Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 18:21, контрольная работа
Социологические исследования показывают, что когда в процессе социализации используют исключительно авторитарное давление, рассчитанное на слепое подчинение, то человек, попавший затем в нестандартную критическую ситуацию и оказавшийся без начальника, не может найти правильный выход. Результатом такого кризиса социализации может быть не только невыполнение задания, но и стресс, шизофрения, самоубийство. Причина этих явлений кроется в упрощенных представлениях о реальности, страх и подозрительность, недостаток эмпатии (сопереживания), конформизм личности, сформированные при неудачной социализации.
Например, 
на основании изучения клинических, 
психологических и социальных факторов 
риска социальной дезадаптации по литературным 
источникам нами выделены три группы 
динамического наблюдения подростков 
с расстройствами поведения (14, с. 68).  
1-ю группу составили подростки, не нуждающихся 
в психиатрической помощи, которым, в случае 
возникновения поведенческих нарушений 
(«ситуация предболезни»), показана психологическая 
и педагогическая коррекция.  
Во 2-ю группу включены подростки, формирование 
расстройств поведения у которых соответствует 
«периоду» предболезни, что обусловливает 
необходимость консультативной специализированной 
помощи.  
3-я группа представлена подростками в 
«состоянии» предболезни, нуждающимися 
в лонгитудинальном наблюдении и относящимися 
к «группе риска». 
Для каждого периода наблюдения проведение 
коррекции девиантного поведения предполагает 
участие специалистов, определяемое условиями 
и задачами помощи (14, с. 75).  
На 1-м этапе задачи коррекции девиантного 
поведения могут быть выполнены психологом 
и педагогом, на 2-м необходимо привлечение 
психиатра-психотерапевта, роль которого 
является ведущей для коррекции девиантного 
поведения в целом, и на 3-м предполагается 
участие социального работника и юриста 
(27, с. 72). 
Компоненты успешной профилактики и коррекции 
девиантного поведения подростков:  
Ø социальный (понимание подростком ценности 
социально-психологического здоровья);  
Ø когнитивный (совокупность знаний, проявляющихся 
в стремлении подростка к осмыслению своих 
личностных возможностей);  
Ø эмоциональный (эмоциональная стабильность, 
самоконтроль эмоциональных реакций, 
в сложных жизненных ситуациях);  
Ø поведенческий (совокупность паттернов 
как альтернативы негативным проявлениям 
молодежной среды, самоорганизации учебной, 
досуговой деятельности).  
Каждый компонент можно оценить через 
соответствующий критерий и показатели 
этого проявления:  
- мотивационно-ценностный (позитивный 
настрой подростка на ведение здорового 
образа жизни, стремление к овладению 
социальными видами деятельности); 
- социальный (становление системы знаний 
об основах здорового образа жизни);  
- аффективный (саморегуляция эмоционального 
состояния в трудных жизненных ситуациях);  
- деятельностный (самореализация личностного 
потенциала в социуме, реализация индивидуального 
стиля в социальных видах жизнедеятельности). 
Основными модулями модели выступают: 
содержательно-проблемный – формирование 
у учащихся теоретических знаний основ 
правового поведения; овладение знаниями, 
умениями, навыками по организации социально-значимой 
деятельности, овладение основами здорового 
образа жизни. Методический модуль – интегрирование 
основ правовых знаний в профилактику 
и коррекцию девиантного поведения подростков; 
обучение основам самоорганизации досуговой 
деятельности подростков; вовлечение 
подростков в кружки и секции; проведение 
экскурсий, спортивных мероприятий, дней 
здоровья; консультативная работа психологического 
кабинета (29, с. 16).
4. Способы профилактики 
Профилактика 
девиантного поведения несовершеннолетних, 
как непрерывно действующая система, имеет 
следующие основные этапы: этап ранней 
профилактики, этап непосредственной 
профилактики, этап профилактики предпреступного 
поведения, характеризуемые задачами: 
а) оздоровить среду и оказать помощь несовершеннолетним, 
оказавшимся в неблагоприятных условиях 
жизни и воспитания, еще до того, как отрицательное 
действие этих условий существенно скажется 
на поведении таких лиц (этап ранней профилактики); 
б) не допустить переход на преступный 
путь и обеспечить исправление лиц со 
значительной уже степенью дезадаптации, 
совершающих правонарушения непреступного 
характера (этап непосредственной профилактики);  
в) не допустить переход на преступный 
путь и создать условия для исправления 
лиц, систематически совершающих правонарушения, 
характер и интенсивность которых указывают 
на вероятность совершения преступления 
в ближайшем будущем (этап профилактики 
предпреступного поведения). 
Способами профилактики являются : 
1. Обеспечение эффективного участия семьи. 
Оно связано с развитием помощи семьям, 
воспитывающим подростков в условиях 
ниже прожиточного минимума, в условиях 
отсутствия одного из родителей, болезни 
или продолжительного отсутствия родителей 
по характеру работы; защиты семей с подростками 
от материальных и моральных последствий 
безработицы родителей или вынужденной 
смены мест работы; формированием в условиях, 
когда многие семьи растерялись, потеряли 
четкие представления о месте и задачах 
семьи в воспитании подростков, знаний 
прав и обязанностей в этой сфере, способов 
их осуществления, возможностей получения 
помощи от государственных органов, органов 
местного самоуправления и общественности 
в случаях, когда надо защитить права подростков 
или пресечь негативное влияние на них 
(7, с. 84-87). 
2. Существенное значение имеет эффективная 
помощь в создании жизненной перспективы 
для подростков с физическими и психическими 
аномалиями. Поскольку вероятность девиантного 
поведения у них в 4-5 раз выше, чем в среднем 
у несовершеннолетних, из-за неадаптированности 
в нормальной среде, расширение сети учреждений, 
социальной, медицинской и психологической 
их адаптации, как и консультационной 
помощи семье, имеющей таких подростков, 
относится к числу первоочередных задач 
(19, с. 106). 
3. Совершенствование деятельности образовательных 
учреждений. Это связано с предложениями 
по восстановлению роли школы в жизни 
подростков на основе педагогики диалога 
и сотрудничества, совместной деятельности 
с семьей, качественного повышения квалификации, 
культурного и нравственного уровня педагогов 
и создания для них материальных условий 
и психологической атмосферы, которые 
стимулировали бы их закрепление в школе 
и реализацию воспитательного потенциала 
образовательного учреждения (4, с. 53). 
4. Деятельность органов, способствующих 
трудоустройству подростков, не продолжающих 
учебы, и их трудовой адаптации. В современных 
условиях особенно важно обеспечить сохранение 
преимуществ в приеме на работу подростков, 
особого порядка их увольнения (исключения 
из образовательных учреждений); сохранение 
специальных должностных лиц по работе 
с подростками на предприятии, а также 
материального и морального поощрения 
наставничества (2, с. 71).  
5. Деятельность учреждений, организующих 
досуг несовершеннолетних с выделением 
специальных задач в отношении подростков 
из неблагополучных семей, других групп 
риска. В настоящее время наиболее актуальны 
мероприятия, которые должны возобновить 
деятельность сети клубных (культурно-воспитательных, 
спортивных) учреждений для несовершеннолетних. 
Одновременно через благотворительность, 
добровольные фонды, общественные организации, 
через источники финансирования в виде 
местных налогов, отчислений от квартирной 
и арендной платы необходимо развернуть 
организацию новых учреждений этого типа. 
Особенно велика здесь роль органов местного 
самоуправления, наделенных широкими 
полномочиями. С учетом того, что места 
формирования группировок несовершеннолетних 
по месту жительства - это микрорайоны 
с особо низким уровнем культуры и возможностей 
досуга молодежи, перечисленные выше мероприятия 
еще более актуализируются в качестве 
социальной основы профилактики (13, с. 
78). 
6. Развитие службы социальной защиты и 
помощи семье и несовершеннолетним. Закон 
«Об основах социального обслуживания» 
выделяет в качестве одного из приоритетных 
направлений деятельности социальной 
службы помощь, поддержку, защиту несовершеннолетних 
в трудной жизненной ситуации, связанной 
с сиротством, безнадзорностью, малообеспеченностью, 
конфликтами и жестоким обращением в семье, 
отсутствием постоянного места жительства. 
В этой связи в перечне учреждений социального 
обслуживания предусматриваются территориальные 
центры социальной помощи семье и детям, 
социально-реабилитационные центры для 
несовершеннолетних, центры помощи детям, 
оставшимся без попечения родителей, социальные 
приюты, детские дома-интернаты для детей 
с физическим недостатками и умственно-отсталых 
и т.д. 
7. Участие добровольных фондов, общественных 
организаций, общественных объединений 
и движений. Зарубежный опыт свидетельствует 
о том, что социальная защита семьи и несовершеннолетних, 
поддержка и помощь детям из групп риска 
в значительной степени может осуществляться 
(включая подготовку и оплату кадров социальных 
работников) на базе этих организаций 
и объединений. К числу мер ранней профилактики 
относятся: вовлечение родителей в педагогический 
всеобуч; устройство детей в интернат, 
группу продленного дня, назначение шефа; 
материальная помощь из средств социальной 
службы; беседа о правах и обязанностях 
родителей; рассмотрение компетентными 
органами материалов о ненадлежащем выполнении 
родительских обязанностей; направление 
на лечение и т.д. Выявление семей, нуждающихся 
в помощи, и семей, в отношении которых 
необходимо принять меры воздействия 
в целях обеспечения нормальной обстановки, 
осуществляют органы социальной защиты 
и помощи семье и несовершеннолетним во 
взаимодействии с образовательными учреждениями 
и общественными объединениями (26, с. 32). 
Таким образом, ранняя профилактика осуществляется 
и с помощью некоторых запретительных 
и ограничительных мер (например, запрет 
порнографических фильмов и печатных 
произведений, продажи алкогольных напитков 
детям и подросткам), а также с помощью 
правовой и педагогической пропаганды.