Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:03, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть методы диагностики поведения детей.
Для достижений данной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
- дать определение понятию диагностики в педагогике;
- охарактеризовать основные методы педагогической диагностики;
- рассмотреть наблюдение как основной метод диагностики поведения ребенка.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие диагностики в педагогике…………………………………….4
2. Методы педагогической диагностики………………………………….6
3. Наблюдение как основной метод диагностики поведения ребенка...13
Заключение………………………………………………………………..22
Список литературы……………………………………………………….24
Приложение……………………………………………………………….25
Метод опроса в отношении проблем развития ребенка осуществляется с применением опросников, т.е. методик, содержащих вопросы, на которые родители и педагоги должны ответить в свободной форме (открытый тип опросника) или выбрать из вариантов, предлагаемых в опроснике (закрытый тип). Опросники также могут содержать утверждения, с которыми родитель или педагог может согласиться или не согласиться. Например, опросник для воспитателей «Оценка особенностей развития ребенка дошкольного возраста», предлагаемый М.М. Семаго, предлагает оценку некоторых поведенческих характеристик ребенка с помощью количественных показателей. Он содержит 36 утверждений, сгруппированных по нескольким темам, с которыми педагог (родители) должны согласиться или нет. Каждое утверждение может получить одну из трех оценок: 0 баллов — данный признак поведения отсутствует, 1 балл − признак выражен в средней степени, 2 балла − признак выражен в значительной степени. Обследование завершается подсчетом общего количества баллов. Используя данный опросник, педагог на основе полученной суммы баллов может оценить степень выраженности у ребенка тех или иных поведенческих нарушений и сделать вывод о соответствии его развития норме.
Анализ продуктов деятельности
1. Самым распространенным
методом данной группы
а) письменные (сведения изложены в форме буквенного текста);
б) содержащие статистические данные (форма изложения в основном цифровая);
в) иконографические (кино-, фото-, видеодокументы, картины и т.д.);
г) фонетические (магнитофониые записи, лазерные диски, грампластинки).
В последние годы появилось
большое число новых
2. По содержанию информации
документальные источники
а) нормативные документы (приказы, директивы, руководства, наставления и инструкции, спецификации, стандарты (ГОСТы) и т.п.;
б) документы информационно-
Одним из вариантов данного метода является контент-анализ. Контент-анализ – метод изучения текстов, позволяющий по их содержанию определенно судить о психологии авторов этих текстов или тех людей, о которых говорится в тексте. Вследствие выделения определенных элементов (фактов, единиц анализа) и подсчета их частоты становится возможным статистическая обработка получаемых данных, а по соотношению этих частот делаются психологические выводы. Для каких целей педагогического анализа может применяться контент-анализ? Выделим главные из них:
- изучение через содержание сообщений особенностей их создателей – авторов; как отдельных личностей, так и группы, в том числе скрытых (порой неосознаваемых) проявлений и тенденций, дающих о себе знать лишь кумулятивно, в потоке сообщений;
- изучение педагогических явлений, которые отражены в содержании сообщений;
- изучение через содержание
сообщений особенностей их
- изучение через содержание сообщений (и ответных на них сообщений) педагогических аспектов воздействия авторов на адресатов как представителей личных социальных микро- и макрогрупп, а также изучение успешности общения;
- обработка и уточнение данных, полученных другими методами (обработка открытых вопросов анкет и интервью, данных проективных методик и т.д.) [7, с. 115-116].
Потенциальными объектами изучения могут быть любые документальные источники – книги, газеты, речи, письма, дневники, ответы на открытые вопросы анкет и т.п. При этом подразумевается, что изучаемая характеристика определенным образом распределена в некоторой массовой совокупности слов, фраз, параграфов, книг, авторов и т.д.
Содержание текста при контент-анализе – совокупность имеющихся в нем сведений, оценок, объединенных в некую целостность единой концепцией, замыслом. В данном случае формализованный анализ документов имеет дело с текстом, но направлен он прежде всего на изучение той реальности, которая стоит за текстом.
Предмет биографического метода – жизненный путь человека, в процессе которого формируется личность, происходит сложный процесс становления ребенка, формирование готовности к выполнению различных общественных функций, выработка индивидуальных ценностей, мировоззрения, характера и способностей человека. Основными источниками биографических данных являются официальные биографические документы (характеристики, отзывы, автобиографии) и практические результаты деятельности (активность в общественной работе, успешность в выполнении различных нормативов и заданий и т.п.). Биографические данные, полученные с помощью различных методов, для облегчения их последующего анализа упорядочиваются в хронологической табл. 1.
Таблица 1. – Хронологическая таблица
Хронология |
Событие, факт |
Характеристика |
Оценка периода |
Используя хронологическую таблицу, проводят интерпретацию жизненного пути человека на основе динамического анализа различных форм активности, установления последовательности зарождения свойств и особенностей личности, их выраженности, обусловленности теми или иными факторами биографии.
Основными направлениями интерпретации биографического материала являются:
- определение факторов развития данного человека (среды развития, деятельности и др.);
- определение индивидуальных фаз жизненного пути;
- анализ структуры факторов в каждой фазе;
- выявление связей между
фазами индивидуального
Метод экспериментального изучения ребенка – более «молодой» по сравнению с методом наблюдения. При его использовании возможно многократное повторение процедуры исследования; проводится статистическая обработка данных; он требует меньших затрат времени на проведение. Метод эксперимента – сбор фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Эксперимент осуществляется с помощью специально подобранных экспериментальных методик. Их выбор и количество определяются задачей, которую необходимо решить исследователю с обязательным учетом требований по организации и проведению экспериментального изучения развития ребенка, а также уровня его обученности и воспитанности.
3. Наблюдение как основной метод диагностики поведения ребенка
Наблюдение – целеустремленный и планомерный сбор информации с последующей систематизацией фактов и формулированием выводов [6, с. 35].
Изучение естественного поведения – одно из достоинств метода наблюдения. Активное или пассивное наблюдение за ребенком организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями, т.е. в естественной для ребенка ситуации. С помощью метода наблюдения можно выявить и оценить такие составляющие деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные реакции, проявления тревожности. Наблюдения позволяют выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, опрятность в одежде, как он относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности его двигательного развития. Такая информация становится основанием для его последующего углубленного изучения.
Наблюдение является надежным методом, не требует специального оборудования и исключает дополнительную психоэмоциональную нагрузку ребенка. Вместе с тем использование этого метода предполагает наличие у педагога высокого уровня профессиональной подготовки и хорошего знания о педагогических особенностях детей. Для опытного специалиста метод наблюдения очень важен в процессе диагностики, но начинающий педагог должен проверять полученную при наблюдении информацию в ходе педагогического изучения ребенка.
Основные требования к методу психолого-педагогического наблюдения следующие.
Педагогическая
Эмпатия, как известно, характеризуется
способностью к отображению внутреннего
мира другого человека, его мыслей
и чувств. Понимание и «эмоциональная
сопричастность» являются не только
результатом мышления или переживаемых
чувств, но одновременно и результатом
наблюдений. Именно поэтому при характеристике
и развитии педагогической наблюдательности
в качестве одного из компонентов
нужно рассматривать
Существенными недостатками метода наблюдения являются:
1) его длительность;
2) субъективность, которая проявляется в зависимости результатов наблюдения от профессионализма специалиста;
3) невозможность статистической
обработки результатов.
Данные недостатки можно существенно
нейтрализовать при сохранении достоинств
метода, если сделать наблюдение формализованным,
включив его в стандартизированную методику
изучения психофизического развития ребенка.
В этом случае вводится ограничение по
выбору наблюдаемых показателей. В результате
все обследуемые наблюдаются по заранее
определенному набору признаков, степень
выраженности которых оценивается определенным
количественным показателем. В этом случае
появляется возможность более четкого
и полного сопоставления результатов
различных наблюдений, исключается субъективность,
может быть достигнуто единство качественного
и количественного анализов фактов.
Наблюдение всегда начинается с постановки цели, которая помогает определить основные параметры наблюдения. Целью наблюдения является изучение ребенка как носителя тех или иных психолого-педагогических особенностей и сопоставление результатов наблюдения с известными признаками имеющихся у детей нарушений развития. Процедура наблюдения бывает различной в зависимости от ряда объективных и субъективных факторов – контингента наблюдаемых, характера изучаемых явлений и т.д. Педагог может войти в состав наблюдаемой группы детей, например, играть с ними (активное наблюдение), а может оставаться в позиции постороннего человека, наблюдающего со стороны (пассивное наблюдение).