Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 10:34, дипломная работа
Актуальность исследования мотивации учения в младшем школьном возрасте объясняется тем, что, с одной стороны, именно в этом возрасте закладывается ее основа; с другой – согласно данным психологов, к концу обучения в начальной школе у многих школьников нарастает отрицательное отношение к учению.
Среди исследователей по проблеме мотивации учения можно отметить работы таких психологов и педагогов, как: Л.И.Божович [3,4], А.Н.Леонтьева [19,20], В.К.Вилюнаса [5], И.Мальтцмана [21], А.К.Марковой [23,24], М.В.Матюхиной [25,26,27], Х.Хекхаузена [46,47], П.М.Якобсона [51] и др.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
§ 1. Сущность понятия мотива, мотивации учебной деятельности…….5
§ 2. Особенности мотивации учения и формирования ее в младшем школьном возрасте ………………………………………………………………..17
§ 3. Педагогическая сущность и содержательные аспекты дидактических игр…………………………………………………………………………………..22
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ…………………………………………………….32
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
§ 1. Актуальный уровень сформированности устойчивой учебной мотивации…………………………………………………………………………..33
§ 2. Включение дидактических игр в учебный процесс с целью формирования учебной мотивации.................................................................43
§ 3. Анализ эффективности использования дидактических игр в качестве средства формирования устойчивой учебной мотивации...........................................................................................................47
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ…………………………………………………...56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..58
ВЫВОДЫ ПО Ι ГЛАВЕ
Мотивация – сложное структурное образование, в котором различные мотивы выступают в единстве и взаимосвязи.
Мотивация учения связана с возрастными особенностями ребенка. Выявлена следующая динамика мотивов учения от I к IY классу: в самом начале процесса обучения преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе, затем возникает интерес к первым результатам учебного труда, лишь после этого к процессу, содержанию учения, а еще позднее – к способам добывания знаний.
Для младшего школьного возраста характерны широкие социальные мотивы, учебно-познавательные мотивы в этом возрасте менее значимы. В то же время учебно-познавательные мотивы оказывают непосредственное влияние на успешность всего процесса учебной деятельности, в связи с чем формирование устойчивости данной группы мотивов вполне целесообразно.
Младший школьный возраст – это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее судьба в течение всего школьного возраста.
Основными факторами, влияющими на формирование учебной мотивации, являются: содержание учебного материала; организация учебной деятельности; коллективные формы учебной деятельности; оценка учебной деятельности; стиль педагогической деятельности учителя.
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Такое педагогическое средство, как дидактическая игра активизирует мыслительные операции учащихся, возбуждает у них познавательный интерес к приобретению новых знаний, интерес к соревновательной деятельности и стремление к победе, что способствует формированию устойчивой учебной мотивации у младших школьников.
Глава 2. Формирование устойчивой учебной мотивации с использованием дидактических игр
§1. Актуальный уровень сформированности учебной мотивации
Исходя из положения, что мотивация – многоуровневая система, в которой одни побуждения осознаются лучше, а другие хуже, нами была поставлена задача: выявить наиболее и наименее осознаваемые мотивы, определить их место и роль в системе мотивации учебной деятельности младших школьников.
Исследование проводилось на материале трех методик: «Методика изучения уровня учебной мотивации учащихся» И.Г. Лускановой; методика Т. А. Нежновой: «Беседа об отношении к школе и учению». Использовался модифицированный вариант методики Т.А. Нежновой, отличающийся от первого варианта тем, что вопросы в методике выглядят несколько иначе. Они представляют собой набор проблемных ситуаций, направленных также на выявление основных компонентов внутренней позиции школьника, которые заставляют ребенка задуматься и дать наиболее правдивый ответ.
Также нами применялась «Методика исследования мотивации учения», предложенная М.Р.Гинзбургом. С методиками можно ознакомиться в приложении 1, с. 1
Эксперимент проводился с учащимися 1 «А» и 1 «Б» классов общеобразовательного лицея № 28 города Красноярска в возрасте 7 лет. В каждом классе было по 20 учеников.
Первая методика И.Г. Лускановой «Методика изучения уровня учебной мотивации учащихся». Данная анкета разработана Н. Г. Лускановой для изучения уровня учебной мотивации учащихся. В нее включено 10 вопросов, отражающих отношение детей к школе и обучению. Вопросы анкеты построены по закрытому типу и предполагают выбор одного из трех вариантов ответов. При этом ответ, свидетельствующий о положительном отношении к школе и предпочтении учебных ситуаций, оценивается в 3 балла; нейтральный ответ — 1 балл; ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к школьной ситуации, оценивается в 0 баллов. (Приложение 1, с. 1)
Вторая методика «Беседа об отношении к школе и учению» (Нежновой Т.А.) направлена на диагностику мотивационной готовности детей к школьному обучению. Обследование проводилось индивидуально с каждым учеником. Эта методика помогла установить наиболее осознаваемые мотивы, которые проявлялись в свободных высказываниях школьников без подсказок, внушение со стороны экспериментатора (Приложение 1, с. 4).
Модифицированный вариант методики « Беседа об отношении к школе и учению» (Нежновой Т.А.) позволяет выявить наличие или отсутствие у детей младшего школьного возраста основных компонентов внутренней позиции школьника, которыми являются следующие:
а) ребенок относится к поступлению в школу или пребыванию в ней положительно, как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни; не мыслит себя вне школы или в отрыве от неё; обнаруживает чувства необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфики школьного содержания;
б) проявляет особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий:
предпочитает уроки грамоты и счета занятиям «дошкольного» типа (рисование, пение, физкультура, труд),
в) отказывается от характерных
для дошкольного детства
г) признаёт авторитет учителя.
Беседа проводится строго индивидуально. Ученикам предлагается набор коротких историй (Приложение 1,с. 5)
Третья методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников (М.Р.Гинзбурга) позволила изучить доминирующую устойчивую мотивацию учения у учащихся, а также её сформированность или несформированность. Ученикам был предложен текст рассказа и пять сопроводительных картинок (Приложение 1, с. 7).
В том случае, если у
испытуемого отсутствует
В своей работе мы придерживались классификации мотивов, представленной М.Р.Гинзбургом. В ней выделено пять видов учебных мотивов:
1. Внешний мотив - связан
с различными социальными
2. Учебный мотив - связан
с процессом выполнения
3. Игровой мотив - связан
с доминированием игровой
4. Социальный мотив
- характеризуется стремлением
5. Мотив отметки связан с желанием школьника ходить в школу для того, чтобы получать хорошие оценки.
Данные, полученные в результате анализа методики И.Г. Лускановой «Методика изучения уровня учебной мотивации учащихся», представлены в таблице 1 (Приложение 1, с. 8).
Проводя анализ полученных результатов по И.Г. Лускановой, можно сказать следующее, что у учащихся 1 «А» класса 15% занимает высокий уровень учебной мотивации, 35% хороший уровень школьной мотивации, 35% положительный уровень учебной мотивации, 15% низкий уровень школьной мотивации.
Анализируя результаты, полученные в 1 «Б» классе, можно сказать, что высокий уровень учебной мотивации занимает 15%, Хороший уровень учебной мотивации занимает 30%, положительный уровень учебной мотивации занимает 40%, низкий уровень учебной мотивации 15% (Приложение 1, с.9)
Рис. 1. Распределение учащихся по уровню учебной мотивации в 1 «А» и 1 «Б» классам на начало эксперимента по И.Г. Лускановой «Методика изучения уровня учебной мотивации учащихся»
Как показал анализ данных, в обоих классах большей популярностью пользуется «положительный» уровень учебной мотивации, который показывает, что дети вполне благополучны в школе, но чаще ходят в школу для того, чтобы пообщаться с детьми и учителем, им нравиться ощущать себя школьниками. Количество таких учащихся составляет от 30 до 40 % в обоих классах.
Также большое количество выборов получил «хороший» уровень (30-35%). Дети успешны в учебной деятельности, ходят в школу для получения новых знаний.
Некоторое число выборов из всех получил низкий уровень (15% в обоих классах). Ученики испытывают затруднения в учебной деятельности, они без желания идут в школу и выполняют поручения учителя.
Данные, полученные по методике Т.А. Нежновой «Беседа об отношении к школе и учению» в 1 «А» классе представлены в таблице 3 (Приложение 1, с. 10)
В связи с тем, что в своих ответах учащиеся руководствовались различными видами мотивов, мы посмотрели, какие мотивы пользуются большей популярностью у учеников при ответах на вопросы в ходе беседы. Проводя анализ полученных результатов, можно сказать, что у учащихся 1 «А» класса на I месте стоит игровой мотив - 40% («в школе можно на перемене играть с друзьями»); на II втором месте стоит мотив отметки ( «хожу в школу, чтобы получать хорошие оценки») – 30%; на III месте стоит внешний мотив («хожу в школу, потому что там весело», «мама заставляет учиться»)- 15% ; на IV месте стоит учебный мотив («хожу в школу для получения новых знаний») -10% социальный мотив («понимаю, что знания мне нужны для будущего»)- 5%.
Данные, полученные по первому варианту методики Т.А. Нежновой «Беседа об отношении к школе и учению» в 1 «Б» классе представлены в таблице 4 (Приложение 1, с. 11)
Анализируя полученные данные в 1 «Б» классе по этой методике, можно отметить: I место по числу указаний занимает игровой мотив-35% («в место оценок я хотел бы получать игрушки», «люблю играть в школе») ; II место по числу указаний занимает мотив отметки – 25% («я учусь для того, чтобы получать хорошие отметки, радовать этим маму и папу»); III место по числу указаний занимает внешний мотив - 15%.(«В школе много друзей, там можно поиграть»); IV место занимает учебный мотив – 15% («люблю решать примеры, узнавать много нового»); V место по числу указаний занимает социальный мотив- 10% («хожу в школу, чтобы потом найти хорошую работу»).
Рис.2 Распределение учащихся по мотивационной готовности детей к школьному обучению в 1 «А» и в 1 «Б» на начало эксперимента («Беседа об отношении к школе и учению» Нежновой Т.А.)
Как показал анализ данных в обоих классах в результате бесед об отношении к школе и учению, большей популярностью пользуется ответы игровой направленности (От 35% - 40%). Учащимся нравится ходить в школу для того, чтобы поиграть со своими товарищами, похвастаться игрушками и весело провести время. Игра в жизни ребят занимает определенное место в жизни.
Также большое количество выборов получили внешний мотив (От 10% -15%) и мотив оценки (От 25% - 30%). Ученики хотят получать одобрения учителя и родителей, стремятся занять достойное место среди товарищей. Хотят получать хорошие оценки и быть успешными. Школьники не понимают объективное значение отметки, они не всегда соотносят качество отметки с качеством своей учебной работы.
На Ι этапе констатирующего эксперимента мы провели второй (модифицированный) вариант методики Т.А. Нежновой, «Беседа об отношении к школе и учению». Необходимость проведения модифицированной методики Нежновой объясняется тем, что вопросы в первом варианте данной методики составлены таким образом, что дети могут осознанно дать ожидаемый от них вариант ответа, потому что в этом возрасте они знают, что хотят от них услышать взрослые. В модифицированном варианте методики Т.А. Нежновой вопросы выглядят несколько иначе. Они представляют собой набор проблемных ситуаций, направленных также на выявление основных компонентов внутренней позиции школьника, которые заставляют ребенка задуматься и дать наиболее правдивый ответ.
Данные, полученные в 1 «А» классе по модифицированному варианту методики Т.А. Нежновой, представлены в таблице 5 (приложение 1, с. 12)
Анализируя полученные данные в 1 «А» классе по этой методике, можно отметить: I место по числу указаний занимает также игровой мотив – 40%. В ходе беседы учащиеся говорили: «люблю играть со своими одноклассниками»; II место по числу указаний занимает мотив отметки -25% («я учусь для того, чтобы получать хорошие отметки, радовать этим маму и папу»); III место по числу указаний занимает социальный мотив -15% («хочу чтоб у меня была хорошая профессия»); IV место по числу указаний занимает учебный мотив- 10% («люблю решать задачи, узнавать что-нибудь новое»), V место по числу указаний занимает внешний мотив – 10% («Меня заставляют ходить в школу»).
Данные, полученные в 1 «Б» классе по модифицированному варианту методики Т.А. Нежновой, представлены в таблице 6 (приложение 1, с. 13)
Проводя анализ полученных результатов в 1 «Б» классе, можно отметить: I место по числу указаний занимает игровой мотив- 45% ; II место по числу указаний занимает мотив отметки – 20 %; на III месте по числу указаний стоит внешний мотив - 15% , IV место занимает учебный мотив – 10%, V место занимает социальный мотив 10% .
Рис.3 Распределение учащихся по уровню готовности детей к школьному обучению в 1 «А» и в 1 «Б» на начало эксперимента (модифированный вариант методики «Беседа об отношении к школе и учению» Нежновой Т.А.)
Как показал анализ данных в обоих классах в результате бесед об отношении к школе и учению, большей популярностью пользуется ответы игровой направленности (От 40% – 45%). Несмотря на то, что ведущим видом деятельности у учащихся является учебная деятельность, игра по-прежнему занимает определенное место в жизни школьников.
Информация о работе Дидактическая игра как способ формирования мотивацииу младших школьников