Диагностика поведения детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть методы диагностики поведения детей.
Для достижений данной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
- дать определение понятию диагностики в педагогике;
- охарактеризовать основные методы педагогической диагностики;
- рассмотреть наблюдение как основной метод диагностики поведения ребенка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие диагностики в педагогике…………………………………….4
2. Методы педагогической диагностики………………………………….6
3. Наблюдение как основной метод диагностики поведения ребенка...13
Заключение………………………………………………………………..22
Список литературы……………………………………………………….24
Приложение……………………………………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

Диагностика.docx

— 57.30 Кб (Скачать файл)

Метод опроса в отношении  проблем развития ребенка осуществляется с применением опросников, т.е. методик, содержащих вопросы, на которые родители и педагоги должны ответить в свободной  форме (открытый тип опросника) или  выбрать из вариантов, предлагаемых в опроснике (закрытый тип). Опросники также могут содержать утверждения, с которыми родитель или педагог может согласиться или не согласиться. Например, опросник для воспитателей «Оценка особенностей развития ребенка дошкольного возраста», предлагаемый М.М. Семаго, предлагает оценку некоторых поведенческих характеристик ребенка с помощью количественных показателей. Он содержит 36 утверждений, сгруппированных по нескольким темам, с которыми педагог (родители) должны согласиться или нет. Каждое утверждение может получить одну из трех оценок: 0 баллов — данный признак поведения отсутствует, 1 балл − признак выражен в средней степени, 2 балла − признак выражен в значительной степени. Обследование завершается подсчетом общего количества баллов. Используя данный опросник, педагог на основе полученной суммы баллов может оценить степень выраженности у ребенка тех или иных поведенческих нарушений и сделать вывод о соответствии его развития норме.

Анализ продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних норм поведения и деятельности.

1. Самым распространенным  методом данной группы является  анализ документов. По форме фиксации  информации документы обычно  делятся на:

а) письменные (сведения изложены в форме буквенного текста);

б) содержащие статистические данные (форма изложения в основном цифровая);

в) иконографические (кино-, фото-, видеодокументы, картины и т.д.);

г) фонетические (магнитофониые записи, лазерные диски, грампластинки).

В последние годы появилось  большое число новых документальных источников для хранения письменной документации. Все более распространенным способом хранения и распространения  является представление информации в машиночитаемой форме на магнитных  носителях (лентах или гибких дисках) для ЭВМ.

2. По содержанию информации  документальные источники делятся  на:

а) нормативные документы (приказы, директивы, руководства, наставления  и инструкции, спецификации, стандарты (ГОСТы) и т.п.;

б) документы информационно-справочного, научного и литературного характера (справочные издания, базы данных, диссертации, отчеты по НИР, монографии, учебная  и методическая литература, художественная литература).

Одним из вариантов данного  метода является контент-анализ. Контент-анализ – метод изучения текстов, позволяющий по их содержанию определенно судить о психологии авторов этих текстов или тех людей, о которых говорится в тексте. Вследствие выделения определенных элементов (фактов, единиц анализа) и подсчета их частоты становится возможным статистическая обработка получаемых данных, а по соотношению этих частот делаются психологические выводы. Для каких целей педагогического анализа может применяться контент-анализ? Выделим главные из них:

- изучение через содержание сообщений особенностей их создателей – авторов; как отдельных личностей, так и группы, в том числе скрытых (порой неосознаваемых) проявлений и тенденций, дающих о себе знать лишь кумулятивно, в потоке сообщений;

- изучение педагогических  явлений, которые отражены в  содержании сообщений;

- изучение через содержание  сообщений особенностей их адресатов;

- изучение через содержание сообщений (и ответных на них сообщений) педагогических аспектов воздействия авторов на адресатов как представителей личных социальных микро- и макрогрупп, а также изучение успешности общения;

- обработка и уточнение данных, полученных другими методами (обработка открытых вопросов анкет и интервью, данных проективных методик и т.д.) [7, с. 115-116].

Потенциальными объектами  изучения могут быть любые документальные источники – книги, газеты, речи, письма, дневники, ответы на открытые вопросы  анкет и т.п. При этом подразумевается, что изучаемая характеристика определенным образом распределена в некоторой  массовой совокупности слов, фраз, параграфов, книг, авторов и т.д.

Содержание текста при  контент-анализе – совокупность имеющихся в нем сведений, оценок, объединенных в некую целостность единой концепцией, замыслом. В данном случае формализованный анализ документов имеет дело с текстом, но направлен он прежде всего на изучение той реальности, которая стоит за текстом.

Предмет биографического  метода – жизненный путь человека, в процессе которого формируется личность, происходит сложный процесс становления ребенка, формирование готовности к выполнению различных общественных функций, выработка индивидуальных ценностей, мировоззрения, характера и способностей человека. Основными источниками биографических данных являются официальные биографические документы (характеристики, отзывы, автобиографии) и практические результаты деятельности (активность в общественной работе, успешность в выполнении различных нормативов и заданий и т.п.). Биографические данные, полученные с помощью различных методов, для облегчения их последующего анализа упорядочиваются в хронологической табл. 1.

Таблица 1. – Хронологическая таблица

Хронология

Событие, факт

Характеристика

Оценка периода

       

 

 

Используя хронологическую  таблицу, проводят интерпретацию жизненного пути человека на основе динамического  анализа различных форм активности, установления последовательности зарождения свойств и особенностей личности, их выраженности, обусловленности теми или иными факторами биографии.

Основными направлениями  интерпретации биографического  материала являются:

- определение факторов  развития данного человека (среды  развития, деятельности и др.);

- определение индивидуальных  фаз жизненного пути;

- анализ структуры факторов  в каждой фазе;

- выявление связей между  фазами индивидуального развития.

Метод экспериментального изучения ребенка – более «молодой» по сравнению с методом наблюдения. При его использовании возможно многократное повторение процедуры исследования; проводится статистическая обработка данных; он требует меньших затрат времени на проведение. Метод эксперимента – сбор фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Эксперимент осуществляется с помощью специально подобранных экспериментальных методик. Их выбор и количество определяются задачей, которую необходимо решить исследователю с обязательным учетом требований по организации и проведению экспериментального изучения развития ребенка, а также уровня его обученности и воспитанности.

 

3. Наблюдение как основной метод диагностики поведения ребенка

 

Наблюдение – целеустремленный и планомерный сбор информации с последующей систематизацией фактов и формулированием выводов [6, с. 35].

Изучение естественного  поведения – одно из достоинств метода наблюдения. Активное или пассивное  наблюдение за ребенком организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями, т.е. в естественной для ребенка ситуации. С помощью метода наблюдения можно выявить и оценить такие составляющие деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные реакции, проявления тревожности. Наблюдения позволяют выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, опрятность в одежде, как он относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности его двигательного развития. Такая информация становится основанием для его последующего углубленного изучения.

Наблюдение является надежным методом, не требует специального оборудования и исключает дополнительную психоэмоциональную нагрузку ребенка. Вместе с тем использование  этого метода предполагает наличие  у педагога высокого уровня профессиональной подготовки и хорошего знания о педагогических особенностях детей. Для опытного специалиста  метод наблюдения очень важен  в процессе диагностики, но начинающий педагог должен проверять полученную при наблюдении информацию в ходе педагогического изучения ребенка.

Основные требования к  методу психолого-педагогического  наблюдения следующие.

  1. Наблюдение должно иметь определенную цель. Чем уже и точнее его цели, тем легче регистрировать результаты и делать достоверные заключения.
  2. Наблюдение должно проходить по заранее выработанному плану. Если речь идет о деятельности наблюдаемого, то надо заранее составить вопросник. Результаты подробно фиксируются записями, фотографиями, звукозаписями и т.д.
  3. Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены. Чем детальнее сформулированы вопросы об исследуемых признаках и чем точнее определены критерии оценок этих признаков, тем большую научную ценность имеют получаемые сведения.
  4. Психолого-педагогические явления следует наблюдать в реальных естественных условиях. Если, например, объект исследования – учебная работа учащихся на уроке, то рекомендуется выбирать второй, третий и четвертый уроки, так как на последних дает о себе знать усталость, а во время первого урока – некоторая сонливость. Нежелательно наблюдать эффективность учебной деятельности в конце учебной четверти, так как у школьников возможны признаки переутомления.
  5. Сведения, получаемые путем различных наблюдений, должны быть сопоставимыми: с применением одинаковых критериев, данных, полученных через равные промежутки времени, в одних и тех же оценках и др.
  6. Наблюдатель должен заранее знать, какие ошибки могут быть допущены при наблюдении и предупреждать их [4, с. 156-157].

Педагогическая наблюдательность учителя включает два взаимосвязанных  компонента: перцептивный и эмпатийный. Целенаправленное восприятие учителя, составляющее основу перцептивного  компонента наблюдательности, требует  известной тренировки и предполагает тонкую дифференцировку выразительных  движений лица, пантомимики школьников, т.е. «анализирующее наблюдение», которое поощрял и культивировал в своей педагогической деятельности А.С. Макаренко.

Эмпатия, как известно, характеризуется  способностью к отображению внутреннего  мира другого человека, его мыслей и чувств. Понимание и «эмоциональная сопричастность» являются не только результатом мышления или переживаемых чувств, но одновременно и результатом  наблюдений. Именно поэтому при характеристике и развитии педагогической наблюдательности в качестве одного из компонентов  нужно рассматривать способность  к эмпатии. Учитель должен уметь  становиться на точку зрения учащегося, имитировать его рассуждения, предвидеть возможные трудности в его  деятельности, понимать, как ученик воспринимает определенную ситуацию. Наблюдение служит тем источником, через который учитель может получить знания, необходимые для подобного отражения. В качестве самоконтроля правильности познания мира другого человека могут служить рефлексивные суждения. Следует подчеркнуть, что метод наблюдения – главный и наиболее доступный для учителя. Кроме того, он обеспечивает не только сбор и фиксирование наблюдаемых фактов, но и анализ причин, их порождающих.

Существенными недостатками метода наблюдения являются:

1) его длительность;

2) субъективность, которая проявляется в зависимости результатов наблюдения от профессионализма специалиста;

3) невозможность статистической  обработки результатов.  
Данные недостатки можно существенно нейтрализовать при сохранении достоинств метода, если сделать наблюдение формализованным, включив его в стандартизированную методику изучения психофизического развития ребенка. В этом случае вводится ограничение по выбору наблюдаемых показателей. В результате все обследуемые наблюдаются по заранее определенному набору признаков, степень выраженности которых оценивается определенным количественным показателем. В этом случае появляется возможность более четкого и полного сопоставления результатов различных наблюдений, исключается субъективность, может быть достигнуто единство качественного и количественного анализов фактов.

Наблюдение всегда начинается с постановки цели, которая помогает определить основные параметры наблюдения. Целью наблюдения является изучение ребенка как носителя тех или  иных психолого-педагогических особенностей и сопоставление результатов  наблюдения с известными признаками имеющихся у детей нарушений развития. Процедура наблюдения бывает различной в зависимости от ряда объективных и субъективных факторов – контингента наблюдаемых, характера изучаемых явлений и т.д. Педагог может войти в состав наблюдаемой группы детей, например, играть с ними (активное наблюдение), а может оставаться в позиции постороннего человека, наблюдающего со стороны (пассивное наблюдение).

Информация о работе Диагностика поведения детей