Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 17:04, реферат
Данная работа посвящена рассмотрению идеи гуманизма в коррекционном обучении, хотя, несомненно, основные аспекты гуманистического обучения и воспитания применимы и к обычным детям.
Актуальность работы, как отмечалось выше, состоит в изменении общего содержания понятия гуманизма, и в коррекционном обучении, в частности, наметившееся в нашей стране в последние годы.
Введение 2
Глава I. Цели и задачи коррекционно – развивающего обучения 3
Глава II. Общая характеристика идеи гуманизма в коррекционно-развивающем обучении 9
Глава III. Гуманистическая компонента в коррекционном обучении на современном этапе и перспективы ее развития 21
Заключение 31
Библиографический список 32
воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки,
педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности
соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его
сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает
во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания,
обучения и развития.
В-четвертых, учителю
должно быть присуще все
в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и
чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к
жизни.
Стремится быть таким учителю очень важно. Он – посредник между ребенком
и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности,
знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном
виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный
педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер,
предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не
существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит
в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. Зачастую для детей,
обучающихся в режиме коррекции, самый высокий авторитет – учитель.
В жизни детей, как и взрослых, много проблем – сложных,
трудноразрешимых, и они заставляют детей страдать, переживать, бороться,
развиваться. То, что нам может показаться пустяком, для ребенка вовсе не
мелочь, а скорее, смысл жизни. Настоящее детство – это движение вперед, это
непрекращающийся процесс взросления. Задача коррекционного воспитания
заключается в том, чтобы помогать детям в их взрослении, поддерживать даже
малейшее продвижение на этом пути. Поступая в школу, ребенок хочет учиться,
хочет стать взрослым. Однако это не означает, что ему безразлично, какими
способами, в каком педагогическом процессе мы будем его воспитывать,
развивать и обучать. Педагогический процесс в основном направлен на
выработку у детей дисциплины и послушания, точного выполнения указаний
взрослых. В этих условиях школьники, слепо подчиняясь инструкциям,
находятся в постоянном состоянии напряжения, боязни ошибиться, недоверия к
собственным мыслям. Каждый учитель, проявляя строгость и требовательность,
разумеется, руководствуется самыми высокими целями, однако нужно, чтобы их
реализация происходила в
процесс был наполнен чуткостью и заботливостью, отзывчивостью и
доброжелательностью, переживанием успехов и утверждением достоинства
каждого ребенка.
Какие же принципиальные требования нужно соблюдать, чтобы
педагогический процесс
всего, следует учитывать
режиме коррекции.
Так, шестилетки еще не обладают достаточным социально-нравственным и
познавательным опытом, необходимым для воспитания в ребенке чувства долга,
ответственности, для осознания и понятия необходимости. У ребенка шести лет
непрерывно возникают самые разные потребности, которые постоянно сменяют
друг друга. Особенность их в том, что они переживают как неотложное, т.е.
актуальное хотенье. Оно заставляет малыша действовать немедленно, не
подумав предварительно о том, что за этим может последовать. В середине
занятия ребенок может достать из-под парты принесенное из дома яблоко и
начать его есть, встать и выйти из класса и т.п. Актуальные потребности
теснейшим образом переплетаются с импульсивной активностью, т.е. с
переходом к действию с первого же побуждения, без промедления. Педагог еще
не договорил вопроса, а ребенок уже порывается отвечать, задание еще не
разъяснено, а он уже приступает к выполнению. Импульсивная активность
бесконтрольна, ей не предшествует хотя бы мимолетное обдумывание. Дети
этого возраста не могут быть сдержанными и уступчивыми, разумными и
волевыми.
Шестилетний ребенок (и, разумеется, не только шестилетний) стремится к
игровой деятельности, игра для него является смыслом жизни. Игра
превращается в вид
личностные качества ребенка, его отношение к действительности, к людям.
Из всех упомянутых
выше психологических
зрения развития личности ребенка, с неоспоримостью следует вывод о
необходимости соблюдать следующие педагогические требования:
Первое. В педагогическом
процессе ребенка постоянно
чувство свободного выбора. Это вовсе не означает свободы действий (пусть,
делает, что хочет, пусть учится, когда ему захочется). Положение о
предоставлении ребенку свободного выбора в педагогическом процессе
означает, что ребенок свободно выбирает игру, сам в нее включается и так же
свободно из нее выходит, без принуждения со стороны взрослого. Игра – это
метод познания действительности. Роль учителя заключается в том, чтобы
направить познавательную деятельность ребенка. «Личностно-гуманный подход в
том и заключается, чтобы необходимое для усвоения в определенный период
педагогического процесса сделать личностно значимым, т.е. чтобы ребенок
педагогически и социально-обязательную учебную задачу осознал как свободно
выбранную, принимал ее на основе хотения». Учиться с увлечением и охотой
ребенок будет в том случае, если педагог вовлекает его в разнообразную
деятельность, в которой он сам добывает знания, проводя опыты, свободно
высказывая свои мысли или впечатления. Педагогический процесс должен
постоянно поощрять сознательную самостоятельную учебно-познавательную
деятельность, побуждать детей к сотворчеству, сотрудничеству с учителем.
Второе. Педагогический процесс коррекционного обучения должен
характеризоваться ярко выраженной развивающей тенденцией. Необходимое
условие и источник развития – трудности. Если эти трудности выходят за
пределы возможностей ребенка, а мы требуем, чтобы он преодолел их, то они
могут породить лень, недисциплинированность, грубость. В педагогическом
процессе, построенном на личностно-гуманных началах, трудности в познании и
обретении жизненного опыта, навыков
нравственного поведения
ребенка совершенно иной психологический смысл: посильная трудность создает
условие для переживания чувства удовлетворения, дарит радость познания,
веры в свои силы.
Третье. Педагогический процесс должен предоставить ребенку радость
жизни. Урок должен обогатиться всей гаммой интересов детей. Нужно выбрать
время, чтобы поговорить о вчерашней детской телепередаче; подбодрить
ребенка, у которого заболела мама; посоветоваться о том, каким они хотят
сделать урок или же каким он получился и т.д. Суть этих минут заключается в
том, чтобы создать непринужденную обстановку, дать ребятам положительный
эмоциональный заряд, освободить от отрицательных эмоций, с которыми они
могли прийти в школу. Радость жизни ребенок ощутит только в том случае,
если на уроке царит духовная общность между учителем и детьми.
Ребенок – целостная личность, и прежде всего надо, чтобы педагогический
процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными стремлениями и
потребностями. В этом процессе ребенок должен испытывать чувство
постоянного обогащения жизни, удовлетворения своих растущих и все более
разнообразных познавательных и духовных потребностей. Учение станет смыслом
жизни для ребенка, если оно управляется с его же позиции, реализуя
внутреннюю готовность к развитию, самостоятельности, самоутверждению,
нравственному становлению.
Самое главное для
учителя коррекционного
терпение. Принцип терпения не означает благодушия или неразумного упорства
в наших требованиях к детям. Он ставит нас перед необходимостью проявлять к
ним исключительную чуткость, постоянную заботу, оказывать незамедлительную
помощь, сопереживать в неудачах, вселять уверенность в успехе.
Многолетний опыт лучших
отечественных педагогов
убеждает в том, что влияние одного человека на другого при раскрытии лучших
человеческих черт – самая благоприятная обстановка для воспитания личности.
Чувство собственного достоинства, чести, гордости пробуждается при условии,
когда можно вкладывать частицу своих духовных сил в другую личность,
стремится сделать ее лучше. Воспитатель сам должен быть высоконравственной
личностью, чтобы достичь успехов в воспитании детей. Воспитание, тем самым,
представляет собой единство духовной жизни воспитателя и воспитанников. В
первую очередь необходимо добиваться дружной творческой атмосферы в
педагогическом коллективе. Гуманистическая направленность педагогики
подразумевает неприменение спасительной силы наказаний - своеобразного
«педагогического экстремизма»:
надобности в наказании вообще не было. Это действительно возможно, если
между воспитателем и воспитанниками устанавливается духовное единство, если
они на какой-то ступени развития обоюдных отношений становятся
единомышленниками в утверждении высоких нравственных ценностей.
Педагог коррекционно-развивающего обучения, воспитатель призван
чувствовать в каждом своем воспитаннике активное существо, читать его душу,
угадывать его сложный духовный мир, но при этом – беречь, щадить его
неприкосновенность, уязвимость, ранимость его. Недопустимо нанесение
нечаянных ран и обид, тревог и беспокойства; не представляет сомнение
уважении личности воспитанника. Но эту свою способность наставник должен
передать и своему ученику. Только уважая достоинство другого, человек может
снискать уважение и к себе. Нет большего зла в человеческих отношениях, чем
повышенное внимание к своей персоне и равнодушие (или – еще хуже –
высокомерие) к окружающим. Важно, чтобы дети научились чувствовать душевное
состояние товарища, распознавать чужое горе, переживать его, как свое
личное. Детство, школьные годы должны быть годами воспитания сердечности.
Она не наследуется генетически, она приобретается вместе с другими чертами
характера, формируется процессом воспитания. Детство – важнейший период
человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку
в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от
этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
Нужно верить, что каждый
человек может достичь
той или иной области труда и стремиться пробудить в своих воспитанниках
творческое начало. Нет детей одаренных и неодаренных, талантливых и
обычных. Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом
ученике его неповторимо индивидуальный талант – значит поднять личность на
высокий уровень расцвета человеческого достоинства.
Воспитание интереса, потребности в самостоятельной осмысленной
деятельности закладывает в характер стимул самосознания личности.
Равнодушие, инертность школьника – его собственный враг номер один. Ведущие
отечественные педагоги призывают докапываться до самых корней этой
опасности и решительно ее устранять. Один из таких корней – навязывание
готовых формулировок, лозунгов, назиданий, риторических правил. В подобном
случае в сознании включаются тормоза. Снять их можно только живым делом и
примером.
Огромную роль в процессе формирования характера и высоких нравственных
качеств ребенка, обучающегося в режиме коррекции, отводится общению с
природой. Все то, что приходит в ум и сердце ребенка из книги, из учебника,
из урока, приходит лишь потому, что рядом с книгой окружающий мир, в
котором малыш делает свои нелегкие шаги от рождения до того момента, когда
он сам может открыть и прочитать книгу. Человек был и всегда останется
сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для
его приобщения к богатствам духовной культуры.
Такое человеческое качество, как тонкость, эмоциональность натуры,
выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям.
Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горе, страдания,
несчастья другого человека; совесть заставляет его прийти на помощь.