Диагностические методики изучения семьи учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2014 в 10:10, курс лекций

Краткое описание

Часто сетуют на то, что родители не хотят посещать собрания, не приходят на встречи с классным руководителем. Но, видимо, не стоит этому удивляться. Очень часто родительские собрания и встречи превращаются в «разбор полетов», на которых унижается человеческое достоинство родителей. Классному руководителю следует помнить - родительское собрание — это, в первую очередь, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики. Один из видов практики - это диагностические методики, которые позволяют родителю остаться один на один с серией вопросов и честно признаться себе в том, что получается у него хорошо в воспитании ребенка, а что не очень и требует исправления.

Вложенные файлы: 1 файл

diagnosticheskiemetodikipoizucheniyusem-i.doc

— 457.50 Кб (Скачать файл)
    • самостоятельность;
    • интеллектуальное совершенствование;
    • коммуникативность;
    • доброта;
    • трудолюбие;
    • честность;
    • целеустремленность;
    • ответственность;
    • уважение;
    • доверие;
    • дисциплинированность;
    • гуманность;
    • милосердие;
    • любознательность;
    • объективность;
    • что-то еще 

2. К чему  должна подготовить школа Вашего  ребенка?

 

К чему готовит школа

В первую очередь

Во вторую очередь

В третью очередь

1. К продолжению образования

     

2. К трудовой жизни

     

3. К самостоятельной деловой жизни

     

4. К семейной жизни

     

5. К профессиональной карьере

     

6.  К общественно-политической деятельности

     

7. К жизни по общепринятым нормам морали и нравственности

     

8. К бережному отношению к своему здоровью

     

9. К сотрудничеству с другими людьми

   

 

3. Какое жизненное  правило, на Ваш взгляд, должен  усвоить ребенок входя во взрослую жизнь? (отметьте одно-три правила)

  • быть самостоятельным;
  • быть всегда порядочным;
  • уметь брать ответственность на себя;
  • быть справедливым;
  • надеяться только на себя;
  • быть уверенным в себе;
  • образование можно купить;
  • быть внимательным к людям;
  • за все надо платить;
  • трудности впереди;
  • были бы связи, остальное купишь;
  • выход всегда есть;
  • честность-вершина добродетели;
  • ничего не дается даром.

 

4.  В какой  степени школа решает следующие проблемы:

 

Проблемы

Хорошо

решает

Решает

частном

Не решает

1. Обеспечивает высокое качество  знаний

     

2. Предлагает различные программы  дополнительного образования

     

3. Четко организует жизнь детей  в школе

     

4. Бережно относится к ребенку

     

5. Учитывает запросы и интересы  детей

     

6. Уделяет большое внимание формированию инициативы и самостоятельности детей

     

7. Способствует развитию дружеских, товарищеских отношений между учащимися

     

8.   Участвует   в   общественной   жизни   округа (района, села)

     

5. Как складываются Ваши отношения с педагогическим коллективом школы?

 

Педагогический коллектив

Доброжелательно

Нейтрально

Напряженно

Классный руководитель

     

Учителя  - предметники

     

Администрация школы

     

6. Кем Вы ощущаете себя в школе? (выберите один вариант или допишите свой)

  • партнером;
  • зависимым человеком;
  • влиятельным человеком;
  • кем-то еще 

7. Если Вы оказываете помощь школе, то укажите, в какой форме:

  • в организации отдельных культурных и спортивных мероприятий;
  • в работе Попечительского совета;
  • в руководстве кружком или секцией;
  • в посильном финансировании некоторых мероприятий;
  • в обеспечении учебными пособиями, книгами;
  • в работе родительского комитета класса;
  • в хозяйственных вопросах;
  • как-то еще 

6. Готовы ли Вы участвовать в создании образовательной программы школы?

Да. Нет.

9. Скажите, что  Вы вкладываете в понятие «хорошая  шкала»?

 

 

СЕМЬЯ И ШКОЛА КАК ПАРТНЕРЫ:

8 ВОПРОСОВ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

                                                                                           Бердничевская Е.А., заместитель

                                                                                            директора по воспитательной  работе,

                                                                                           школа №409, г Санкт-Петербург

Предлагаемые вопросы можно использовать в разных комбинациях в зависимости от цели проводимого исследования. Все они открытые, а это значит, что потребуется достаточно времени для обработки ответов. Но достоинство таких вопросов в том, что полученные ответы достаточно полно будут отражать мнение родителей о возможном партнерстве со школой.

Анкета

  1. Какие вопросы жизни ребенка должны обсуждаться совместно - родителями и ребенком?
  2. Что, на ваш взгляд, должна делать школа по отношению к семье?
  3. Каковы, на ваш взгляд, обязанности родителей по отношению к школе?
  4. Влияете ли вы на решения, принимаемые классными руководителями, учителями, администрацией школы? Как бы хотели влиять?
  5. Какие способы представления информации используются в школе? Ваши предложения.
  6. Как школа может помочь родителям в решении возникших у ребенка     проблем?
  7. Какие проблемы в первую очередь надо обсуждать на родительских собраниях?
  8. Как реально вы можете участвовать в жизни школы?


СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ САМОДИАГНОСГИКИ

                                      Степанова Т.Ф., учитель,

                                                                        Сковородина Л.Р., заместитель    директора

                                                                         по воспитательной работе,

                                                                          школа № 25, г. В.Новгород 

 ОБЩИЕ   СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. 

Дата рождения 

Школа Класс.

РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ

«Обеденный стол» (тест для ребенка)

Где бы ты хотел(а) сидеть за семейным обеденным столом?

 

 

 

 

 



Бабушка 

Мша 

Братик Папа

Дедушка

«Прогулка по лесу» (тест для ребенка)

Всей семьей вы совершаете прогулку по лесу. С кем рялом гы будешь диться? Обозначь это место.

 

 

 

Папа

Братик

Бабушка

 

 

Мама

 

  

   
     

Дедушка

 

 

 

 
     

     



 

Такого рода рисуночные тесты показывают, кто из членов семьи наиболее близок ребенку, с кем бы он хотел проводить (проводит) больше времени.

АНКЕТА   №1.

«Я в семье» (для ребенка)

Подумай и напиши ответ. Приведи примеры.

 

Вопрос

Ответ (приводим возможный вариант ответа)

1. Какая ты дочь?

Я помогаю маме в делах по работе, по хозяйству. Иногда упрямая, вредная, а иногда хорошая, послушная. Иногда расстраиваю маму по пустякам

2. Какая ты внучка?

Помогаю бабушке во всем, что она попросит, но только через 5 минут. Очень, очень редко ругаемся

3. Какая ты сестра?

Я очень хорошая сестра. Я играю с братом во всякие игры. Хожу с ним гулять. Иногда укладываю его спать, сижу с ним в выходные, если моя мама на работе

4. Какая ты родственница?

Я с родственниками не ругаюсь и не спорю. Когда они к нам приходят, я стараюсь их развеселить и угощаю их чаем.


Эта анкета - своего рода «рефлексивный листок». Она не только показывает отношения ребенка с членами своей семьи, но и побуждает его задуматься над этими отношениями.

 

АНКЕТА   №2.

«Семья глазами ребенка» (для ребенка)

Анкета позволяет получить представление о взглядах школьника на собственную семью, информированности в семейных делах, внутрисемейных отношениях.

 

Вопросы

Ответы

1.

Любишь ли ты свой дом, домашнюю атмосферу, есть ли в ней что-то, свойственное только вашей семье?

 

2.

Уезжал(а) ли ты из дома надолго и что ты тогда чувствовала?

 

3.

Интересуются ли родители твоими учебными делами?

 

4.

Интересуются ли родители твоими отношениями с товарищами в классе?

 

5.

Посещают ли они школу?

 

6.

Помогают ли они школе, классному руководителю ?

 

7.

Как, по-твоему, они относятся к школе и пед. коллективу?

 

8.

Довольны ли они своей работой, своей специальностью?

 

9.

Устраивает ли родителей заработная плата и совместный семейный бюджет?

 

10.

Охарактеризуйте свою семью одним словом.

 

11.

Какие праздники в семье ты любишь больше всего?

 

12.

Принято ли в твоей семье дарить подарки? Какие ?

 

13.

Есть ли у тебя бабушка или дедушка?

 

14.

Каковы твои отношение с ними?

 

15.

Что, по-твоему, ждет тебя в будущем  ?

 

16.

Каким, по-твоему, обещает быть твое будущее?

 

17.

На кого ты надеешься?

 

18.

По-твоему, ты будешь счастлив ?

 

 

 

 

 

АНКЕТА   №3.

«Выражение лица»

(для родственников)

 

Оцените в баллах, в какой степени характерно для вас и вашего или иное выражение лица. Используйте следующую шкалу:

  1. - никогда (не проявляется вообще),
  2. - редко (при одноразовом проявлении).
  3. - иногда (проявляется несколько раз).
  4. - часто (проявляется сравнительно часто),
  5. - всегда (носит доминирующий характер).

 

 

№ п/п

               Выражение лица

 Кто оценивает

Степень выраженности в баллах (0—4)

 

 

строгое

доброе

злое

грустное

1.

2.

3.

4.

 5.

 

6.

7.

 

8.

9.

Самооценка матери

Оценка матерью ребенка. Самооценка отца.

 Оценка отцом ребенка.

 Самооценка бабушки (если она живет в семье). 
Оценка бабушкой ребенка. Самооценка дедушки (если он живет в семье) 
Оценка дедушкой ребенка. 
Кто еще (если живут в семье)

       

 

 

Оценка результатов анкетирования.

Если у вас наибольшее количество баллов получается в колонке «доброе» (причем самооценки взрослых и оценки ребенка примерно равны), то у вас замечательная атмосфера в семье - здесь уютно и комфортно.

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ   ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ  ИНФОРМАЦИИ   О СЕМЬЕ

 В РАБОТЕ  КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Итак, комплексная диагностика семьи проведена. Педагог, пусть частично,  проник в святая святых - внутренний мир семьи, выявил уровень педагогических возможностей родителей. Как распорядиться этой информацией? Диагностические данные о семье можно использовать в следующих направлениях.

 1.   Сведения об особенностях воспитания и развития ребенка в семье расширяют информационно-ориентировочную основу для индивидуального подхода к учащемуся: помогают увидеть динамику развития достижений, отклонений в учебной деятельности, в поведении, в нравственном становлении личности.

 2.   Представление о воспитательных возможностях родителей делает адекватными, реалистичными ожидания педагога относительно участия и помощи отца/матери в процессе воспитания ребенка. Он будет точно знать, на кого из членов семьи, и в какой степени можно положиться в обеспечении единства требований шкоды и семьи.

Информация о работе Диагностические методики изучения семьи учащихся