Диагностические методики изучения семьи учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2014 в 10:10, курс лекций

Краткое описание

Часто сетуют на то, что родители не хотят посещать собрания, не приходят на встречи с классным руководителем. Но, видимо, не стоит этому удивляться. Очень часто родительские собрания и встречи превращаются в «разбор полетов», на которых унижается человеческое достоинство родителей. Классному руководителю следует помнить - родительское собрание — это, в первую очередь, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики. Один из видов практики - это диагностические методики, которые позволяют родителю остаться один на один с серией вопросов и честно признаться себе в том, что получается у него хорошо в воспитании ребенка, а что не очень и требует исправления.

Вложенные файлы: 1 файл

diagnosticheskiemetodikipoizucheniyusem-i.doc

— 457.50 Кб (Скачать файл)

 

Обработка данных

Прежде всего педагог обобщает качественную структуру оценочных суждений учащихся.

Сначала анализируется соотношение определенных, точных ответов («да», «нет», «отчасти») и неопределенных («не знаю»). Чем больше удельный вес определенных ответов при оценке себя или родителей, тем больше оснований говорить о развитом социальном интеллекте учащегося, его умении и желании проводить анализ своей личности и личности родителей. В частности, о многом может сказать доля определенных ответов в графах «Мой отец/мать думают, что я...» Чем определеннее ответы, тем вероятнее, что родитель является для ребенка источником четкой, внятной информации, «какой ты сейчас», очень важной для саморазвития личности. Косвенно это свидетельствует и о педагогической культуре родителей, о том, что коррекция развития ребенка в семье осуществляется не стихийно, не только за счет запретов, ситуативных наказаний и поощрений, но и путем прямого обсуждения качеств личности ребенка.

Большая доля неопределенных ответов, преобладание оценок «не знаю» в графах «Мой отец/мать думают, что я...» свидетельствует о том, что учащийся мало осведомлен о родительской оценке, следовательно, родительское мнение не является значимой движущей силой развития личности ребенка. Косвенно большая доля ответов «не знаю» в данных графах говорит о низкой педагогической культуре родителей, выражающейся в их малой включенности в духовное строительство ребенка. Кроме того, сопоставляя меру «закрытости» мнения отца или матеря для ребенка, можно косвенно судить о том, кто из них более активен как воспитатель.

Немало информации дает педагогу анализ соотношения положительных и отрицательных оценок учащегося. По преобладанию или равновесности отмеченных положительных/отрицательных качеств, прежде всего, можно сделать вывод об уровне самооценки ребенка (средний, высокий, низкий).

С этих же позиций можно проанализировать оценки учащимися своих родителей: они могут быть выдержаны в мажорных, уважительных тонах, в нейтрально-усредненных либо в негативных, неприязненных. Насыщенность «этюда» о родителях положительными тонами позволяет косвенно судить об эмоционально-психологической близости, тяге ребенка к родителю.

Немаловажно и содержание ответов в графе «Я хотел бы походить...», свидетельствующих о мере авторитетности и образцовости взрослого в глазах ребенка.

После общего обзорного анализа педагог переходит к конкретно-сопоставительному, то есть к процедуре количественного сопоставления ответов в графах 1-2, 1-3, 1-4, 1-5. Подсчитывается число совпадающих ответов (по каждому типу ответов: «да», «нет», «отчасти», «не знаю»), далее определяется уровень сходства сопоставленного списка личностных черт (в процентах выражается удельный вес совпавших ответов).

Какую информацию можно извлечь из этого сопоставления? Представим ее в виде таблицы:

 

Степень сходства

Авторитетность родителей

Сопоставляемые графы

Характер взаимоотношений ребенка и родителей

Высокая (70%       и выше)

 

Если авторитет имеется

Сопоставление граф 1 и 2, 1 и З

1. Переживание сходства с родителем.

2. Чувство семейной гармонии, сплоченности семейного «мы».

3. Самодостаточность   личности   (я похожу на свой идеал).

Если авторитет невысокий

 

1. Фрустрационное         переживание сходства         с         родителями-антиподами.

2. База для  конфликтных   или   напряженных отношений с родителем,   психологическое  дистанцирование от взрослого.

Низкая (50%       и ниже)

 

Если авторитет имеется

 

1. Переживание    индивидуальности своего развития.

2. Возможна     неудовлетворенность собой, готовность к самовоспитанию с ориентацией на родителя-образец.

Если авторитет невысокий

 

1. Духовно-нравственное     противостояние детского и взрослого поколений, ясно осознанное ребенком.

 2.  Эмоционально-лсихологическое отчуждение ребенка от родителей.

Высокий (70%        и выше)

 

Если авторитет имеется

Сопоставление граф 1 и 4, 1 и 5

1. Ребенок чувствует, что родители хорошо его понимают, знают его достоинства и недостатки.

 2. Родители - источник положительно переживаемого поддерживающего контроля.

 3. Открытость, доверительность отношений.

 4. Переживание   ценностного  отношения к себе в семье.

Если авторитет невысокий

 

1. Ребенок  чувствует,   что  хорошо «проницаем» для родителей.

2. Родительский   контроль   нежелателен   (унизителен   или   враждебен).

 3. Стремление закрыться, стать «непроницаемым».

Низкая (50%       и ниже)

Если авторитет имеется

 

1, Ребенок чувствует, что родители не понимают или не хотят понять его.

2. Видит неценностное отношение к себе в семье. 3. Фрустрированная       потребность быть понятым, близким е семье.

4. Психологическая дисциплина между ребенком и взрослым, отношения по типу родительского отторжения.

Если авторитет невысокий

 

1.Ребенок видит, что родители его не понимают, не хотят понять, что еще больше снижает их авторитет.

2. Видит неценностное  отношение к себе.

3. Нет потребности, быть понятым неавторитетными  родителями.

4. Психологическая  дистанция между ребенком и  родителями, отношения по типу взаимного отторжения.


 

 

Методика « Тип семьи»

( программированное наблюдение)

Данная методика поможет педагогу определить тип семьи, в которой растет его воспитанник.

При выделении конкретных типов мы опирались на классификации Л.С Алексеевой и А.И. Захарова..

Программированное наблюдение включает в себя подробную ориентировочную основу в виде единиц наблюдения актов воспитательного поведения родителей, а также конкретных, хорошо узнаваемых, признаков эмоционального климата в семье. Источником для фиксации той или иной черты воспитательного быта семьи служат личные наблюдения педагога при посещении учащегося на дому, беседы, контакты с родителями, а также информация, полученная от других лиц (учителей, инспектора МВД, соседей и др.), учитываются диагностические данные различных методик обследования семьи.

Следует учесть, что далеко не всегда возможна четкая типизация семьи. Достаточно часто для семьи характерно сочетание признаков разных типов, например, «конфликтная и асоциальная», «авторитарный стиль и гиперопека», «попустительство и недостаточная отзывчивость» и т. д. В этом случае педагог просто отмечает присущие семье признаки, оставляя вопрос о типизации открытым.

Типы семей

 

Типы семьи

Признаки

Благополучная

Материальная  обеспеченность.  Полносоставность (есть отец и мать). Благоприятный нравственный эмоциональный климат. Высокая (достаточная) педагогическая культура родителей.

               Н е б л  а г о п о л у ч  н ы е            с е м  ь и

Семья с дефицитом  воспитательных ресурсов

|В семье отсутствует один из родителей. Учащегося воспитывают родственники


 

 

Конфликтная семья

Стиль отношений между родителями или между родителями и детьми конфликтный. Царит атмосфера недовольства, недоверия, раздражения, агрессивности, ссор, драк. Источниками  хронической  конфликтной  ситуации  могут быть невроз одного из родителей, невоспитанность родителей, недостатки характера родителем (несдержанность, раздражительность, эмоциональная неустойчивость, жестокость и т. д.), плохие взаимоотношения между родителями.

Асоциальная семья

Родители ведут явно аморальный или противоправным образ жизни (пьянство, тунеядство, содержание притона, распущенная половая жизнь, член семьи имел судимость или в настоящее время находятся в тюрьме)

Нравственно неблагополучная семья

Семья внешне благополучная:  материально обеспеченная,   эмоциональный   климат  положительный,   родители обладают минимумом педагогической культуры, занимаются воспитанием ребенка. Суть во внутреннем неблагополучии - это семья с нервной нравственной ориентацией:

1. Потребительская ориентация: культ вещей, слабое моральное осуждение присвоения государственного или личного имущества, узкий фуг духовных, культурных интересов.

2. Эгоистическая направленность: установка на индивидуализм, на использование других в своих интересах, пренебрежение к коллективным формам деятельности и т.д.

 3. Пассивная социальная позиция, сосредоточенность на внутрисемейных проблемах, безынициативность.

Педагогически некомпетентная семья

Родители допускают ошибки в воспитании ребенка. Наиболее типичные ошибки:

1.   Авторитарность: стремление подчинить себе ребенка, неприятие в нем индивидуальности, навязывание готовых мнений и решений, строгая дисциплина, использование в качестве основной меры воспитания принуждения и физических наказаний.

2.  Попустительство,  чаще всего потворствующее:  признания права ребенка на полную автономию, безнадзорность, низкая осведомленность о проблемах ребенка, его поведении на улице и в школе, бесконтрольность. 3.  Гиперопека - защитный стиль отношений: оправдание и защита ребенка во всех ситуациях, ограждение от трудностей, удовлетворение всех нужд и потребностей ребенка.

 4.  Непоследовательность и противоречивость: воспитательные дела, инициативы никогда не доводятся до конца, несогласованность требований взрослых в семье, сочетание    крайности воспитания (повышенная требовательность   и   бесконтрольность,   слабоволие, родительская беспомощность, репрессии (наказания, избиения) и безнадзорность, гиперопека и непонимание ребенка).

  1. Гиперсоциальностъ:   повышенная   принципиальность, правильность,   бескомпромиссность   требований, лишние  запреты, морализирование, нетерпимость к слабостям и недостаткам.
  2. Недостаточная отзывчивость: не учитываются возможности ребенка и его потребности. Это лежит в основе:

а) стремления навязать ребенку непосильные цели, дела, режим (например, занятия музыкой, требование  отличных оценок);

 б) преобладания отрицательных реакций на поведение (замечания, ругань, предостережения, укоры и т. д..  Положительные реакции (похвала, ласка, поддержка, одобрение) сведены к минимуму.

7. Инверсия родительских ролей: одностороннее женское влияние, самоустранение отца от воспитания.


 

Анкета   «Семья учащегося»

 

Предлагаемая анкета поможет педагогу оценить воспитательный потенциал семьи в таких его параметрах, как материально-бытовые условия воспитания ребенка в семье, духовная жизнь семьи, активность педагогической позиции родителей, их включенность в педагогически ориентированные виды деятельности как важный аспект педагогической культуры взрослых; образовательные ожидания и потребности семьи.

АНКЕТА

Уважаемые родители!

Мы хотим поближе познакомиться с вашей семьей, ее педагогически позицией и взглядами на образовательные услуги, с тем, чтобы более плодотворно и адресно сотрудничать с вами.

  1. Перечислите всех членов вашей семьи, живущих вместе с вами: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Какие семейные традиции вы соблюдаете?
  • дни рождения;
  • дни поминовения усопши;
  • коллективные посещения кино, театров и др.;
  • религиозные обряды (посещение церкви, посты, праздники...);
    • день создания семьи;
    • гражданские праздники (Новый год, 1 Мая, 8 Марта, День Победы и др.);
  • школьные праздники (начало учебного года, окончание шкоды...);
  • профессиональные праздники;
  • воскресные семейные обеды, ужины;          
  • выпуск семейной газеты;
  • проведение семейных советов;
  • другое _________________________________________________________________________ 

3. Какие увлечения есть у членов вашей семьи?

  • спорт;
  • рыбалка;
  • шитье;
  • вышивка; 
  • сочинение стихов, рассказов, сказок;
  • поделки;
  • коллекционирование;
  • пение;
  • вязание;
  • аквариумоводство;
  • домашние животные (уход, дрессировка);
  • шахматы;
  • живопись/рисование;
  • чтение;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • посещение театров;
  • другое 
  1. Отметьте, к каким из ваших увлечений вы подключаете своего ребенка: ______________________

 

  1. Какой труд объединяет вашу семью?
  • общего труда нет, у каждого свое дело;
  • уборка квартиры;
  • ремонт квартиры;
  • уход за домашними животными;
  • уход за скотом;
  • работа в саду, на даче;
  • индивидуальная трудовая деятельность;
  • другое 

6. Собираете ли вы семейные советы?

  • семейные проблемы решаются в рабочем порядке, без специальных семейных советов;
  • собираем совет для того, чтобы:
    • распределить бюджет семьи,
    • планировать покупки,
    • планировать отпуск,
    • распределять работу по лому, ответственность,
    • обсуждать поступки членов семьи,
    • обсуждать проблемы воспитания детей,
    • другое 

 

7. Какие материально-бытовые условия и средства воспитания есть в вашей семье?

  • отдельная комната для ребенка;
  • уголок в общей комнате;
  • спортивный инвентарь (коньки, лыжи, гири и т. п.)
  • библиотека;
  • музыкальные инструменты (гитара, баян и т. п.);
  • диапроектор;
  • киноаппарат, кинопроектор;
  • электронные игры;
  • проигрыватель;
  • компьютер;
  • видеокамера;
  • фотолаборатория;
  • фотоаппарат;
  • живой уголок;
  • фонотека;
  • аквариум;
  • столярные, слесарные инструменты;
  • вязальная машина;
  • конструкторы;
  • швейная машина;
  • развивающие игры;
  • велосипед/мотоцикл;
  • еще 

 

8. Есть ли в семье неработающие взрослые, занимающиеся воспитанием детей?

мама; папа;

бабушка; дедушка;

прабабушка; прадедушка;

няня; родственница;

гувернантка;

Другие 

 

9. Что хорошего/плохого приносит ваш ребенок из школы?

умственное развитие; сквернословие;

эстетическое развитие; непослушание;

культуру общения; грубость:

самостоятельность; нервозность;

интерес к знаниям; усталость, измотанность:

Информация о работе Диагностические методики изучения семьи учащихся