Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 11:46, контрольная работа
В процессе обучения важную роль играет так называемая обратная связь, т.е. та информация, которая поступает от ученика к учителю и свидетельствует о ходе учения, затруднениях и достижениях учащихся в овладении знаниями, развитии умений и навыков, познавательных и иных способностей, качеств личности в целом. Канал обратной связи важен для учащихся, т.к. благодаря ему они могут видеть недостатки и достижения, получить оценку своей деятельности, советы по ее корректированию. Не менее важна обратная связь для учителя. Она позволяет ему диагностировать образовательный процесс, оценивать результаты, корректировать свои действия, строить последующий этап обучения на основе достигнутого на предшествующих, дифференцировать методы и задания с учетом индивидуального продвижения и развития учащихся.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Отделение заочного образования
Факультет коррекционной педагогики
Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ПРЕДМЕТУ «ПЕДАГОГИКА»
Тема: «Диагностика и контроль в обучении»
Выполнила студентка группы ЗФ–106/101–3–2
специальность «Логопедия»
Проверила к.п.н., доцент кафедры
педагогики и психологии
Челябинск 2014 г.
ВВЕДЕНИЕ
В процессе обучения важную роль играет так называемая обратная связь, т.е. та информация, которая поступает от ученика к учителю и свидетельствует о ходе учения, затруднениях и достижениях учащихся в овладении знаниями, развитии умений и навыков, познавательных и иных способностей, качеств личности в целом. Канал обратной связи важен для учащихся, т.к. благодаря ему они могут видеть недостатки и достижения, получить оценку своей деятельности, советы по ее корректированию. Не менее важна обратная связь для учителя. Она позволяет ему диагностировать образовательный процесс, оценивать результаты, корректировать свои действия, строить последующий этап обучения на основе достигнутого на предшествующих, дифференцировать методы и задания с учетом индивидуального продвижения и развития учащихся.
На основе обратной связи учитель осуществляет ряд близких, но все же различающихся действий и операций: проверку, контроль, учет, оценку результатов учебной деятельности, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий. Все эти действия входят в состав диагностики процесса и результатов обучения.
Педагогическая диагностика насчитывает столько же лет, сколько вся педагогическая деятельность. Данное понятие было предложено К. Ингенкампом по аналогии с медицинской и психологической диагностикой в 1968 г. в рамках одного научного проекта. По своим задачам, целям и сфере применения педагогическая диагностика самостоятельна. Она заимствовала свои методы и во многом образ мыслей у психологической диагностики.
Педагогическая диагностика сегодня все еще является скорее активно оспариваемой и неопределенной программой, нежели сформировавшейся научной дисциплиной. Поэтому неудивительно, что существуют различные определения научной диагностики. Различают диагностирование обученности, т.е. последствий достигнутых результатов, и обучаемости.
В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения.
Таким образом, педагогическая диагностика призвана, во – первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во – вторых, в интересах общества обеспечить правильное определение результатов обучения и, в третьих, руководствуясь выработанными критериями, свезти к минимуму ошибки при переводе учащихся из одной учебной группы в другую, при направлении их на различные курсы и выборе специализации обучения.
Актуальность проблемы контроля связана с достижением в последнее время определённых успехов в расширении сферы приложения контроля, возросли его возможности положительного влияния на учебно – педагогический процесс, возникли условия для рационализации самого контроля как составной части этого контроля.
Основные недостатки при осуществлении контроля знаний: неправильное понимание его функций, неоправданно переоценивается его роль в процессе обучения, контроль превращается в самоцель на уроке; использование однообразных методов контроля; субъективизм в выставлении оценок, отсутствие чётких, обоснованных критериев.
Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски необходимых форм контроля и его организация – это важнейшая задача педагога. Кого, когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нужно спросить и оценить – всё это должно быть продуманно учителем при подготовке к уроку. На ряду с этим следует продумать, чем должны заниматься учащиеся во время опроса их товарища. У каждого учителя должна быть своя система контроля, она должна включать разнообразные средства и приёмы работы, что бы учащиеся понимали, что учитель постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями.
Следует заметить, что основным компонентом содержания обучения ему являются не столько знания, сколько навыки и умения. При их формировании на первый план выдвигается такой способ обучения, как подкрепление. Успешное становление навыка не возможно без того, чтобы учащийся не знал, правильны ли его действия или нет. Не получая такой информации извне (главным образом от учителя), он даёт оценку своим действиям сам, что не редко закрепляет ошибочные действия и формирует у школьников правильные навыки. При формировании речевых навыков и умений оценку действиям учащегося должен давать учитель. Оценка действий учащегося и есть подкрепление. Но осуществить подкрепление нельзя без наблюдений за действиями учащегося или без ознакомления с их результатами. Кроме того, для того что бы оценка была правильной, необходимо квалифицированное наблюдение, которое и представляет собой контроль.
Из сказанного ясно, почему контроль в обучении приобретает особое значение и требует более полного теоретического обоснования.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ
Систематическое наблюдение учителя за своими учениками уже является диагностической деятельностью.
Термин «диагностика» происходит от греческого dia – «прозрачный» и gnosis – «знание»; вместе получается diagnostikos – «распознающий». Данный термин пришёл из медицины, где он означает распознавание заболеваний. В наши дни мы говорим о психологической, педагогической, экономической и даже технической диагностике. Диагностика является неотъемлемым компонентом всех управляющих систем.
В общем смысле диагностика – это распознавание состояния какого – либо объекта, которое основывается на ранее зафиксированных диагностических признаках, эталонах.
Педагогической диагностикой называют также отрасль педагогики, изучающую принципы и методы диагностики.
Педагогическая диагностика является неотъемлемой составной частью процесса обучения, воспитания, управления школой и образованием.
Целью педагогической диагностики в процессе обучения является своевременное выявление, оценка и анализ течения процесса обучения в связи с продуктивностью последнего.
Задачи педагогической диагностики обучения:
- оптимизировать процесс
обучения «оценить качество
- обеспечить, в интересах
общества и личности, правильное
определение результатов
- руководствуясь выбранными
критериями, свезти к минимуму
педагогические ошибки в
- способствовать формированию
единых педагогических позиций
и требований к учащимся и
учителям в учреждении
- способствовать организации
самообразования учащихся и
Виды педагогической диагностики в процессе обучения:
1.По продолжительности:
а) кратковременная;
б) длительная (лонгитюдная).
2.По критерию системности:
а) эпизодическая (ситуативная);
б) системная.
Системная лонгитюдная диагностика носит название «мониторинг» («отслеживание»).
3.По характеру выражения результатов:
а) качественная;
б) количественная (количественные изменения в педагогике, а также отрасль педагогической диагностики, которая их изучает, называются педагогическая квалиметрия).
Процедура педагогической диагностики в процессе обучения включает следующие стадии:
1)контроль;
2)накопление статистических данных;
3)их анализ;
4)выявление динамики, тенденций.
В педагогической диагностике также важно определить качество результатов измерения. Разработаны соответствующие критерии, которые позволяют дать оценку качеству измерения.
Важнейшими из них являются:
- объективность,
- надёжность,
- валидность.
Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся являются объективность, систематичность, наглядность (гласность). Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым. Практически объективность диагностирования означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования педагогов, осуществляющих диагностирование.
Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса – от начального восприятия знаний и до их практического применения.
Систематичность заключается в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении.
Принцип наглядности заключается прежде всего, в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнимый характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка – это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога. Необходимым условием реализации принципа является также объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованных людей, составление перспективных планов ликвидации пробелов.
Система диагностирования, контроля, проверки и оценивания знаний.
Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их обучение.
Первым звеном в системе проверки следует считать предварительное выявление уровня знания обучаемых. Как правило, оно осуществляется в начале учебного года, чтобы определить знание учащимися важнейших (узловых) элементов курса предшествующего учебного года. Предварительная проверка сочетается с так называемым компенсационным обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях и умениях. Такая проверка возможна и уместна не только в начале учебного года, но и в середине, когда начинается изучение нового раздела.
Вторым звеном проверки знаний является их текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Хотя она и осуществляется из урока в урок, но обеспечивает возможность диагностирования усвоения обучаемыми лишь отдельных элементов учебной программы. Главная функция текущей проверки – обучающая. Методы и формы такой проверки могут быть различными, они зависят от таких факторов, как содержание учебного материала, его сложность, возраст и уровень подготовки обучаемого, уровень и цели обучения, конкретные условия.
Третьим звеном проверки знаний, умений является повторная проверка, которая, как и текущая, должна быть тематической. Параллельно с изучением нового материала учащиеся повторяют изученный ранее. Повторная проверка способствует упрочению знаний, но не дает возможности характеризовать динамику учебной работы, диагностировать уровень прочности усвоения. Надлежащий эффект такая проверка дает лишь при сочетании ее с другими видами и методами диагностирования.
Четвертое звено в системе – периодическая проверка знаний, умений обучаемых по целому разделу или значительной теме курса. Цель такой проверки – диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса.
Пятым звеном в системе является итоговая проверка и учет знаний, умения обучаемых, приобретенных им на всех этапах дидактического процесса.
Это, прежде всего, диагностирование уровня (качества) фактической обучаемости и ее соответствия цели, поставленной на данном этапе.
Специальным видом является комплексная проверка. С ее помощью диагностируется способность обучаемых применять полученные при изучении различных учебных предметов знания и умения для решения практических задач. Главная функция комплексной проверки – диагностирование качества реализации межпредметных связей. Практическим критерием комплексной проверки чаще всего выступает способность обучаемых объяснять явления, процессы, события, опираясь на сведения, почерпнутых из всех изученных предметов.