Диагностика уровня развития эмоциональной сферы младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

Гипотеза исследования: слушание как вид музыкальной деятельности будет влиять на развитие эмоциональной сферы обучающихся, если соблюдать следующие педагогические условия:
учитывать возрастные и психологические особенности младших школьников;
применять разнообразные методы и приемы при организации слушания музыкальных произведений обучающихся: метод наблюдения за музыкой, метод побуждения к сопереживанию, метод эмоциональной драматургии, метод эмоциональных контрастов, метод создания обстановки внутреннего эмоционального приятия художественного произведения.
Проводить занятия в системе, на основе единства культурного и образовательного пространства.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа готовая.doc

— 449.50 Кб (Скачать файл)

Прокладывать эти «дороги» предпочтительнее на высоко художественных образцах музыкального искусства, создавая в представлении ребенка эталоны красоты. [26 с.15].

Помимо «детской» музыки очень важно слушать с детьми фрагменты классических произведений разного времени – старинную музыку А. Вивальди, Г.Ф. Генделя, И.С. Баха, произведения В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Шопена, М. Глинки, П. Чайковского, С. Рахманинова, Д. Шостаковича и др. зарубежных и отечественных композиторов-классиков.

Полюбившиеся произведения детям важно слушать в разном возрасте, возвращаясь к ним неоднократно. При таком подходе дети глубже постигают язык музыки, открывают для себя в произведении новый смысл. Поэтому деление репертуара по возрастам носит довольно условный характер. Приобретая с возрастом некоторые навыки музыкальной деятельности (музыкально-ритмических движений, игры на музыкальных инструментах и др.), дети получают возможность активно, творчески осмыслить содержание музыки полюбившихся им произведений.

Репертуар, который слушают дети, влияет на формирование отношения к музыке. Какая музыка доступна детям для слушания? Вопрос доступности содержания музыки должен рассматриваться в плане возможности восприятия эмоционального содержания, соответствия чувствам, которые дети способны переживать в данный момент. Не стоит приучать детей при слушании музыки непременно искать опору в предметных образах. Полезно, чтобы дети слушали и не программную музыку, различали настроение, выраженное в ней, сопереживали чувством. При этом важен эмоциональный опыт – способность сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении.

Детям уже с раннего возраста доступны для восприятия образы, выражающие спокойствие, радость, нежность, просветленность, легкую грусть. Предлагать для слушания произведения с ярко выраженной тревожностью, мрачностью звучания не следует. Ведь музыка воздействует на человека и физиологически успокаивает или возбуждает (в зависимости от ее содержания). Этот факт доказал своими экспериментальными работами крупнейший физиолог В. Бехтерев. На основании опытов он сделал вывод, что ребенок задолго до развития речи (буквально с первых дней жизни) реагирует на звуки музыки. В. Бехтерев указывает на целесообразность использования произведений, которые вызывают у детей положительные эмоции: «Малолетние дети вообще живо реагируют на музыкальные произведения, из которых одни вызывают у них плач и раздражение, другие – радостную эмоцию и успокоение. Этим реакциям и следует руководствоваться при выборе музыкальных пьес для воспитания ребенка».

Воздействуя, музыка способна волновать, радовать, вызывать к себе интерес. Радость и печаль, надежда и разочарование, счастье и страдание – всю эту гамму человеческих чувств, переданную в музыке, учитель должен помочь детям услышать, пережить и осознать. Педагог должен создать все условия для развития эмоциональной сферы младшего школьника в процессе слушания музыки на уроках.

Наблюдения свидетельствуют о том, что дети младшего школьного возраста с удовольствием слушают старинную музыку И.С. Бетховена, А. Вивальди, музыку В.А. Моцарта, Ф. Шуберта и др. композиторов – спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку (танцевальную, маршевую) они реагируют непроизвольными движениями. Дети хорошо воспринимают народную музыку с теми же эмоциями.

Музыка может выражать не только различные эмоциональные состояния человека, но и их тончайшие нюансы. Ведь даже в пределах одного настроения существует целая гамма оттенков. Веселая музыка может быть торжественной, праздничной, шутливой, беззаботной, нежной, танцевальной, а грустная – нежно-задумчивой, мечтательной, скорбной, трагической. Торжественная музыка бывает окрашена радостью, светом, но бывает ведь и торжественная скорбь.

Что представляют собой слова, характеризующие эмоционально-образное содержание музыки, и каково их место в лексиконе детей? Характеристики «нежная», «задумчивая», «тревожная», «взволнованная», «веселая», «радостная» являются словами – образными. Это затрудняет применение их детьми, так как слова употребляются в непривычных для младших школьников значениях (сравним словосочетание:»светлая» бумага и «светлая» музыка, «решительный» человек и «решительная» музыка и т.д.).

Именно образные характеристики (эпитеты, сравнения, метафоры) вызывает эмоционально-эстетический отклик, представление о художественных образах, близких музыке. Сама природа музыкального искусства располагает не к бытовой, а к образной речи. Вспомним замечательные слова В. Сухомлинского «Слова должны настроить чуткие струны сердца.. объяснение музыке должно нести себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке». Как показывает опыт работы, применение предлагаемой ниже методики словарь детей, характеризующих эмоционально-образное содержание музыки, существенно обогащается. Педагоги-музыканты должны осознать важность применения этих характеристик для развития музыкального восприятия детей.

Восприятие музыки детьми разного возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно. С приобретением некоторого опыта, по мере овладения речью ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определить характер музыки. У детей младшего школьного возраста с обогащением их тезауруса (жизненный опыт, опыт слушания музыки, «словарь эмоций») слушание музыки рождает более разнообразные впечатления [28, 26].

Восприятие музыки взрослым человеком отличается от детского тем, что музыка способна вызвать более богатые жизненные ассоциации, чувства, а так же возможностью на ином уровне осмыслить услышанную музыку.

Вместе с тем качество слушания музыки не связано только возрастом. Неразвитое восприятие отличается поверхностью. Оно может быть и у взрослого человека. Качество слушания музыки во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать в ней чувствам с детства.

Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, эмоционально воспринимать и откликаться на нее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ СЛУШАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В 1-4 КЛАССАХ.

 

    1. Диагностика уровня развития эмоциональной сферы младших школьников

 

Средства, которыми располагает современная диагностика, по своему качеству подлежат разделению на две группы: методика высокого уровня формализации, или строго формализованные, и методики малоформализированные.

К строгоформализированным методикам относят тексты, опросники, методики проектировочной техники и психовозилогические методики. К малоформализованным методикам следует отнести наблюдения, беседы, интерыью, анализ продуктивности. Эти методики дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие технические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации ( например, плохо оознаваемые  субъективные переживания, личностные смыслы или являются чрезвычайно изменчивыми по созданию динамики целей, состояний, настроений и т.д.) Следует иметь в виду, что малоформализованные методики очень трудоемки ( например, наблюдения за обследуемыми осуществляется иногда в течении нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психической подготовленности самого психодиагноста. [7с.15]

Цель исследования: определить эмоциональный настрой и уровень эмоциональной сферы обучающихся на уроке музыки.

Задачи исследования:

  1. Отобрать диагностический инструментарий в соответствии с целью исследования, обосновать его выбор.
  2. Провести диагностику уровня развития эмоциональной сферы младших школьников.

Эмоциональная сфера может проявляться и быть выявлена в различных видах музыкальной деятельности младших школьников – восприятии, исполнении и собственно музыкально творческой деятельности. О ее проявлениях можно судить по эмоциональным реакциям в процессе музыкальных занятий.

Отбор методик определил комплекс критериев: педагогическая значимость диагностируемого параметра, технологическая доступность методики для младших школьников. В соответствии с заданными критериями мы пользовались методиками, которые обеспечивали комплексное обследование эмоционального самочувствия школьника. Диагностический инструментарий включал в себя:

  1. Тест «Что я чувствую, вижу, слушая музыку!» С.Д. Давыдовой
  2. Цель: определить уровень эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и выражения своего отношения к ней.
  3. Анкета по выявлению эмоционального настроя обучающихся на занятии («Цветометодика» Г.А. Карповой)
  4. Цель: выявить общее настроение обучающихся во время слушания музыки.

Данная диагностика включает в себя несколько заданий. Одно из этих заданий «Что я чувствую, вижу, слушая музыку!»

Цель: определить уровень эмоциональной сферы в процессе восприятия музыки и выражения своего отношения к ней. [6с.11]

Диагностируя уровень развития эмоциональной сферы на музыку, на доске находился плакат с контрастными словами для определения эмоционального смысла музыки.

энергичная   возвышенная 

задумчивая   трагическая 

радостная   лирическая 

певучая   суровая 

бурная   нежная 

Детям давалось задание: попытаться несколькими словами описать характер и настроение прослушанной музыки, выбрать только те слова, которые подходят для прослушанной музыки «Быдло» из цикла Картинки с выставки М.П. Мусоргского и «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных» К.Сен-Санта.. Следующее задание подразумевало игру под названием «Что я чувствую, вижу, слушая музыку?»

После прослушивания, опирались на следующие вопросы:

  • понравилась ли тебе эта музыка? Расскажи о своем впечатлении.
  • в каком регистре звучала мелодия?
  • какое настроение осталось после прослушивания музыки?
  • из выписанной на плакате группы слов выбери только те, которые подходят для музыки?
  • постарайся изобразить эту музыку в цвете.

В следующем задании учащимся предлагалось подобрать линии, которые наиболее подходят для передачи характера этой музыки. За выполнение ребенком требований каждого показателя выставляется 1 балл, за невыполнение - 0 баллов. Максимальная сумма баллов за выполнение данного задания составляет 3 балла.

Результаты:

 Диаграмма 1 Тест «Что я чувствую, вижу, слушая музыку!» С.Д. Давыдовой


 

Вывод: Из таблицы видно, число детей с высоким уровнем развития 3 человек, что составляет 25% от общего числа детей. Со средним уровнем 6 человек, что составляет 50% от общего числа и с низким уровнем 3 человек, что составляет 25 %, [См. Приложение 1, протокол №1]

Методика Г. А. Карповой нацелена на выявление общего настроения учащихся во время слушания музыки. Адаптировав данную методику, мы провели анкетирование.

Детям даны бланки с обозначениями оттенков настроения на прослушанную музыку.

Дети должны вникнуть в смысл оттенков на бланке, подумать какое настроение характерно для прослушиваемых произведений в отдельности. Для ответа выделить соответствующий цвет.

- после прослушивания музыкального произведения я смогу ответить на вопрос учителя;


- на прослушанное  музыкальное произведение у меня  возникает чувство (тревоги, радости, печали, грусти);

- слушание музыки  для меня обычное дело;


- я спокоен, мне  все равно;


- мне скучно.


Результаты получились следующие:

Диаграмма 2. Анкета по выявлению эмоционального настроя обучающихся на занятии  «Цветометодика» Г.А. Карповой


В данном исследовании участвовало 12 человек из них 6 человек, что составляет  50%  от всего количества, могут ответить на вопрос учителя после прослушивания музыкального произведения; 4 человек, а это составляет  33,3%  от всего количества, у этих детей возникает чувство тревоги  на прослушанную музыку. Для 1 человек, это 8,3% слушание музыки обычное дело. 1 человек, что составляет 8,3%, было скучно во время прослушивания музыкального произведения. [См. Приложение 2, протокол №2]

После проведенных исследований пришли к выводу: что нужно систематизировать работу над развитием эмоциональной сферы младших школьников Для этого будут организованы занятия с использованием методов и приемов, в различных видах музыкальной деятельности.

 

2.2 Использование методов  и приемов в организации слушания  музыкальных произведений

 

Подготовка школьников к эмоциональному восприятию музыки может осуществляться разными методами и приемами:

    • Метод стимулирования музыкальной деятельности (Э.Б. Абдуллин);
    • Метод контрастных сопоставлений (О.П. Радынова);
    • Метод сопереживания (Н.А. Ветлугиной);
    • Метод эмоциональной драматургии (Д.Б. Кабалевский, Э.Б.Абдуллин);
    • Метод эмоционального воздействия (Л.Г. Дмитриева, Н.М.Черноиваненко).

Информация о работе Диагностика уровня развития эмоциональной сферы младших школьников