Деятельность и педагогические взгляды А.С. Симонович и Я.М. Симонович

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 17:26, реферат

Краткое описание

Деятельность и педагогические взгляды Аделаиды Семеновны Симонович (1840-1933) и её мужа врача Я. М. Симонович (1840—1883),: идея общественного дошкольного воспитания; опыт работы детского сада А.С. Симонович, особенности организации воспитательно-образовательной работы; общественно-педагогическая работа А.С. Симонович, основные произведения. А.С. Симонович о цели воспитания, о роли матери в воспитании ребенка, о роли дошкольного периода в развитии личности ребенка; о целях, задачах и системе работы детского сада; о личности воспитателя.

Содержание

Введение
1. Деятельность и педагогические взгляды А.С. Симонович и Я.М. Симонович.
1.1. Общепедагогические взгляды.
2. Детский сад А.С. Симонович.
2.1. Опыт работы детского сада А.С. Симонович.
2.2. Воспитательная работа в детском саду.
Заключение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по истор. пед.docx

— 32.47 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

    1. Деятельность и педагогические взгляды А.С. Симонович и Я.М. Симонович.
    1. Общепедагогические взгляды.
    1. Детский сад А.С. Симонович.
    1. Опыт работы детского сада А.С. Симонович.
    1. Воспитательная работа в детском саду.

Заключение.

Литература.

 

Введение

Деятельность и педагогические взгляды Аделаиды Семеновны Симонович (1840-1933) и её мужа врача Я. М. Симонович (1840—1883),: идея общественного дошкольного воспитания; опыт работы детского сада А.С. Симонович, особенности организации воспитательно-образовательной работы; общественно-педагогическая работа А.С. Симонович, основные произведения. А.С. Симонович о цели воспитания, о роли матери в воспитании ребенка, о роли дошкольного периода в развитии личности ребенка; о целях, задачах и системе работы детского сада; о личности воспитателя. Вклад А.С. Симонович в развитие дошкольной педагогики в России.  

  1. Деятельность и педагогические взгляды А.С. Симонович и Я.М. Симонович

Видная деятельница общественно-педагогического  движения 60-х гг. XIX в. Аделаида Семеновна Симонович (1840-1933), предварительно ознакомившись с работой детских садов Швейцарии, в 1866 г. вместе с мужем   Я.М. Симонович открыла в Петербурге для детей интеллигенции платный детский сад и начала издавать первый в России журнал по дошкольному воспитанию «Детский сад».

Изучая особенности детей, она убедилась в невозможности  правильного воспитания по системе  Фребеля и обратилась к идее народного воспитания, предложенной К. Д. Ушинским.

А. С. Симонович считала, что  до 3 лет дети должны получать воспитание в семье при активном участии  матери, а в возрасте от 3 до 8 лет  семье должен помогать детский сад. 
Рассматривая детский сад как «связывающее звено между семьей и школой», она полагала, что он должен готовить детей к школьному обучению. По ее мнению, занятия в детском саду должны иметь характер игры.

 В старшем дошкольном  возрасте вводится более систематическая  подготовка к школе в специальном  элементарном классе. Ребенок, продолжая  играть, одновременно привыкает  к усидчивости, знакомится с  азбукой, письмом и счетом. Занятия  в элементарном классе должны  быть построены так, чтобы сформировать  у детей радостное предвкушение  школьных уроков. 
Успех работы детского сада во многом зависит от личности воспитательницы, к которой А. С. Симонович предъявляла большие требования.

По ее словам, «детская садовница» должна быть образована, энергична, бодра, весела, строга, но не злопамятна, взыскательна, но не придирчива. Она должна знать природу детей. По мнению А. С. Симонович, от степени умственного и нравственного развития садовницы зависит характер и направление детского сада. 
Установив определенную систему игр и занятий с детьми 5-7 лет по недельному расписанию, А. С. Симонович тем не менее считала возможным в связи с новыми событиями или настроениями воспитанников идти на некоторые отступления от расписания. Будучи не удовлетворенной фребелевской методикой проведения игр и занятий, она подготовила собственные примерные методические разработки по родиноведению, подвижным играм и гимнастике, рассказыванию, рисованию и выкладыванию, конструированию, вырезыванию, плетению и другим видам работы, считала необходимым привлекать детей к выполнению некоторых обязанностей (например, к дежурствам), приучать к взаимопомощи и товариществу, к ограничению своих желаний. 
Деятельность А. С. Симонович оказала положительное влияние на развитие русской дошкольной педагогики.

 

1.1. Общепедагогические взгляды

А. С. Симонович делила педагогику как науку на теоретическую, определяющую цель, задачи и сущность процесса воспитания, и на практическую — искусство, цель которого, по ее словам, поставить ребенка  в наиболее выгодную среду для  развития его индивидуальности.

 Руководствуясь взглядами К.  Д. Ушинского, А. С. Симонович  считала, что теоретическая педагогика  должна строиться на изучении  физического и психического развития  ребенка. Как и многие русские  педагоги, она давала абстрактное,  слишком широкое определение  главной цели воспитания, считала  ее неизменной для всех времен.

«Цель,— писала она,— воспитать поколение самобытное, энергичное, честное, трудолюбивое, заботящееся как о самом себе, так и о благоденствии других людей, поколение, не стоящее в противоречии с самим собой, т. е. поколение счастливое и стремящееся постоянно к усовершенствованию в жизни».. А. С. Симонович указывала, что первоосновы развития самобытной личности будущего полезного члена общества закладываются матерью в семейном воспитании детей.

Роль и задачи матери в воспитании ребенка она определяла также в духе высказываний К. Д. Ушинского: «Мать должна внушить ребенку те воззрения, которые заставят его всецело отдаться жизни и работать на общую пользу, и работать так, как требует личный взгляд на состояние общества, а не взгляд наиболее выгодный. Мать должна воспитать у ребенка дух честности, самоотверженности».

Воспитание детей следует начинать с рождения и постоянно усложнять, считала Симонович; важное значение имеет дошкольный возраст, когда происходит усиленное развитие всех жизненных сил и способностей детей и подготовка их в процессе воспитания к школьному обучению. А. С. Симонович высказывалась за единство процесса воспитания и обучения. «Обучение—одно из вспомогательных средств воспитания,— писала она.— Посредством обучения, начиная с раннего возраста, приобретаются элементарные знания, развиваются умственные способности и нравственные силы ребенка».

А. С. Симонович не отрицала значения наследственности в развитии личности, однако она и не преувеличивала ее роли. Родившийся ребенок, утверждала она, обладает известной индивидуальностью, имеет наследственные задатки, для  развития которых необходимы внешние  благоприятные условия и воспитание, иначе они останутся неразвитыми, зачахнут; путем воспитания к тому же многое можно изменить в прирожденных индивидуальных задатках. А. С. Симонович правильно указывала, что воспитание детей является не частным делом, а общественной обязанностью родителей и что для правильного ее выполнения требуются соответствующая обстановка и надлежащие материальные условия жизни, а также хотя бы элементарное знание родителями педагогической науки.

Учитывая важность дошкольного  периода в развитии личности ребенка, А. С. Симонович считала, что воспитание детей до школы должно протекать дома и в детском саду. «От трех лет дальнейшее пребывание в семье оказывается уже вредно для ребенка. Он нуждается в товарищах для игр и занятий». В этом возрасте необходимо ребенку посещать детский сад. Находясь под влиянием идей 60-х годов XIX в. о праве женщин на самостоятельный общественный труд, А. С. Симонович настаивала на том, чтобы женщины не замыкались в узкой сфере семейной жизни: «Женщина должна работать непосредственно не для одной семьи, а для всех». На помощь женщине в деле воспитания детей дошкольного возраста должны прийти детские сады.

 

2. Детский сад А.С. Симонович

А. С. Симонович следующим образом  определила цель и назначение детского сада: «Детский сад есть воспитательное заведение для малолетних детей от 3 до 7 лет без различия сословий, религии и пола. Он не есть заведение, в котором дети только играют между собой, как дома, не руководимые никем; точно так же он не есть учреждение, в котором имеется только надзор за поведением детей, чтобы не шалили. Цель детского сада — физическое, умственное и последовательно нравственное развитие детей. Он дополняет таким образом недостаточное (по многим причинам) семейное воспитание и вместе с тем подготовляет ребенка к поступлению в школу. Поэтому детский сад есть связывающее звено между семьей и школой».

Исторически прогрессивными положениями  в данной формулировке цели и назначения детского сада были указания на прием детей без различия пола и вероисповедания, на установление связи детского сада с семьей и школой. А. С. Симонович стремилась установить общие и специальные задачи детского сада и начальной школы, исходя из психологических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Она указывала, что развитие личности ребенка в процессе воспитания идет непрерывно, воспитательно-образовательные задачи усложняются по возрастам.

Задачи детского сада, вытекающие из особенностей возрастного развития детей, сформулированы ею следующим образом: «Пребывание в детском саду дает детям общий уровень развития... Детский сад подготовляет детей в школу. Между занятиями школы и детского сада проведена строгая черта: школа занимается серьезно наукой, и детский сад, если хотите, серьезно игрою. В школе обращается внимание на преподаваемый предмет, а в детском саду на ребенка, а предмет играет второстепенную роль, он есть только средство для достижения цели... Ребенок в этом возрасте любит жизнь подвижную. Все вокруг него играет и все сотворено для игры... Всестороннее, гармоническое развитие всех органов тела — вот воспитание детского, сада».

 

2.1 Опыт работы детского сада А.С. Симонович

В старшем дошкольном возрасте вводится более систематическая  подготовка к школе в специальном  элементарном классе. Ребенок, продолжая  играть, одновременно привыкает к  усидчивости, знакомится с азбукой, письмом и счетом. Занятия в  элементарном классе должны быть построены  так, чтобы сформировать у детей  радостное предвкушение школьных уроков.

В младшей группе детского сада с детьми трех-четырехлетнего возраста Симонович строила работу, как в семье, проводила с ними в основном индивидуальные игры и занятия. Общие занятия детей в младшей группе были редкими.

Симонович заметила, что  малыши любят перетаскивать, складывать, разбирать, устанавливать предметы обстановки, строительные материалы, любят  играть с куклами (индивидуально  или группами в 2-3 человека). Она заметила также, что у детей этого возраста нет еще устойчивых интересов  в играх и занятиях; почти все  они очень подвижны, а больше всего  их интересует лепка, рисование, самостоятельные  постройки из кубиков, выкладывание колец.

Занятия в старшей группе, с пяти-шестилетними детьми, которой руководил Я.М. Симонович, имели природоведческий уклон.

Я.М. Симонович проводил понятные детям физические опыты, ходил с  ними на экскурсии к реке, в парки  и т.д., во время которых дети наблюдали  природу, изменения, происходящие в  ней. Прогулки и экскурсии сопровождались беседами, собиранием разных предметов - растений, камешков и т.п. На последующих  занятиях Я.М. Симонович читал детям  статейки и рассказы, которые углубляли  полученные ими знания.

Весной, летом и осенью дети работали в саду. Они сажали цветы, выращивали некоторые овощи, наблюдали за обитателями сада - птицами, насекомыми, мышами и т.д., изучали  их повадки. Я.М. Симонович организовывал также с детьми экскурсии в ближайшие мастерские (сапожную, слесарную и др.), рассказывал им о родине. Все занятия проходили оживленно, весело, интересно, давали детям элементарные знания, подготовляли их к школьному обучению.

В детском саду Симоновичей  все было приспособлено для творческой педагогической работы: удобное расположение просторных, светлых комнат с балконами, сад и площадки для игр и занятий детей на воздухе.

Симоновичи стремились приспособить содержание работы детского сада к  русским условиям. Они ввели подвижные  игры, которые отражали отдельные  виды труда и моменты быта русского народа и сопровождались русскими народными  песнями. Изменились и строительные занятия: старшие дети строили избу из заранее подготовленных небольших  бревен (крупный строительный материал) и затем играли в этой избе. Строительные занятия, по свидетельству многих посетителей  детского сада, очень увлекали детей, проходили дружно, оживленно, воспитывали  у них чувство взаимопомощи и  товарищества.

Характерной особенностью детского сада Симонович было отсутствие в  нем религиозного воспитания детей. В журнале «Детский сад» не было напечатано ни одной статьи па религиозные темы.

Из-за недостатка средств  в 1869 г. детский сад был закрыт, а издание журнала «Детский сад» передано в другие руки.

В период 1866—1869 гг. А. С. и  Я. М. Симоновичи вели большую общественно-педагогическую работу: участвовали в работе Комиссии детских садов при С. -Петербургском  педагогическом собрании, выступали  с докладами по вопросам дошкольного  воспитания, оказывали методическую помощь воспитательницам детских садов  разных городов, например Воронежа. В  этом городе при активном участии  известного педагога Н. Ф. Бунакова в 1868 г. был открыт детский сад, тесно связанный с элементарной школой.

С 1870 г. Симоновичи переехали  на Кавказ. В этом году А. С. Симонович  открыла в Тифлисе платный  детский сад и элементарную школу, которые просуществовали до 1874 г. Там воспитывалось и обучалось 60 детей в возрасте от 4 до 14 лет  — грузины, армяне, русские. Плату за детей бедных родителей вносили благотворительные организации.

В целях пропаганды идеи общественного воспитания и некоторой  помощи практическим работникам первых-детских  садов в России А. С. Симонович  издала в 1874 г. книгу «Практические заметки об индивидуальном и общественном воспитании маленьких детей» (т. I и II), состоящую частью из исправленных и дополненных статей, печатавшихся в журнале «Детский сад» в период 1866—1869 гг. и частью написанных специально для этого издания. В 1907 г. ею была выпущена книга «Детский сад» (практическое руководство для детских садов) — переработанное издание вышеупомянутого сборника. Педагогическая деятельность А. С. Симонович продолжалась более сорока лет; она умерла в глубокой старости, уже при Советской власти.

Информация о работе Деятельность и педагогические взгляды А.С. Симонович и Я.М. Симонович