Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2014 в 10:10, курс лекций
Часто сетуют на то, что родители не хотят посещать собрания, не приходят на встречи с классным руководителем. Но, видимо, не стоит этому удивляться. Очень часто родительские собрания и встречи превращаются в «разбор полетов», на которых унижается человеческое достоинство родителей. Классному руководителю следует помнить - родительское собрание — это, в первую очередь, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики. Один из видов практики - это диагностические методики, которые позволяют родителю остаться один на один с серией вопросов и честно признаться себе в том, что получается у него хорошо в воспитании ребенка, а что не очень и требует исправления.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ
УЧАЩИХСЯ
Классный руководитель при общении с семьями учащихся должен соблюдать определенные правила, а именно:
Классный руководитель должен постараться иметь следующую информацию о семье ученика:
Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Для изучения семьи классный руководитель может использовать различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры.
Часто сетуют на то, что родители не хотят посещать собрания, не приходят на встречи с классным руководителем. Но, видимо, не стоит этому удивляться. Очень часто родительские собрания и встречи превращаются в «разбор полетов», на которых унижается человеческое достоинство родителей. Классному руководителю следует помнить - родительское собрание — это, в первую очередь, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики. Один из видов практики - это диагностические методики, которые позволяют родителю остаться один на один с серией вопросов и честно признаться себе в том, что получается у него хорошо в воспитании ребенка, а что не очень и требует исправления.
Можно приводить много различных исследований, с помощью которых классный руководитель сможет вызвать у родителей интерес к воспитанию своих детей и желание общаться с классным руководителем, посещать школу, однако главное, чтобы родители усвоили одно очень важное правило, продиктованное жизнью: «Воспитание детей в семье - это обучение их умению обходиться без родителей».
Анкета «Знакомство с родителями»
На первой встрече с родителями можно попросить их ответить на следующие вопросы:
Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка»
Анкета «Ваш ребенок»
С целью изучения характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы:
Методика «Незаконченные предложения»
А) Эта методика используется для диагностики взаимоотношений родителей и учащихся. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Ни для кого ни секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.
Проанализировав ответы учащихся и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий как с родителями, так и с учащимися.
Предложения для учащихся:
Предложения для родителей:
- Выполнение домашних заданий для моего ребенка - это...
Б) Для изучения традиций и обычаев семей учащихся, нравственных ценностей семьи можно использовать такие незаконченные предложения.
Для учащихся
- Мне нравится, когда...
- Мне не нравится, когда...
- Я верю, когда...
Для родителей
Сочинение-размышление
Такая диагностика возможна там, где классный руководитель и родители - единомышленники, объединенные единой целью - сделать жизнь учащихся и в школе, и в семье теплее, лучше, добрее. Темы размышления могут быть самыми разнообразными. Главное - родители и дети должны быть искренними в своих размышлениях.
Темы подобных сочинений для детей и родителей могут быть следующими:
«Быть отцом (матерью) взрослой дочери (сына) это...»,
«Мой дом - моя крепость?!»,
«Моя будущая семья... Какой ей быть?»,
«За что я люблю своих родителей»,
«Радости моего дома»,
«Люди, без которых моя жизнь была бы невозможна»,
«Праздники и будни моей семьи»,
«Истории и предания моего рода»,
«Самый печальный день в жизни моей семьи»,
«Советы родителям по воспитанию детей»,
«Законы жизни семьи» и др.
Такие сочинения-размышления заставляют родителей по-новому взглянуть на своих детей, на их отношение к жизни, к своей семье, позволяют предположить, с какими проблемами могут столкнуться их дети в будущем.
Тест «Я - родитель, я - приятель?!»
На вопросы этого теста предлагается ответить родителям.
1. Вы смотрите по телевизору
фильм, но ваш ребенок требует переключить на другую программу: там
выступают рок-музыканты.
Как вы поступите?
а) выполните просьбу и смотрите передачу вместе;
б) просите подождать, так как фильм скоро закончится;
в) не обращаете внимания на просьбу ребенка;
г) злитесь на ребенка за то, что он обратился с такой просьбой.
2. Вы видите в своих детях:
а) людей, равных себе;
б) людей, копирующих вас в молодости;
в) маленьких взрослых;
г) благодарных слушателей.
3. Какую прическу вы предпочитаете?
а) которая больше всего вам подходит;
б) которая отвечает последней моде;
в) которая копирует чью-то прическу;
г) которая копирует стиль ребенка.
4. Немного о возрасте родителей:
а) знают ли дети ваш возраст;
б) вы подчеркиваете возрастную черту между собой и детьми;
в) вы не обращаете внимания на разницу в возрасте между собой и детьми;
г) постоянно требуете признания от детей понимания того, что вы старше.
5. Какого стиля в одежде вы придерживаетесь?
а) стараетесь не отставать в одежде от молодежного стиля;
б) стараетесь одеваться так, как советует ваш ребенок;
в) стараетесь одевать ту одежду, которая вам подходит;
г) следуете своему пониманию стиля.
6. Представьте, что ваш сын-подросток
вдел в ухо серьгу или
дочь сделала пирсинг. Как вы поступите?
а) посчитаете это личным делом ребенка;
б) станете подшучивать над его (ее) поступком;
в) признаете, что это стильно;
г) сделаете то же самое.
7. Если музыка звучит в доме на полную громкость:
а) вы затыкаете уши ватой;
б) уменьшаете громкость;
в) миритесь с увлечением своего ребенка;
г) включаете еще громче.
8. Если вы спорите со своим ребенком, то:
а) стараетесь ему не возражать;
б) признаете его правоту;
в) спорите до полной победы;
г) уходите от спора.
9. Ваш ребенок празднует день рождения:
а) вы вместе с ним за одним столом;
б) оставляете ребят одних;
в) обслуживаете детей за столом;
г) уходите из дома.
10.Ребенок идет на дискотеку: .
а) вы идете вместе с ним;
б) вы не разрешаете ему идти;
в) вы выясняете, с кем идет ваш ребенок;
г) вы ограничиваете его во времени.
11.В общении со своими детьми вы:
а) откровенны,
б) закрыты,
в) сдержанны,
г) открыты.
12.В отношениях со своими
а) ведете себя как приятель;
б) как строгий судья;
в) как друг;
г) как родитель.
Оценку результатов теста родители проводят самостоятельно, так как он наглядно выявляет возможные проблемы взаимоотношений с детьми-подростками.
На основе данной диагностики можно провести с родителями учащихся вечер вопросов и ответов, в ходе которого обсудить каждое положение данного теста, его «за» и «против». Такой тест заставляет многих родителей иначе посмотреть на результаты своего воспитания, увидеть себя глазами других родителей, определить характерные черты положительного и отрицательного стиля поведения родителей.
В ходе встречи с родителями необходимо не только говорить с ними об их ребенке, обсуждать проблемы детей, но и предлагать им конструктивные решения появившихся проблем.
Определение самостоятельности ребенка
Можно предложить родителям выполнить следующее задание - определить с помощью таблицы степень самостоятельности собственного ребенка.
Перечень действий ребенка родителям предлагается. Они распределяют эти действия в две колонки таблицы самостоятельно.
Ваш ребенок делает самостоятельно |
Только по вашему требованию, с вашей помощью и с вашего разрешения |
Перечень действий:
Информация о работе Диагностические методики изучения семьи учащихся