернерства определяют следующие возможные оптимальные пути его развития в XXI веке: работа с детьми с особыми потребностями; гувернеры-домашние учителя; гувернеры-воспитатели и гувернеры-родители-воспитатели в детских домах семейного типа.

Все эти категории специалистов - педагогические работники различных квалификаций и направлений педагогического образования. Именно поэтому в ближайшее время рядом государственных законодательных актов необходимо определить их статус, права и обязанности, возможности получить категории и звания согласно распространенной практике аттестации педагогических кадров, льготы, решить проблемы определения педагогического или общего стажа работы, возможности государственного контроля за их деятельностью, пенсионное обеспечение, повышение квалификации и т.д.

Вариативность в образовании можно рассматривать на разных уровнях. С точки зрения социальной потребности - это разделение образования на семейное и общественное, в рамках которых реализуются задачи по социализации детей, подростков и молодежи. С точки зрения выполнения социального заказа - это предоставление вариативных программ удовлетворения индивидуальных запросов на образование в различных его формах.

Государственная политика в области образования детерминирована социально-экономическим и политическим развитием страны. Экономические и политические реформы привели к значительному социальному расслоению общества, снижению жизненного уровня большинства населения.

Гувернерство может частично взять на себя функции по удовлетворению образовательных запросов данной части населения. Позиция государства, охарактеризованная как либерально-гуманистическая политика в области образования, может реализовать указанные потребности на основе вариативности.

 Педагогическая ценность гувернерства  состоит, прежде всего, в том, что личностно-ориентированный подход позволяет удовлетворить образовательные и социокультурные запросы различных категорий детей разного возраста, используя потенциал совместного проживания в семье. О.Савушкина убеждена, что гувернерство всеобъемлющее и нет ничего, что могло бы стать содержанием данной формы альтернативного образования, а особая значимость определяется отсутствием жесткой регламентации деятельности, гуманистическими отношениями участников образовательно-воспитательного процесса, длительным характером взаимодействия между ребенком и воспитателем и т.д. [6 , с.34].

По мнению Т. Тимохиной, обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста - это образовательно-воспитательная система, которая отвечает следующим требованиям: единство обучения и воспитания, личностно-ориентированное комфортное взаимодействие педагога с ребенком, использование передовых педагогических технологий.

Содержание и результаты деятельности гувернера должны быть адекватными запросам и требованиям общества, образовательных учреждений, родителей и самого ребенка [2, с.95].

Относительно функций его деятельности, приоритетными считаются: создание оптимально комфортных условий для воспитания, обучения и развития ребенка; налаживание педагогически целесообразных, гармоничных отношений в системе «гувернер - ребенок - родители»; приобщение ребенка к культурным ценностям, физическому труду; формирование духовно-нравственных основ личности, этики поведения в обществе, системы элементарных знаний об окружающем мире; интеллектуальное развитие ребенка на основе учета индивидуальных особенностей и уровня развития.

 Конкретизация цели деятельности  гувернера с ребенком-дошкольником  происходит на уровне выделения  ее главных задач. Образовательными  задачами являются формирование положительной мотивации учения, основных учебных умений, развитие потребности в получении знаний, непрерывном образовании, формирования интереса к чтению, развитие творческих сил ребенка, сенсорно-психическое развитие, формирование непринужденности в поведении, развитие тонкой моторики, расширение словарного запаса, развитие речи.

Как воспитательные задачи, ученые и практики выделяют: формирование навыков общения и коммуникабельности, воспитание уважения к старшим, любви к родителям, развитие интереса к профессии родителей, воспитание эмоциональной чувствительности, способности к сопереживанию, готовности проявить гуманное отношение к окружающим, воспитание уважения к личности каждого человека, развитие самостоятельности, стремление преодолевать трудности; физическое развитие [1, с.105].

 Во взаимодействии гувернера  с ребенком дошкольного возраста  четко дифференцированы инвариантная  и вариативная деятельность, выбор  которой определяется особенностями  и запросами семьи.

Если инвариантная часть охватывает в основном схожие для большинства семей требования (физическое развитие ребенка, организация досуга, овладение навыками самообслуживания, подготовка к школе, формирование представлений об окружающем мире и обществе, развитие морально-этических качеств, формирование навыков культуры поведения и т.д.), то спектр вариативных видов чрезвычайно широк: от обучения иностранным языкам, музыке, основам изобразительного искусства, танцам до знакомства с приемами самозащиты, альтернативных систем закалки и физического развития, обучения престижными видами спорта (теннис, фигурное катание, конный спорт), формирование технических навыков, углубленного развития личностных склонностей ребенка. Для значительной части семей гувернер -специалист, осуществляющий также функции логопеда, педагога, патронажной сестры по уходу за больным ребенком.

 Гувернер должен дать ребенку  элементарные знания, умения, навыки, которые гарантируют дошкольнику  адаптацию к жизни, способность  ориентироваться в окружающем  мире и обществе, адекватно реагировать на потребности и вызовы XXI века.

Личностно-ориентированный подход как концептуальная основа деятельности гувернера проявляется в умении создать благоприятную психологическую атмосферу, устанавливать доброжелательное эмоциональное общение с семьей; благосклонно относиться к ребенку, чтобы он чувствовал любовь, заботу и защищенность, устанавливать доверительные отношения, атмосферу сотрудничества с малышом как с равным партнером; видеть возможности и способности ребенка, создавать ситуации, где бы он мог проявить себя, обеспечить разнообразную деятельность с учетом его интересов. Гувернер должен обладать разнообразными методами, приемами воспитания и использовать их в соответствии с потребностями ребенка; варьировать умственные и психические нагрузки, подбирать и предлагать ребенку игровые задания разной степени сложности, понимать его интересы, способности, мотивы поведения, возможности и т.д. [5, с.24].

 Педагог, который взаимодействует  с дошкольником, рассматривается  сегодня не только как наставник и воспитатель, а прежде всего, как человек, который в течение определенного времени проживает совместно с ребенком, осуществляет уход за его душевным состоянием, отвечает за экологию его личности, обеспечивает чувство равновесия и безопасности, комфорта и уюта. Так, базовая программа развития ребенка дошкольного возраста «Я в Мире» актуализирует важность сохранения защитных, амортизационных функций педагога, его умение смягчать жесткие воздействия окружающей среды, способность избегать искусственной состязательности, конкурентности, экстремальности в ежедневном бытии; упрощать процесс социализации дошкольника; поддерживать безопасную для него дистанцию ​​и желание обозначить свое место [1, с.11].

 Специфика деятельности домашнего  педагога-гувернера предусматривает  требования, качество выполнения  которых зависит от уровня  его профессиональной подготовки.

Система подготовки гувернеров, по мнению С. Куприянова, в качестве базовых целеполагательных компонентов содержит, с одной стороны, формирование и развитие у гувернеров необходимых профессиональных качеств (педагогических знаний, умений, интуиции), которые обеспечат им профессиональный подход к деятельности, а с другой - создание условий для постоянного совершенствования своего педагогического мастерства (формирование установки на саморазвитие, привлечение к экспериментальной работе) [4, с.10].

Содержание этой подготовки интегрирует общепрофессиональное обучение, поиск и развитие индивидуального профессионального имиджа. Профессиональная подготовка должна обеспечить овладение будущим гувернером всем комплексом знаний и практических умений для оказания многопрофильных услуг и педагогической помощи семье в индивидуальном обучении и воспитании ребенка, его социализации, развития творческих способностей, коррекции поведения, способствовать выработке умений оказывать необходимую психолого-педагогическую помощь родителям.

 В отборе содержания образования  видное место должно занимать  формирование практических и практико-технологических умений и навыков, которые будут базироваться на системе фундаментальных психолого-педагогических и профессионально-ориентированных знаний. Вместе с тем, считают исследователи, гувернер должен владеть основами этикета, техники создания имиджа, технологиями ручного труда, основами кулинарии, компьютерными навыками, иметь соответствующую спортивную подготовку, владеть основами музыкальной грамоты, хореографии, иностранными языками, даже педагогической астрологией.

 Учитывая специфику работы гувернера с ребенком-дошкольником, основанной прежде всего на активном общении, в процессе профессиональной подготовки следует обратить особое внимание на формирование у будущего домашнего наставника блока коммуникативных качеств: эрудиции, богатого словарного запаса, способности идти на компромисс, умеренной экстравертированности, эмоциональной устойчивости в общении, среднего уровня нейротизма и конфликтности, эмоциональности, направленности общения «на дело», эмпатии [2, с.88].

Развитие гувернерского имиджа - это система индивидуальной работы, направленная на раскрытие и свободную самореализацию его личностного «Я», индивидуальной неповторимости, присущей каждому педагогу [4, с.11]. Привлекательный профессиональный имидж гувернера – залог его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Социально-экономические сдвиги в обществе всегда вызывают изменения в системе образования. С этой точки зрения можно было спрогнозировать важнейшие этапы реформ – дифференциацию единой общеобразовательной школы на различные типы образовательных учреждений, что соответствовало общей тенденции социальной дифференциации населения, формирующейся под влиянием реформ. Возникшие новые социальные слои выдвигали свои претензии к образованию детей. Так стали формироваться различные типы образовательных учреждений, в числе которых было воссоздано гувернерство.

Возвращение образования к гувернерству как определённому типу образования объясняется многими причинами. Здесь можно говорить о неудовлетворённости уровнем образовательной подготовки, стандартизации образовательных программ, не учитывающих индивидуальных способностей и склонностей ребенка. К гувернерству обращаются как противоположному типу образования по ряду параметров школе. Следует отметить, что разные субъекты образовательного процесса - родители (как основной заказчик уровня качества образования детей), идеологи возлагают разные ожидания на гувернерство.

Информация о работе Гувернерство как дидактическая система