Диагностические методики изучения семьи учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2014 в 10:10, курс лекций

Краткое описание

Часто сетуют на то, что родители не хотят посещать собрания, не приходят на встречи с классным руководителем. Но, видимо, не стоит этому удивляться. Очень часто родительские собрания и встречи превращаются в «разбор полетов», на которых унижается человеческое достоинство родителей. Классному руководителю следует помнить - родительское собрание — это, в первую очередь, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики. Один из видов практики - это диагностические методики, которые позволяют родителю остаться один на один с серией вопросов и честно признаться себе в том, что получается у него хорошо в воспитании ребенка, а что не очень и требует исправления.

Вложенные файлы: 1 файл

diagnosticheskiemetodikipoizucheniyusem-i.doc

— 457.50 Кб (Скачать файл)

желание учиться; возбуждение;

внимание к близким; нежелание ходить в школу;

страх перед оценками;

страх перед педагогами;

другое 

 

10. Углубленное изучение каких предметов в профильных классах желательно для вас в нашей школе?

математика; право;

физика; педагогика;

химия; психология;

биология; иностранный язык;

информатика; литература;

экономика; художественная культура;

другое 

 

11. За какие образовательные услуги вы готовы платить уже сегодня?

  • кружок, секция;
  • репетиторство;
  • обучение иностранному языку;
  • психологическая консультация;
  • психологические тренинги;
  •   лечебно-оздоровительные мероприятия:
  •   платная раздевалка;
  • факультатив;
  •   музыкальное образование:
  •   психологическая диагностика;
  •   экскурсии по городам;
  •   поездка за рубеж;
  •   пост МВД  в школе;
  • группа продленного дня;
  • другое 

 

12. Как складываются ваши отношения с педагогами нашей школы?

  • Постоянное деловое взаимопонимание,
  • Теплые дружеские отношения,
  • Сами периодически приходим в школу,
  • Приходим, в основном, по вызову,
  • Бывает, что пропускаем родительские собрания,
  • Постоянно посещаем родительские собрания,
  • Педагоги чаще информируют нас о плохих поступках ребенка, плохой учебе,
  • Хороших контактов пока не удалось наладить,        
  • С отдельными педагогами мы, пожалуй, в конфликте. 

 

13. Чем вы удовлетворены в работе школы?

  • качество обучения;
  • безопасность ребенка;
  • общая спокойная обстановка;
  •   качество питания;
  • оформление интерьера школы;
  • отношение учителей к детям;
  • порядок, требования к дисциплине:
  • условия для развития способностей (кружки, секции и т. п.);
  • другое 

 

  1. Напишите, чем вы не удовлетворены в работе школы _______________________________________________________________________________

 

 

  1. Как вы организуете деятельность ребенка?
  •  помогаем выполнять домашние задания, следим за их выполнением:
  •  читаем книги;
  •  водим детей в театр, кино., и т. п.;
  •  обучаем бытовому труду (шитье, кулинария, ремонт квартиры и т. д.);
  •  играем в развивающие игры;
  •  организуем спортивные, физкультурные занятия в семье;
  •  водим детей в музыкальную, спортивную школу (секцию);
  •  выезжаем с детьми на природу, ходим на прогулки;
  •  другое 
  •  наш ребенок самостоятельный и сам находит себе дело:
  •  специально не занимаемся с детьми, но всегда и везде привлекаем ребенка к тому, что делаем сами. 

16. Каким вы представляете  жизненный сценарий вашего ребенка?

  • будет рабочим;
  • будет специалистом с высшим образованием (окончит вуз);
  • будет специалистом со средним профессиональным образованием (окончит техникум);
  • будет творческим работником;
  • будет иметь свое дело, займется коммерцией;
  • свою дорогу выберет сам, мы вмешиваться не будем.

 

Обработка анкеты

 Качественный анализ ответов осуществляется  по указанным параметрам

   воспитательного  потенциала семьи.

1. Материально-бытовые  условия и средства, имеющиеся  в семье для воспитания ребенка (вопросы № 7, 8).

          2. Духовная жизнь семьи, сплачивающая  ее и создающая качество «дома»  для ребенка (вопросы № 2,3, 5,6).

3. Включенность  родителей  в педагогически-ориентированные  виды семейной деятельности (вопросы № 4,6 - обсуждение проблем воспитания, № 12,15).

4.  Образовательные  ожидания и потребности семьи (вопросы № 9-11,13,14.16).

 

 

 

Анкетный опрос родителей на первом в учебном году родительском собрании

                                                                        

                                                                            Рязанова Л.П. – заместитель

                                                             директора по воспитательной работе,

                                                              школа №7, г. Грязи

Такого рода анкетный опрос поможет классному руководителю:

*   во-первых, поближе познакомиться с семьями своих воспитанников, с особенностями воспитания ребенка в семье, с отношениями, которые складываются у него с родителями;

          *   во-вторых, выстроить систему родительских собраний на предстоящий учебный год,

          определить наиболее актуальные темы собраний, выбрать наиболее приемлемые для родителей

          формы их проведения;

          *  в-третьих, определить потенциальную помощь, которую родители могут оказать классу и школе,

          привлечь  их к сотрудничеству с педагогами.

1.    Ваш     ребенок

Отвечая на вопросы анкеты, родители могут выбрать только один ответ.

1.  Как Вы думаете, чего ждет Ваш ребенок от  семьи, в которой живет?

а) Хорошей организации быта.

б) Радости общения.

в) Покоя и защищенности.

2.. Что более всего заботит Вас в семье?

а) Здоровье детей.

б) Хорошая учеба.

в) Трудовое участие детей в жизни семьи.

г) Настроение детей и причины его изменений.

3. . Одинок ли Ваш ребенок в семье?

а) Да.

б) Нет.

в) Не знаю.

4.  Как Вы думаете, захочет ли Ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?

а) Да.

б) Нет.

в) Не знаю.

5.  Какая из приведенных  ниже жизненных установок является, по Вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?

а) Быть материально обеспеченным человеком.

б) Встретить любовь.

в) Иметь много друзей.

г) Реализовать свои интеллектуальные возможности.

6. Знаком ли Ваш ребенок  с теми моральными и материальными  проблемами, которые существуют в семье?

     а) Да.

      б) Нет.

7. Есть ли у Вашего  ребенка секреты от своей семьи?

      а) Да.

       б) Нет.

      в) Не знаю.

8. Что для Вашего ребенка вечер  дома?

     а) Радость общения.

       б) Возможность быть самим собой.

      в) Мучение и пытка.

 

2. Ваши родительские собрания

1. Сведения, которые Вы  хотите сообщить о себе.

2. Чего Вы ждете от родительских  собраний?

3. Что мешает Вам посещать  родительские собрания?

4. Полезны ли для  Вас родительские собрания?

5. Что наиболее запомнилось Вам  на родительском собрании в  прошлом году?

6. Какая форма родительских собраний  Вас более всего устроила бы?

7. Какие проблемы Вы хотели  бы обсудить на родительских  собраниях?

8. О чем Вы хотели  бы рассказать на родительском  собрании?

9. Как Вы полагаете, должны ли присутствовать на  родительских собраниях учащиеся?

10. Что больше всего Вам не нравится на родительских собраниях?

                                                 3. Вы и школа вашего ребенка

              Если не удастся объединить  родительские возможности и профессиональные  знания учителей в деле обучения и воспитания детей, то значительного успеха добиться будет трудно. Поэтому мы, проводя эту анкету, очень надеемся на Вашу поддержку и помощь.

1. Каким видом творчества Вы  занимались в юности?

2. Каких спортивных  успехов Вам удалось добиться?

3. Занимались ли Вы  художественной самодеятельностью в детстве и юности?

4. Кто в Вашей семье  может готовить что-то вкусное  по «семейным» рецептам?

Напишите названия этих блюд.

5. Где живут Ваши  родственники, в каких городах  и странах?

6. Любите ли Вы рыбалку, выращивать цветы, животных, ухаживать за ними?

7. Была ли в Вашей  жизни какая-либо выдающаяся история?

8. Есть ли у Вас призы, награды, грамоты?

9. Умеете ли Вы снимать  кино или фотографировать?

10. Вы  считаете, что  можно было бы организовать  интересного для Ваших детей?

11. Любите ли Вы петь и какой репертуар для Вас предпочтительней'?

  12. Как Вы думаете, чего бы больше всего хотел Ваш ребенок?

  13. Ваши любимые книги и герои.

14. Ваши любимые семейные  выражения.

  1. Что Вам интересно было бы делать совместно с учащимися?
  2. О чем интересном и важном Вы могли бы рассказать учащимся?
  3. Могли бы Вы совместно с учащимися разработать и реализовать какой-либо замечательный проект?
  4. Чем и как Вы могли бы помочь материально-техническому обеспечению учебного процесса?
  5. Чему профессионально Вы могли бы научить ребят?
  6. Какой классный час Вы могли бы провести?
  7. Могли бы Вы помочь в оформлении кабинета, помещения школы, пришкольного участка?
  8. В каких соревнованиях и конкурсах лично Вы или в составе всей семьи приняли бы участие?
  9. Вы могли бы помочь учащимся познакомиться с Вашей работой?
  10. Какой клуб или секцию Вы могли бы возглавить ?
  11. Могли бы Вы вместе с ребятами вытекать газету, подготовить спектакль, организовать спортивный чемпионат?
  12. Какую материально-техническую помощь Вы могли бы оказать школе?
  13. Могли бы Вы помочь в работе с учащимися, требующими дополнительного внимания?

 

 

 

 

 

 

Анкета

для изучения характера отношений

между педагогами  и родителями

Москвина Н.И., заместитель директора

по воспитательной работе, Ковардицкая школа,

Владимировской области.

Предлагаемая анкета позволит проанализировать степень доверия родителей школе. Анкету можно провести перед проведением общешкольного родительского собрания или перед педсоветом, посвященным взаимодействию школы и семьи.

Анализ анкет может провести заместитель директора школы по воспитательной работе, социальный педагог или психолог.

Уважаемые родители!

Администрация школы просит вас ответить на следующие вопросы. Надеемся, что ваши ответы помогут установлению взаимопонимания и доверия друг к другу в вопросах воспитания наших учеников ~ ваших детей.

1.   Нравится ли  Вам наша школа?    Да. Не совсем. Нет.    (нужное подчеркните)

 

2.  Доверяете ли Вы классному руководителю Вашего сына или дочери?

 Да.  Не совсем. Нет.  (нужное подчеркните)  

 

3. Какие отношения преобладают между учителями и родителями в нашей школе? Доброжелательные. Равнодушные. Неприязненные. Конфликтные. (нужное подчеркните)

 

4. Есть ли единство педагогических требований у Вас и педагогов к Вашему ребенку?

 Да. Не совсем. Нет. (нужное подчеркните)

 

5.   Был ли классный  руководитель или кто-то из  учителей у Вас дома в текущем гощу?

 

6. Какова была цель визита?

 

7. Обстановка в семье непосредственно  после визита учителя. Спокойная беседа родителя с ребенком. Ребенка похвалили. Ребенка поругали. Ребенка наказали. Конфликт между родителями. (нужное подчеркните)

 

8. Посещаете ли Вы  родительские собрания в школе? Регулярно. Иногда. Нет (нужное подчеркните). Если не посещаете, то почему?

 

9. Помогают ли Вам  родительские собрания в воспитании  Вашего ребенка? Да. Не совсем. Нет. (нужное подчеркните)

 

10. Какие особенности в характере  и поведении Вашего ребенка  Вас больше всего волнуют?

 

11. Назовите 3-4 личностных  и профессиональных качества  учителя, которые с Вашей точки  зрения являются основными для высокого авторитета учителя среди учащихся и родителей.

Примечание: Подписывать анкету не обязательно. Если по каким-то причинам Вы не хотите передавать анкету через своего ребенка. Вы можете передать ее лично учителю.

 

 

АНКЕТА

«Общественная оценка и поддержка школы родителями»

Французова И.В., директор,

Школа №134, г. Санкт-Петербург

Данную анкету можно предложить родителям с целью выяснения их представлений о школе, о том, какие задачи она должна решать, по их мнению. Анализ этой анкеты позволит соотнести цели школы и цели родителей по поводу воспитания детей. Несовпадение или рассогласование целей родителей и школы может быть поводом для обсуждения на совместном заседании родительского комитета и педагогического совета.

 

Анкета

Какие качества личности должна воспитывать школа? (отметьте одно-три качества)

Информация о работе Диагностические методики изучения семьи учащихся