Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 18:21, контрольная работа
Социологические исследования показывают, что когда в процессе социализации используют исключительно авторитарное давление, рассчитанное на слепое подчинение, то человек, попавший затем в нестандартную критическую ситуацию и оказавшийся без начальника, не может найти правильный выход. Результатом такого кризиса социализации может быть не только невыполнение задания, но и стресс, шизофрения, самоубийство. Причина этих явлений кроется в упрощенных представлениях о реальности, страх и подозрительность, недостаток эмпатии (сопереживания), конформизм личности, сформированные при неудачной социализации.
Например,
на основании изучения клинических,
психологических и социальных факторов
риска социальной дезадаптации по литературным
источникам нами выделены три группы
динамического наблюдения подростков
с расстройствами поведения (14, с. 68).
1-ю группу составили подростки, не нуждающихся
в психиатрической помощи, которым, в случае
возникновения поведенческих нарушений
(«ситуация предболезни»), показана психологическая
и педагогическая коррекция.
Во 2-ю группу включены подростки, формирование
расстройств поведения у которых соответствует
«периоду» предболезни, что обусловливает
необходимость консультативной специализированной
помощи.
3-я группа представлена подростками в
«состоянии» предболезни, нуждающимися
в лонгитудинальном наблюдении и относящимися
к «группе риска».
Для каждого периода наблюдения проведение
коррекции девиантного поведения предполагает
участие специалистов, определяемое условиями
и задачами помощи (14, с. 75).
На 1-м этапе задачи коррекции девиантного
поведения могут быть выполнены психологом
и педагогом, на 2-м необходимо привлечение
психиатра-психотерапевта, роль которого
является ведущей для коррекции девиантного
поведения в целом, и на 3-м предполагается
участие социального работника и юриста
(27, с. 72).
Компоненты успешной профилактики и коррекции
девиантного поведения подростков:
Ø социальный (понимание подростком ценности
социально-психологического здоровья);
Ø когнитивный (совокупность знаний, проявляющихся
в стремлении подростка к осмыслению своих
личностных возможностей);
Ø эмоциональный (эмоциональная стабильность,
самоконтроль эмоциональных реакций,
в сложных жизненных ситуациях);
Ø поведенческий (совокупность паттернов
как альтернативы негативным проявлениям
молодежной среды, самоорганизации учебной,
досуговой деятельности).
Каждый компонент можно оценить через
соответствующий критерий и показатели
этого проявления:
- мотивационно-ценностный (позитивный
настрой подростка на ведение здорового
образа жизни, стремление к овладению
социальными видами деятельности);
- социальный (становление системы знаний
об основах здорового образа жизни);
- аффективный (саморегуляция эмоционального
состояния в трудных жизненных ситуациях);
- деятельностный (самореализация личностного
потенциала в социуме, реализация индивидуального
стиля в социальных видах жизнедеятельности).
Основными модулями модели выступают:
содержательно-проблемный – формирование
у учащихся теоретических знаний основ
правового поведения; овладение знаниями,
умениями, навыками по организации социально-значимой
деятельности, овладение основами здорового
образа жизни. Методический модуль – интегрирование
основ правовых знаний в профилактику
и коррекцию девиантного поведения подростков;
обучение основам самоорганизации досуговой
деятельности подростков; вовлечение
подростков в кружки и секции; проведение
экскурсий, спортивных мероприятий, дней
здоровья; консультативная работа психологического
кабинета (29, с. 16).
4. Способы профилактики
Профилактика
девиантного поведения несовершеннолетних,
как непрерывно действующая система, имеет
следующие основные этапы: этап ранней
профилактики, этап непосредственной
профилактики, этап профилактики предпреступного
поведения, характеризуемые задачами:
а) оздоровить среду и оказать помощь несовершеннолетним,
оказавшимся в неблагоприятных условиях
жизни и воспитания, еще до того, как отрицательное
действие этих условий существенно скажется
на поведении таких лиц (этап ранней профилактики);
б) не допустить переход на преступный
путь и обеспечить исправление лиц со
значительной уже степенью дезадаптации,
совершающих правонарушения непреступного
характера (этап непосредственной профилактики);
в) не допустить переход на преступный
путь и создать условия для исправления
лиц, систематически совершающих правонарушения,
характер и интенсивность которых указывают
на вероятность совершения преступления
в ближайшем будущем (этап профилактики
предпреступного поведения).
Способами профилактики являются :
1. Обеспечение эффективного участия семьи.
Оно связано с развитием помощи семьям,
воспитывающим подростков в условиях
ниже прожиточного минимума, в условиях
отсутствия одного из родителей, болезни
или продолжительного отсутствия родителей
по характеру работы; защиты семей с подростками
от материальных и моральных последствий
безработицы родителей или вынужденной
смены мест работы; формированием в условиях,
когда многие семьи растерялись, потеряли
четкие представления о месте и задачах
семьи в воспитании подростков, знаний
прав и обязанностей в этой сфере, способов
их осуществления, возможностей получения
помощи от государственных органов, органов
местного самоуправления и общественности
в случаях, когда надо защитить права подростков
или пресечь негативное влияние на них
(7, с. 84-87).
2. Существенное значение имеет эффективная
помощь в создании жизненной перспективы
для подростков с физическими и психическими
аномалиями. Поскольку вероятность девиантного
поведения у них в 4-5 раз выше, чем в среднем
у несовершеннолетних, из-за неадаптированности
в нормальной среде, расширение сети учреждений,
социальной, медицинской и психологической
их адаптации, как и консультационной
помощи семье, имеющей таких подростков,
относится к числу первоочередных задач
(19, с. 106).
3. Совершенствование деятельности образовательных
учреждений. Это связано с предложениями
по восстановлению роли школы в жизни
подростков на основе педагогики диалога
и сотрудничества, совместной деятельности
с семьей, качественного повышения квалификации,
культурного и нравственного уровня педагогов
и создания для них материальных условий
и психологической атмосферы, которые
стимулировали бы их закрепление в школе
и реализацию воспитательного потенциала
образовательного учреждения (4, с. 53).
4. Деятельность органов, способствующих
трудоустройству подростков, не продолжающих
учебы, и их трудовой адаптации. В современных
условиях особенно важно обеспечить сохранение
преимуществ в приеме на работу подростков,
особого порядка их увольнения (исключения
из образовательных учреждений); сохранение
специальных должностных лиц по работе
с подростками на предприятии, а также
материального и морального поощрения
наставничества (2, с. 71).
5. Деятельность учреждений, организующих
досуг несовершеннолетних с выделением
специальных задач в отношении подростков
из неблагополучных семей, других групп
риска. В настоящее время наиболее актуальны
мероприятия, которые должны возобновить
деятельность сети клубных (культурно-воспитательных,
спортивных) учреждений для несовершеннолетних.
Одновременно через благотворительность,
добровольные фонды, общественные организации,
через источники финансирования в виде
местных налогов, отчислений от квартирной
и арендной платы необходимо развернуть
организацию новых учреждений этого типа.
Особенно велика здесь роль органов местного
самоуправления, наделенных широкими
полномочиями. С учетом того, что места
формирования группировок несовершеннолетних
по месту жительства - это микрорайоны
с особо низким уровнем культуры и возможностей
досуга молодежи, перечисленные выше мероприятия
еще более актуализируются в качестве
социальной основы профилактики (13, с.
78).
6. Развитие службы социальной защиты и
помощи семье и несовершеннолетним. Закон
«Об основах социального обслуживания»
выделяет в качестве одного из приоритетных
направлений деятельности социальной
службы помощь, поддержку, защиту несовершеннолетних
в трудной жизненной ситуации, связанной
с сиротством, безнадзорностью, малообеспеченностью,
конфликтами и жестоким обращением в семье,
отсутствием постоянного места жительства.
В этой связи в перечне учреждений социального
обслуживания предусматриваются территориальные
центры социальной помощи семье и детям,
социально-реабилитационные центры для
несовершеннолетних, центры помощи детям,
оставшимся без попечения родителей, социальные
приюты, детские дома-интернаты для детей
с физическим недостатками и умственно-отсталых
и т.д.
7. Участие добровольных фондов, общественных
организаций, общественных объединений
и движений. Зарубежный опыт свидетельствует
о том, что социальная защита семьи и несовершеннолетних,
поддержка и помощь детям из групп риска
в значительной степени может осуществляться
(включая подготовку и оплату кадров социальных
работников) на базе этих организаций
и объединений. К числу мер ранней профилактики
относятся: вовлечение родителей в педагогический
всеобуч; устройство детей в интернат,
группу продленного дня, назначение шефа;
материальная помощь из средств социальной
службы; беседа о правах и обязанностях
родителей; рассмотрение компетентными
органами материалов о ненадлежащем выполнении
родительских обязанностей; направление
на лечение и т.д. Выявление семей, нуждающихся
в помощи, и семей, в отношении которых
необходимо принять меры воздействия
в целях обеспечения нормальной обстановки,
осуществляют органы социальной защиты
и помощи семье и несовершеннолетним во
взаимодействии с образовательными учреждениями
и общественными объединениями (26, с. 32).
Таким образом, ранняя профилактика осуществляется
и с помощью некоторых запретительных
и ограничительных мер (например, запрет
порнографических фильмов и печатных
произведений, продажи алкогольных напитков
детям и подросткам), а также с помощью
правовой и педагогической пропаганды.