Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 10:34, дипломная работа
Актуальность исследования мотивации учения в младшем школьном возрасте объясняется тем, что, с одной стороны, именно в этом возрасте закладывается ее основа; с другой – согласно данным психологов, к концу обучения в начальной школе у многих школьников нарастает отрицательное отношение к учению.
Среди исследователей по проблеме мотивации учения можно отметить работы таких психологов и педагогов, как: Л.И.Божович [3,4], А.Н.Леонтьева [19,20], В.К.Вилюнаса [5], И.Мальтцмана [21], А.К.Марковой [23,24], М.В.Матюхиной [25,26,27], Х.Хекхаузена [46,47], П.М.Якобсона [51] и др.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
§ 1. Сущность понятия мотива, мотивации учебной деятельности…….5
§ 2. Особенности мотивации учения и формирования ее в младшем школьном возрасте ………………………………………………………………..17
§ 3. Педагогическая сущность и содержательные аспекты дидактических игр…………………………………………………………………………………..22
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ…………………………………………………….32
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
§ 1. Актуальный уровень сформированности устойчивой учебной мотивации…………………………………………………………………………..33
§ 2. Включение дидактических игр в учебный процесс с целью формирования учебной мотивации.................................................................43
§ 3. Анализ эффективности использования дидактических игр в качестве средства формирования устойчивой учебной мотивации...........................................................................................................47
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ…………………………………………………...56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..58
Также большое количество выборов получили внешний (От 10% - 15%) и учебный (От 10% - 15%) мотивы. Ученики хотят получать одобрения учителя и родителей, стремятся занять достойное место среди товарищей. Учащимся нравится, когда учитель рассказывает интересное, узнавать новое. Рост учебного мотива объясняется интересом учащихся к учебной деятельности, так как именно этот мотив связан с процессом учения. (Это уже написано выше)
Значительное число выборов из всех мотивов получил мотив отметки (От 20% - 25%). Однако школьники не понимают объективное значение отметки, они не всегда соотносят качество отметки с качеством своей учебной работы. Некоторое число выборов получил социальный мотив (От 10% - 15%)
Так как в ходе беседы по методике Т.А. Нежновой выявилось, что учащиеся руководствовались различными видами мотивов (внешний, учебный, игровой, социальный мотивы, а также мотив отметки), то при помощи методики исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников М.Р.Гинзбурга мы выявили устойчивость учебной мотивации у учеников 1 «А» и 1 «Б» классов, а также доминирующий мотив.
Как показал анализ полученных данных в 1 «А» классе по этой методике, можно отметить: I место среди доминирующих мотивов занимает игровой мотив - 45%; II место по числу указаний занимают социальный и учебный мотивы – 20% , III место по числу указаний занимает мотив отметки – 10% и VI место занимает внешний мотив – 5%. Данные, полученные по методике исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников в экспериментальном классе, представлены в Таблице 7 (Приложение 1, с. 14)
Следует отметить, что у 60% учащихся во 1 «А» классе учебная мотивация не сформирована, так как у них отсутствуют предпочтения в выборе мотива, т.е. преобладают различные подходы во всех ситуациях. Таблица 8 (Приложение 1,с.15)
Определение уровня устойчивости мотивации учения у младших школьников проводилось на основе количества одинаковых выборов во всех ситуациях:
- высокий уровень - 3 одинаковых выбора из 3 возможных;
- средний уровень – 2 одинаковых выбора из 3 возможных;
- низкий уровень – различные подходы во всех ситуациях.
Результаты исследования в 1 «А» классе приведены в таблице 10 приложения 1.
В ходе анализа результатов, к высокому уровню устойчивости учебной мотивации в 1 «А» классе было отнесено 10% , к среднему- 30% , к низкому- 60% учащихся. (см.: Рис.4.)
Рис.4. Уровень устойчивости учебной мотивации учащихся 1 «А» и 1 «Б» классов (результаты методики М.Р.Гинзбурга)
Проводя анализ полученных результатов в 1 «Б» классе по методике исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников, можно отметить: I место среди доминирующих мотивов занимает игровой мотив- 45% ; II место по числу указаний занимает социальный мотив- 15%, III место занимают учебный мотив и мотив отметки – 12% , IV место занимает внешний мотив – 10 % .Данные представлены в таблице 8 (Приложение 1, с. 15)
У 50% учащихся 1 «Б» класса не сформирована учебная мотивация, так как отсутствуют предпочтения в выборе какого- либо мотива. Таблица 12 (Приложение 1, с. 19)
В ходе анализа полученных данных в 1 «Б» классе, к высокому уровню устойчивости мотивации учения было отнесено 20 % учащихся, к среднему- 30 %, а к низкому- 50 % младших школьников. (Рис.: 1)
Для подтверждения отсутствия достоверных различий между уровнями устойчивости учебной мотивации учащихся 1 «А» и 1 «Б» классов мы использовали статистический метод U-критерия Манна-Уитни (Приложение 1, Таблицы 13,14).
В ходе констатирующего эксперимента нами были получены данные об актуальном уровне устойчивости мотивации учебной деятельности младших школьников 1 «А» (Приложение 1, Таблица 11) и 1 «Б» классов (Приложение 1, Таблица 12).
В результате проведенного статистического исследования мы принимаем H0 на 95 % и на 99 % уровне достоверности.
Достоверных различий между изучаемыми выборками по данному параметру не обнаружено.
Различия между уровнями устойчивости учебной мотивации у учащихся 1 «А» и 1 «Б» классов не обнаружены.
В связи с тем, что в начальной школе у детей в мотивационной сфере, как правило, еще отсутствуют мотивы, направляющие его деятельность на усвоение новых знаний, на овладение общими способами действий, на научно-теоретическое осмысление наблюдаемых явлений, и ведущие мотивы в этот период школьного детства связаны с желанием ребенка занять общественно-значимую и общественно оцениваемую позицию школьника, а также сохранилась потребность принимать цели взрослых за свои собственные цели, то в дальнейшей работе перед нами будет стоять более сложная задача – формирование у учащихся устойчивой положительной мотивации к учебной деятельности.
§ 2. Включение дидактических игр в учебный процесс с целью формирования учебной мотивации
Для развития положительной мотивации учения у учащихся 1 «А» класса МОУ Общеобразовательного Лицея № 28 были выбраны внеклассные мероприятия с дидактическими играми. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Такое педагогическое средство, как дидактическая игра активизирует мыслительные операции учащихся, возбуждает у них познавательный интерес к приобретению новых знаний, интерес к соревновательной деятельности и стремление к победе, что способствует формированию устойчивой учебной мотивации у младших школьников.
Мощным рычагом мотивации учения является внеурочная работа по окружающему миру. Внеурочная работа в единстве с обязательным курсом создает условия для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения. Она способствует расширению сферы применения навыков и умений, приобретенных в обязательном курсе, и расширению языковой среды. Внеурочная работа своими увлекательными формами вызывает определенный эмоциональный настрой, облегчает достижение целей обучения. Участие детей в различных формах внеурочной работы помогает им преодолеть скованность и барьер страха при общении.
Программа формирующего эксперимента:
Цель программы: формирование устойчивой положительной учебной мотивации младших школьников
Задачи программы:
Мы определили качественный и количественный состав участников эксперимента.
Следующий шаг – выделение этапов работы и определение содержания каждого этапа.
Программа включает в себя цикл из 8 внеурочных занятий. Продолжительность одного занятия 1 час. Программа реализуется в три этапа:
I – вводный (1 занятие);
II – основной (6 занятий);
III – завершающий (1 занятия).
Первый этап посвящен решению следующих задач:
Задачи второго этапа:
Основными задачами третьего этапа являются:
Каждое занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Целью вводной части является эмоциональное раскрепощение учащихся, снятие напряжения и скованности в поведении.
Содержание основной части соответствует задачам программы.
Целью заключительной части является подведение итогов занятия.
Третий этап работы связан с определением содержательного компонента, то есть подбором упражнений, заданий, соответствующих задачам программы. Со сценарием внеурочных занятий можно ознакомиться в приложение с. 36
Игры, используемые в программе:
Игра №1.
«Ручеек»
Данная игра знакома детям с самого раннего детства, они сталкивались с ней и в детском саду и играя с друзьями во дворе. Новизна данной игры состоит в том, что когда ребенок выбирает себе пару, он должен используя вежливые слова попросить партнера стать с ним в пару. (Перед игрой обговаривается условие, если ребенок правильно употребил вежливые слова, то тот человек, которого он выбрал, не может отказаться встать с ним в пару)
Играть можно было практически в любом месте: на поле, во дворе, в коридоре школы…Количество учащихся играющих должно быть нечетным: все разбиваются на пары и встают друг за другом, соединив попарно высоко поднятые руки. Водящий входит в образованный коридор, выбирает себе пару из играющих и встает в конец. Освободившийся игрок становится водящим.
Игра №2
«Да или нет»
Дети очень хорошо знакомы с этой игрой, когда на вопрос необходимо дать краткий и точный ответ. Новизна данной игры в том, что отвечая на вопрос положительно, надо одновременно головой поворачивать слева на право, а отвечая отрицательно, покачивать головой вверх вниз. Поскольку эти движения совершенно непривычны, многие ошибаются и невольно сопровождают ответ не теми движениями головы, какими нужно.
Руководитель или кто-нибудь из ребят проходит между рядами парт и обращается то к одному, то к другому ученику с каким-нибудь вопросом, например: «Ты разговариваешь во время еды?», «Уступаешь ли ты место пожилым людям», «Говорят, что ты на переменах бегаешь по коридору. Это правда?» Отвечать надо быстро, коротко и обязательно вставлять слова «да» или «нет». Отвечая на вопрос положительно, надо одновременно головой поворачивать слева на право, а отвечая отрицательно, покачивать головой вверх вниз. Поскольку эти движения совершенно непривычны, многие ошибаются и невольно сопровождают ответ не теми движениями головы, какими нужно.
Игра №3 «Поймай мяч»
Дети с самого раннего детства начинают играть с предметами, особенно им нравиться играть с мячами, ловить их и кидать. Новизна данной игры состоит в том, что им не просто надо поймать мяч, но при этом еще и ответить на вопрос учителя и затем перекинуть мяч, другому участнику и задать свой вопрос.
§ 3. Анализ эффективности использования дидактических игр в качестве средства формирования устойчивой учебной мотивации
Мы предположили, что такой метод, как дидактическая игра поможет нам сформировать положительную устойчивую учебную мотивацию у младших школьников.
По окончании формирующего эксперимента был проведен второй контрольный срез по методикам, аналогичным констатирующему этапу.
Приведем данные контрольных опытов, проведенных нами в 1 «А» классе, в котором осуществлялся формирующий эксперимент. С целью сравнения такие же методики были проведены с не проходившими опытного обучения учениками контрольного класса (1 «Б»).
Данные 1 «А» - экспериментального класса, полученные в результате анализа Лускановой И.Г. представлены в Таблице 1 (Приложение 2, с. 23).
Сравнивая исходные данные с результатами формирующего эксперимента, можно отметить следующие изменения в экспериментальном (1 «А») классе: Ι место по числу указаний занимает высокий уровень учебной мотивации («я учусь, чтобы узнать много интересного», «мне нравятся уроки в школе»)-35%, по данным констатирующего эксперимента этот уровень занимал вторую позицию (15 %). Остался неизменным хороший уровень учебной мотивации – 35 %, занимающий второе место. Наблюдается спад положительного уровня учебной мотивации – 20%, по данным констатирующего эксперимента – 35% и низкий уровень учебной мотивации занимает 10%. (см.: Рис. 1.)
Рис.1. Динамика мотивации учебной деятельности в экспериментальном (1 «А») классе (методика Т.А. Лускановой)
Таким образом, успешное проведение дидактических игр во внеклассных мероприятиях, которые включает в себя: поиск разных способов решения поставленных задач, умение рассуждать и преодолевать трудности, возможность работать в команде, а также использование занимательности, привело к изменению мотивации учебной деятельности.
Данные 1 «Б» (контрольного) класса, полученные по методике И.Г. Лускановой представлены в таблице 2 (Приложение 2, с. 24).
Аналогичный срез, проведенный в 1 «Б» классе, выявил следующие изменения в мотивации учебной деятельности. Первое место по числу указаний занимает хороший уровень учебной мотивации («я учусь, чтобы узнать много интересного», «мне нравятся уроки в школе»)-45%, по данным констатирующего эксперимента этот уровень занимал вторую позицию (30 %). Остался неизменным положительный уровень учебной мотивации – 40 %, занимающий первое место в констатирующем эксперименте . Наблюдается спад высокого уровня учебной мотивации – 10%, по данным констатирующего эксперимента – 15% и низкий уровень учебной мотивации 5%. (см.: Рис. 3.)
Информация о работе Дидактическая игра как способ формирования мотивацииу младших школьников