Диагностическая деятельность педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 14:00, реферат

Краткое описание

Основное место в деятельности учителя, особенно классного руководителя, принадлежит изучению личности учащихся, которое позволяет контролировать ход и темп психического развития каждого школьника, выявлять его индивидуальные особенности и потенциальные возможности, устанавливать особенности классных коллективов и тем самым научно обоснованно управлять учебно-воспитательным процессом. Изучение личности учащихся необходимо для выявления общих и функциональных задержек, трудностей психического, трудового и нравственного развития каждого школьника, Это даёт возможность своевременно организовать психолого-педагогическую коррекцию.

Вложенные файлы: 1 файл

диагностическая деят-ть педагога.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

К несомненным достоинствам беседы следует отнести

  • Наличие контакта с собеседником, возможность учитывать его ответные реакции, оценивать его поведение, отношение к содержанию разговора, задать дополнительные, уточняющие вопросы. Беседа может носить сугубо индивидуальный характер, быть гибкой, максимально адаптированной к ученику.
  • На устный ответ затрачивается меньше времени, чем на письменный.
  • Заметно сокращается количество вопросов, на которые не получены ответы (по сравнению с письменными методами).
  • Учащиеся более серьёзно относятся к вопросам.

В то же время следует  учитывать, что в беседе мы получаем не объективный факт, а мнение человека. Может случиться так, что он произвольно  или непроизвольно искажает реальное положение дел. Кроме того, ученик, например, часто предпочитает сказать  то, что от него ожидают.

Особую проблему представляет фиксация беседы. Магнитофонная запись, производящаяся без согласия собеседника, запрещается  по этическим и юридическим мотивам. Открытая запись смущает и угнетает собеседника точно так же, как  стенографирование. Непосредственная фиксация ответов во время беседы становится ещё более серьёзной помехой, если интервьюера интересуют не столько факты и события, сколько точка зрения, позиция по тому или иному вопросу. Записи, сделанные непосредственно после беседы, таят в себе опасность субъективных трансформаций.

Диагностические методы

 

Диагностические методы позволяют не просто описать  те или иные психические особенности  личности или группы людей, но и измерить их.

Шкалирование

Шкалирование представляет собой метод измерения, с помощью которого реальные качественные психологические явления получают своё числовое выражение в форме количественных оценок.

Выделяют три вида шкал.

Оценочные шкалы

Их отличает простота применения, возможность математических методов обработки и анализа результатов исследования. Суть этого метода состоит в том, что какие-либо реальные психические явления (качества) моделируют с помощью числовых систем по заранее обусловленным оценкам.

Например, для оценки характера взаимоотношений учителя  с учащимся можно применить такую шкалу оценок:

  1. Резко отрицательный, враждебный (–2)
  2. Слабо отрицательный (–1)
  3. Безразличный (0)
  4. Слабо положительный (+1)
  5. Ярко положительный (+2)

При этом необходима подробная  расшифровка каждого из пунктов  этой шкалы.

Одним из видов оценочного шкалирования, которое получило широкое распространение, является рейтинг. Он представляет собой диагностический метод измерения психических явлений путём сбора суждений и разносторонних оценок компетентными судьями, экспертами. Рейтинг требует тщательного подбора экспертов, точной, удобной системы оценок. Его используют, например, для оценки перспективности методов обучения и эффективности диагностических средств.

Шкалы ранжирования

Шкалы ранжирования образуются путём сравнения отдельных показателей  друг с другом. Показатели располагают  в ряд по степени проявления (важности).

На основе ранжирования учащихся класса по каким-либо качествам  может быть произведена корреляция – установление зависимости между двумя явлениями. Для этого строят подобную таблицу

№ п/п

Фамилии

учащихся

Ранг по первому  признаку

Ранг по второму  признаку

Разность рангов d

d2

Антонова

3

2

1

1

Буланова

7

3

4

16

Васильев

2

15

–13

169

Дятлов

9

12

–3

9

Иглов

11

7

4

16


После этого можно  вычислять коэффициент ранговой корреляции Спирмена по формуле:

,

где n – число учащихся класса.

Если вычисленный коэффициент  оказался положительным, то между исследуемыми двумя признаками существует положительная (прямая) связь; если отрицательным – обратная связь: чем более выражен один признак, тем менее выражен второй. При этом если абсолютная величина коэффициента корреляции находится в пределах , то между коррелируемыми признаками имеется слабая связь;

 – умеренная связь;

 – значительна связь;

 – сильная связь;

 – очень сильная связь.

Ещё одной разновидностью шкал ранжирования является парное сравнение. Суть его состоит в сопоставлении учащихся друг с другом по какому-либо одному качеству. Если этим качеством оба ученика обладают в равной степени, то каждому из них проставляют по одному баллу. Если же исследуемое качество у первого развито лучше, чем у второго, то первому проставляют два балла, а второму – ноль баллов. Суммируя полученные баллы для каждого ученика, мы получаем количественное выражение уровня развития данного качества.

Несмотря на длительность процедуры сравнения и сложность  обсчёта большого количества учащихся, метод парного сравнения имеет ряд достоинств

  • Объективность оценки, порождённую довольно большим числом сравнений ( , где n – количество учащихся).
  • Простота метода.
  • Экономия времени при сборе материала.
  • Несложная математическая обработка результатов.
Социометрические шкалы

Этот вид шкал наиболее важен для классного руководителя, так как с их помощью изучается  структура социальных взаимоотношений  в группе.

Например, методика социометрии  позволяет выявить межличностные  отношения в классе. В зависимости от характера выявляемых отношений могут быть заданы различные вопросы: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?», «Кого бы ты рекомендовал для участия в дискуссии по теме…?» Учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нём фамилии выбранных одноклассников, соблюдая последовательность предпочтений (в первую, во вторую очередь).

На основании этого  опроса составляется подобная матрица (в кружок обводится взаимный выбор):

№ п/п

Кто выбирает

Кого выбирают

1

2

3

4

Антонова

 



‚

 

Буланова

‚

 

1

 

Васильев

‚

   

‚

Дятлова

 

1

‚

 

Количество  полученных выборов

2

2

3

1

Количество  взаимных выборов

2

1

2

1


Затем на отдельном листе  вычерчивается социограмма. Она  представляет собой четыре концентрические  окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) попадают «социометрические звёзды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов, во второй круг – «предпочитаемые» (имеющие среднее количество выборов), в третий – «пренебрегаемые» (число выборов меньше среднего), в четвертый – «изолированные» (не получившие ни одного выбора). Выбор обозначают вектором, направленным от того, кто выбирает, к тому, кого он выбрал.

Тестирование

 

Тестирование – это  стандартизированный метод, используемый для измерения различных характеристик отдельных лиц. Часто оно является наименее трудоёмким способом получить сведения об объективных данных или субъективных позициях.

Тест как научный  инструмент есть результат тщательной и трудоёмкой работы экспертов. Тесты создаются профессиональными психологами и педагогами, которые специально занимаются этими вопросами. Поэтому задача преподавателя сводится к тому, чтобы найти опубликованные тесты и использовать их, если они представляются ему полезными для решения поставленных диагностических задач.

Нежелательно, чтобы тесты  содержали расплывчатые и неопределённые понятия, такие как «посредственный», «в среднем», «выше», «часто». У каждого  человека своё понимание этих слов. В крайнем случае, должно присутствовать пояснение, что считать средним показателем.

Различают следующие  виды тестов [1]:

  1. Тесты достижений.
    1. Тесты развития.
    2. Тесты интеллекта.
    3. Тесты общей результативности.
    4. Тесты школьной успеваемости.
    5. Специальные тесы, определяющие профессиональную пригодность и функциональные возможности.
  2. Психометрические личностные тесты.
    1. Личностные структурные тесты.
    2. Тесты на интересы и установки.
    3. Клинические тесты.

В педагогике применяются  главным образом тесты школьной успеваемости, тесты, определяющие готовность к школе, тесты интеллекта, тесты проверяющие пригодность к профессиональному обучению, тесты на внимательность и умение сосредоточиться, а также социальные тесты.

С точки зрения формы  можно различать тесты, предполагающие свободные ответы (тестируемый должен сам формулировать ответ или предложить решение задачи), и тесты, предполагающие выбор (тестируемый должен выбрать правильный ответ из предложенных ему вариантов). Самой гибкой и чаще всего используемой формой является выбор решения из четырёх или пяти предложенных.

В настоящее время  из психометрических тестов значительное распространение получили проективные тесты. Они основаны на предположении, что человек всегда преобразует (в восприятии и представлении) ситуацию, в которой он оказался. Эти тесты могут иметь форму, например, чернильных пятен неопределённой формы (тест Роршаха), которым надо дать своё описание и толкование; заданий нарисовать несуществующее животное, продолжить незаконченное предложение; иногда предлагают дать своё объяснение сюжету на картинках.

Более сложным проективным  тестом является тематический апперцепционный  тест. Тестирование заключается в  интерпретации фотографий, ситуации на которых преднамеренно неопределённы. Испытуемому даётся задание на основе фото составить рассказ, в котором было бы отражено то, что было в прошлом, что происходит сейчас, что произойдёт в будущем, что думают и чувствуют герои его рассказа. Интерпретация рассказов, ведущаяся по определённым правилам, позволяет исследователю получить богатую информацию о психологических особенностях человека.

Проективные тесты обладают рядом достоинств:

  • Естественность ситуации для учащегося, воспринимающего подобные тесты как игру.
  • Возможность изучения тех глобальных личностных особенностей, к которым нельзя применить точный количественный анализ и которые, как правило, человек не может или не хочет раскрывать.

В то же время использование  проективных тестов в школьной практике затруднено несколькими обстоятельствами.

  • Они требуют большой специальной теоретической и практической подготовки, опыта их применения.
  • По сравнению с другими видами тестов требуют значительно больше времени.
  • Очень трудная интерпретация результатов, невысока вероятность их правильности.
  • Объективность исследования снижается из-за воздействия на личность экспериментатора.

Поэтому проективные  тесты применяются лишь специалистами.

Помимо проективных  тестов в психологических исследованиях  часто используются личностные опросники. Они состоят из серии вопросов, которые испытуемый должен отнести  к одной из двух групп:

  1. «да», «верно», «ко мне относится»;
  2. «нет», «неверно», «ко мне не относится».

В каждый такой опросник заложен ряд шкал, измеряющих те или иные черты личности, её положение  между полярными точками, выражающими  противоположные свойства данной черты.

Экспериментальные методы

 

Эксперимент представляет собой метод  психологического исследования, позволяющий  не только описать явление, но и объяснить  его. Исследователь планово воздействует на происходящее с целью выявить  закономерности, вычленить комплекс наиболее благоприятных условий.

Этот метод применяется, в основном, в научной работе в  области педагогики. Также он может  использоваться в повседневной деятельности преподавателя для проверки эффективности  новых и оптимизации хорошо зарекомендовавших  себя приёмов работы.

Лабораторный эксперимент

 

Лабораторный эксперимент  проводится в искусственных для  ученика, специально создаваемых и  точно учитываемых условиях. Часто  он проводится в специально оборудованном  помещении (свето- и звукозащитных  кабинах, например), при активном использовании различных физических приборов и регистрирующей аппаратуры.

Информация о работе Диагностическая деятельность педагога