Дидактическая игра как способ формирования мотивацииу младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 10:34, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования мотивации учения в младшем школьном возрасте объясняется тем, что, с одной стороны, именно в этом возрасте закладывается ее основа; с другой – согласно данным психологов, к концу обучения в начальной школе у многих школьников нарастает отрицательное отношение к учению.
Среди исследователей по проблеме мотивации учения можно отметить работы таких психологов и педагогов, как: Л.И.Божович [3,4], А.Н.Леонтьева [19,20], В.К.Вилюнаса [5], И.Мальтцмана [21], А.К.Марковой [23,24], М.В.Матюхиной [25,26,27], Х.Хекхаузена [46,47], П.М.Якобсона [51] и др.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
§ 1. Сущность понятия мотива, мотивации учебной деятельности…….5
§ 2. Особенности мотивации учения и формирования ее в младшем школьном возрасте ………………………………………………………………..17
§ 3. Педагогическая сущность и содержательные аспекты дидактических игр…………………………………………………………………………………..22
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ…………………………………………………….32
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
§ 1. Актуальный уровень сформированности устойчивой учебной мотивации…………………………………………………………………………..33
§ 2. Включение дидактических игр в учебный процесс с целью формирования учебной мотивации.................................................................43
§ 3. Анализ эффективности использования дидактических игр в качестве средства формирования устойчивой учебной мотивации...........................................................................................................47
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ…………………………………………………...56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..58

Вложенные файлы: 1 файл

диссертация нач. школа.doc

— 651.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ  ПО Ι ГЛАВЕ

Мотивация – сложное  структурное образование, в котором  различные мотивы выступают в  единстве и взаимосвязи.

Мотивация учения связана с возрастными особенностями ребенка. Выявлена следующая динамика мотивов учения от I к IY классу: в самом начале процесса обучения преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе, затем возникает интерес к первым результатам учебного труда, лишь после этого к процессу, содержанию учения, а еще позднее – к способам добывания знаний.

Для младшего школьного  возраста характерны широкие социальные мотивы, учебно-познавательные мотивы в этом возрасте менее значимы. В  то же время учебно-познавательные мотивы оказывают непосредственное влияние на успешность всего процесса учебной деятельности, в связи с чем формирование устойчивости  данной группы мотивов вполне целесообразно.

Младший школьный возраст – это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее судьба в течение всего школьного возраста.

Основными факторами, влияющими  на формирование учебной мотивации, являются: содержание учебного материала; организация учебной деятельности; коллективные формы учебной деятельности; оценка учебной деятельности; стиль педагогической деятельности учителя.

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Такое педагогическое средство, как дидактическая игра активизирует мыслительные операции учащихся, возбуждает у них познавательный интерес  к приобретению новых знаний, интерес к соревновательной деятельности и стремление к победе, что способствует формированию устойчивой учебной мотивации у младших школьников.

Глава 2. Формирование устойчивой учебной мотивации с использованием дидактических игр

 

§1. Актуальный уровень сформированности учебной мотивации

Исходя из положения, что мотивация – многоуровневая система, в которой одни побуждения осознаются лучше, а другие хуже, нами была поставлена задача: выявить наиболее и наименее осознаваемые мотивы, определить их место и роль в системе мотивации учебной деятельности младших школьников.

Исследование проводилось на материале трех методик: «Методика изучения уровня учебной мотивации учащихся» И.Г. Лускановой; методика Т. А. Нежновой: «Беседа об отношении к школе и учению». Использовался модифицированный вариант методики Т.А. Нежновой, отличающийся от первого варианта тем, что вопросы в методике выглядят несколько иначе. Они представляют собой набор проблемных ситуаций, направленных также на выявление основных компонентов внутренней позиции школьника, которые заставляют ребенка задуматься и дать наиболее правдивый ответ.

 Также нами применялась «Методика исследования мотивации учения», предложенная М.Р.Гинзбургом. С методиками можно ознакомиться в приложении 1, с. 1

 Эксперимент проводился с учащимися 1 «А» и 1 «Б» классов общеобразовательного лицея № 28 города Красноярска в возрасте 7 лет. В каждом классе было по 20 учеников.

 Первая методика И.Г. Лускановой «Методика изучения уровня учебной мотивации учащихся». Данная анкета разработана Н. Г. Лускановой для изучения уровня учебной мотивации учащихся. В нее включено 10 вопросов, отражающих отношение детей к школе и обучению. Вопросы анкеты построены по закрытому типу и предполагают выбор одного из трех вариантов ответов. При этом ответ, свидетельствующий о положительном отношении к школе и предпочтении учебных ситуаций, оценивается в 3 балла; нейтральный ответ — 1 балл; ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к школьной ситуации, оценивается в 0 баллов. (Приложение 1, с. 1)

 Вторая методика «Беседа об отношении к школе и учению» (Нежновой Т.А.) направлена на диагностику мотивационной готовности детей к школьному обучению. Обследование проводилось индивидуально с каждым учеником. Эта методика помогла установить наиболее осознаваемые мотивы, которые проявлялись в свободных высказываниях школьников без подсказок, внушение со стороны экспериментатора (Приложение 1, с. 4).

Модифицированный вариант  методики « Беседа об отношении к  школе и учению» (Нежновой Т.А.) позволяет  выявить наличие или отсутствие у детей младшего школьного возраста основных компонентов внутренней позиции школьника, которыми являются следующие:

а) ребенок относится  к поступлению в школу или  пребыванию в ней положительно, как  к совершенно естественному и  необходимому событию в жизни; не мыслит себя вне школы или в  отрыве от неё; обнаруживает чувства необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфики школьного содержания;

б) проявляет особый интерес  к новому, собственно школьному содержанию занятий:

предпочитает уроки грамоты и счета занятиям «дошкольного» типа (рисование, пение, физкультура, труд),

в) отказывается от характерных  для дошкольного детства ориентации в плане организации деятельности и поведения:

  • предпочитает коллективные классные занятия индивидуальному обучению дома;
  • положительно относится к наличию общественно принятых норм поведения (дисциплину);
  • предпочитает общественно выработанный, традиционный для учебных заведений способ оценки его учебных достижений (отметка) другим видам поощрения, характерным для непосредственно-личных отношений (сладости, подарки и т.п.);

г) признаёт авторитет учителя.

Беседа проводится строго индивидуально. Ученикам предлагается набор коротких историй (Приложение 1,с. 5)

Третья  методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников (М.Р.Гинзбурга) позволила изучить доминирующую устойчивую мотивацию учения у учащихся, а также её сформированность или несформированность. Ученикам был предложен текст рассказа и пять сопроводительных картинок (Приложение 1, с. 7).

В том случае, если у  испытуемого отсутствует предпочтение какого либо мотива, т.е. различные подходы  во всех ситуациях, то мы говорим о неустойчивости мотивации учения у данного ученика. Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству выборов того или иного мотива.

В своей работе мы придерживались классификации мотивов, представленной М.Р.Гинзбургом. В ней выделено пять видов учебных мотивов:

1. Внешний мотив - связан  с различными социальными взаимодействиями  школьника с другими людьми; возникает в ситуации помощи взрослого.

2. Учебный мотив - связан  с процессом выполнения учебной  деятельности и её содержания.

3. Игровой мотив - связан  с доминированием игровой деятельности (игры) над направленностью на  процесс учения, его содержания, результат.

4. Социальный мотив  - характеризуется стремлением получать  знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнять свой  долг, в понимании необходимости  учиться и в чувстве ответственности.

5. Мотив отметки связан  с желанием школьника ходить в школу для того, чтобы получать хорошие оценки.

 Данные, полученные в результате анализа методики  И.Г. Лускановой «Методика изучения уровня учебной мотивации учащихся», представлены в таблице 1 (Приложение 1, с. 8).

Проводя анализ полученных результатов по И.Г. Лускановой, можно сказать следующее, что у учащихся 1 «А» класса 15% занимает высокий уровень учебной мотивации, 35% хороший уровень школьной мотивации, 35% положительный уровень учебной мотивации, 15% низкий уровень школьной мотивации.

Анализируя результаты, полученные в 1 «Б» классе, можно сказать, что высокий уровень учебной мотивации занимает 15%, Хороший уровень учебной мотивации занимает 30%, положительный уровень учебной мотивации занимает 40%, низкий уровень учебной мотивации 15% (Приложение 1, с.9) 

 

        Рис. 1. Распределение учащихся по уровню учебной мотивации в 1 «А» и 1 «Б» классам на начало эксперимента по И.Г. Лускановой «Методика изучения уровня учебной мотивации учащихся»

 

Как показал анализ данных, в обоих классах большей популярностью пользуется «положительный» уровень учебной мотивации, который показывает, что дети вполне благополучны в школе, но чаще ходят в школу для того, чтобы пообщаться с детьми и учителем, им нравиться ощущать себя школьниками. Количество таких учащихся составляет от 30 до 40 % в обоих классах.

Также большое количество выборов получил «хороший» уровень (30-35%). Дети успешны в учебной деятельности, ходят в школу для получения новых знаний.

Некоторое число выборов из всех  получил низкий уровень  (15% в обоих классах). Ученики испытывают затруднения в учебной деятельности, они без желания идут в школу и выполняют поручения учителя.

Данные, полученные по методике Т.А. Нежновой «Беседа об отношении к школе и учению» в 1 «А» классе представлены в таблице 3 (Приложение 1, с. 10)

В связи с тем, что  в своих ответах учащиеся руководствовались  различными видами мотивов, мы посмотрели, какие мотивы пользуются большей популярностью у учеников при ответах на вопросы в ходе беседы. Проводя анализ полученных результатов, можно сказать, что у учащихся 1 «А» класса на I месте стоит игровой мотив - 40% («в школе можно на перемене играть с друзьями»); на II втором месте стоит мотив отметки ( «хожу в школу, чтобы получать хорошие оценки») – 30%; на III месте стоит внешний мотив («хожу в школу, потому что там весело», «мама заставляет учиться»)- 15% ; на IV месте стоит учебный мотив («хожу в школу для получения новых знаний») -10% социальный мотив («понимаю, что знания мне нужны для будущего»)- 5%.

Данные, полученные по первому варианту методики Т.А. Нежновой «Беседа об отношении к школе и учению» в 1 «Б» классе представлены в таблице 4 (Приложение 1, с. 11)

Анализируя полученные данные в 1 «Б» классе по этой методике, можно отметить: I место по числу указаний занимает игровой мотив-35% («в место оценок я хотел бы получать игрушки», «люблю играть в школе») ; II место по числу указаний занимает мотив отметки – 25% («я учусь для того, чтобы получать хорошие отметки, радовать этим маму и папу»); III место по числу указаний занимает внешний мотив - 15%.(«В школе много друзей, там можно поиграть»); IV место занимает учебный мотив – 15% («люблю решать примеры, узнавать много нового»);  V место по числу указаний занимает социальный мотив- 10% («хожу в школу, чтобы потом найти хорошую работу»).

 

Рис.2 Распределение учащихся по мотивационной готовности детей к школьному обучению в 1 «А» и в 1 «Б» на начало эксперимента («Беседа об отношении к школе и учению» Нежновой Т.А.)

 

Как показал анализ данных в обоих классах в результате бесед об отношении к школе и учению, большей популярностью пользуется ответы игровой направленности (От 35% - 40%). Учащимся нравится ходить в школу для того, чтобы поиграть со своими товарищами, похвастаться игрушками и весело провести время. Игра в жизни ребят занимает определенное место в жизни.

Также большое количество выборов получили внешний мотив (От 10% -15%) и мотив оценки (От 25% - 30%). Ученики хотят получать одобрения учителя и родителей, стремятся занять достойное место среди товарищей. Хотят получать хорошие оценки и быть успешными. Школьники не понимают объективное значение отметки, они не всегда соотносят качество отметки с качеством своей учебной работы.

На Ι этапе констатирующего эксперимента мы провели второй (модифицированный) вариант методики Т.А. Нежновой, «Беседа об отношении к школе и учению». Необходимость проведения модифицированной методики Нежновой объясняется тем, что вопросы в первом варианте данной методики составлены таким образом, что дети могут осознанно дать ожидаемый от них вариант ответа, потому что в этом возрасте они знают, что хотят от них услышать взрослые. В модифицированном варианте методики Т.А. Нежновой вопросы выглядят несколько иначе. Они представляют собой набор проблемных ситуаций, направленных также на выявление основных компонентов внутренней позиции школьника, которые заставляют ребенка задуматься и дать наиболее правдивый ответ.

Данные, полученные в 1 «А» классе по модифицированному варианту методики Т.А. Нежновой, представлены в таблице 5 (приложение 1, с. 12)

Анализируя полученные данные в 1 «А» классе по этой методике, можно отметить: I место по числу указаний занимает также игровой мотив – 40%. В ходе беседы учащиеся говорили:  «люблю играть со своими одноклассниками»; II место по числу указаний занимает мотив отметки -25% («я учусь для того, чтобы получать хорошие отметки, радовать этим маму и папу»); III место по числу указаний занимает социальный мотив -15% («хочу чтоб у меня была хорошая профессия»); IV место по числу указаний занимает учебный мотив- 10% («люблю решать задачи, узнавать что-нибудь новое»), V место по числу указаний занимает внешний мотив – 10% («Меня заставляют ходить в школу»).

Данные, полученные в 1 «Б»  классе по модифицированному варианту методики Т.А. Нежновой,  представлены в таблице 6 (приложение 1, с. 13)

Проводя анализ полученных результатов в 1 «Б» классе, можно отметить: I место по числу указаний занимает игровой мотив- 45% ; II место по числу указаний занимает мотив отметки – 20 %; на III месте по числу указаний стоит внешний мотив - 15% , IV место занимает учебный мотив – 10%, V место занимает социальный мотив 10% .

 

 

Рис.3  Распределение учащихся по уровню готовности детей к школьному обучению в 1 «А» и в 1 «Б» на начало эксперимента (модифированный вариант методики «Беседа об отношении к школе и учению» Нежновой Т.А.)

 

Как показал анализ данных в обоих классах в результате бесед об отношении к школе  и учению, большей популярностью пользуется ответы  игровой направленности (От 40% – 45%). Несмотря на то, что ведущим видом деятельности у учащихся является учебная деятельность, игра по-прежнему занимает определенное место в жизни школьников.

Информация о работе Дидактическая игра как способ формирования мотивацииу младших школьников