Диагностика поведения детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть методы диагностики поведения детей.
Для достижений данной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
- дать определение понятию диагностики в педагогике;
- охарактеризовать основные методы педагогической диагностики;
- рассмотреть наблюдение как основной метод диагностики поведения ребенка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие диагностики в педагогике…………………………………….4
2. Методы педагогической диагностики………………………………….6
3. Наблюдение как основной метод диагностики поведения ребенка...13
Заключение………………………………………………………………..22
Список литературы……………………………………………………….24
Приложение……………………………………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

Диагностика.docx

— 57.30 Кб (Скачать файл)

Принцип целенаправленности требует, чтобы наблюдение служило  определенной цели, и не шло на поводу, подобно наивному наблюдению, у меняющихся раздражителей. Тот, кто собирается проводить научное наблюдение, должен вначале выдвинуть несколько  гипотез, которые он будет проверять  в процессе наблюдения.

Принцип константности требует  не довольствоваться поверхностными впечатлениями, как при беглом осмотре, и не переоценивать  значения случайных, кратковременных  явлений. Тот, кто проводит наблюдение, знает, что он должен наблюдать. Он повторяет  наблюдение в сопоставимых ситуациях  или несколько наблюдателей следят за одной и той же ситуацией. Если одну и ту же ситуацию наблюдают  несколько человек, то можно высчитать, насколько совпадают между собой  их наблюдения. Если наблюдения повторяются  достаточно часто, то можно сделать  выводы о константности феноменов.

Принцип контроля, выходящий  за рамки повторения наблюдении и совпадений наблюдений нескольких наблюдателей, требует, чтобы выводы, которые делаются на основании наблюдений над определенными группами лиц, проверялись в ходе контрольных наблюдений в других группах. Это необходимо для того, чтобы установить, не являются ли полученные результаты специфическими лишь для одной этой группы испытуемых.

Наблюдение требует выяснения  следующих моментов.

1. На какой вопрос должно  дать ответ наблюдение?

2. В каких условиях  должно проводиться наблюдение?

3. Описано ли подлежащее  наблюдению поведение таким образом,  чтобы с помощью этих категорий  можно было дать ответ на  поставленный вопрос?

4. Соответствует ли описание  фактическому поведению?

5. Существует ли единство  между различными наблюдающими  при записи одного и того  же поведения в соответствии  с данными категориями?

6. Пользуются ли при  повторном наблюдении теми же  категориями?

7. Возможно ли повторное  наблюдение поведения в сопоставимых  ситуациях?

Существуют разновидности  метода наблюдения в зависимости  от: степени формализованности − контролируемое и неконтролируемое; степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации − включенное и невключенное; условий организации − открытое и скрытое; места проведения − полевое и лабораторное; регулярности проведения − систематическое и случайное.

Контролируемое наблюдение  − наблюдение, заранее предусматривающее ситуации наблюдения и конкретные способы регистрации фактов. Чаще всего оно применяется в исследованиях описательного и экспериментального плана, когда педагог знаком с изучаемым явлением и его интересуют только его описательные характеристики.

Неконтролируемое наблюдение – наблюдение, применяемое в целях предварительного знакомства с проблемой. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации. Эта разновидность широко применяется на начальном этапе изучения человека, группы и дополняется другими методами сбора информации.

Открытое наблюдение – оповещение наблюдаемых о том, что за ними ведется наблюдение. При скрытом наблюдении наблюдаемые не знают, что являются объектом изучения. Эта разновидность наблюдения наиболее эффективна, т.к. позволяет выявить действительные интересы и увлечения человека, систему отношений в группе, наличие микрогрупп, их направленность, неформальных лидеров и т.д.

Включенное наблюдение  − непосредственное участие педагога (наблюдателя) в происходящих событиях. Исследователь может не выделяться, как наблюдатель (скрытое включенное наблюдение), осуществляя изучение объекта как бы изнутри, что позволяет ему выявить скрытые социальные явления. В случае предварительного информирования людей о проводимом наблюдении говорят о включенном открытом наблюдении (например, совместное с наблюдателем выполнение заданий, спортивные игры и т.д.). Такой вид наблюдения полезен тогда, когда наблюдатель может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе.

Невключенное наблюдение  − осуществляется со стороны. Наблюдатель не является участником происходящих событий. Оно может быть скрытым и открытым [2, с. 94-95].

При невключенном наблюдении наблюдающий регистрирует явление «снаружи». Он сам не участвует в процессах, которые наблюдает. При включенном наблюдении он играет сопричастную социальную роль среди лиц, которых он должен наблюдать. Он принимает участие в событиях, за которыми он должен наблюдать, и воспринимается группой как участник, а не как наблюдатель. При систематическом наблюдении большую роль играет выбор времени для проведения наблюдения. Наблюдать одних и тех же лиц поочередно в течение продолжительного времени удается редко. Поэтому часто приходится обращаться к временным выборкам, когда в установленной последовательности наблюдаются первый, второй и так по порядку все остальные члены группы, каждый в течение 3 мин. В зависимости от цели наблюдения следует подумать над тем, сколько человек должны быть вовлечены в этот цикл, чтобы обеспечить репрезентативность наблюдения, и какой продолжительности должны быть временные отрезки, чтобы не слишком разрывать поведенческие процессы.

Полевое наблюдение – наблюдение, осуществляемое в естественных для наблюдаемых людей условиях жизнедеятельности (на занятии, парке и т.д.). Пример  схемы  наблюдения, которая применяется при изучении поведения детей в процессе их совместной деятельности приведена в Приложении 1.

Лабораторное наблюдение – создание искусственных условий, которые только моделируют естественные. Условия, место и время проведения наблюдения определяются педагогом. Такая организация наблюдения позволяет более глубоко изучить интересующие стороны жизнедеятельности.

Систематическое наблюдение проводится регулярно с заданной периодичностью. Обычно оно осуществляется по детально разработанной методике с высокой степенью конкретизации работы наблюдателя. Случайное наблюдение обычно не планируется, но является богатым источником информации. В повседневной жизни часто возникают ситуации, которые невозможно смоделировать в лабораторных условиях. Эти ситуации требуют от педагога высокой готовности, поскольку трудность наблюдения состоит в непредсказуемости и случайности их возникновения.

Выделяют стандартизированное  и нестандартизированное наблюдение. Постановка вопроса при нестандартизованном  наблюдении достаточно широка, но она  присутствует. Например, при наблюдении за одной группой не требуется  наблюдать за вербальными взаимодействиями и их участниками, но вхождение в  ситуацию наблюдения начинается с вопросов: какие взаимодействия должны наблюдаться  и с какой частотностью они  возникают? Ведущий наблюдение следует  всем методическим правилам, призванным исключить воздействие заблуждений  и ложных установок, и тщательно  ведет протокол.

Элементы поведения определяют содержание того, что должно наблюдаться. Элемент поведения − та составная часть поведенческого процесса, которая представляется исследователю мельчайшим, далее неделимым событием, необходимым для анализа поведения. Это может быть, к примеру, наставление перед игрой воспитательницы детского сада и последующая за этим реакция ребенка, но это может быть и реакция гимнаста после неудавшегося упражнения.

При установлении периодов наблюдения определение генеральной  совокупности особенно важно, например, при установлении продолжительности  языковой терапии. Так как постоянное наблюдение за всем процессом в целом  чаще всего превышает возможности  исследователя, то делается временная  выборка. Частотность и продолжительность  периодов наблюдения зависят от того, как часто ожидается интересующее исследователя поведение, и какого уровня точности выводов хотят достичь.

В своей практической работе педагоги чаще всего вынуждены обращаться к нестандартизованному, включенному  наблюдению. Это негативно сказывается  на генерализации результатов наблюдения, однако не должно соблазнять к отказу от соблюдения методических правил. Важнейшим  в наблюдении является «непосредственное  понимание ребенка, невольное проникновение  в наблюдаемого ребенка, одновременное  сопереживание ему и письменная фиксация всех этих моментов наблюдателем» [8, с. 70-71].

Таким образом, в практике педагогической диагностики метод  наблюдения рационально использовать посредством введения качественных показателей проявления у ребенка  тех или иных особенностей поведения и их количественной оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение нужно еще раз подчеркнуть основные итоги и выводы по работе.

Диагностика – способ познания, изучения и установления различных отношений, состояний, качеств и свойств объектов исследования.  Педагогическая диагностика – сложный и специфический вид педагогической деятельности, динамическую систему взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержание которого составляет целенаправленное изучение поведения и преобразование воспитанника.

Методы диагностики:

- беседа – получение педагогом информации об особенностях развития ребенка в результате обсуждения их с родителями (педагогами);

- опрос в форме интервью – один из диагностических методов, при котором могут быть собраны объективные (факты, сведения) и субъективные (мнения, позиции) данные;

- интервью – планомерные действия с определенной научной целью, в ходе которых испытуемый должен быть подвигнут к сообщению вербальной информации с помощью ряда целевых вопросов или вербальных стимулов;

 - письменный опрос – способ получить сведения об объективных данных или субъективных позициях с помощью анкет;

- метод эксперимента – сбор фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений.

Наблюдение является основным методом диагностики поведения  ребенка. Наблюдение – целеустремленный и планомерный сбор информации с последующей систематизацией фактов и формулированием выводов. Изучение естественного поведения – одно из достоинств метода наблюдения. Активное или пассивное наблюдение за ребенком организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями, т.е. в естественной для ребенка ситуации.

Основные требования к  методу психолого-педагогического  наблюдения:

1. Наблюдение должно иметь определенную цель

2. Наблюдение должно проходить по заранее выработанному плану

3. Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены.

4. Психолого-педагогические явления следует наблюдать в реальных естественных условиях.

5. Сведения, получаемые путем различных наблюдений, должны быть сопоставимыми: с применением одинаковых критериев, данных, полученных через равные промежутки времени, в одних и тех же оценках и др.

6. Наблюдатель должен заранее знать, какие ошибки могут быть допущены при наблюдении и предупреждать их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика: учеб. пособие / К. Ингенкамп; пер. с нем. – М.: Педагогика, 1991. – 240 с.
  2. Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей / Т. Д. Марцинковская. – М.: Линка-Пресс, 1997. – 279 с.
  3. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
  4. Практическая психология образования: учеб. пособие. – 4-е изд. / Под ред. И. В. Дубровиной. – СПб. : Питер, 2007. – 592 с.
  5. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С. Д. Смирнов. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 271 с.
  6. Стоунс, Э. Психопедагогика / Э. Стоунс. – М.: Наука, 1984. – 238с.
  7. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: учеб. пособие: в 2 кн. / И. П. Подласый. – М.: 2009. – 576 с.
  8. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская. – М.: Академия, 2008. – 320 с.
  9. Хлебников, В.А. Централизованное тестирование в России: необходимость, возможность, проблемы / В. А. Хлебников, Т. Г. Михалева //Школьные технологии. – 1999. –№1-2. – С. 213 – 219.
  10. Шмелев, А. Г. Основы психодиагностики / А. Г. Шмелев. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 245 с.

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Пример  схемы  наблюдения, которая применяется при изучении поведения детей в процессе их совместной деятельности.

Цель наблюдения: изучить  выявить особенности поведения  ребенка в процессе совместной деятельности с детьми.

 

 

Критерий, действие

Оценка

1

Проявляет солидарность, поддерживает других, помогает, поощряет.

 

2

Чувствует себя свободно, шутит, смеется, проявляет удовлетворение

 

3

Соглашается, пассивно подчиняется, уступает другим

 

4

Советует, руководит, причем учитывает мнение других

 

5

Высказывает мнение, оценивает, анализирует, выражает свои чувства  и желания.

 

6

Ориентирует, информирует, повторяет, объясняет, подтверждает

 

7

Просит ориентировать, информировать, повторить, подтвердить.

 

8

Спрашивает о чужом  мнении, установке, интересуется оценкой  своих действий, выражением чувств по поводу своего поведения.

 

9

Ориентируется на предложения, просит указаний о возможных путях  действия.

 

10

Не соглашается, саботирует, не оказывает помощи, действует формально.

 

11

Проявляет напряженность, раздражительность, просит о помощи, уклоняется от совместных действий.

 

12

Проявляет антагонизм, унижает  других, защищая и утверждая себя.

 

Информация о работе Диагностика поведения детей