Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 20:23, курсовая работа
Гипотеза исследования: слушание как вид музыкальной деятельности будет влиять на развитие эмоциональной сферы обучающихся, если соблюдать следующие педагогические условия:
учитывать возрастные и психологические особенности младших школьников;
применять разнообразные методы и приемы при организации слушания музыкальных произведений обучающихся: метод наблюдения за музыкой, метод побуждения к сопереживанию, метод эмоциональной драматургии, метод эмоциональных контрастов, метод создания обстановки внутреннего эмоционального приятия художественного произведения.
Проводить занятия в системе, на основе единства культурного и образовательного пространства.
Когда уровень стресса небольшой, то низкую работоспособность можно объяснить как результат малой вовлеченности внутренних резервов организма в сложную деятельность. По свидетельству современников Листа, соответствие публики снижало его чувство ответственности перед выступлением и он, как правило, хуже играл. При росте напряжения сверх оптимального уровня происходит падение работоспособности, что связано с появлением при перевозбуждении тормозных процессов и мышечных зажимов. Чувствительность к напряжению связана с силой и выносливостью нервной системы. Чем сложнее деятельность и чем слабее нервная система, тем скорее при меньшем уровне стресса достигается критическая точка успеха выполнения деятельности.
Согласно данным современных представлений, эмоция синтезируется из отдельных семантических значений, в которых основой для дифференциации эмоций является движение, устремленность, окраска и напряжение музыкального переживания. Много эмоций, чаще всего отрицательных, приносят человеку стрессовые ситуации. Небольшой стресс моет повышать эффективность деятельности, но чрезмерный уровень напряжения дезорганизует ее.
Любое человеческое переживание может быть рассмотрено с точки зрения его направленности на себя, на другого человека, на высшие нравственные ценности. Выявление типа направленности может многое сказать на уровне нравственной зрелости человека. В большинстве случаев музыкальные произведения несут в себе сложный комплекс различных эмоций и их оттенков, содержание которых может быть приблизительно выражено словесно с помощью словаря эмоций, разработанного В.Г. Ражниковым. [4, 21].
В эмоциях и чувствах отражается характер отношения человека к окружающему его миру. Они несут в себе значения – положительные, отрицательные или нейтральные, которые человек передает тем или иным объектам.
Для развития в ребенке личностных качеств и актуализации его интересов, нужно хорошо знать психологические возрастные особенности данного периода жизни ребенка.
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством - поступление в школу. Поступивший в школу ребенок, занимает новое место в системе отношений людей: у него появляются обязанности, связанные с учебной деятельностью.
Психологические возрастные особенности младших школьников зависят от предшествующего психического развития детей, от их готовности к чуткому отклику, как на музыкальные факторы, так и на воспитательные воздействия взрослых.
Поскольку в музыкальном воспитании громадную роль играет преемственность развития, необходимо рассматривать возрастные особенности детей младшего школьного возраста в единстве сущего и должного.
Начало обучения в школе порождает существенные изменения в эмоциональной жизни детей, у них постепенно развивается умение владеть своими эмоциями, хотя самые младшие школьники еще не могут сдерживать проявления эмоций. Обычно лица и позы детей очень ярко выражают их эмоциональное переживание. Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Все, что дети наблюдают, о чем думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники (особенно ученики 1 и 2 классов) не умеют сдерживать чувства, контролировать их внешнее проявление, дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность младших школьников выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, часто смене настроений, склонность к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха [4, 45].
Причиной глубоких эмоциональных переживаний у учащихся III и даже II классов могут быть и такие обстоятельства. Если ребенок считает, что его недооценивают, что он не занимает в классе положение, которое он, по его мнению, заслуживает, то он порой озлобляется. В таких случаях дети могут становиться недисциплинированными. Чуткое отношение воспитателей, правильная организация деятельности ребенка и его взаимоотношений с товарищами помогают вывести ребенка из этого состояния. С годами у детей все больше развивается способность регулировать чувства, сдерживать их нежелательное проявление.
Под влиянием обучения и воспитания развиваются высшие чувства, в частности моральные чувства – чувство долга, чувство патриотизма.
Ребенок постоянно начинает понимать, что такое Родина, много узнает о своей стране, о ее людях, природе. В доступной для ребенка форме у него растет и развивается чувство любви и уважения к Родине.
В младшем школьном возрасте успешно происходит и художественно-эстетическое развитие детей. Дети обычно очень интересуются рисованием, лепкой, пением, музыкой; на основе соответствующей деятельности и восприятия художественных произведений (стихотворений, музыки, картин, скульптур) у них формируются эстетические чувства.
Возникновение эмоций у младших школьников связано с конкретной остановкой. Непосредственные наблюдения тех или иных событий или яркие жизненные представления и переживания, все вызывает у детей этого возраста соответствующие эмоции. Этого важно учитывать и в учении: эмоционально окрашенные факты запоминаются детьми прочнее и на более длительный срок, чем факты им безразличные. Поэтому эмоциональная приподнятость должна служить основой всякой воспитательной работы. Чем младше ребенок, тем это важнее.
Особенности младшего возраста, в том, что формирование нравственных чувств часто опережает знания ребенком норм морального поведения. Школьник не всегда может объяснить, почему надо вести себя соответствующим образом в той или иной обстановке, но моральное чувство, сформировавшейся на основе предыдущего жизненного опыта, не редко правильно подсказывает ему, что такое хороший или дурной поступок. Поэтому при воспитании моральных чувств детей необходимо опираться на их практический опыт морального поведения, создавать условия для расширения и обогащения этого опыта.
Интеллектуальные чувства развиваются у младших школьников постепенно. Начинается с удовольствия, которое испытывает школьник, размышляя над прочитанным рассказом, с чувством удовлетворения от выполненного задания, от удачного решения задачи, потребовавшей значительного умственного напряжения.
Любовь к музыке, потребность в ней формируется у ребенка, прежде всего в процессе ее слушания с ранних детских лет, благодаря которому у детей развивается музыкальное восприятие, закладываются основы музыкальной культуры. В. Сухомлинский подчеркивал: «Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкальных произведений, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами». В нашей жизни музыка звучит повсюду – на радио, телевидении, грамзаписи, театрах и кинотеатрах. Но такие встречи детей с музыкой носят случайный характер, а для развития эмоциональной сферы необходимо последовательное руководство процессом слушания. Для формирования эстетического восприятия музыки важно не только переживать, понимать ее содержание, но и различать отдельные средства музыкальной выразительности. Д.Б. Кабалевский обращал внимание на то, что музыка только тогда будет выполнять свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети по настоящему научатся вслушиваться в нее и размышлять о ней [24, 36].
В начале XX века крупные музыканты (Б.А. Асафьев, Б.Л. Яворский, Ц. Кюн, С.М. Майкопар и др.) уделяли этому вопросу большое внимание. В.Н. Шатская – известный педагог-музыкант – начала работу по развитию навыков слушания музыки еще в дореволюционное время и продолжила ее организованно в 1919 году в первой опытной станции «Наркомпроса» - научно-методическом центре. Вопросом отбора музыкального материала для слушания и методикой обучения в начале века также занимались: Е.А. Димочко, Н.А. Метлов, Т.С. Бабаджан, В.Н. Заколпская, Л.Н. Михайлова. В своих работах они убедительно показали, что для понимания детьми музыкального образа не малое значение имеет сочетание собственно музыкального ряда с поэтическим словом песни, программной инструментальной пьесы; с действием в игре или танце. В дальнейшем вопросы слушания – восприятия музыки – рассматривали музыканты-психологи Н.А. Ветлугина, И.Л. Джержинская, С.Шалович, О.П. Радынова; педагоги-практики С.В. Бекина, Е. Соковнина, Н. Френкель, Т. Ломова, Е. Дублянская и т.д.
Для развития умения слушать и воспринимать музыку необходимо (музыкально-сенсорное восприятие ребенка, оно предполагает различие звуков по высоте, тембру, силе звучания, длительности). Известно, что по сравнению с инструментальной большое влияние на детей оказывает вокльная музыка, так как основана на единстве музыкального и литературного текстов, а ребенок связывает звучание с какими-либо конкретными образами. Текст песен углубляет его представления об окружающем мире. Композиторы М.Красев, В. Герчик, М. Старокадамский, М.Филиппенко, М. Раухвергер, Е. Теличеева, Т. Попатенко, М.Иорданский, В.Витлин, Ю.Островский и др. создали много детских песен разнообразной тематики. Охотно слушают дети также выразительные народные мелодии.
В работе с детьми в основном используется программная инструментальная музыка, т.е. снабженная литературной программой или названием, в котором композитор конкретизирует образное содержание произведения. Слушают дети и не программную музыку, выражающую только определенное настроение. В основном это произведения для упражнений, несюжетных игр, плясок, которые дети в дальнейшем будут исполнять, или колыбельные мелодии танцевальные пьесы, которые дети хорошо воспринимают, но воплощать в движения не будут.
Слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточения, которое дает детям возможность воспринимать и понимать различные виды, жанры музыкального искусства. Музыкальное развитие – это результат, к которому необходимо стремиться в процессе воспитания и обучения.
В процессе слушания музыки в единстве с музыкально-эстетическим воспитанием осуществляются задачи всестороннего развития ребенка: совершенствуя его нравственный облик, формируются умственные способности, укрепляется физическое состояние, развивается эмоциональная сфера. Музыка помогает ребенку не только ощутить прекрасное, но и создавать его. При систематическом слушании музыки дети начинают различать и осознавать выразительные средства, жанры, композицию произведения, что естественно усугубляет эстетические чувства и развивает эмоциональную сферу. Слушание музыки в значительной степени способствует развитию музыкальных способностей, а также методического, гармонического, ритмического и тембрового слуха. Слушание – углубляет представления детей об окружающем мире. В процессе необходимой речевой практики, которая занимает место в анализе музыкальных произведений, формируется в умственной деятельности школьников.
«Музыка могучий источник мысли без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка», - писал выдающийся педагог С. Сухомлинский. При помощи бесед, вопросов, музыкальных загадок, дети учатся замечать сходства между произведениями или их частями, своеобразие каждого из них; соотносит содержание произведения с окружающей жизнью: овладевает специальной музыкальной терминологией. При правильной организации процесса прослушивания музыки у детей формируется произвольное внимание, волевые качества, эмоциональная сфера. Яркость и впечатляющая сила музыкального звучания углубляет содержание поэтического текста песни. Поэтому так сильно воздействует музыка на чувство любви к родной стране и ее природе, возбуждает интерес к жизни других народов. [27, 98].
Таким образом, занимаясь с детьми слушанием музыки, педагог знакомит их с разнообразными по содержанию музыкальными произведениями, углубляет и расширяет круг их представлений, воспитывает эмоционально-чувственную сферу, музыкальное восприятие и музыкальный вкус. Цель занятий слушания музыки в школе - воспитание вкуса к истинно художественной музыке, с одной стороны, и развитии внимания умения слушать, с другой, так как слушание музыки развивает ребенка умственно, формирует музыкальное мышление, что способствует общему интеллектуальному развитию.
Сообразно с ранее указанными целями уроков слушания музыки, перед преподавателем стоят две задачи:
Задача часов слушания музыки – вызвать любовь и интерес к музыке у детей, развить музыкальную восприимчивость, дать им возможность несколько ориентироваться в мире звуков и эмоционально откликаться на нее.
Слушая с детьми музыку, важно не оставить их пассивными, можно задействовать учащихся в разных видах исполнительства, включая творческие задания, побуждать детей к выражению переживаний в образном слове, музыкально-ритмических движениях, подпевании ярких мелодий, игре на музыкальных инструментах. Объединение разных видов музыкальной и художественной деятельности при ведущей роли слушания музыки способствует отказу от излишней заорганизованности процесса обучения, развитию воображения, фантазии, интересов музыки.
Нужно ли вызывать интерес и любовь к музыке? Может ли и должен ли ребенок всем интересоваться и все любить? У огромного большинства детей влечение к музыке есть, но в зачаточном состоянии. Надо в нем это влечение развивать, пробудить.
В младшем школьном возрасте у ребенка еще не сложились принятые в обществе стереотипы вкусов, мышления, поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширить их представления о музыке всех времен и стилей. Накопления разнообразных музыкальных впечатлений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт. Интонации народной и классической музыки становятся все более привлекательными для слуха, знакомыми, узнаваемыми. А, как известно, узнавание полюбившихся мелодий, интонаций произведений вызывает у ученика положительные эмоции.
Б.А. Асафьев объясняет это явление так: «В сознании слушателей… не размещены целиком музыкальные произведения, а отлагается сложный, очень изменчивый комплекс музыкальных произведений, в который входят и разнообразные «фрагменты» музыки, но которые, в сущности, составляют «устный музыкально-интонационный словарь». Подчеркиваю, интонационный, потому что это не абстрактный словарь музыкальных терминов, а каждым человеком интонируемый (вслух или про себя) «запас» выразительных для него, «говорящих ему» музыкальных интонаций, живых, конкретных; всегда «на слуху лежащих звукообразований, вплоть до характерных интервалов». При слушании нового музыкального произведения сравнение происходит по этим общественным «дорогам».
Информация о работе Диагностика уровня развития эмоциональной сферы младших школьников