Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 17:58, реферат
Социально-экономические преобразования вызвали необходимость пересмотра старых и создания новых форм и моделей образования, адекватных социальному заказу. В современных условиях разнообразию образовательных потребностей населения соответствует практика вариативного образования. Всё это стало возможным благодаря начавшемуся реформированию системы образования в последние десятилетия XX века.
Введение…………………………………………………………………………….3
1.Гувернерство как дидактическая система: история
современность и перспективы…………………………………………………..4
Заключение…………………………………………………………………….….10
Список использованных источников……………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Гувернерство как дидактическая система: история
современность и перспективы…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………….…11
Введение
Социально-экономические преобразования вызвали необходимость пересмотра старых и создания новых форм и моделей образования, адекватных социальному заказу. В современных условиях разнообразию образовательных потребностей населения соответствует практика вариативного образования. Всё это стало возможным благодаря начавшемуся реформированию системы образования в последние десятилетия XX века.
В то же время следует указать, что далеко не все ожидания, связанные с трансформацией системы образования, совпали с её результатами. Так социологи (Г.С. Денисова, Г.И. Герасимов) отмечают, что наряду с творческим подъемом всех субъектов образовательной деятельности в настоящее время наблюдается прагматизация образования. Это связано с увеличивающейся дистанцией между запросами и образовательными результатами у основных субъектов, что обусловливает появление новых форм образования. Одной из таких форм является гувернёрство, услуги которого стали особенно востребованы с начала 90-х годов XX века. Гувернеры выполняют заказ семьи на образование детей в домашних условиях. Существующая реальность в данной социальной сфере свидетельствует о развитии вариативности образования, что требует своего социологического анализа.
По мнению учёных (Ю.С. Борцов, Ю. Громыко, В. Слободчиков), дальнейшее совершенствование образования станет возможным на основе следующих принципов: фундаментализации; открытости информационному обществу; опережающей научно-исследовательской и проектной деятельности; полноты и вариативности, позволяющий «каждому человеку выбрать и выработать свою собственную образовательную траекторию, становясь субъектом своего развития и саморазвития».
Целью настоящей работы является исследование современного гувернерства как социально - педагогического явления.
1.Гувернерство как дидактическая система: история,
современность и перспективы
Гувернерство - это индивидуальное воспитание и образование детей приглашенным в семью педагогом.
Глубокие теоретические разработки проблемы гувернерства определяют следующие возможные оптимальные пути его развития в XXI веке: работа с детьми с особыми потребностями; гувернеры-домашние учителя; гувернеры-воспитатели и гувернеры-родители-воспитатели в детских домах семейного типа.
Все эти категории специалистов - педагогические работники различных квалификаций и направлений педагогического образования. Именно поэтому в ближайшее время рядом государственных законодательных актов необходимо определить их статус, права и обязанности, возможности получить категории и звания согласно распространенной практике аттестации педагогических кадров, льготы, решить проблемы определения педагогического или общего стажа работы, возможности государственного контроля за их деятельностью, пенсионное обеспечение, повышение квалификации и т.д.
Вариативность в образовании можно рассматривать на разных уровнях. С точки зрения социальной потребности - это разделение образования на семейное и общественное, в рамках которых реализуются задачи по социализации детей, подростков и молодежи. С точки зрения выполнения социального заказа - это предоставление вариативных программ удовлетворения индивидуальных запросов на образование в различных его формах.
Государственная политика в области образования детерминирована социально-экономическим и политическим развитием страны. Экономические и политические реформы привели к значительному социальному расслоению общества, снижению жизненного уровня большинства населения.
Гувернерство может частично взять на себя функции по удовлетворению образовательных запросов данной части населения. Позиция государства, охарактеризованная как либерально-гуманистическая политика в области образования, может реализовать указанные потребности на основе вариативности.
Педагогическая ценность
По мнению Т. Тимохиной, обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста - это образовательно-воспитательная система, которая отвечает следующим требованиям: единство обучения и воспитания, личностно-ориентированное комфортное взаимодействие педагога с ребенком, использование передовых педагогических технологий.
Содержание и результаты деятельности гувернера должны быть адекватными запросам и требованиям общества, образовательных учреждений, родителей и самого ребенка [2, с.95].
Относительно функций его деятельности, приоритетными считаются: создание оптимально комфортных условий для воспитания, обучения и развития ребенка; налаживание педагогически целесообразных, гармоничных отношений в системе «гувернер - ребенок - родители»; приобщение ребенка к культурным ценностям, физическому труду; формирование духовно-нравственных основ личности, этики поведения в обществе, системы элементарных знаний об окружающем мире; интеллектуальное развитие ребенка на основе учета индивидуальных особенностей и уровня развития.
Конкретизация цели
Как воспитательные задачи, ученые и практики выделяют: формирование навыков общения и коммуникабельности, воспитание уважения к старшим, любви к родителям, развитие интереса к профессии родителей, воспитание эмоциональной чувствительности, способности к сопереживанию, готовности проявить гуманное отношение к окружающим, воспитание уважения к личности каждого человека, развитие самостоятельности, стремление преодолевать трудности; физическое развитие [1, с.105].
Во взаимодействии гувернера
с ребенком дошкольного
Если инвариантная часть охватывает в основном схожие для большинства семей требования (физическое развитие ребенка, организация досуга, овладение навыками самообслуживания, подготовка к школе, формирование представлений об окружающем мире и обществе, развитие морально-этических качеств, формирование навыков культуры поведения и т.д.), то спектр вариативных видов чрезвычайно широк: от обучения иностранным языкам, музыке, основам изобразительного искусства, танцам до знакомства с приемами самозащиты, альтернативных систем закалки и физического развития, обучения престижными видами спорта (теннис, фигурное катание, конный спорт), формирование технических навыков, углубленного развития личностных склонностей ребенка. Для значительной части семей гувернер -специалист, осуществляющий также функции логопеда, педагога, патронажной сестры по уходу за больным ребенком.
Гувернер должен дать ребенку
элементарные знания, умения, навыки,
которые гарантируют
Личностно-ориентированный подход как концептуальная основа деятельности гувернера проявляется в умении создать благоприятную психологическую атмосферу, устанавливать доброжелательное эмоциональное общение с семьей; благосклонно относиться к ребенку, чтобы он чувствовал любовь, заботу и защищенность, устанавливать доверительные отношения, атмосферу сотрудничества с малышом как с равным партнером; видеть возможности и способности ребенка, создавать ситуации, где бы он мог проявить себя, обеспечить разнообразную деятельность с учетом его интересов. Гувернер должен обладать разнообразными методами, приемами воспитания и использовать их в соответствии с потребностями ребенка; варьировать умственные и психические нагрузки, подбирать и предлагать ребенку игровые задания разной степени сложности, понимать его интересы, способности, мотивы поведения, возможности и т.д. [5, с.24].
Педагог, который взаимодействует с дошкольником, рассматривается сегодня не только как наставник и воспитатель, а прежде всего, как человек, который в течение определенного времени проживает совместно с ребенком, осуществляет уход за его душевным состоянием, отвечает за экологию его личности, обеспечивает чувство равновесия и безопасности, комфорта и уюта. Так, базовая программа развития ребенка дошкольного возраста «Я в Мире» актуализирует важность сохранения защитных, амортизационных функций педагога, его умение смягчать жесткие воздействия окружающей среды, способность избегать искусственной состязательности, конкурентности, экстремальности в ежедневном бытии; упрощать процесс социализации дошкольника; поддерживать безопасную для него дистанцию и желание обозначить свое место [1, с.11].
Специфика деятельности
Система подготовки гувернеров, по мнению С. Куприянова, в качестве базовых целеполагательных компонентов содержит, с одной стороны, формирование и развитие у гувернеров необходимых профессиональных качеств (педагогических знаний, умений, интуиции), которые обеспечат им профессиональный подход к деятельности, а с другой - создание условий для постоянного совершенствования своего педагогического мастерства (формирование установки на саморазвитие, привлечение к экспериментальной работе) [4, с.10].
Содержание этой подготовки интегрирует общепрофессиональное обучение, поиск и развитие индивидуального профессионального имиджа. Профессиональная подготовка должна обеспечить овладение будущим гувернером всем комплексом знаний и практических умений для оказания многопрофильных услуг и педагогической помощи семье в индивидуальном обучении и воспитании ребенка, его социализации, развития творческих способностей, коррекции поведения, способствовать выработке умений оказывать необходимую психолого-педагогическую помощь родителям.
В отборе содержания
Учитывая специфику работы гувернера с ребенком-дошкольником, основанной прежде всего на активном общении, в процессе профессиональной подготовки следует обратить особое внимание на формирование у будущего домашнего наставника блока коммуникативных качеств: эрудиции, богатого словарного запаса, способности идти на компромисс, умеренной экстравертированности, эмоциональной устойчивости в общении, среднего уровня нейротизма и конфликтности, эмоциональности, направленности общения «на дело», эмпатии [2, с.88].
Развитие гувернерского имиджа - это система индивидуальной работы, направленная на раскрытие и свободную самореализацию его личностного «Я», индивидуальной неповторимости, присущей каждому педагогу [4, с.11]. Привлекательный профессиональный имидж гувернера – залог его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
Социально-экономические сдвиги в обществе всегда вызывают изменения в системе образования. С этой точки зрения можно было спрогнозировать важнейшие этапы реформ – дифференциацию единой общеобразовательной школы на различные типы образовательных учреждений, что соответствовало общей тенденции социальной дифференциации населения, формирующейся под влиянием реформ. Возникшие новые социальные слои выдвигали свои претензии к образованию детей. Так стали формироваться различные типы образовательных учреждений, в числе которых было воссоздано гувернерство.
Возвращение образования к гувернерству как определённому типу образования объясняется многими причинами. Здесь можно говорить о неудовлетворённости уровнем образовательной подготовки, стандартизации образовательных программ, не учитывающих индивидуальных способностей и склонностей ребенка. К гувернерству обращаются как противоположному типу образования по ряду параметров школе. Следует отметить, что разные субъекты образовательного процесса - родители (как основной заказчик уровня качества образования детей), идеологи возлагают разные ожидания на гувернерство.