Диагностика и контроль в обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 11:46, контрольная работа

Краткое описание

В процессе обучения важную роль играет так называемая обратная связь, т.е. та информация, которая поступает от ученика к учителю и свидетельствует о ходе учения, затруднениях и достижениях учащихся в овладении знаниями, развитии умений и навыков, познавательных и иных способностей, качеств личности в целом. Канал обратной связи важен для учащихся, т.к. благодаря ему они могут видеть недостатки и достижения, получить оценку своей деятельности, советы по ее корректированию. Не менее важна обратная связь для учителя. Она позволяет ему диагностировать образовательный процесс, оценивать результаты, корректировать свои действия, строить последующий этап обучения на основе достигнутого на предшествующих, дифференцировать методы и задания с учетом индивидуального продвижения и развития учащихся.

Вложенные файлы: 1 файл

контр.раб. по педагогики.docx

— 66.68 Кб (Скачать файл)

Диагностирование обучаемости.

 

 Диагностирование обученности неотделимо от диагностирования обучаемости, поскольку правильное представление о достигнутых результатах может быть получено только в связи с условиями их достижения.

 

Обучаемость – это способность учащегося овладевать заданным содержанием обучения.

 

Важнейшими компонентами понятия обучаемости являются следующие:

- потенциальные возможности  обучаемого;

- фонд действенных знаний (тезаурус);

- обобщенность мышления;

- темпы продвижения в  обучении (усвоение знаний).

 

Потенциальные возможности как фактор включают в себя индивидуальные характеристики обучаемого. Среди них – восприимчивость, готовность к умственному труду, способность учиться, успешность познавательной деятельности и др. Более всего важны сформированность умственных действий, широта знаний, общая эрудиция обучаемых, их языковое развитие, уровень усвоения знаний, умений и др.

 

Обобщенность мышления – еще один определяющий комплексный фактор, ответственный за качество познавательного процесса. Такие характеристики мышления, как сила, гибкость, самостоятельность, экономичность и др., существенно определяют возможности и преимущества каждой личности в обучении.

 

Фактор темпов логично рассматривать как продолжение предыдущих, потому что все преимущества личности, имеющей более высокую обучаемость перед личностью с более низкой характеристикой данного качества, практически сводятся к разнице в темпах освоения знаний, умений, продвижения в обучении и прироста результатов. На темпы влияют и потенциальные возможности обучаемых, и фонд их действенных знаний, умений, и их характеристики мышления. Отсюда именно темпы являются определяющей характеристикой обучаемости. К повышению темпов и снижению затрат времени в конечном итоге сводится вся экономия в обучении.

 

Тестирование – одна из методик педагогической диагностики.

 

Из всех существующих на сегодняшний день методик диагностирования самой перспективной считается тестирование.

Слово «тест» английского происхождения и на языке оригинала означает «испытание», «проверка».

Тесты предназначены для проверки и оценки уровня знаний, навыков и умений учащихся в процессе обучения.

Правильно составленные тесты обученности должны удовлетворять ряду требований.

Они должны быть:

- относительно краткосрочными, т.е. не требовать больших затрат времени;

- однозначными, т.е. не допускать произвольного толкования тестового задания;

- правильными, т.е. исключать возможность формулирования многозначных ответов;

- относительно краткими, требующими сжатых ответов;

- информационными, т.е. такими, которые обеспечивают возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста с порядковой или интервальной шкалой измерений;

- удобными, т.е. пригодные для быстрой математической обработки результатов;

- стандартными, т.е. пригодными для широкого практического использования – измерения уровня обученности возможно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения.

 

Тесты предлагаются учащимся в письменном виде (бланочные тесты) или с помощью компьютера (компьютерные тесты). Компьютер в отличие от письменных проверок, позволяет немедленно оценить результаты тестирования.

Тестирование проводится как с отдельными лицами, так и в группах. В педагогике доминируют групповые тесты, проводимые в школьных классах, так как они являются наиболее экономными для преподавателя. Использование индивидуальных тестов (не считая интеллекта, которые проводит преподаватель-консультант) рекомендуется только тогда, когда исследуемое поведение, например чтение вслух, произношение и т.п., невозможно измерить в условиях групповой проверки.

Тесты обученности, или, как их еще называют, школьные тесты, - это всего лишь одна из разновидностей психологических и педагогических испытаний для диагностирования различных сторон развития и формирования личности. Если в основу классификации тестов положить различные аспекты (компоненты) развития и формирования человеческих качеств, то она будет выглядеть следующим образом:

- тесты общих умственных  способностей, умственного развития;

- тесты специальных способностей  в различных областях деятельности;

- тесты обученности, успеваемости, академических достижений;

- тесты для определения  отдельных качеств личности (памяти, мышления, характера и др.);

- тесты для определения  уровня воспитанности (сформированности общечеловеческих, нравственных, социальных и других качеств).

Применение тех или иных тестов будет наиболее эффективным и обеспечит надёжные выводы лишь при условии правильного их сочетания со всеми другими группами тестов. Поэтому тестовые испытания всегда имеют комплексный характер.

 

Дидактический тест (тест учебных достижений) должен удовлетворять следующим показателям:

1 Адекватность.

Тест является адекватным если он точно соответствует изученному содержанию учебного материала, а также уровню сложности, на котором, согласно образовательному стандарту и учебной программе, должен быть усвоен данный материал учащимися.

2 Простота.

Это значит, что инструкция и тестовые задания формулируются предельно ясно и чётко. В тесте не должно быть двусмысленных и туманных формулировок. Учащийся должен без труда понять, какие знания, навыки, умения т в каком объёме он должен продемонстрировать.

3 Валидность.

Это показатель того, соответствует ли тест тому, что он предназначен измерять.

4 Надёжность.

Надёжность показывает, на сколько можно верить результатам тестирования. Данный показатель вычисляется с помощью метода корреляционного анализа: испытуемым предлагается выполнить тест, а затем те же знания, навыки, умения проверяются и оцениваются с помощью других методов контроля (устный опрос, контрольная работа и др.); если имеется существенное расхождение оценок, то возникают сомнения в надёжности теста.

 

Чем больше заданий в тесте, тем больше его надёжность. Так, для теста, состоящего из 10 -12 однородных заданий на выбор варианта ответа надёжность очень мала: 20 – 30 %. Для того, что бы тест имел надёжность 70 – 75% (такой коэффициент надёжности считается достаточным для тестов, применяемых учителем в процессе обучения), должно быть не менее 30-40 заданий.

 

Основной структурной единицей теста является тестовое задание.

Типы тестовых заданий:

1.Тестовые задания открытого  типа. В них ученик сам записывает  ответ. Например, предлагается вставить  пропущенные слова. Или дано название  закона физики, а ученик должен  записать формулу, которой описывается  этот закон.

2.Тестовые задания закрытого  типа. В них ученик только осуществляет  выбор из предложенного множества  вариантов.

 

Уровни сложности тестовых заданий:

1 Задания на узнавание:

- задание с выбором  ответов, в которых требуется  указать номер (букву) правильного  ответа;

- Задание на установление  соответствия;

- Задания на установление  правильной последовательности.

2 Задания на понимание:

- закончить фразу;

- вставить пропущенные  слова.

3 Задания на применение:

- решить задачу и записать  ответ на бланке в предназначенное  для этого поле (окошечко);

- нарисовать (дорисовать) схему  какого – либо объекта.

4 Творческие задания (задания  на перенос)

Задания данного уровня мало распространены, так как творчество с трудом поддается стандартизации.

Если в дидактическом тесте все задания одного типа и уровня, то тест называется однородным (гомогенным). Если в тесте имеются задания разных типов или уровней, тест называется комбинированным (гетерогенным). В этом случае задания разных типов и уровней группируются, и тест делится на группы заданий: группа А, группа Б, группа В. Причём группы заданий следует размещать в тесте в порядке возрастания уровня сложности.

 

Таким образом, педагогическая диагностика является неотъемлемым компонентом образовательного процесса, с помощью которой определяется достижение поставленных целей. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬ В ОБУЧЕНИИ

 

Важным компонентом диагностирования является контроль. Контроль – это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков.

Контроль позволяет установить качество теоретических знаний и практических навыков и умений учащихся, способы их учебной деятельности, степень умственного развития, а также уровень педагогического мастерства учителя.

 

Контроль в свою очередь, включает в себя следующие звенья:

1)проверка (выявление и  измерение);

2)анализ;

3)коррекция;

4)оценка;

5)учет (выставление отметки  или другие формы фиксации  результатов обучения).

 

Принципы контроля:

1.Принцип объективности  – заключается в научно обоснованном  содержании контрольных вопросов  и заданий, равном, дружеском отношении  педагога ко всем учащимся, точном применении критериев оценки. Объективность контроля означает, что совпадают оценки, данные знаниям ученика разными педагогами при помощи разных методов и средств контроля.

Учитель несет ответственность за объективность контроля. Предвзятость, искусственное завышение или занижение отметок является большим педагогическим злом.

 

2.Принцип систематичности  требует регулярности и планомерности  контроля на всех этапах процесса  обучения. При этом должны сочетаться  различные виды, методы и формы  организации контроля.

 

3.Принцип гласности требует  проведения открытых испытаний  всех учащихся, а также оглашения  и мотивации оценок.

 

Другие требования, предъявляемые к контролю: контроль не должен быть формальным; контроль должен иметь выраженную обучающую, воспитывающую и развивающую направленность; контроль должен соединяться с самоконтролем. В некоторых западных странах контроль является добровольным.

 

Виды контроля:

1.Предварительный (вводный) контроль осуществляется в начале  учебного года, учебной четверти, раздела, темы.

Цель – актуализация ранее полученных учащимися знаний, установление связи между ранее усвоенным и новым материалом.

Например, принимая новый класс, учитель на уроке русского языка начинает свое знакомство с учащимися с диктанта. Ознакомив учащихся с результатами работы, учитель объясняет, что за эту работу он не будет выставлять отметки в классный журнал и дневники, но зато уже на следующий диктант каждый ученик получит в журнал  и в дневник две оценки: за общую грамотность и за то, как усвоен только что пройденный раздел грамматики.

 

2.Текущий (поурочный) контроль  осуществляется в процессе усвоения  каждой темы, из урока в урок. Этот контроль дает возможность своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении программного материала.

 

3.Периодический контроль подводит итоги работы за определенный период времени. Он осуществляется в конце четверти, полугодия.

 

4.Тематический контроль осуществляется по целому разделу или крупной теме и имеет целью систематизацию знаний обучаемых.

 

5.Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения. Он охватывает всю систему знаний, умений и навыков по предмету. К этому же виду контроля можно отнести выпускные и переводные экзамены.

 

6.Отсроченный контроль  – контроль остаточных знаний  и умений спустя какое-то время  после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться  от 3 месяцев до полугода и более). Он соответствует требованию  судить об эффективности процесса  по конечному результату.

 

При контроле используются различные методы. Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.

 

Методы контроля:

1.Устный опрос.

Это наиболее распространенный метод контроля в школьном обучении. Сущность его заключается в том, что учитель ставит вопросы учащимся по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам. По некоторым предметам (математика, русский язык и др.) устный опрос сочетается с выполнением устных и письменных упражнений (например, на доске отвечающим записываются примеры или ведутся расчеты).

Информация о работе Диагностика и контроль в обучении