Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 20:23, курсовая работа
Гипотеза исследования: слушание как вид музыкальной деятельности будет влиять на развитие эмоциональной сферы обучающихся, если соблюдать следующие педагогические условия:
учитывать возрастные и психологические особенности младших школьников;
применять разнообразные методы и приемы при организации слушания музыкальных произведений обучающихся: метод наблюдения за музыкой, метод побуждения к сопереживанию, метод эмоциональной драматургии, метод эмоциональных контрастов, метод создания обстановки внутреннего эмоционального приятия художественного произведения.
Проводить занятия в системе, на основе единства культурного и образовательного пространства.
Рассмотрим виды эмоций. Они бывают стенические и астенические. Стенические эмоции повышают активность, энергию, жизнедеятельность, вызывают подъем, возбуждение, бодрость. Это радость, гнев, ненависть. Астенические эмоции уменьшают активность, энергию, человека угнетают жизнедеятельность. Это печаль, тоска, уныние, подавленность [4, 23].
В зависимости от силы и длительности, устойчивости эмоций различают их отдельные виды. В частности, выделяются настроения и аффекты. Настроении – это относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, захватывающее в течение некоторого времени всю личность и отражающееся на деятельности, поведение человека. Оно может быть стеническим и астеническим – радостным и печальным, жизнерадостным и вялым, сердитым и добродушным. На настроение влияют различные причины, например, удовлетворенность или неудовлетворенность всем ходом жизни, тем, как складываются отношения на работе, в школе, в семье. Настроение человека зависит от общего состояния здоровья, в особенности от состояния нервной системы и желез внутренней секреции, регулирующих обмен веществ. Занятия спортом полезны для улучшения настроения, особенно важны содержательность деятельности, удовлетворенность ею и моральная поддержка близких людей. Бодрое настроение всегда передается учащимся, а хорошее настроение учащихся повышает их интерес к занятиям, улучшает восприимчивость, запоминание материала.
Успех в учении, хороший ответ в классе, прекрасно выполненная работа, слушание произведения создают у школьников длительное приподнятое, радостное настроение и желание работать еще лучше. В плохом же настроении учиться и трудно, и неинтересно, материал усваивается тяжело, быстро забывается. Ученик легко отвлекается от дела, возникает представление о собственной неполноценности и неспособности.
Другой вид – аффект – это кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носящая характер эмоционального взрыва, вспышки, гнева, горя, радости. Она характеризуется значительными изменениями сознания, нарушением контроля над действиями, утратой самообладания, а также изменением всей жизнедеятельности организма.
Спокойствие в сочетании с доброжелательным, мягким отношением быстро погасить возбуждение ребенка. От английского слова stress – давление, напряжение. Стрессовые состояния или эмоциональный стресс. Эмоциональный стресс является комплексным процессом, включающим физические и психические компоненты. Стресс обеспечивает человеку условия «наибольшего благоприятствования» в борьбе с опасностью. Стрессорами могут быть не только сильные реально действующие психические и физические раздражители, но и представляемые, воображаемые, напоминающие о горе, угрозе, страхе, страсти, а также другие эмоциональные состояния. Стресс как бы перераспределяет и усиливает физические и психические резервы человека. Однако различие перенапряжения не проходят для человека бесследно: снижаются адаптационные резервы, возникает опасность появления ряда заболеваний. Вслед за стрессом возникает чувство усталости, безразличия, а иногда и депрессии.
Многие психологи занимались изучением эмоций, их классификацией. Додонов Б.И. предложил такую классификацию:
С понятием «эмоции» тесно связано понятие «чувств». Чувство – одно из самых ярких проявлений личности человека, выступающих в единстве с познавательными процессами и волевой регуляцией поведения и деятельности. Содержание определяет устойчивые отношения личности к тому, что она познает и делает. Предмет устойчивых чувств индивида, интенсивность, характер и частота переживаний в форме эмоций, аффектов, стрессовых состояний и настроений раскрываются перед наблюдателем эмоциональный мир человека, его чувства и тем самым его индивидуальность. Чувства отражают отношение человека к объекту его устойчивых потребностей, в направленности его личности. За действиями человека внешний наблюдатель может обнаружить его мотивы, дать им причиненное объяснение (каузальная атрибуция), но сам человек переживает мотивы своего поведения и деятельности, как чувства. Как подчеркивал психолог С.Л. Рубинштейн, чувства выступают в качестве субъективной – для самого человека – формы существования потребностей. Это означает, что мотивация откладывается субъекту в виде чувств, которые сигнализируют ему о том, как и на сколько значимы объекты для удовлетворения его потребностей. Чем более стабильны мотивы, образующие в совокупности направленности личности человека, тем в большей степени он переживает все, что способствует или препятствует высокомотивированной деятельности, его поведению, в форме чувств, оценивающих, как идет (успешно или неуспешно) процесс удовлетворения потребностей.
Многие психологи предлагали различные схемы классификации чувств. Одну из них предложил Г.Я. Трошин:
По его мнению, все эти чувства являются первичными в смысле наследованного предрасположениями и отсутствия подражания и дрессировки.
В развитии каждого вида чувств Г.Я. Трошин различает следующие периоды:
Эмоции и чувства выполняют важную мобилизационную, интегративно-защитную роль, на которую указывал физиолог П.К. Анохин. Он написал об эмоциях: «Производя почти моментальную интеграцию (объединение в одно целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного и внедренного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействия и конкретный механизм ответной реакции организма». Эмоции сопровождают деятельность, отражают ее ход и результаты, регулируют ее, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания.
У человека главная функция состоит в том, что благодаря эмоциям он лучше понимает друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга. Интересным является тот факт, что люди способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, печаль, страх, отвращение, удовольствие. Хорошо, что высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональное состояние друг друга.
Не все эмоциональные выражения являются врожденными. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к жестам. Эмоции, утверждал И. Дарвин, возникли как средства, при помощи которых живые существа устанавливают значимость тех или иных условий. Эмоционально-выразительные движения человека – мимика, жесты, пантомимика – выполняют функцию общения.
Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и особенно в музыкальном и художественном творчестве.
Развивать эмоции человека лучше всего с детства – это самое благоприятное время для развития не только эмоций, но и формирования качеств детской личности.
Автор книги «Музыкальная психология» Петрушин Г.И. описывает эмоции так: когда мы познаем окружающий мир, мы не только включаем в эту деятельность наши мыслительные процессы, но и наши чувства и эмоции, посредством которых раскрывается наше собственное отношение и к миру, и к себе. Если чувство отражает устойчивое отношение к кому-то или чему-то, то к эмоциям относят конкретную форму протекания психического процесса переживания того или иного чувства. Например, чувство любви к человеку может проявляться в эмоции радости при встрече с ним и печали при расставании. Таким образом, чувство может проявляться в разных эмоциях. В процессе развития человека чувства появляются позже, чем собственно эмоции. Если эмоции преимущественно связаны с удовлетворением первичных потребностей, то чувства связаны с мировоззрением, отношением к самому себе, к другим людям, обществу в целом. Чувства развиваются и формируются в процессе общения человека с другими людьми, накопления ими социального опята. Чувство несет в себе значение, которое придает человек тому, что его окружает – другим людям, предметам, явлениям природы. [21, 15].
Эмоции в жизни человека играют важную приспособительскую функцию, помогая ему в трудные мгновения жизни включать резервные возможности организма для выхода из чрезмерно трудной и напряженной ситуации. Это можем наблюдать, когда человек плачет от горя, бежит от страха или нападает в гневе. Предвосхищение положительного или отрицательного эмоционального состояния играет большую роль в развитии социальных навыков. Внешние проявления эмоций в виде звуков, мимики, жестов уже у животных имеют определенное сигнальное значение и у человека используются как язык невербальной коммуникации. Эмоции заразительны – то, что испытывает один человек, передается другому, если последний обладает хорошей эмоциональной отзывчивостью.
Существует довольно много различных эмоций, объясняющих причину их возникновения и динамику развития (концепции У. Джемса, К. Лансе, У. Кеннона, П. Барда, С. Шехтера). В последние годы в психологической науке об эмоциях все большее значение приобретают когнитивные теории, в которых причина возникновения эмоций связывается с рациональной переработкой стимулов, поступающих в сознание человека из внешней среды. Одна из таких теорий когнитивного диссонанса принадлежит американскому психологу Лео Фестиниру. Согласно этой теории, человек испытывает положительные эмоции, когда его ожидание находится в консонансе с результатами деятельности. Эта теория основывается на старом наблюдении, согласно которому человек будет испытывать ту или иную эмоцию в зависимости от того, как он ее оценит. Музыканту, постоянно имеющему дело с выражением и передачей разных эмоций необходимо знать природу возникновения эмоциональных состояний с тем, чтобы лучше воплощать их в своем творчестве. Подобное освещение этой проблемы содержится в работе К. Изарда «Эмоции человека», из которой мы приведем наиболее существенные характеристики различных эмоций.
Эмоция радости возникает чаще всего при достижении человеком социально значимых результатов, когда его начинают ценить другие, и он осознает, что его любят и уважают. Важным психологическим феноменом чувства радости является сопричастность со всем миром в целом, когда человек ощущает свое единство с ним.
Отрицательных переживаний в жизни человека оказывается гораздо больше, чем положительных. По своему характеру их разделяют на активные – страх, гнев, отвращение, и пассивные – горе, печаль, страдание. Страдать, согласно К. Изарду, - значит быть обескураженным и упавшим духом. Страдая, человек чувствует себя изолированным, оторванным от людей, особенно тех, кто о нем заботится. Расставание с друзьями, неуспехи в работе и учебе, говорящие о непосредственности человека, невозможности соответствовать нормам общественных стандартов, тоже является источником страдания.
Эмоции страха возникают в случае угрозы нанесения вреда в физическом или психологическом плане. Это чувство, так же как и страдание, может увеличивать силу социальных связей, когда человек в трудную минуту обращается за помощью к другим. Более перспективным является такое воспитание, при котором родители не применяют запугивание, а объясняют, почему нельзя что-то делать. Ребенка также учат сопротивляться своим страхам, противодействовать им, наступая, вместо того, чтобы отступать. Эмоции стыда возникают при переживании поражения, унижения, отчужденности. Стыдясь, человек чувствует себя объектом презрения, насмешки и унижения. Переживание стыда и вины всегда действует в направлении снижения самооценки, что психологически всегда болезненно.
Наибольшее значение для возникновения чувства вины имеет развитие идеального «Я» индивида и его расхождение с «Я» реальным. Понимание такого несоответствия лежит в основе стыда и вины. Но для такого понимания необходимо иметь определенные интеллектуальные навыки. Поэтому способность к переживанию стыда и вины повышается вместе с развитием умственных способностей. Более развитые дети более способны к переживанию вины; лица с низкой выраженностью вины больше опасаются внешнего наказания.
Особенностью эмоциональных переживаний является то, что в чистом виде они практически не существуют. Любое переживание – это почти всегда конгломерат различных эмоций.
Современные представления о состоянии эмоционального напряжения разработаны в концепции американского физиолога У. Кеннона о гомеостазисе (внутреннее равновесие различных функций организма) и канадского ученого Г. Селье об общем адаптационном синдроме, т.е. специфической защитной реакции организма в ответ на любые неблагоприятные воздействия внешней среды. Стрессовая ситуация активизирует.
Информация о работе Диагностика уровня развития эмоциональной сферы младших школьников