Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 07:18, курсовая работа
Целью работы является изучение степени воздействия дидактических игр на детей раннего возраста.
Задачи исследования:
- разработать концепцию программы применения дидактических игр;
- проанализировать эффективность применения дидактических игр, как средства развития познавательных интересов у детей раннего возраста.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования дидактической игры как средства развития познавательного интереса у детей раннего возраста 4
1.1 Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе 4
1.2 Основные функции дидактической игры и ее структура 15
Глава 2. Методика организации дидактических игр, как средство развития познавательных интересов у детей раннего возраста 19
2.1 Организация дидактических игр 19
2.2. Концепция дидактических игр, применяемых в рамках исследования 23
2.3 Методика интеллектуального и сенсорного развития дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша 25
2.4. Формы организации игр 28
2.5 Диагностика уровня мыслительной активности детей старшей группы после прохождения программного материала раздела "дидактическая игра" 30
Заключение 33
Список литературы 34
СОДЕРЖАНИЕ
Дидактические игры - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра для детей - учёба, игра для них - труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных. В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя. «Программа воспитания в детском саду» предъявляет к дидактическим играм большие требования. В ней говорится: «С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».
Целью работы является изучение степени воздействия дидактических игр на детей раннего возраста.
Задачи исследования:
-
разработать концепцию
-
проанализировать
Объект исследования - дети раннего (дошкольного) возраста.
Предмет
исследования - дидактическая игра,
как средство развития познавательных
интересов у детей раннего возраста.
Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема формирования познавательных интересов является довольно значимой. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние силы учебного процесса.
Ряд российских исследователей таких как А.С. Айзикович, Е.А. Ануфриев, В.О. Бернацкий, А.С. Вишняков, Г.М. Гак, Е.Е. Глезерман, Ю.К. Плетников, Д.И. Чесноков и др. трактуют интерес как объективное образование, независящее от сознания субъекта. При этом, например, Е.А. Ануфриев предполагает, что как общественные, так и личные интересы представляют собой совокупность материальных факторов, которые необходимы для существования и развития субъекта. В.О. Бернацкий в книге «Интерес: познавательная и практическая функция», подкрепляя свои воззрения ссылками на И.Канта, Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса, отмечает, что интерес в своём генезисе связан с потребностью и отношениями, а не с психикой и сознанием. Логика рассуждений приводит автора книги к признанию за интересами их права выступать гранью общественных отношений [11, с.12].
Прямо противоположную точку зрения на природу интересов и их место в системе общественных отношений мы обнаруживаем в трудах А.Д. Гусева, М.И. Заозёрова, М.В. Татаркевича, А.Г. Афанасьева, О.Д. Парыгина и др., в которых декларируется их право быть вторичными по отношению к общественному бытию явлениями. А.Д. Гусев и И.И. Заозёров считают интересы внутренним импульсом к активной деятельности субъекта, обусловленной явлениями объективной действительности. Развивая тезис о связующей роли интересов, А.Г. Здравомыслов считает возможным их рассмотрение в качестве понятия, объединяющего в себе побудительные мотивы деятельности человека и объективное отношение к условиям жизни и наличным потребностям. Интерес, утверждает учёный, это положение, рефлектирующее в сознании, и вместе с тем сознание, переходящее в действие[1,с. 8].
Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как: избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо); проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн); активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер); активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова); специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев) [9, с. 42].
Исследования проблемы интереса, предпринятые в настоящее время, не нарушают выработанные ранее рамки рассмотрения их природы, которая, в зависимости от исследовательской позиции, остаётся либо объективной, либо субъективной. Ценность этих исследований заключается в том, что в них более пристально анализируются разновидности интереса (О.М. Аверина, Г.Р. Ахтямов, В.И. Межуев, М.А. Молчанов, В.И. Пантин, И.Т. Хункаев, И.Г. Яковенко и др.); интересы различных субъектов социального процесса (Ф.Ю. Гогоберидзе); способы взаимодействия интересов между собой (Ю.В. Шитова); временные и пространственные области применения интересов (Ю.А. Головин, А.С. Шепелев) [3, с. 10].
В
отечественной научной
По
уровню действенности различают
пассивные и активные интересы. Активный
интерес – это интерес
Интерес может быть различным по устойчивости: он бывает кратковременным и даже сиюминутным, а бывает – устойчивым и долговременным[14, с. 18].
Часть исследователей (А.А. Люблинская, Н.Г. Морозова, В.И. Ковалев, Г.И. Щукина) предлагает рассматривать интерес как особое избирательное эмоционально-познавательное положительное отношение человека к окружающему миру. Одним из наиболее распространенных является определение интереса как специфической познавательной направленности личности на предметы и явления действительности (С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, Л.В. Бондаревский, Г.С. Костюк, А.А. Смирнов), а также как эмоционально окрашенную положительную направленность внимания (Г.И. Щукина, А.К. Маркова, А.Б. Орлов, А.Б. Фридман, Т.А. Матис, Э.Ф. Зеер) [19, с. 42].
В литературе есть точка зрения, идентифицирующая феномен «интерес» с понятиями «потребность» и «мотив». Потребность означает «зависимость субъекта (организма, личности) от объекта, выступающая в качестве источника активности субъекта», а мотив (от лат. двигаю) – «побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности».
Существуют и однозначные определения. Например, интерес – это форма проявления познавательной потребности, обеспечивающей направленность личности (К.К. Платонов). С.Л. Рубинштейн понимает интерес как специфический мотив познавательной деятельности и выявляет наличие в нем двух моментов – эмоциональной привлекательности и осознанной значимости[12,с. 14].
По мнению Ш. Бюлер интерес означает соучастие – от различной степени интенсивности внимания до энергичной увлеченности. Она определяет интерес, как одухотворение (воплощение жизни того материала, в котором интересующийся принимает участие) [3, с. 11].
Несмотря на множество подходов к определению интереса, мнения исследователей сходятся при выделении основных его параметров и характеристик. Так, все они солидаризируются в том, что сущностными чертами интереса является положительно окрашенная и избирательная обращенность обучающихся к различным сторонам учения; что интерес проявляется в стремлении к самостоятельному поиску нового, неизвестного; в сосредоточенности внимания; в мыслительной активности. Интерес, по мнению А.Г. Ковалёва, «…это избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности» [9, с. 43].
Словом, интерес – это «сплав», единство интеллектуальных, эмоциональных, волевых проявлений личности, ядро которых составляют мыслительные процессы[9, с. 81].
Для стимуляции учебной деятельности важную роль «играют» гносеологические потребности (направленные на развитие интереса познания окружающего мира) и положительные социальные потребности. Когда эти потребности связываются с одной из сторон учения (результатом, целью, процессом) или со всеми его сторонами одновременно, эти стороны учения превращаются в мотивы и начинают «подталкивать» к соответствующей деятельности. Этот процесс называют мотивированием или мотивацией, под которой понимается совокупность мотивов, система побуждений, направляющих и организующих деятельность личности.
Каждый человек характеризуется той или иной степенью развития познавательных потребностей, они проявляются «…сначала в любопытстве, затем переходят в любознательность, и, наконец, при дальнейшем развитии, в интересы» (Ю.В. Шаров) [6,с. 15].
Раскрывая роль и функции познавательной потребности в педагогическом процессе В.С. Ильин отмечал, что она: является важнейшим внутренним условием развития личности; оказывает регулирующее влияние на протекание мыслительных процессов, побуждает к самостоятельной поисковой, творческой познавательной деятельности; положительно сказывается на качестве знаний школьников; способствует интеллектуальному развитию в целом, развитию отдельных психических процессов и качеств мышления[8,с. 18].
Однако и интерес, и познавательная потребность, и мотив, образующие, по утверждению психологов, последовательный ряд отношений побуждающего характера, должны иметь адрес своего приложения, стимулирующий фактор, в качестве которого может выступать объект разнообразных человеческих устремлений и желаний. Таким объектом, являются ценности, которые субъективно отражают в сознании индивида некоторые свойства предметов и явлений окружающей действительности с точки зрения их возможности удовлетворить его потребности.
Одно из главных мест среди стимулов, повышающих интерес, принадлежит иногда даже неосознанному стремлению обучающегося к новому, неизвестному. Академик Ю.К. Бабанский считает стимулы новизны содержания своеобразными «ключами» к двери познавательного интереса. С этим согласен В.С. Мерлин. Он отмечает, в частности: «Более глубокий интерес возникает, когда в повседневных, хорошо известных нам фактах и явлениях мы открываем новые, неизвестные нам ранее свойства, причины или закономерности» [13,с. 10].
Таким образом, анализ специальной литературы по проблеме познавательного интереса свидетельствует, что разнообразие интерпретаций феномена интерес свидетельствует о его многогранности, обуславливающей изменение его вида и структуры в зависимости от объекта и характера деятельности.
Важнейшая область общего феномена интереса - это познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру - в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно - следственные связи, закономерности, противоречивость.
В настоящее время наиболее общепризнанной является трактовка познавательного интереса Г.И. Щукиной. По её мнению, «…избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к её предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями» .
Познавательный интерес, будучи включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе – познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам – формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру которых способствует познавательный интерес.
Познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).
Особенностью познавательного
Познавательный интерес – важный фактор учения. В то же время он жизненно необходимый фактор становления личности. Жизнь, лишенная познавательного интереса тускнеет; личность лишена того значимого внутреннего стимула, который постоянно подталкивает её движение, позволяет пережить радость интеллектуального удовлетворения в любой деятельности, какой бы человек не занимался.