Девиантное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 09:49, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является раскрытие проблемы девиантного поведения подростков.
Задачи данной работы состоят в следующем:
дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления;
объяснить причины возникновения отклонения от социальных норм у подростков.
определить личностные особенности подростков, предрасполагающие к появлению отклонений в поведении.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
1.Определение понятия девиантного поведения и его особенностей
2.Особенности девиантного поведения подростков
Типичные формы девиантного поведения подростков
Специфические причины девиантного поведения подростков
Личностные особенности девиантных подростков
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

В подростковом возрасте суицидальное поведение нередко  связано с интимно-личностными  отношениями, например несчастной любовью. Как группа, молодые люди склонны  к депрессии. Степень депрессии  часто является показателем серьезности  суицидальной угрозы.

7. Аддикция – в настоящее время   мало    исследованной    остается проблема   аддикции   (аддикция  -  пагубная  склонность к  чему-либо). Суть     аддиктивного     поведения заключается   в   стремлении изменить свое психическое состояние посредством    приема     некоторых      веществ   или     фиксацией внимания  на   определенных   предметах  или видах деятельности. Процесс употребления такого вещества, привязанность к предмету или   действию  сопровождается развитием  интенсивных   эмоций, принимает   такие   размеры,   что    начинает    управлять  жизнью человека,   лишает   его  воли  к противодействию аддикции. Сложные       жизненные        ситуации,      состояния психологического        дискомфорта   провоцируют    аддиктивную реакцию.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Специфические  причины девиантного поведения  подростков

С.А. Беличева подчеркивает, что асоциальное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу  и рассматривается как результат  социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных (организованных) и стихийных (неорганизованных) воздействий на личность ребенка, подростка, юноши.

Чтобы лучше  понять специфическую природу отклоняющегося поведения подростков, необходимо рассмотреть  то общее, типичное, что характерно представителям данного возраста.

Сутью подросткового  возраста Л.С. Выготский считал несовпадение трех точек созревания: «Половое созревание начинается и завершается раньше, чем наступает окончание общеорганического  развития подростка, и раньше, чем  подросток достигает окончательной ступени своего социально-культурного формирования». Отклонения в поведении могут быть связаны с изменениями, происходящими в личности подростка. Поскольку психофизическое, умственное, социальное, эмоциональное развитие отличается качественным своеобразием, оно во многом определяет все дальнейшие особенности взросления и поведения подростка.

Ж. Пиаже определил, что центральным событием, «запускающим»  череду качественных изменений в  поведении подростков, является когнитивная  перестройка.  Задержка физического или психического созревания, нарушая развитие личности, может проявляться в различных формах девиантного поведения.

Как отечественные, так и зарубежные исследователи  считают подростковый возраст периодом противоречий, притязаний на взрослость и признание, углубления самоанализа, развития самосознания, становления "Я-концепции", стремления к социальному и личностному самоопределению.    Сколько бы противоречий подросткового возраста не выделяли ученые, все сходятся в том, что это возраст социализации (врастания в мир человеческой культуры и общественных ценностей) и индивидуализации, т.е. открытия и утверждения своего уникального и неповторимого "Я".

Рассмотрение  проблемы отклоняющегося поведения  подростка через призму концепции  психического развития ребенка, разработанной Д.Б. Элькониным, позволяет выявить три ключевые ситуации, характеризующиеся качественным отставанием индивида в освоении социального опыта действий и отношений: либо зацикливание "на игре ради игры", "учебе ради учебы", либо существенный дисбаланс в соотношении интимно-личностного общения и учебно-профессиональной деятельности в рамках многоплановой деятельности, реализация которой в социально одобряемых формах соответствует ожиданиям социума, предъявляемым стоящему на пороге зрелости индивиду.

В подростковом возрасте наряду с адаптацией осуществляется активная индивидуализация и интеграция подростка в группу сверстников.

Индивидуализация  подростка может проявляться  в форме самоутверждения, которое  имеет положительное влияние на процесс и результаты общественной и учебной деятельности, если его мотивом является стремление к лидерству и престижности.

Исследователи отмечают, что на отклонения в поведении  подростка оказывают влияние  следующие особенности взаимоотношений: положение изгоя в классе, отвержение со стороны учителей, ярлык девианта в школе.

Ученые единодушно отмечают огромное влияние на формирование отклоняющегося поведения детей  и подростков семьи и семейных отношений. Безнадзорность, попустительство  со стороны родителей, ослабление социального контроля являются внешними условиями, допускающими возможность бесконтрольного поведения, которое переходит во внутреннюю неспособность личности к самоограничению.

Современные исследования показывают сложность отношений подростка к взрослым, отчуждение между подростком и родителями, которое выражается в ссорах, дефиците общения, отдалении подростка от семьи, неодобрении родителями его друзей, является фактором риска возникновения психических нарушений и поведенческих отклонений, одним из пусковых механизмов делинквентности.

Таким образом, к девиантному поведению прибегает  отклоненная социумом личность; слабые связи "семья-ребенок", "школа-ребенок" способствуют ориентации молодежи на группы сверстников, которые являются преимущественно источником девиантных норм.

Девиантная реакция  возникает у подростка, когда  в семье конфликтная обстановка, и направлена против родителей, которые, по мнению подростка, виноваты перед  ним. Протестные формы поведения  возникают у подростков в ответ на обиду, ущемленное самолюбие, недовольство требованиями или отношениями близких. Причиной протеста могут быть конфликты между родителями или их равнодушное отношение к подростку, несправедливое или болезненное для его самолюбия наказание, запрещение чего-либо, что значимо для подростка.

Причинами отклонений в поведении подростков являются и реалии настоящего периода в  жизни общества. Подростки остро  переживают социальное расслоение, невозможность  для многих получить желаемое образование, жить в достатке, в последние годы у несовершеннолетних в течение полугода или года изменяются ценностные ориентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3  Личностные особенности девиантных  подростков.

У большинства  криминальных подростков, как мальчиков, так и девочек, отмечено отрицательное отношение к школе и одноклассникам, с которыми они если и общаются, то больше негативно, чем хорошо; ненависть к отличникам; негативную установку к другим людям, чести и достоинству. Для подростков с асоциальным и антисоциальным поведением характерно отчуждение от общепринятых правил социального общежития; отторжение от позитивных социальных ценностей.

Поскольку у  несовершеннолетних самооценка еще  не определилась, ценностные ориентации не сложились в систему, можно  говорить об их специфике у подростков-правонарушителей. Во-первых, они оценивают себя значительно ниже законопослушных по самооценочным категориям внешней привлекательности, ума, успешности в учебе, доброты и честности. Во-вторых, свои неудачи они приписывают чему-то внешнему - везет меньше, на их долю выпало больше несчастья, негде себя показать, производят на других неблагоприятное впечатление и пр. В-третьих, у них возрастает значимость объектов, удовлетворяющих потребность престижа. На фоне преобладания у делинквентов потребительских тенденций ценностные ориентации имеют прямую связь со структурой их досуга: приобретение спиртного, посещение баров и дискотек, просмотр кинофильмов и телепередач, отсутствие интереса к чтению книг.

Подростки –  делинквенты фактически игнорируются сверстниками, выпадают из круга нормального подросткового общения. Большинство этих подростков живут в семьях с неблагоприятным психологическим климатом. Имеют сочетание не менее трех грубых криминогенных качеств, акцентуации характера, наиболее частые из которых – эпилептоидная, неустойчивая, гипертимная.

Одним из факторов возможных отклонений в поведении  младших подростков является неразвитое логическое, конкретное мышление. Возможно, что у подростков с девиантным поведением имеет место искажение  действительности, выражающееся в стремлении преподнести себя в более выгодном свете, скрыть девиантное поведение. Они отмечают в себе больше хорошего, отрицая «неодобряемое» поведение. Поэтому, можно отметить парадоксальность в том, что подростки с девиантным поведением – более совестливы, дисциплинированны, обладают высоким самоконтролем поведения, эмоций и чувств; считают себя людьми, соблюдающими моральные нормы и стандарты.

Девиантным подросткам свойственна ригидность поведения, которое в меньшей степени  контролируется интеллектом. Следовательно, они более подвержены влиянию эмоций, погружены в мир собственных переживаний.

Отгороженность, отчужденность подростка, дефицит  в общении и эмоциональная  неустойчивость в условиях стресса  могут провоцировать его отклоняющееся  поведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности осуществления профилактики девиантного  поведения у молодежи

Общество всегда прилагало большие усилия в борьбе с нежелательными формами отклоняющегося поведения в целях сохранения порядка и поддержания стабильности и безопасности. Для этого использовались и используются технологии профилактики и коррекции отклоняющегося поведения, а также технологии социального контроля.

Профилактика  – это совокупность государственных, общественных, социально - медицинских и организационно воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение и нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.

Существуют различные  формы психопрофилактической работы:

1) Организация социальной среды. В её основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности.

2) Информирование. Это направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов.

3) Активное социальное  обучение социально важным навыкам.  Данная модель преимущественно  реализуется в форме групповых  тренингов. 

4) Организация  деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество.

5) Организация  здорового образа жизни. 

6) Активизация  личностных ресурсов. Активные занятия  индивида спортом, его творческое  самовыражение, участие в группах  общения и личностного роста,  арттерапия – всё это активизирует личностные ресурсы, обеспечивающие активность личности, её здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

7) Минимизация  негативных последствий девиантного  поведения. Данная форма работы  используется в случаях уже  сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.

 

Социальный  контроль – совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные формы отклоняющегося поведения с целью их устранения или минимизации и приведение в соответствие с социальными нормами. К субъектам, осуществляющим социальный контроль относят практически все социальные институты, однако особая роль принадлежит семье, школе, государству и его учреждениям (Инспекциям по делам несовершеннолетних, Комиссиям по делам несовершеннолетних, и др.). Факторами, способствующими эффективности социального контроля девиантного поведения могут выступать: создание эффективной системы превентивно-профилактических мер; повышение социокультурного и воспитательного уровня общества; контроль за СМИ; подготовка специалистов для работы с девиантами; создание системы социальной помощи, социально-психологической реабилитации лиц с разного рода девиациями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На сегодняшний  день, нет единой точки зрения на определение понятия девиантного поведения и насколько оно является патологическим. Существуют разные подходы к определению девиантного поведения, которые исходят из различного понимания нормы: социологический, психологический и биологический. Тем не менее, все ученые сходятся во мнении, что к отклоняющемуся поведению относятся различные действия подростков агрессивного, антисоциального, аддиктивного  характера (алкоголизм, токсико- и наркомания), различные правонарушения, и такие типично подростковые реакции, как реакция оппозиции, побеги из дома.

Отклоняющееся: агрессивное или замкнутое поведение  подростков является одной из острейших  социальных проблем нашего времени. Особую тревогу вызывает не только растущая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их жестокость, агрессивность. Девиантное поведение подростков становится источником душевных страданий не только родителей, но самих подростков, которые нередко сами становятся жертвами со стороны сверстников.

Информация о работе Девиантное поведение подростков