Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 10:34, дипломная работа
Актуальность исследования мотивации учения в младшем школьном возрасте объясняется тем, что, с одной стороны, именно в этом возрасте закладывается ее основа; с другой – согласно данным психологов, к концу обучения в начальной школе у многих школьников нарастает отрицательное отношение к учению.
Среди исследователей по проблеме мотивации учения можно отметить работы таких психологов и педагогов, как: Л.И.Божович [3,4], А.Н.Леонтьева [19,20], В.К.Вилюнаса [5], И.Мальтцмана [21], А.К.Марковой [23,24], М.В.Матюхиной [25,26,27], Х.Хекхаузена [46,47], П.М.Якобсона [51] и др.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
§ 1. Сущность понятия мотива, мотивации учебной деятельности…….5
§ 2. Особенности мотивации учения и формирования ее в младшем школьном возрасте ………………………………………………………………..17
§ 3. Педагогическая сущность и содержательные аспекты дидактических игр…………………………………………………………………………………..22
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ…………………………………………………….32
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
§ 1. Актуальный уровень сформированности устойчивой учебной мотивации…………………………………………………………………………..33
§ 2. Включение дидактических игр в учебный процесс с целью формирования учебной мотивации.................................................................43
§ 3. Анализ эффективности использования дидактических игр в качестве средства формирования устойчивой учебной мотивации...........................................................................................................47
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ…………………………………………………...56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..58
Данные 1 «А» - экспериментального класса, полученные в результате анализа методики Т.А. Нежновой, представлены в таблице 3 (приложение 2, с. 25).
Сравнивая исходные данные с результатами формирующего эксперимента, можно отметить следующие изменения в подгруппах мотивов учебной деятельности в экспериментальном (1 «А») классе: Ι место по числу указаний занимает игровой мотив («в школе можно играть с друзьями на переменах»)– 30 %, по данным констатирующего эксперимента этот мотив занимал также лидирующую позицию (40 %). ΙΙ место занимает мотив отметки – 25%, по данным констатирующего эксперимента – 30%, ΙΙΙ место занимает внешний мотив – 20 %, по данным констатирующего эксперимента – 15%, Растет число указаний на учебный мотив – 15%, по данным констатирующего – 10%, также растет число указаний на социальный мотив- 10%, по данным констатирующего эксперимента – 5%. (см.: Рис. 2.)
Рис.2. Динамика мотивации учебной деятельности в экспериментальном (1 «А») классе (методика Т.А.Нежновой, вар. 1)
Таким образом, реальное успешное выполнение дидактических игр, которые включают в себя: поиск разных способов решения поставленных задач, умение рассуждать и преодолевать трудности, возможность работать в команде, а также использование занимательности, привело к изменению мотивации учебной деятельности.
Данные 1 «Б» (контрольного) класса, полученные по методике Т.А. Нежновой, представлены в таблице 4 (приложение 2, с. 26).
Аналогичный срез, проведенный в 1 «Б» - контрольном классе, выявил следующие изменения в структуре мотивации учебной деятельности. І место занимает игровой мотив – 30 % (35 % до эксперимента); ΙΙ место занимает мотив отметки – 25% (25 % до эксперимента); ІІІ место по числу указаний занимает внешний мотив – 20 % (15 % до эксперимента); отмечается спад учебного мотива – 10% (до эксперимента 15%), несколько повысилось число указаний на социальный мотив – 15 % (10 % до эксперимента) . (см.: Рис.3.)
Рис.3. Динамика мотивации учебной деятельности в контрольном (1 «Б») классе (методика Т.А.Нежновой, вар. 1)
Таким образом, в контрольном (1 «Б») классе также наблюдается некоторый спад игрового мотива и рост социального, это зависит от возрастных особенностей школьников, что отмечается многими психологами и педагогами.
Полученные результаты по модифицированной методике Т.А. Нежновой в экспериментальном (1«А») классе представлены в Таблице 5 (приложение 2, с. 27).
При сопоставлении данных констатирующего и формирующего экспериментов, нами установлены следующие изменения в структуре мотивации учебной деятельности младших школьников 1 «А» - экспериментального класса. Наблюдается спад игрового мотива – 30 % (40% до эксперимента). Снизился мотив отметки – 20 % (25 % до эксперимента). Увеличилась роль социального мотива – 20 % (до эксперимента составлял 15%) . Внешний мотив остался неизменным – 10% (до эксперимента составлял 10%), Учебный мотив составляет 20% (до эксперимента составлял 10%). (см.: Рис.4.)
Данные контрольного (1«Б») класса, полученные по модифицированной методики Т.А. Нежновой, представлены в таблице 6 (приложение 2, с. 28).
Аналогичный анализ, проведенный в контрольном (1 «Б») классе, выявил следующие изменения в структуре мотивации учебной деятельности. В этом классе игровой мотив составляет – 35 % (45 % до эксперимента). Мотив отметки составляет – 15 % (20 % до эксперимента). Увеличивается число указаний на учебный мотив– 15 % (10 % до эксперимента). Число указаний на внешний мотив составляет 20 % (15 % до эксперимента). Наблюдается повышение указаний на социальный мотив – 15% (до эксперимента 10%) (см.: Рис.5.)
Рис.5. Динамика мотивации учебной деятельности в контрольном
(1 «Б») классе (модифицированный вариант методики Т.А.Нежновой)
Данные 1 «Б» - контрольного класса, полученные в результате анализа методики М.Р. Гинзбурга, представлены в таблице 7 (приложение 2, с. 29).
Сопоставляя исходные данные с результатами формирующего эксперимента, можно отметить следующие изменения в контрольном (1 «Б») классе выявил следующие изменения: лидирующую позицию занимает игровой мотив – 35 % учащихся (45 % до формирующего эксперимента); наблюдается существенный рост учебного мотива среди доминирующих – 15 % (до эксперимента составлял – 15%); мотив отметки содержит одинаковое количество указаний как до, так и после формирующего эксперимента – 15 %, социальный мотив занимает – 20% (до формирующего эксперимента составлял – 15%), внешний мотив – 15% (до формирующего эксперимента – 10%).
Следует отметить, что снизился процент учащихся с несформированной учебной мотивацией – 35 % (50 % до формирующего эксперимента). Таблица 12 (Приложение 2, с. 34).
Сравнивая исходные данные с результатами, полученными после формирующего эксперимента, можно отметить, что к высокому уровню устойчивости учебной мотивации в контрольном (1 «Б») классе было отнесено 15 % учащихся (20 % до формирующего эксперимента); к среднему – 50 % учащихся (30 % до формирующего эксперимента); к низкому – 35 % (50 % до эксперимента) (Рис.6.)
Рис.6. Распределение учащихся по уровню устойчивости учебной мотивации учащихся экспериментального (1 «А») и контрольного (1 «Б») классов по окончании формирующего эксперимента (методика М.Р.Гинзбурга)
Данные 1 «А» - экспериментального класса, полученные по методике М.Р. Гинзбурга, представлены в Таблице 7 (Приложение 2, с. 29)
Данные, полученные в экспериментальном (1 «А») классе: I место среди доминирующих мотивов также занимает игровой мотив – 35 % (45 % до формирующего эксперимента); на II месте по числу указаний стоит учебный мотив – 25 % (15 % до формирующего эксперимента); число указаний на внешний мотив составляет 10 %( 5% до формирующего эксперимента); социальный мотив составляет 25% ( 20% до формирующего эксперимента), мотив отметки составляет – 5 % (5% до формирующего эксперимента).
Методика, направленная на проверку устойчивости учебной мотивации, проведенная в экспериментальном (1 «А») классе позволила выявить снижение процента учащихся с несформированной учебной мотивацией – с 60 % до 10 % (после формирующего эксперимента). Таблица 11 (Приложение 2, с. 33)
При сопоставлении полученных данных после формирующего эксперимента с исходными, можно отметить, что к высокому уровню устойчивости мотивации учения в 1 «А» классе было отнесено 55 % учащихся (10 % до эксперимента), к среднему – 35 % (30 % до эксперимента), к низкому – 10 % (60 % до формирующего эксперимента). (см.: Рис.6.)
Для подтверждения достоверных различий между уровнями устойчивости мотивации учения учащихся 1 «А» и 1 «Б» классов мы использовали статистический метод U-критерия Манна-Уитни.
В ходе эксперимента нами были получены данные об актуальном уровне устойчивости учебной мотивации учащихся 1 «Б» класса (Приложение 2, Таблица 13) и 1 «А» класса (Приложение 2, Таблица 14).
В результате проведенного статистического исследования мы принимаем H1 на 95 % и на 99 % уровне достоверности.
Достоверные различия между изучаемыми выборками существуют (ρ < 0,01) .
Существуют достоверные различия между уровнями устойчивости учебной мотивации у учащихся 1 «А» и 1 «Б» классов.
Таким образом, нами доказано, что включение в учебный процесс дидактических игр способствует формированию устойчивой учебной мотивации младших школьников, если дидактические игры, будут базироваться на знакомых детям играх, при этом каждая игра будет содержать элемент новизны; в процессе игры будет создаваться «ситуация успеха».
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ
В результате констатирующего
эксперимента выявлены следующие особенности
мотивации учебной деятельности младших школьников: большинство
учащихся руководствуются различными
видами мотивов, это говорит о неустойчивости
мотивации учения и ее несформированности.
В ответах учащихся используются преимущественно
игровой мотив, мотив отметки, учебный
мотив и социальный мотив.
Исследование
проводилось на материале трех методик:
«Методика изучения уровня учебной мотивации
учащихся» И.Г. Лускановой; методика
Т. А. Нежновой: «Беседа об отношении к
школе и учению». Использовался модифицированный
вариант методики Т.А. Нежновой, отличающийся
от первого варианта тем, что вопросы в
методике выглядят несколько иначе. Они
представляют собой набор проблемных
ситуаций, направленных также на выявление
основных компонентов внутренней позиции
школьника, которые заставляют ребенка
задуматься и дать наиболее правдивый
ответ.
Также нами применялась «Методика исследования мотивации учения», предложенная М.Р.Гинзбургом.
В своей работе мы придерживаемся следующего определения. Дидактическая игра — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания. Дидактическая игра может являться одним из методов активного обучения. Дидактическая игра может способствовать повышению интереса ребенка к познавательной деятельности, нести радость творчества и общения. Это определяет смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.
Нами разработана и внедрена программа по формированию устойчивой учебной мотивации. Выбраны игры, которые знакомы детям, при этом каждая игра содержит элемент новизны и в процессе игры создается ситуация успеха. Проводились внеурочные занятия в течение 2 месяцев, по 1 одному занятию в неделю.
По окончании формирующего эксперимента был проведен второй контрольный срез.
В результате проведенного формирующего эксперимента уровень устойчивости мотивации учения в экспериментальном (1 «А») классе повысился и составил 55%. Достоверность изменения уровня устойчивости подтверждена результатами статистической обработки. Произошли некоторые изменения в иерархии отдельных мотивов: игровой мотив снизился на 10%, снизился мотив отметки на 5%, можно отметить, что произошло повышение учебного мотива на 5%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате анализа психолого-педагогической литературы установлено, что мотивация – это сложное структурное образование, в котором различные мотивы выступают в единстве и взаимосвязи.
Выделяются следующие мотивы учебной деятельности:
Для диагностики мотивации учебной деятельности младших школьников мы использовали следующие методики:
«Методика изучения уровня учебной мотивации учащихся» И.Г. Лускановой; «Беседа об отношении к школе и учению», разработанная Т.А.Нежновой, модифицированный вариант методики «Беседа об отношении к школе и учению» Т.А.Нежновой и методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников, составленная М.Р.Гинзбургом.
В результате констатирующего эксперимента установлено: для младшего школьного возраста характерны указания на игровой, отметки и учебные мотивы (указаны по степени значимости).
Одновременно определены уровни устойчивости мотивации учения. У 20 % учащихся 1 «Б» и 10 % учащихся 1 «А» классов выявлен высокий уровень устойчивости учебной мотивации. У 30 % учащихся 1 «Б» и 30 % учащихся 1 «А» классов выявлен средний уровень устойчивости, и у 50 % учащихся 1 «Б» и 60 % учащихся 1 «А» классов уровень устойчивости учебной мотивации находится на низком уровне.
Нами разработана и реализована программа дидактических игр, направленная на повышение уровня устойчивости учебной мотивации у младших школьников. Занятия проводились во внеурочное время на протяжении 2 месяца по 1 занятию в неделю.
По окончании формирующего эксперимента был проведен второй контрольный срез.
В результате проведенного формирующего эксперимента уровень устойчивости мотивации учения в экспериментальном (1 «А») классе повысился и составил 55%. Достоверность изменения уровня устойчивости подтверждена результатами статистической обработки. Произошли некоторые изменения в иерархии отдельных мотивов: игровой мотив снизился на 10%, снизился мотив отметки на 5%, можно отметить, что произошло повышение учебного мотива на 5%.
Таким образом, нами доказано, что если в учебном процессе использовать дидактические игры, которые базируются на знакомых детям играх, при этом каждая игра содержит элемент новизны и в процессе игры создается ситуация успеха, то это будет способствовать формированию устойчивой учебной мотивации у младших школьников.
БИБЛИОГРАФИЯ
185 с.
Информация о работе Дидактическая игра как способ формирования мотивацииу младших школьников